Кто я? От очевидного к неочевидному

Татьяна Аржаева

Есть люди, которые задают один из главных вопросов в жизни.Кто-то на него находит ответ.Кто-то в поисках.Кто-то пока подходит к тому, чтоб задать этот вопрос.У этой книги две цели:– помочь с поиском ответа, но ответ человек даст сам (так и должно быть);– внести вклад в минимизацию конфликтов, войн в этом мире и в создание условий для гармонии и доброжелательного, созидательного сотрудничества.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кто я? От очевидного к неочевидному предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

4. Путь религии, путь веры или путь

Огромное количество людей рождается в той духовной, религиозной системе, то есть в семье или обществе, в которой придерживаются той или иной религии, веры или, наоборот, занимают позицию атеистов.

Рождаясь в системе, человек становится частью этой системы, сам того не осознавая. Не просто частью, а продолжением этой системы, хранителем, последователем, миссионером в той или иной степени (как минимум по отношению к своим детям). Неважно, какая это система с чьей-то точки зрения — хорошая или плохая. Важно, что он с рождения часть какой-то системы. Чем раньше ребенок начнет воспитываться в какой-то системе, тем больше он будет становиться ее частью. Это ни хорошо, ни плохо — это просто факт.

Если вы родились в горах, то с детских лет вы научитесь по ним лазить. Если вы родились у моря, океана, то, возможно, с детских лет будете уметь плавать, рыбачить и многое другое. Если там, где пустыня, то у вас будут совершенно другие занятия и дела, умения предыдущих будут казаться как минимум странными. То же самое в отношении религии, веры или атеизма.

Люди достаточно давно поняли эту особенность и научились ее использовать. Если нужно, чтоб через пятнадцать-двадцать лет были люди с определенными чертами, особенностями характера, мышления, веры, ценностей, то их нужно как можно раньше погрузить в среду, в которой это все будет культивироваться, поддерживаться и поощряться. В идеале минимизировать общение с носителями других взглядов или полностью его исключить.

Дети видят путь религии или путь веры родителей и неосознанно его повторяют. Казалось бы, что тут такого плохого? Ничего, если…

Все портит это «если», да?

Ничего плохого, если данная религия, данная вера миролюбиво относится к другим религиям и людям из них, верам и убеждениям, если конкретная семья миролюбиво относится к другим религиям, верам и убеждениям.

Но история человечества показывает, что это встречается не так часто, как хотелось бы. Всевозможные конфликты на основе религиозных расхождений — это не редкость даже внутри одной религии, что уж говорить о других. Очень мало семей, в которых есть приверженность той или иной религии, той или иной вере и при этом обучение своих детей другим направлениям, да еще с позитивной или нейтральной точки зрения. Обычно другой путь осуждают, критикуют, называют неправильным, ошибочным (конечно, очень приятно быть на правильном пути — гордыне, тщеславию и высокомерию) и пр. В ознакомительных целях — что такое есть. Как метафора — до дома можно добраться разными путями, и каждый выбирает тот, который ему по каким-то причинам ближе. А сколько вы знаете религиозных школ, в которых с уважением знакомят с другими путями? А сколько вы знаете семей или школ, в которых не просто знакомят с другими путями, но и однажды предлагают выбрать тот, который отзывается? Принимают этот выбор и продолжают обучать или рекомендуют, куда пойти учиться?

Проблема в том, что разнообразие пугает. «Не такой» пугает. Разнообразие дорог лишает избранности, чему гордыня не очень рада… Совсем не рада. А инакомыслие, особенно если оно несогласованное, пугает еще больше.

Возможно, однажды появится школа, в которой обучают разным путям, разным верам, разным религиям, и к определенному возрасту, человек, изучив их на определенном уровне, сам решает, какой путь он выберет.

Таким образом, мы приходим к тому, что есть люди, которые, отвечая на вопрос «кто я?», называют свою принадлежность к той или иной религии, вере. Но осознанный ли это был выбор? Осознанные ли это слова? Или потому что так воспитали? Потому что в такой семье, обществе, стране родился? Потому что хотя бы немного изучил другие пути и выбрал этот? Или потому что так сложилось?

А теперь еще вопросы.

Когда вы идете по какой-то выбранной вами дороге к дому, вы тот, кто идет, или вы эта дорога?

Мой ответ: тот, кто идет. Но возможно, у вас свое видение. Я же поделюсь своим. Выбирая дорогу к дому, мы не становимся дорогой. Мы тот, кто идет по ней. И поэтому мы можем выбрать другую дорогу. У нас есть свобода выбора. Более того, мы можем каждый день ходить к дому разными дорогами, например, по настроению или смотря откуда мы едем к дому.

Тогда, если вы не дорога, а тот, кто идет по этой дороге, то кто же вы?

Еще вопрос: а какую дорогу вы выбрали бы, если б родились в другой семье, стране, обществе? Ведь такое вполне могло случиться.

Или если предположить, что все-таки реинкарнации есть. Вдруг в одной жизни вы поклонялись египетским богам, в другой были тантристом, потом буддистом, потом шаманом, потом суфием, а в этой жизни стали атеистом. А в будущей станете последователем новой веры, которой пока нет и ее пророк даже еще не родился?

Еще вопрос… Разве вы достигли того уровня, чтоб решать, какая дорога приведет все человечество к… богу, просветлению, свету? Готовы взять на себя за это ответственность? Да еще путем насилия? Лишения людей свободы выбора? Единиц, или сотен тысяч, или миллионов? Путем неуважения к тем, кого создал тот, в кого вы верите? И положить на искупление этого выбора миллионы своих будущих жизней? Готовы ли будете заплатить за это такую цену?

Мы не знаем волю бога даже в отношении себя, разве можем утверждать, что знаем ее в отношении других людей?

Грубый вопрос на проверку гордыни, тщеславия, высокомерия, но верный (а может, это тоже гордыня?): кто вы такой, чтоб утверждать, что ваша дорога самая-самая хорошая для кого-то или самая-самая негодная? Разве ваше мышление достаточно ясное? Оно обладает чистотой? Прозрачностью? Мы можем утверждать, только что наша дорога самая — самая для нас, и то, если мы стали просветленными, святыми (смотря о каком пути идет речь).

Грубый вопрос легко проверить: как вы относитесь к людям, которые идут другими дорогами? Если спокойно, нейтрально, принимая разнообразие и видя гармонию этого множества дорог, то этот грубый вопрос больше не имеет смысла. Но если это не так, то этот вопрос надо задавать себе почаще… Чтобы однажды осознать его бессмысленность.

Однако вернемся к ясности мышления, чистоте сознания. Если нет неправильных дорог, то по какой причине не все достигают цели? Но этот вопрос к дороге, или путнику, или к проводнику? Если проводник не понимает, по какой дороге он идет и как лучше по ней идти, а путник слепо следует за ним, то разве дело в дороге? Или в ясности мышления, чистоте сознания в первую очередь проводника и затем уже самого путника? Если по узкой горной дороге пытаться проехать на автомобиле, то явно что-то пойдет не так и что-то не получится. Если по гладкой автомагистрали ехать на ослике, то явно будет дольше, чем на машине. Если самолет заправить водой, то вряд ли он взлетит. А если кораблем будет управлять токарь, то вряд ли корабль отправится в путь. Хотя как токарь он может быть гениален. Так что вопрос не к дороге. Вопрос к тому, кто по ней ведет, как и кого. Вопрос к тому, как по ней пошел: слепо (все время будет спотыкаться) и бездумно или все-таки с открытыми глазами и разумом? Именно поэтому в некоторых традициях, течениях, учениях, школах есть правило — от учителя к ученику. Это попытка минимизировать погрешности у «проводника» и «путника» (а не дороги). Какие-то попытки получились более успешны, какие-то нет. Такой подход не дает гарантии на все сто процентов (искажения все равно будут), хотя шансы на успех дает приличные. Именно поэтому некоторые учителя говорят: «Не верь, сомневайся, задавай вопросы, ищи свой ответ, тогда ты будешь не верить, тогда ты будешь знать (не из знания, а из сознания)». И это тоже вариант. Но ключ к успеху на дороге — ясное мышление, чистое сознание у проводника и у путника. Это позволяет избежать многих заблуждений и ошибок в дороге, причем неважно, какую мы выбрали. С ясным мышлением и чистым сознанием у проводника и путника прекрасной будет любая дорога. Но если нет ни того, ни другого ни у проводника, ни у путника, проблемы неизбежны. Однако дорога тут ни при чем.

Очень важно понимать разницу между такими понятиями, как «один бог», «единственный бог» и «един». Первое подразумевает, что он один, второе, что он один, третье — един, что означает, все его проявления едины, а проявлений может быть множество. Я думаю, что на каком-то этапе люди перестали понимать разницу между «один» и «един». Как только большая часть поймет суть единства (множество путей ведут к одному дому), исчезнет масса причин для конфликтов и войн, их оправданий и в мире будет больше мира и гармонии.

Еще вопрос. Человечество.

Сколько нас в текущем времени? А сколько всего за период существования человечества? Сколько дорог создало и создает человечество? Огромное количество. Все эти дороги есть в нас, в людях. Все эти дороги внутри человечества.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кто я? От очевидного к неочевидному предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я