Биошкола

Татьяна Веске, 2023

В книге «Биошкола» предлагается реорганизовать труд учителя, сам педагогический процесс так, чтобы образование и воспитание стало самым любимым делом и ученика и учителя. Обучение и развитие ученика рассматривается через воспитание любви к своей земле, понимание своей необходимости как гражданина и труженика своей страны. Книга адресована людям, которые могли бы способствовать изменению учебно-воспитательного процесса с целью улучшения качества образования и профессиональной ориентации школьников. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

  • ***
  • Часть первая

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Биошкола предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

***

Часть первая

Основа воспитания в Биошколе — любовь к земле

Перед современной школой стоят очень важные задачи: дать качественные знания своим ученикам и воспитать ученика как гражданина своей страны. Трудностей для выполнения этих задач очень много: отсутствие единой школьной программы, частое временное несоответствие прохождения смежных тем в разных учебных предметах, уменьшение количества часов по важнейшим учебным дисциплинам, отсутствие единых воспитательных целей на уровне страны, большие классы по 35–40 учеников, требования хороших оценок родителями, перегруженность учеников и учителей, их юридическая незащищенность.

Встают вопросы: как дать ученикам хорошие знания? Как воспитывать? Кто будет заниматься воспитанием и в какое время? Пример поведения окружающих — лучшее воспитание. Прежде всего, это воспитание человека — гражданина, любящего свою родину, воспитание ученика — личности, отвечающей за свои поступки, за чистоту совести перед людьми и собой.

Наверное, могут быть разные подходы в воспитании, но в основе лежит любовь к своей земле, к своей Родине. К земле, как кормилице людей, к земле, как к родному дому. Человек, понимающий, что земля — его кормилица, дом, родина, богатство, не сможет принести ей вред, мусорить, загрязнять каким бы то ни было образом. Можно ли учить детей теории любви к земле? А можно ли учить теории любви к матери? К другу? С чего начинается любовь в детстве? К матери — с её прикосновений, улыбки; к Родине — с семейных рассказов; к земле — с прогулок по лесу, парку, с копания в огороде на даче, поливу грядок, купания в реке и любования природой.

Дети в городе часто лишены самого простого, но самого важного — «общения» с землей, с природой. Им не понятна теплота земли, важность почвы как основы плодородия. Кусочки утоптанных городских газонов не могут привести к мысли о земле как важнейшем богатстве. Городским детям очень часто всё заменяет виртуальная реальность: там можно играть во всё, что хочешь, можно найти ответ на любой вопрос. В этой виртуальной реальности теряются авторитеты. Учителя и даже родители всё больше уходят на второй план. Оторвавшись ненадолго от своих игр, ребенок оказывается в реальном мире: выходит на загазованную автомобилями улицу, почти не видит загруженных работой родителей, тем более бабушек и дедушек.

Откуда возьмется у него любовь к Земле? С замусоренных газонов? С заставленных парковок? С доставки продуктов из гипермаркетов? Ребенок рождается и живёт в этой реальности, привыкает к ней, а своё поведение копирует с окружающих. Ребенок может не знать никакой другой реальности, кроме виртуальной.

Чем же здесь может помочь школа? Уроки биологии (часы этого предмета очень сокращены) остаются такими же абстрактными, как теория любви к матери или другу. Несомненно, что уроки раскрывают закономерности и участвуют в формировании научной картины мира, остались даже единичные лабораторные работы, а иногда и оборудование к ним. Но в основном изучается только теория. Возможно, кто-то заинтересуется этим предметом, будет сдавать экзамен и поступать в профильный ВУЗ, но для большей части ребят предмет биология в жизни останется только очередной ступенькой лестницы к получению аттестата, а воспоминания о нём сведутся к пестикам и тычинкам. Изучение биологии, основанное на практической деятельности, позволило бы решить очень многие воспитательные и педагогические задачи через работу учеников на земле и лабораторные исследования. Практическая деятельность ведёт не только к повышению интереса обучающихся к науке, но и приводит к пониманию недопустимости загрязнения окружающей среды как взаимосвязанной экосистемы. Отсюда вытекает и воспитание человека, ответственного за землю. Не может любящий землю человек, нанести ей раны в виде механического, химического или других загрязнений.

Как же внедрить в жизнь идеи о воспитании ответственного человека, любящего свою Родину и обладающего качественными знаниями? Как эти идеи организовать на практике? Думаю, это связано с пониманием личности ребёнка. Каждый любящий родитель скажет, что его, даже годовалый, малыш всё понимает, что ему можно объяснить, почему надо поступать так, а не иначе. Так и в школе: всё можно объяснить, но для этого нужно всё объяснять на практике.

Конец ознакомительного фрагмента.

***

Оглавление

  • ***
  • Часть первая

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Биошкола предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я