1. книги
  2. Монографии
  3. Татьяна Михайловна Ковалёва

Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только…

Татьяна Михайловна Ковалёва (2018)
Обложка книги

В коллективной монографии рассмотрен процесс личностно-ресурсного картирования как средство и совместная деятельность тьютора и его подопечного — тьюторанта в процессе построения индивидуальной образовательной или учебной программы. Также представлен опыт членов Межрегиональной тьюторской ассоциации по разработке конкретных технологий личностно-ресурсного картирования. Каждая из этих технологий ориентирована на определенную возрастную группу, но также может быть адаптирована и перенесена на иные возрастные группы. Для тьюторов, преподавателей общего и высшего образования, воспитателей, психологов, социальных работников, руководителей образовательных учреждений, аспирантов, магистрантов направлений педагогической подготовки и всех, кто интересуется организацией тьюторского сопровождения в сфере образования и развития человека.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только…» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Правила построения образовательной карты

1. Образовательная карта должна отражать Ваш опыт.

2. Образовательная карта должна иметь условную масштабность, то есть большее — меньшее проявление (значение, влияние) объектов, вынесенных на карту. Условность подразумевается субъективностью составляющего карту. Все эти факторы подразумевают выработку собственной единицы масштабирования.

3. Образовательная карта должна иметь собственную систему условных обозначений, это требование обозначим как знаковость.

4. Она должна отвечать правилу картографической генерализации, чтобы карта не превращалась в случайный набор явлений, фактов, объектов или показателей, то есть должен существовать отбор и обобщение содержания, изображение только главных, имеющих существенное значение явлений, фактов, объектов или показателей.

5. Образовательная карта должна быть правильно оформлена, то есть иметь: название карты — вверху, условные обозначения в специальной рамке — внизу или по правому краю листа, собственную цветовую гамму.

Выработка единицы масштабирования в технологии «Образовательная картография», представленной руководителем Удмуртского отделения Межрегиональной Тьюторской Ассоциации Т.М.Митрошиной в 1 главе данной монографии — самый сложный момент создания образовательной карты. «Выработка единицы масштабирования в нашем опыте вызвала появление таких новообразований как: «один слух» — слышал об этом (информированность), «один был» — участвовал, «один серьёз» — серьёзное явление (факт, объект), «один чел» — по количеству людей, «один важ» и «один знач» — важное, значимое событие» — пишет она.

Таким образом, было положено начало образовательному картированию, которое затем стало для нас все больше пониматься как ресурсное образовательное картирование, т. к. объекты, нанесенные на карту анализировались и становились в дальнейшем ресурсом для тьюторанта в построении им своей индивидуальной образовательной программы.

Процесс работы с картой, который всегда запускался в совместной работе тьютора и тьюторанта, затем продолжался и поддерживался уже самим тьюторантом и становился для него важным инструментом «организации самого себя», процессом его личного картирования. Таким образом, в конечном итоге, этот тип работы стал называться в российском тьюторском сообществе личностно-ресурсным картированием.

Члены Межрегиональной Тьюторской Ассоциации, активно экспериментируя с различными вариантами образовательного картирования, начали оформлять конкретные технологии личностно-ресурсного картирования, учитывая специфику той или иной аудитории, в которой они применялись. Так была создана технология личностно — ресурсного картирования «СоКРАТ» (авторы технологии — Изотова Ю.А., Кобыща Е.И., Ковалева Т.М., Шмаков А.Ю.) Соавторами-практиками, апробирующими данную технологию, стали Шестакова Т. Н. и Клячина О. 3. — методисты Центра развития образования Чайковского муниципального района Пермского края. Позже эта технология, подробно представленная во 2 главе данной книги руководителем Пермского отделения Межрегиональной Тьюторской Ассоциации М.В.Тюминой, стала основной для проведения курсов педагогов, вводных тьюториалов на муниципальных методических конференциях, а еще позже, для частной тьюторской практики в работе со взрослыми.

Лазарева Л.И. (Центр Возможностей «Наш лад» г. Москва) стала руководителем первой дошкольной площадки в России, специально созданной для навигации и самоопределения в образовании самых маленьких в сопровождении тьюторской команды.

В зависимости от возраста и особенностей ребёнка, а также с учётом семейного уклада и запросов конкретной пары «Взрослый-Ребенок», тьюторами стали решаться различные задачи: от проявления «самости» и развития самостоятельности маленького ребенка до построения им личного образовательного маршрута. Для этой цели Ладой Игоревной была создана специальная тьюторская игра «#КомпасЛада», подробно представленная ею в 3 главе данного издания.

В 2017 году у Межрегиональной Тьюторской Ассоциации появился новый масштабный проект — сетевая тьюторская интернатура. Совместная сетевая тьюторская интернатура международной ассоциации Развивающего обучения (МАРО) и Международной Тьюторской Ассоциации (МТА) была задумана прежде всего как место, где уже реально работающие тьюторы могли бы получить опыт работы в цифровом образовательном пространстве. Но понятно, что перенос деятельности тьюторов в «цифру» требует разработки и освоения ими принципиально иных онлайн-инструментов.

Так как картирование является одним из важных аспектов тьюторской работы, началась разработка технологий и инструментария для того, чтобы тьюторы смогли работать с личностно-ресурсными картами онлайн.

Начало этой работы представлено в 4 главе книги Климовой Т.А., являющейся координатором сетевой общественно-профессиональной интернатуры МАРО и МТА; методистом, преподавателем и тьютором программ дополнительного профессионального образования Томского Государственного Университета.

Сетевая тьюторская интернатура работает всего один год и поэтому в данной монографии представлены лишь начальные, но, не смотря на это, очень интересные, пробы работы с картами. В качестве дальнейшего шага развития тьюторская группа планирует более полное использование особенностей создания онлайн — карты как «гипертекста» для тьюторанта. Предполагается, что в ней будет оформляться индивидуальная образовательная программа со всеми ссылками, файлами и другими образовательными ресурсами, которые тьюторант подбирает для себя сам. Такая карта, действительно, станет для тьюторанта реальной личностно-ресурсной интерактивной картой.

Таким образом, в данной коллективной монографии нами представлены 4 конкретных технологии личностно-ресурсного картирования, каждая из которых ориентирована на работу с одной из целевых групп: с дошкольниками, школьниками и взрослыми людьми, а также в формате онлайн обучения.

Это наш первый совместный опыт, и мы будем рады любым суждениям, замечаниям и предложениям, которые нам помогут двигаться дальше в понимании и освоении процесса личностно-ресурсного картирования.

О книге

Авторы: Татьяна Ковалёва, Татьяна Климова и др.

Входит в серию: Библиотека тьютора

Жанры и теги: Монографии, Педагогика

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только…» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я