1. книги
  2. Учебная литература
  3. Татьяна Бакаева

Ошибка выжившего препода, или Языковой коучинг для начинающих

Татьяна Бакаева (2021)
Обложка книги

Учу английский со школы, но разговаривать так и не научился. Дохожу до определенной темы и как будто блок. У меня нет таланта к языкам. Каждому из нас хотя бы раз в жизни приходили эти или похожие мысли. Они же и заставляли нас бросать занятия. А если разобраться, что за этим стоит? Каковы истинные причины того, почему не учится язык?

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Ошибка выжившего препода, или Языковой коучинг для начинающих» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Идеальное знакомство

В приёмной я сидела одна и слушала, как тикали настенные часы. В голове я прогоняла сценарий нашей встречи. От неё зависело, будем ли мы сотрудничать с этим холдингом в дальнейшем или нет. Однако меня больше волновало, смогу ли я помочь человеку продвинуться в языке. С собой у меня был целый арсенал: флешка с уроком-презентацией, мои дипломы, разговорные карточки-картинки, список вопросов, 3 запасных плана на случай, если что-то пойдет не так.

Меня приглашают войти, я иду и с порога приветствую Владимира по-английски, смотрю на его реакцию. Он быстро включается в беседу и берет инициативу в свои руки. Он мне предлагает присесть, просит секретаря принести кофе и говорит о своём образовании. Удобный случай, чтобы уточнить его предпочтения в обучении:

— Расскажите о своём самом лучшем обучении.

Этот вопрос не про язык, а про то, как человек любит учиться, что его зажигает и что ему легче всего даётся. Можно сделать вывод о том, что человек хочет видеть в процессе обучения: системность, гибкость, эмоции, игру или что-то ещё.

— Что вы уже умеете делать на языке?

Этот вопрос не про уровень, а про сильные стороны и про то, что нравится в языке.

— Представьте тот день, когда вы легко и непринужденно свободно говорите по-английски. Чем вы займётесь и как будете себя чувствовать?

Этот вопрос помогает понять истинные желания человека и проверяет, насколько цель соответствует реальности, конкретизирует и формулирует её.

— Какого идеального результата вы хотите достичь за 3 месяца?

Ответ на этот вопрос закладывается в план обучения.

Первая встреча преподавателя и ученика очень важна, поскольку определяет ход всего образовательного процесса. Важно найти общий язык, обсудить цели, договориться не только о расписании и программе, но и о взаимных обязанностях и ответственности. Беседа должна быть открытой, доверительной несмотря на то, что это первый контакт. Готовиться к такой встрече лучше заранее, например, можно создать файл «Анализ потребностей» (needs analysis) и использовать его с каждым новым учеником.

Что важно знать преподавателю об ученике:

1. Общую информацию (возраст, род деятельности, образование, хобби)

2. Уровень языка (можно определить при помощи теста или в ходе собеседования, например, задать вопросы о п.1 на английском)

3. Цели и задачи обучения (зачем нужен язык, почему именно в данный момент, кто был инициатором обучения)

4. Предыдущий опыт обучения (может быть даже и не языкового, чтобы определить стиль обучения, сильные и слабые стороны, предпочтения и возможные проблемы)

5. Ожидания от процесса обучения (расписание, домашние задания, технические средства, продолжительность курса)

Эти вопросы кажутся очевидными, но всё зависит от того, как их сформулировать. Чаще всего на вопрос: «Зачем вам английский?» мы слышим:

— для работы

— для путешествий

— для себя

Такие ответы нисколько не помогают преподавателю, потому что они не очень конкретные. Наша же задача — увидеть то, что кроется за ними.

Давайте потренируемся:

Если вы преподаёте, попробуйте переписать свои вопросы так, чтобы ответы на них были более конкретными и давали вам большее представление о человеке и его запросе.

Например, вместо «Расскажите о своём предыдущем опыте изучения языка» спросите: «Как вы оцениваете ваш предыдущий опыт изучения и использования иностранного языка? Какие чувства он вызывает? Что удавалось и не удавалось во время процесса изучения языка? Почему?»

Вместо: «Зачем вам язык?» спросите: «В каких ситуациях вы чувствуете нехватку знаний иностранного языка?», «Где вы будете применять свои знания?», «Представьте, что вы выучили язык, говорите на нем легко и свободно, что вы теперь будете с ним делать?»

Если вы собираетесь изучать язык, то подумайте, какие на самом деле вы преследуете цели, какого результата хотите достичь и что будет показателем достижения этой цели? Например, что вы сможете сделать на языке и какие при этом у вас будут ощущения?

Что значит изучать язык для работы? Что вам нужно делать на языке по работе (вести переговоры, отвечать на звонки, ездить в командировки)? Какие перспективы откроются перед вами, когда вы почувствуете уверенность в своем английском?

Что значит изучать язык для себя? Что именно хотите делать на языке для себя? Что лично вам даст знание языка?

Что значит знать английский для путешествий? Куда и когда планируете поехать? Где, с кем и в каких ситуациях вы будете общаться?

Сколько времени вы готовы заниматься языком самостоятельно? С преподавателем? Сколько времени, на ваш взгляд, необходимо, чтобы достичь вашей цели?

Когда вы дадите честные и конкретные ответы на эти вопросы, преподаватель сможет составить программу, подходящую именно вам.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я