Историей чудотворных икон Божией Матери интересуется самый широкий круг читателей — и верующие, церковные люди, и нерелигиозные, но неравнодушные к истории и культуре нашей страны. Казалось бы, на эту тему очень много материала и в книгах, и в интернете. Однако изобилие это кажущееся. Большинство книг является воспроизведением дореволюционных изданий, а многие сайты просто перепечатывают друг у друга статьи из тех же книг 100-летней давности. И в них нет ни слова ни о печальной участи большинства икон после революции 1917 г., ни о возвращении их Церкви в 90-е годы, ни о почитании в наше время. Поэтому книга станет для многих неожиданным открытием, так как в ней, кроме привычной истории обретения чудотворных образов в глубокой древности, можно найти массу интересных сведений об их современной судьбе и теперешнем местопребывании. Легкий и ясный — в отличие от старых книг — стиль изложения делает чтение нетрудным и приятным.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Пред святою Твоею иконою… История чудотворных икон Божией Матери» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Тихвинская икона Божией Матери
По преданию, Тихвинская икона Божией Матери была написана святым евангелистом Лукой и передана им Феофилу в Антиохию. Затем икона пребывала в Иерусалиме, откуда в V веке ее взяла с собой в Константинополь путешествовавшая по Святым местам императрица Евдокия, супруга Феодосия Младшего.
В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери», наиболее ранние из которых датируются рубежом XV–XVI веков, ее появление в новгородских пределах относится к 1383 году — при Московском великом князе Димитрии Донском икона, необъяснимо, чудесным образом исчезнувшая в Царьграде, явилась над водами Ладожского озера, сияя лучезарным светом. Явление ее видели рыбаки. На месте ее появления поставили часовню. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», икона еще несколько раз появлялась перед очевидцами. Вскоре образ обнаружили у деревни Имоченицы, у реки Тихвины, затем он явился «на Кожеле на Куковой горе». Здесь отслужили молебен и начали рубить на горе храм. Но наутро икона исчезла и обнаружена была в 90 саженях от того места вместе с основанием под храм. На том месте, где икона окончательно остановилась — на левом берегу реки Тихвины, — был устроен деревянный храм во имя Успения Богоматери, который неоднократно при пожаре превращался в пепел; но находившаяся в нем явленная чудотворная Тихвинская икона Божией Матери всегда оставалась невредима. Наконец усердием великого князя Василия Иоанновича вместо деревянного храма для Тихвинской иконы Божией Матери в 1510 году был создан каменный, а спустя 50 лет иждивением и усердием царя Иоанна Грозного был основан Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.
Много чудес явила Пресвятая Богородица через свою икону, но наиболее замечательным было спасение Тихвинской обители от нашествия шведов в 1613 году. Все население укрылось за монастырскими стенами; осажденные горожане и иноки в горячих молитвах перед чудотворным образом просили заступничества Божией Матери. Во время осады одной благочестивой женщине Марии, за два года перед тем пришедшей в монастырь слепой и получившей по вере своей зрение, ночью в тонком сне явилась Пречистая Дева и сказала: «Объяви всем, находящимся в обители, да возьмут икону Мою и обойдут по стенам вокруг, и узрят милость Божию». Радостью и упованием исполнились сердца осажденных; чудотворный образ с молебным пением обнесен был по стенам монастырской ограды, и внезапно врагов объял страх. Никем не гонимые, они бежали от обители.
Спустя некоторое время враги снова с большими силами окружили монастырь. Православные опять прибегли к чудотворному образу Богородицы и умоляли Ее умилосердиться над страждущими. В монастыре находился послушник соловецкого монастыря Мартиниан, человек чистый сердцем и богобоязненный. В ночном видении ему явилась Богоматерь и объявила: «Близ погибели есть место сие многих ради нечистот греховных, имиже осквернися сие святое место Мое». В ужасе от видения, Мартиниан со слезами рассказал о нем начальствовавшим в обители. Сквернодетельные лица были изгнаны из монастыря, в усердных слезных молениях братия просили Бога и Богородицу, да не предадут людей Своих в руки врагов. 13 (26) сентября, после нового явления Божией Матери в ночном видении Мартиниану и повеления отогнать врагов от дома Ее, православные защитники обители и Отечества удостоились дивной небесной помощи. Шведы увидели, что со стороны Москвы к обители идут многочисленные полки вооруженных воинов, и испугались. Одна надежда на подземные подкопы удержала врагов от бегства.
Осажденные, услышав о новом явлении и повелении Богородицы, укрепленные упованием на небесную помощь, устремились на врагов. Тех объял страх, и они со стыдом побежали, поражая друг друга. Пленные из врагов рассказали, что они в прошедшую ночь видели многочисленное воинство, выходившее из монастыря для нападения на них. Эта славная победа чудесно дарована Богоматерью в ночь на праздник Воздвижения Животворящего Креста в 1614 году.
Не прошло года, как командующий шведской армией Делагарди в страшной злобе на Тихвинскую обитель, при осаде которой столько было потрачено напрасных усилий и понесено потерь, послал многочисленное войско с приказанием разорить монастырь до основания, чудотворную икону Богоматери изрубить на части, а церковь, в которой она находится, разметать по полю. Когда эта угроза врага достигла слуха защитников монастыря, они устрашились и даже хотели удалиться с чудотворным образом в Москву. Но икона пребывала неподвижна, ее никак не могли сдвинуть с места. И слабая горсть защитников, возложив свою надежду на всесильную помощь Богородицы, затворилась в обители и ожидала врага. Скорая Помощница правоверным и Хранительница обители не допустила до нее неприятелей. Они поражены были новым чудом: им показалось, что на них устремилось многочисленное вооруженное воинство. Не надеясь противостоять такой силе, враги в беспорядке бросились бежать от монастыря и с этой поры не дерзали уже подступать к обители для ее разорения. Победа над врагами единодушно и воинами, и вождями была приписана невидимой помощи Тихвинской Богоматери.
Спустя около года после чудесной победы прибыли в стены Тихвинского монастыря царские послы для заключения мира со шведами. Сняв список с чудотворной Тихвинской иконы, они отправились за пятьдесят пять верст, к реке Сяси, в деревню Столбово, недалеко от Ладоги, куда прибыли и шведские послы, и там 17 февраля 1617 года заключили Столбовский мир перед иконой Божией Матери, как главной порукой мира со стороны русских. Оттуда послы отправились с той же иконой для принятия из рук врагов Новгорода, бывшего в их власти 7 лет, где с благодарственными слезами встречена была Царица Небесная, дивно избавившая от врагов.
В память чудесного явления Тихвинской иконы и одоления врагов предстательством Богородицы установлен был Церковью 9 июля (26 июня) по всей России праздник в честь Тихвинской иконы Богоматери. Тихвинская икона стала почитаться национальной святыней, список с нее был поставлен в Успенском соборе Московского Кремля. На поклонение святой иконе издревле притекали и приносили свои посильные вклады в ее честь лица всех сословий, и знатные, и простые. По самым скромным подсчетам, все украшения на золотой ризе, не считая ее самой, стоили около 60 000 рублей серебром. Перед иконой висела золотая лампада ценою около 12 000 рублей серебром — приношение графа Шереметева в 1803 году.
После закрытия обители большевиками в 1920-х годах чудотворный образ попал в местный музей. В годы Великой Отечественной войны городом ненадолго овладели нацисты, и с их уходом исчезла чудотворная икона. В 1944 году Тихвинскую святыню видели в одном из антикварных магазинов оккупированной немцами Риги.
В результате долгих странствий в 1950 году чудотворный образ был перевезен в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий Гарклавс, всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы.
Православный публицист Сергей Фомин в статье «Война, Церковь, Сталин и митрополит Илия» сообщает историю, согласно которой в 1941 году чудотворный список Тихвинской иконы из московского храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском спас Москву от немцев: «Изрядно смутившийся Сталин […] призвал к себе в Кремль духовенство для молебна о даровании победы; тогда же чудотворная Тихвинская икона Богоматери из Тихвинской в Алексеевском церкви была на самолете обнесена кругом Москвы и Москву от врага спасла. А 9 декабря после первого успешного контрнаступления, предшествовавшего московскому, был освобожден г. Тихвин».
Эту же историю писатель и священник о. Николай Блохин включил в свой роман «Рубеж» (2015), а в интервью сайту «Русская линия» подтвердил, что она основана на реальных событиях. «Ранней осенью в Московской области шли жуткие дожди, — рассказывал писатель, — никогда раньше таких дождей не было. Вода превратила землю в месиво, и 2,5 тысячи танков Гудериана и Гепнера завязли в непроходимой грязи. А поздней осенью вдруг ударили невероятно сильные морозы. Мой отец, участник обороны Москвы, своими глазами видел 19 ноября на ртутном термометре минус 52 градуса! А скажите мне, что станет с двигателем, если он простоит на таком морозе всю ночь? Утром его невозможно будет завести. В результате у Гудериана под Тулой на ходу оказалось всего пять десятков танков, а у Гепнера под Москвой еще меньше. Если бы не это, 4-я танковая группа Гепнера, переброшенная под Москву из-под Сталинграда, наверняка вошла бы в нашу столицу. Но чудо есть чудо: наши танки все завелись! И об этом, конечно, было доложено Сталину. Может, двигатели наших боевых машин всю ночь работали на холостом ходу? Не работали! Горючки не было. И Сталин понял, Кто защищает Москву. Недаром в семинарии учился. Вот почему он вдруг изменил отношение к Церкви. И народ получил самое надежное оружие — веру. Одним из первых был открыт храм Варлаама Хутынского, именно в день памяти этого святого ударил небывалый мороз.
А вот историю о том, как по приказу Сталина 8 декабря 1941 года на американском “Дугласе” был совершен облет Москвы с иконой Богородицы Девы Марии “Тихвинская”, я услышал от главного участника события маршала авиации Александра Евгеньевича Голованова. Было это летом 1952 года. Мой отец работал мастером-наездником Московского ипподрома. В один из дней на конюшне собрались шесть любителей бегов: мои родители, маршал Голованов, генерал-полковник Михаил Громов, Василий Сталин и я. Сын вождя командовал военно-воздушными силами Московского военного округа, был генерал-лейтенантом. Но на конюшне все его звали Васькой. Он подтвердил рассказ главного маршала авиации. Александр Евгеньевич рассказывал, что, мягко говоря удивился, когда услышал приказ Верховного. Была жуткая метель — в нескольких метрах ничего не видно. Возник резонный вопрос: нельзя ли перенести полет? Но Сталин сказал, что погода очень хорошая, а станет еще лучше. И произнес необычную загадочную фразу: “Варлаам Хутынский как уже устраивал, так еще устроит”. Что ж, приказ есть приказ. Штурмана на облет Москвы Голованов решил не брать: чего там “штурманить”, когда все равно ни зги не видно! Но ему дали очень интересных пассажиров: священника с иконой и тремя женщинами. Голованов говорит батюшке: “Вообще-то так: полет наш непредсказуем — вы понимаете? Я знаю, что вы добровольцы, но…” “Милок, — отвечает священник, — какая непредсказуемость? С нами Царица Небесная!” Представляете реакцию летчика? Но батюшка говорит еще круче: “Слушай, сынок, нельзя ли в полете, это самое, чтобы двигатели твои работали потише и не мешали пению?” Голованов не выдержал и рассмеялся. Взлетели. И вдруг Голованов заметил, что в самолете необычайно тихо. Посмотрел: моторы работают. А шума нет! Ясно слышны голоса священника и певчих: “Царица моя преблагая, надежда моя, Богородице…” А по радиосвязи голос из Кремля: “Саша, сделай погромче…” Сталин любил церковное пение, об этом рассказывали сведущие люди после его смерти.
Полет продолжался. Голованов рассказывал: “Смотрю, а у меня в фонаре (переднее стекло кабины) вид, как на полотнах Куинджи: кругом метель, а впереди все видно до самого горизонта”. Самолет летел светлым тоннелем, вокруг которого бушевала непогода»7.
Это удивительное событие отражено в одной из мозаик, посвященных обороне Москвы 1941 года, в главном храме Вооруженных сил России в парке «Патриот».
Согласно завещанию архиепископа Иоанна (Гарклавса), возвращение подлинника иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда возродится Тихвинская обитель. В 1995 г. Тихвинский Богородицкий монастырь был возобновлен. 23 июня — 9 июля 2004 года состоялись торжества по случаю перенесения Тихвинской иконы Божией Матери из Чикаго в Москву, Санкт-Петербург, а затем в Тихвин, где она была поставлена в Успенском храме обители. Протоиерей Сергий Гарклавс вспоминал: «В Ригу мы прибыли 21 июня 2004 года и пробыли там 2,5 дня. Встреча была неописуема! Когда въехали в город, начался колокольный звон, а улицы с обеих сторон были заполнены людьми. 250 тысяч человек встречали Святыню. Потом икона приехала в Москву (где на поклонение к ней пришло около полмиллиона человек), затем — в Петербург. А утром 8 июля мы выехали с Ладожского вокзала в специальном поезде в Тихвин. Там от Соборной площади к монастырю икону несли по дороге, усыпанной живыми цветами».
И вновь великая святыня земли русской простирает свой покров над нашим народом…
«Державный покров России»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Пред святою Твоею иконою… История чудотворных икон Божией Матери» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других