Ордена и медали России отражают историю становления и развития нашей страны, в каждой из наград запечатлен определенный этап жизни нашего государства. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Символы и награды предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть I
Символы российской державы
История российского государственного герба
Герб царства Русского
Основным символом каждой страны является государственный герб, которому непременно предшествуют определенные прообразы. Поначалу ими служили различные изображения зверей — своеобразные покровители того или иного рода и племени. Спустя некоторое время главными предшественниками герба были признаны родовые и семейные признаки собственности, которые славяне именовали «метками», или «рубежами» (рис. 1).
Рисунок 1. Герб царства Русского
Со времени возникновения отдельных государств образовались и конкретные символы каждого из них. Например, 5 тысячелетий тому назад на южной оконечности теперешнего Ирана у шумеров подобным символом являлся орел со львиной головой, а в Египте этим основным знаком была змея.
Главы государств, воспринимавшие изображения неких символов как защиту своего рода или племени, а потом и своего собственного войска, начали изображать их непосредственно на щитах воинов. В Древней Руси эти символы располагались на воинских знаменах, которые до XV в. назывались стягами. Такими русскими символами считались крест, образы Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и прочих святых, которые, по верованиям наших пращуров, олицетворяли образы Высших Сил, призванные защитить саму Русь от врагов.
Само слово «герб» — польского происхождения и переводится как «наследство», но и поляки не сами изобрели этот символ, а просто переняли его у крестоносцев, которые носили на собственных боевых щитах родовые знаки, передававшиеся от отца к сыну как наследие.
Всякий российский князь, не важно, какой вотчиной он владел, также обладал своим отличительным знаком. Например, подобный символ династии Рюриковичей в начале их правления на Руси выглядел, как 6-гранный щит с 2 крестами, параллельно соединенными между собою. Кстати, такое явление никого не обескураживает, поскольку крест представляет собой самый древний знак на земле.
Когда испанские конкистадоры нарушили мирный покой американских индейцев, то они онемели, увидев изображение креста у, как они полагали, дикарей.
Крест издавна являл собой и известные всем православным 4 стихии — огонь, воду, воздух, землю; и 4 стороны света, которые в своем совершенстве и являются неким равновесием в мире. Во всех странах и землях люди с трепетом воспринимали знак Христов — Крест. Древнегреческий философ Платон неоднократно копировал его изображение со стен старых египетских храмов. Хотя известный советский актер Борис Андреев и острил насчет древних греков, что они не знали о своей древности, тем не менее и древние греки, и не менее древние римляне верили, что именно крест имеет значение для всех мирских дел.
Арабские ученые и европейские путешественники в один голос свидетельствуют, что именно крест наряду с самыми главными христианскими обрядами попадался им на территории восточных славян за 400 лет до того, как Русь приняла христианство! В то время на ее южных рубежах образовалось очень большое и могущественное (на территории Древней Руси) христианское государство Византия, обладавшее собственной культурой и богатейшим греко-римским наследием. Как и для греков, так и для христиан знак креста служил высшим предназначением рода человеческого. Сколько бы ни прошло лет, но суть творения не поменялась.
В христианской вере Крест теперь символ Голгофы, т. е. пути, пройденного от страдания к радости. «Принять крест свой» — это выражение означает отказ от самого себя, стремление преодолеть гордыню и самолюбие, посвятить свою жизнь служению людям, смиренно учиться терпению и мужеству. Иными словами, воспитывать в себе самые позитивные человеческие черты.
История властвования великого князя Ивана III (1462–1505) — чрезвычайно значимый этап образования единого Российского государства. Именно этому правителю посчастливилось навсегда ликвидировать позорную зависимость от постоянной выплаты дани Золотой Орде, особенно после полной победы в 1480 г. над войском хана Ахмата, который предпринял очередной поход на Москву. В результате этой «виктории» под сенью Великого княжества Московского объединились ярославские, новгородские, тверские и пермские земли.
Новообразованное государство предприняло активные попытки развития разнообразных связей с другими странами Европы, чем значительно укрепило свои позиции на внешнеполитической арене. В 1497 г. был разработан общерусский Судебник — единый свод законов новой страны.
Примерно в этот период — время успешного устроения российской государственности — гербом государства Российского был признан двуглавый орел, который наглядно утверждал верховную власть и независимость, иначе называвшиеся в истории страны «самодержавием».
Мудрый и дальновидный великий князь Московский Иван III взял в жены византийскую царевну Софью Палеолог, а для укрепления собственного авторитета в глазах иностранных держав заодно принял и родовой герб византийских царей — двуглавого орла, который символизировал собой Римско-Византийскую империю, охватывавшую довольно значительные территории как на Востоке, так и на Западе.
В 1547 г. великий князь Московский Иван IV Грозный был помазан на царство и отныне именовался очень пышно: «Мы, великий государь Иван, Божьею милостью царь и великий князь всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Рязанский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных», — а позже к этим титулам добавилось: «Казанский, Астраханский» и «всех сибирских земель повелитель».
Византийский император Максимилиан II не позволил дочери, Софье Палеолог, пользоваться императорским орлом, а потому голову птицы, изображенной на стяге жены Ивана III украшал не императорский, а всего лишь цесарский венец.
В Европе признание столь значительных изменений в российской государственности было различным. Например, Великобритания сразу признала великолепный титул русского соседа и даже называла его «императором». Родственник русских великих князей — император Священной Римской империи Максимилиан II только в 1576 г. согласился признать Ивана Грозного царем всея Руси, а поляки вплоть до 1764 г. отказывались признавать самостоятельность Русского государства и упорно продолжали называть его Московией.
Изображение Георгия Победоносца, которое вновь появилось на государственных атрибутах России, символизирует не только образ легендарного «победителя змия», но и более глубокий намек древности на то, как Сыны Света одержали победу над черными магами и колдунами мифической Атлантиды. В те давние времена центром мироздания считалось созвездие Дракона, а после гибели Атлантиды земная ось значительно сместилась и сейчас упирается в Малую Медведицу и соответствующую ей Полярную звезду. Таким образом, факт поверженного дракона носит в себе космический смысл перемещения земной оси — как некое предостережение из прошлого о возможности чего-то похожего в будущем, что заставляет хорошенько призадуматься.
В древности на Руси свои отличительные знаки имели почти все города, однако основное понимание государственного символа как герба единого государства начинает обретать более конкретные черты только при Великом князе Московском Иване III и получает окончательную форму лишь при царе Алексее Михайловиче во второй половине XVII столетия (рис. 2).
Рисунок 2. Печать Ивана III
Основными атрибутами Государственного герба России признаны 2 символа — двуглавый орел и всадник (известный Георгий Победоносец), который, восседая на коне, насмерть поражает дракона своим копьем. Как попали эти эмблемы на российский герб? Очень просто — из глубины веков. Например, Георгий Победоносец. Прообразом этого воина служил его пеший собрат, проще говоря, богатырь с дубиной. В него истово верил народ, как в защитника от темных и недружественных сил, а поскольку в Х в. из просвещенной Византии на Руси вместе с крещением распространился культ святого Георгия — покровителя воинов и покорителя злого духа, то русичам ничего не стоило быстро соединить сей благородный облик с уже привычным богатырем с палицей. Только теперь безымянный сородич получил конкретное имя — Егорий Храбрый.
Изображение Егория Храброго вскоре перекочевало из народного творчества в московскую эмблему (в 1263 г.) в тот период, когда сын Александра Невского Даниил Александрович достиг исполнения главной своей мечты — самостоятельности от Владимирского княжества.
Известный российский историограф В. Н. Татищев писал о том, что в конце XV в. во время правления Ивана III на лицевой стороне печати великого князя всея Руси вместо доброго и пешего молодца с палицей впервые появился «ездец, убивающий змия». В этом всаднике уже хорошо просматривался образ защитника Отечества от угрозы иноземных недругов, тем более что в 1480 г. Ивану III удалось-таки объединить вокруг Московского княжества другие русские земли и освободить свою страну от татаро-монгольского ига. До сегодняшнего дня образ всадника с копьем наперевес остался в российском гербе неизмененным. Возможно, по истечении времени могут видоизменяться некоторые детали рисунка символа.
Поскольку имена Юрий и Егор стали фольклорными производными от греческого имени Георгий, то очень скоро на Руси появился любимый персонаж всяческих былин и сказаний — святой защитник всех обиженных и угнетенных с христианским именем Георгий.
На обратной стороне печати великого князя Ивана III было помещено изображение двуглавого орла. Попробуем отследить историю его возникновения на Руси. Сам смысл изображения распростертых крыльев считался символом полета, и это было неоспоримым фактом. Само собой разумеется, что основным символом государства был выбран высший смысл полета — свободный полет человеческой мысли, стремление к лучшим качествам в человеке, его тяга к знанию, самосовершенствованию, а также великая способность разума приходить к осознанному компромиссу во всех начинаниях. Сами крылья как знак божественности, высших ступеней иерархической лестницы и гармонии были почитаемы еще в Атлантиде, о чем и поведал потомкам древний философ Платон.
С возникновением государства крылья как символ безоговорочной власти были отданы тому, кому они и так принадлежали по природе, — замечательной, умной, прекрасной и гордой птице — орлу. Практически во всех странах именно орел считался эмблемой высшей власти, бессмертия, неуязвимости и сильного начала.
Этот крылатый символ казался древним народам чем-то вроде посланника богов, представлял собой высшее проявление великодушия, предвидения, преобладания духовного начала над материальным, бытовым. С тех пор образ орла используется в государственных символах многих стран, но лишь в гербах немногих из них (Сербия, Албания, Россия) сохранился именно двуглавый орел, поскольку его двойственность как бы удваивает понятие мудрости, постоянного бодрствования, внутреннего знания, идеальности и процветания.
Изображения двуглавого орла, равно как и государственные символы, были известны еще в XI тысячелетии до н. э. у малоазиатского народа хеттов, а в I тысячелетии до н. э. — у народов Мидийского царства, которое располагалось на землях Иранского нагорья, а также в древнегреческих городах-государствах.
История возникновения византийского двуглавого орла восходит ко времени правления римского императора Константина I Великого, основавшего в 330 г. н. э. на месте города Византия новую столицу Константинополь и сделавшего знаменитую птицу государственным символом Римской империи. Он, кстати, и положил конец гонениям на христиан, и сделал христианство официальной государственной религией. Сам двуглавый орел с той поры стал олицетворять Иисуса Христа, ставшего символом совершенного образа, увенчанного мудростью и прозорливостью и посланного на грешную землю в помощь людям.
На исходе IV в. н. э. всемогущая Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую), которая по праву считала себя наследницей Рима, переживавшего период упадка. В Византии наступил расцвет искусства, науки и образования. Имея за плечами более чем тысячелетнюю государственную историю, она, тем не менее, сберегла для своих потомков и просвещенную культуру, и двуглавого орла.
Все это время судьбы Византии и ее российского соседа постоянно тесно переплетались, а отношения между ними носили различный характер: политический и торговый, культурный, образовательный и чисто бытовой. Начала их еще в IX в. легендарная княгиня Ольга, приняв при византийском дворе вместе со всей своей свитой христианство.
Случилось это за 32 г. до официального крещения Руси ее внуком Владимиром Красное Солнышко. С той поры доброй традицией стали женитьбы русских князей на византийских цесаревнах. Отношения эти оставались нерушимыми до самого крушения Византии в 1453 г. после нападения Османской империи.
Русь представлялась соседям павшей Византии отличным партнером против притязаний ненасытных турок. Самым интересным для Руси стало предложение Папы Римского Павла II соединить брачным союзом последнюю византийскую принцессу Софью Палеолог с великим князем всея Руси Иваном III. Вскоре после свадьбы дальновидный русский князь выкупил право на византийский престол у брата жены — Андрея, который был только рад освободиться от такой обузы.
Таким образом, Иван III смог на совершенно законных основаниях использовать на обратной стороне своего перстня символа двуглавого орла, который с лихвой оправдал знаменитое утверждение «Москва — Третий Рим».
Самое раннее упоминание об использовании двуглавого орла в качестве государственного символа — печать на меновой грамоте 1497 г.
Уже с самого появления Государственного герба Руси ощущается его соответствие российской истории. Примечательно, что гордый орел на печатях великого князя Московского Ивана III был изображен с закрытым клювом и походил, скорее, на орленка, чем на взрослую птицу, производящую должное впечатление. Однако ведь и государство Российское той поры было совсем молодым образованием, только начинавшим складываться как централизованное.
Во время правления Василия III Иоанновича (1505–1533 гг.) двуглавого орла начали изображать с раскрытыми клювами и высунутыми из них язычками. Об этом рассказало историкам изображение печати, оттиснутой в 1523 г. на духовной записи великого князя Василия Иоанновича, который отправлялся со своим войском в Казань.
Если внимательно присмотреться к изображению государственной эмблемы, то начинает казаться, что двуглавый орел сильно сердится. Как раз в тот же период времени Россия значительно укрепила свои позиции, превратившись в новый центр православия. Как раз в то время монах Филофей и высказал мысль о Москве, как о «Третьем Риме».
Едва только преемнику Василия Иоанновича Иоанну IV Васильевичу (1533–1584 гг.) исполнилось 16 лет, как его тут же короновали на царство, а главный государственный символ вновь очень ощутимо видоизменился, словно демонстрируя всю эпоху правления Ивана Грозного (1548–1574, 1576–1584 гг.). При этом во время правления первого русского царя имел место период, когда монарх отрекался от трона и удалялся в монастырь, вверив бразды правления Семену Бекбулатовичу Касимовскому (1574–1576 гг.), а фактически отдав власть боярской клике. Тогда орел лишился единой державы над 2 своими головами, получив по отдельной шапке Мономаха на каждую (рис. 3).
Когда же божий помазанник вернулся на свое законное место, орел снова видоизменился, получив на обе головы общую корону, сильно напоминающую западные образцы. Однако не это поразило современников и потомков: на груди орла вместо привычной иконы святого Георгия Победоносца красовалось изображение единорога. Откуда взялся сей символ, сейчас можно только предполагать, но надо отдать должное грозному монарху: орел этот был быстро отменен.
Во времена правления Иоанна Грозного Русь покорила Казанское и Астраханское ханства, начала широкомасштабное освоение Сибири. Разумеется, такое укрепление самодержавной власти не могло не отразиться на внешнем виде герба. Как мы уже упоминали, двуглавый орел на государственной печати имел единственную корону с 8-конечным православным крестом над ней. Появление же на лицевой стороне печати на груди орла единорога (личного знака царя) можно объяснить тем, что Иоанн IV использовал личную символику, почерпнутую из Псалтыря, что говорит о еще большем укреплении христианства на Руси.
Рисунок 3. Печать Ивана Грозного
На обратной стороне государственной печати уже присутствует привычное изображение Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. Надо сказать, что спустя время именно эта сторона печати сыграет решающую роль в формировании российского герба. Изображение московского герба на груди двуглавого орла становится привычным. Необходимо еще отметить, что, следуя древнерусской иконописной традиции, святого Георгия писали обращенным в правую от зрителя сторону, а это в корне противоречило геральдическим правилам.
В годы царствования Федора Иоанновича Блаженного (15841587 гг.) между украшенными коронами головами орла неожиданно появился знак страстей Христовых, который еще называют голгофским крестом. Само по себе появление креста на государственной печати могло означать только то, что этот символ православия придает дополнительную религиозную окраску эмблеме государства. Возникновение этого креста на гербе России совпадает с моментом утверждения в 1589 г. патриаршества и церковной независимости страны.
В XVII столетии православный крест очень часто был начертан на русских стягах. Знамена же иностранных полков, которые входили в состав наших войск, изображали собственные символы и надписи, но и на них можно было увидеть православный крест, наличие которого подтверждало тот факт, что полк под таким знаменем служит православному государю. Также до середины этого века в обиходе была печать, на которой был изображен двуглавый орел со всадником на груди. Этот орел изображался с коронами на обеих головах, а между ними помещался православный 8-конечный крест.
История не совсем справедливо отнеслась к пришедшему (на совершенно законных, кстати, основаниях) на смену сыну Иоанна Грозного Борису Годунову, который вполне мог стать прародителем новой династии. Однако народ видел в нем только цареубийцу и не хотел его присутствия на русском троне. Орел на гербе очень хорошо отражает это недовольство: обе его головы просто кричат, широко раскрывая клювы.
Последовавшей за этим Смутой быстро воспользовались недруги государства, так что появление в это непростое время Лжедмитрия (1605–1606 гг.) стало вполне закономерным, как и возникновение нового двуглавого орла на государственном гербе (рис. 4).
Русские были недовольны тем, что на многих печатях красовался другой орел, который носил явные признаки иноземного происхождения. Поскольку имела место реальная польская интервенция, то и орел был, несомненно, похож на польский символ, отличаясь только наличием 2 голов.
Непопулярную в народе идею посадить на русский трон новую династию в лице Василия Шуйского (1606–1610 гг.), иконописцы из приказной избы довольно красноречиво отразили в новом орле, которого лишили всех державных признаков, а на месте сращения голов изобразили не то непонятный цветок, не то обычную шишку.
Существовал и малоизвестный царь Владислав I Сигизмундович (1610–1612 гг.), который не был коронован на Руси, но указы тем не менее издавал исправно, а на русских монетах чеканилось его изображение, следовательно, и русский государственный орел имел при нем свои отличия. Кстати, именно в то время впервые в лапе орла был изображен скипетр. Правление этого горе-государя было очень кратким и по сути фиктивным, а вместе с ним закончилось и Смутное время на Руси.
Рисунок 4. Печать Лжедмитрия
По прошествии Смуты Россия пресекла всяческие претензии на русский престол со стороны польской и шведской династий. Были разоблачены многочисленные самозванцы, погашены очаги народных восстаний, и 21 февраля 1613 г. по решению Земского собора на русское царство был избран Михаил Федорович Романов. Надо сказать, что Смутное время значительно подорвало дух россиян и чуть не уничтожило русскую государственную целостность, но страна вновь вышла на дорогу прогресса, процветания и величия. Надо ли говорить, что в это время и символ русской государственности радостно «встрепенулся» на гербе и впервые за свою историю распустил крылья. Это, несомненно, могло означать только возрождение России после долгой спячки и новую страницу в истории страны (рис. 5).
Рисунок 5. Печать Михаила Федоровича Романова
К тому времени Россия окончательно завершила свое объединение и смогла стать централизованным и довольно крепким государством. Этот факт не преминул отразиться и на государственном символе. Теперь над двуглавым орлом вместо 8-конечного креста красовалась третья корона, которая символизировала Святую Троицу, что не мешало многим историкам трактовать это как союз великорусов, малороссов и белорусов.
Потомку родоначальника новой царской династии Алексею Михайловичу Романову (1645–1676 гг.) удалось полностью разрешить русско-польский конфликт, заключив в 1667 г. так называемое Андрусовское перемирие с Польшей, благодаря которому Россия смогла продемонстрировать свое окрепшее могущество всей Европе. С этого времени государство Российское встает в один ряд с ведущими европейскими державами (рис. 6).
Рисунок 6. Печать Алексея Михайловича Романова
В период правления Алексея Романова также появилось новое изображение гербового орла. Оказывается, российский самодержец обратился с просьбой к императору Священной Римской империи Леопольду Первому о присылке в Москву герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 г. создал трактат «О родословной российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, т. е. цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича».
Этот труд стал отправной точкой для дальнейшего развития российской геральдики. Так, государственный орел царя Алексея Михайловича оказался основным прототипом последовавших за ним официальных изображений русского гербового символа. У данного орла полностью развернуты и вскинуты вверх крылья, что означало полное признание России как солидного и уважаемого государства. Головы орла украшены тремя царскими коронами, на груди расположен щит с московским гербом, а в лапах помещаются скипетр и держава.
В 1667 г. при содействии все того же Лаврентия Хурелевича было впервые дано официальное объяснение российского герба: «Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором 3 коруны изображены, знаменующие 3 великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшего Государя державе и повелению… на персях изображение наследника; в пазонктех (когтях) скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя».
Любопытно, что до установления в лапах признаков монархической власти когти орла, начиная от его прообраза на мраморной плите Ксиропотамского монастыря в Афоне (Византия, 451–453 гг.), постоянно разжимались. Как будто орел все надеялся чтото схватить и сжать, пока в его лапах не оказались держава и скипетр — полноценные символы установления абсолютной монархии на Руси.
Хотя сегодня многим этот текст покажется полной абракадаброй, тем не менее в свое время именно это описание давало новое толкование элементов гербового орла. Оно было обусловлено соображениями дипломатического характера и призвано подчеркнуть особое величие Российского государства.
В 1654 г. на шпиль Спасской башни Московского Кремля был водружен кованый двуглавый орел, а через 9 лет отпечатана первая Библия — главная книга христианства. В ней давались изображение Государственного герба России и его стихотворное толкование:
Тремя венцами орел восточный сияет,
Веру, надежду, любовь к Богу являет,
Криле простер, объемлет все мира конца,
Север, юг, от востока аж до запада солнца
Простертыми крыльями добре покрывает.
Кстати, для заключения Андрусовского перемирия между Россией и Польшей была изготовлена большая печать с двуглавым орлом под тремя коронами, щитом с изображением всадника на груди и скипетром и державой в лапах.
После смерти Алексея Михайловича очень недолго правил его сын Федор Алексеевич (1676–1682 гг.), при котором двуглавый орел под тремя коронами его отца был заменен старым двуглавым, абсолютно ничего собою не представляющим. Зато впереди уже занималась заря великого петровского царствования.
История российского Государственного флага
Каждый год 22 августа россияне отмечают праздник — День Государственного флага. Этимология слова «флаг» происходит от голландского названия чистошерстяной камвольной ткани флагтух, которая по причине своей небывалой прочности использовалась для изготовления морских флагов.
Российский Государственный флаг появился в нашей стране на рубеже XVII–XVIII столетий, как раз в то время, когда наше государство только набирало небывалые до того силу и влияние на международной арене. «Прародителем» традиционного флага стал царь московский Алексей Михайлович. Именно он ввел в обиход бело-сине-красный штандарт, предназначавшийся для русского флота на Каспийском море.
Попутно этот флаг служил еще и опознавательным знаком, поскольку на Каспии все еще попадались арабские и турецкие корабли. Выбранная царем бело-сине-красная гамма флага была различима на огромных расстояниях. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что этот предмет служил еще и прекрасным сигналом. Никакой символики у первого флага не было.
Впервые флаг царя Алексея Михайловича взвился на мачте русского военного корабля «Орел», но, увы, ненадолго. Не успев достичь берега Астрахани, «Орел» был варварски сожжен бунтарями из войска Степана Разина. А вот преемник первого русского царя, его сын Петр Алексеевич, по праву считается истинным отцом российского триколора, поскольку официально утвердил отцовский флаг в память о родителе. Правда, к практическим функциям бело-сине-красного стяга (например, отличительной и сигнальной) Петр Первый впервые добавил государственный смысл. Наличие флага на мачте корабля служило предупреждением для иноземных кораблей: мол, извольте соблюдать европейские правила цивилизованных военных действий, при которых стяг символизировал принадлежность к государству на правах «плавающей земли».
Стремясь превратить Россию в цивилизованную европейскую державу, император утвердил сразу несколько флагов для русских флота и сухопутных войск. Флагов в те времена развелось невероятное количество, поскольку чуть ли не каждый лейб-гвардейский полк считал само собою разумеющимся наличие собственных знамен. Однако главного флага — государственного — пока не существовало, и Петр Первый был очень этим озабочен.
Так продолжалось до 1699 г., пока государь не остановил свой выбор на бело-сине-красном флаге, под которым тогда обычно ходили мирные торговые корабли. Таким образом был усилен в первую очередь представительский статус этого стяга как знака миролюбия, дружеского расположения и добрососедства. 20 января 1705 г. российский император издал Указ. Согласно ему «на торговых всяких судах» предписано было поднимать бело-сине-красный флаг. Он собственноручно изготовил образец и определил порядок расположения горизонтальных полос.
Трехцветный флаг в самых разнообразных, порой самых неожиданных вариациях украшал не только торговые, но и военные корабли до той поры, пока в 1712 г. на военном флоте не воцарился Андреевский флаг.
К этому моменту окончательно определилась и символика цветов. Российский Государственный трехцветный флаг представляет собой прямоугольное полотнище, на котором 3 параллельные цветные полосы символизируют следующее: белый — благородство, долг, цвет чистоты; синий — верность и целомудрие, цвет любви; красный — мужество и великодушие, цвет силы.
В 1858 г. император Александр II одобрил и утвердил рисунок «с расположением гербовых черно-желто-белого цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах для украшений на улицах при торжественных случаях». А 1 января 1865 г. появился его именной Указ, по которому следовало, что цвета черный, оранжевый (золотой) и белый официально выступают «государственными цветами России».
Флаг такой расцветки просуществовал до 1883 г. 28 апреля было обнародовано повеление Александра III, в котором было сказано: «Чтобы в тех торжественных случаях, когда признается возможным дозволить украшение зданий флагами, был употреблен исключительно русский флаг, состоящий из трех полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цветов».
«Разноцветную» символику флага можно толковать и подругому, стоит только заглянуть в трактаты знатоков и каббалистов. Они были убеждены в том, что белый цвет непременно должен означать быстротекущее время, синий — истину, а красный — конечно же цвет воскрешения из мертвых, цвет жизни. Вместе собранные, эти понятия олицетворяли следующее: знак власти над всем обыденным, земным во имя торжества небесной истины. Вот и выходит, что российский государственный триколор — это знак государствамессии, считающего внушение идей добра и истины своим национальным призванием.
В 1896 г. последний русский император создал Особое собрание при министерстве юстиции для обсуждения вопроса о российском национальном флаге. Это собрание приняло решение о том, что «флаг бело-сине-красный имеет полное право называться российским или национальным, и цвета его, белый, синий и красный, именоваться государственными».
В тот же временной период 3 цвета флага, ставшего национальным символом, обрели официальное толкование. Красный цвет символизировал «державность», синий — «цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия, белый означал цвет свободы и независимости. Цвета олицетворяли также содружество Белой, Малой и Великой России.
После победы Февральской революции кабинет министров Временного правительства признал в качестве государственного бело-сине-красный флаг.
Придя к власти в 1917 г., правящая партия большевиков отменила предыдущие флаг и герб, но воспользовалась популярной идеей государства-мессии. Кстати, молодое Советское государство далеко не сразу отреклось от трехцветного символа России. Только 8 апреля 1918 г. на заседании фракции большевиков по предложению Я. М. Свердлова боевое красное знамя было решено считать национальным российским флагом, что и претворялось в жизнь в течение более 70 лет.
Только 22 августа 1991 г. по постановлению чрезвычайной сессии Верховного Совета РСФСР официальным символом России вновь стал забытый триколор. Указ Президента РФ Бориса Ельцина от 11 декабря 1993 г. утвердил Положение о Государственном флаге Российской Федерации. Таким образом, 22 августа было объявлено Днем Государственного флага России. В тот день над Белым домом торжественно взвился гордый трехцветный российский флаг, вытеснив кумачовый стяг с серпом и молотом.
Русский флаг принадлежит к категории знаков, символизирующих первенство веры над государством. В этот разряд входят, к примеру, флаги мусульманских государств, на которых зеленый цвет или полумесяц олицетворяют веру в Аллаха и Магомета, пророка его. А вот американский звездно-полосатый стяг в первую очередь свидетельствует о единстве всех штатов США, о величии союза земель во имя общего идеала свободы.
Подъем российского флага традиционно совершается под звуки Государственного гимна России. Этот ритуал обычно совершают в рамках крупных государственных мероприятий с участием первых лиц государства. Церемония знаменует величие государства и его истории. За умышленную порчу флага и тем более за его уничтожение в Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена специальная статья. По ней подобный акт вандализма причисляют к разряду уголовных преступлений.
В государственной символике находят отражение могущество и величие нашей Отчизны, ее великая история, подвиги российского народа. День Российского флага — праздник, помогающий нашему обществу осознать нетленность вечных ценностей — патриотизма, единства, нерушимости государственности. В этот день сердца всех честных россиян переполнены гордостью за свою великую Родину и своих замечательных соотечественников. Празднуя День Государственного флага, каждый из миллионов российских граждан чувствует себя пусть малой, но частью великой державы по имени Россия.
Первые русские знамена
История отечественных флагов (знамен) берет свое начало в глубокой древности. Еще в летописи «Повесть временных лет» упоминаются знамена, именуемые «стягами». Стяг — это и есть военные знамя на древке, которое могло получить свое название от «стяганья», т. е. от соединения вокруг себя воинов. Из древних летописей же становится понятно, что стяги, как именовали военные полки, неизменно присутствуют в военных действиях конца ХI в. Например, в 1096 г. к Киеву подошел «Боняк безбожный, шелудивый, тайно, как хищник, внезапно». Не сумев взять город, этот враг «… поставиша стяга 2 пред враты манастырьскыми (монастырскими)». Монахи, правда, сумели убежать, так что враг со своими двумя полками (стягами) остался несолоно хлебавши.
Примерно так же трактуют слово «стяг» и словари древнерусского языка, которые, кроме перевода понятия «стяг» как военного знамени, дают ему также толкование «полк, строй, войско». «Стояти под стягом» в тогдашнем понимании значилось: «стоять в боевом порядке». Лишь в ХII в. это слово все больше понимается как знамя, а не воинское подразделение.
Еще встречается любопытное слово «стяговникъ», что в буквальном переводе означает «знаменосец». Как правило, в княжеских дружинах имелось несколько военных знамен. Их собирательная и управленческая функции дополнялись звуковыми сигналами, что было присуще именно византийскому войску. Эти сигналы звучали при помощи труб и бубнов. В летописи о Липецкой битве 1216 г. сообщается, что князь Юрий Всеволодович имел «17 стягов и труб 40, столько же и бубнов», а его брат князь Ярослав Всеволодович — «13 стягов, а труб и бубнов 60».
Постепенно функцию ранних флагов как средства управления войском начинают использовать в качестве символа власти. Галицко-Волынская летопись начала ХIII в. повествует, например, о походе князей Даниила и Василька Романовичей к польскому городу Калиту. Так, польские воины вопрошают своего предводителя: «Если русское знамя водрузится на городских стенах, то кому воздашь честь?» Там же мы находим и рассказ о победе князя Даниила Романовича Галицкого: «Даниил вошел в город свой, пришел в храм Пресвятой Богородицы, и принял стол отца своего, и отпраздновал победу, и поставил на немецких воротах знамя свое».
Как видим, уже тогда речь шла о польских и соседних юго-западных землях, где на иноземный манер на городских стенах, башнях и воротах вывешивались знамена и городские стяги. В других русских землях этот обычай не упоминают. Стяги и хоругви в различных древнерусских летописях фигурируют в основном в связи с военными действиями. Например, в известных «Задонщине» и «Сказании о Мамаевом побоище», в которых сражение войска Дмитрия Донского с полчищами хана Мамая в 1380 г. описано наиболее подробно. Как следует из описания, на русских военных стягах изображались лики святых. Перед одним из таких знамен преклонил колени сам князь Дмитрий Иванович Донской, моля небо о победе над татарами: «Князь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно…» Помолившись перед знаменем, великий князь степенно объехал свое войско, обращаясь к русским воинам с прочувствованным призывом «без смятения» стоять насмерть за русскую землю.
Наряду со стягом для обозначения военного знамени существовало еще одно определение — хоругвь. Это общеславянский термин. И стяг, и хоругвь весьма поэтично описаны в величайшем памятнике древнерусской литературы «Слове о полку Игореве». Повествуя о подготовке похода, древний автор восклицает: «Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле!» После первой победы над половцами сказитель воздает должное русскому князю: «Червленый стяг, белая хоругвь, червленая чолка, серебряное копье (древко?) — храброму Святославичу!»
Зачастую для демонстрации старинных знамен обращаются к так называемым лицевым рукописям, иллюстрированным миниатюрами. В их числе, несомненно, первое место занимает Радзивилловская летопись. В ней содержатся более 600 цветных миниатюр. Среди них знамена встречаются более 200 раз! Эта летопись позволяет рассмотреть такие подробности ранних русских знамен, как навершие в виде наконечника копья (если это было не само копье), в виде креста (у русских), полумесяца (у половцев), в качестве пука конских волос — «чолка стяговая». Челка встречается и под навершием, как это следует из рисунков. Цвет знамен в основном красный (и не только у русичей, но и у иноземцев), реже — зеленый и синий. Форма стягов преимущественно треугольная, широкий конец крепится к древку, узкий же — весьма длинный, из-за чего полотнище струится. Если верить миниатюрам, то знамя носит стяговник, который держит его в руке, поскольку размеры стяга небольшие и его для удобства не требуется втыкать в землю.
Феодалы Западной Европы помещали на полотнищах своих знамен личные гербы, эмблемы правящих династий — вполне светские символы. Стяги же русских правителей таких символов не имели, поскольку Русь не ведала института герба вплоть до ХVII в. Такие атрибуты западноевропейского общества XII–XV вв., как рыцарские турниры, рыцарские ордена, герольды, трубадуры, миннезингеры, были неведомы патриархальной Руси в силу особых исторических особенностей. Прежде всего — тяготевшего над нею многовекового иноземного ига, которое она старалась преодолеть при активной и действенной помощи православной церкви. Постоянное обращение к Богу, к Пресвятой Богородице, святым заступникам — «помощи во бранех» — вполне объяснимы в обстановке междоусобных войн и непреходящей иноверческой опасности. Отголоски таких призывов к небесным покровителям, заступникам земли русской, были начертаны также на знаменах, сопровождавших русских князей в военных походах. В этом контексте вполне объясним образ Всемилостивейшего Спаса на знамени Дмитрия Донского.
Также не случаен библейский полководец Иисус Навин, чей образ запечатлен на белом знамени князя московского Василия III — отца Ивана Васильевича Грозного. Спустя столетие Иисус Навин украшал малиновое полотнище стяга князя Дмитрия Пожарского, которое сегодня хранится в Оружейной палате. Это знамя прямоугольной формы, двустороннее. На одной стороне изображен Вседержитель — Иисус Христос. Его правая рука поднята в благословляющем жесте, а левая держит Евангелие. Образ обрамлен текстами из Священного Писания. На другой стороне знамени Иисус Навин, коленопреклоненный перед архангелом Михаилом, архистратигом небесного воинства. Вьющаяся по краю флага надпись объясняет смысл библейского сюжета.
Русские флаги XVI–XVII вв., как правило, кроили «косынею». Прямоугольная часть полотнища имела название середина, ее длину кроили больше высоты. Прямоугольный треугольник (откос) присоединяли к полотнищу своей короткой стороной. Знамена традиционно шили из камки — шелковой китайской ткани с разводами, а также из тафты — гладкого тонкого шелка. В древних источниках также упоминают «камку луданную» — шелковую ткань, иногда с блестящей наволокой. Образы и надписи обычно расшивали посредством серебряных, золотых и просто разноцветных нитей. Самые нарядные знамена обшивали каймой или бахромой.
Размеры флагов были традиционно очень велики. Например, флаг Ивана Грозного, который сопровождал его войско в походе на Казань в 1552 г., имел в длину около 3 м, а высоту по древку — 1,5 м. На роль знаменосцев назначались 2–3 человека. Нижний конец такого гигантского флага был специально заострен, чтобы стяг мог втыкаться в землю.
У великого царя имелось еще большее по размеру знамя — стяг Ивана Грозного 1560 г. Изготовлено оно было из китайской тафты с одним откосом. Цвет середины был лазоревым (светло-синим), откоса — сахарным (белым), каймы вокруг полотнища — брусничным, а вокруг откоса — маковым. В лазоревую середину был помещен круг из темно-голубой тафты, а в центр круга — изображение Спасителя в белой одежде на белом коне. По краям круга вышили золотых херувимов и серафимов, чуть левее круга и под ним — небесное воинство в белых одеждах и на белых конях. В откосе расположили круг из белой тафты, а в круге вышили образ святого архангела Михаила на золотом крылатом коне, сжимающего правой рукой меч, а левой — крест. И середину, и откос украсили золотыми звездами и крестами.
Флаг, побывавший с Иваном Грозным в его Казанском походе, был особенно знаменит. У стяга Всемилостивейшего Спаса после победы под Казанью был отслужен молебен, после которого царь распорядился воздвигнуть церковь в том месте, где во время битвы стояло знамя.
Впоследствии этот легендарный флаг побывал и в других воинских походах не только в ХVI, но и в ХVII в. В начале ХVII в. его доверили графу Борису Шереметеву, отправлявшемуся в Свейский поход. Особенно уточнялось, что «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы».
На «басурманские народы» русские полки отправлялись в поход и под другими знаменами. Так, в Оружейной палате находятся флаги Ермака Тимофеевича, с которыми он отправился в 1581 г. завоевывать Сибирское ханство Кучума. На знаменах синего цвета были вышиты изображения Иисуса Христа и архангела Михаила, а также льва и единорога, изготовившихся к бою. На рисунке, помещенном в «Истории сибирской», составленной через сто лет С. У. Ремезовым, в войске Ермака присутствуют очень большие знамена, которые несут на себе изображения архангела Михаила и святого Николая Чудотворца.
Флаги царства Русского
Композиция с архангелом Михаилом и святым Николаем Чудотворцем была актуальна на государевых стягах и в ХVII в. Царь Алексей Михайлович совершал походы на Смоленск, Вильно и Ригу под большим знаменем, изготовленным из тафты багряного цвета с ликом Иисуса Христа на нем. Этот лик — подлинное произведение искусства, выполненное тончайшей вышивкой. Образ Спасителя по выразительности черт близок к иконописи.
Таким заслуженным и «богатым» знаменам воздавались особые почести. Они освящались патриархом наравне со святыми иконами. Однако среди таких флагов (больших и поменьше — для малочисленных воинских соединений) не найдется ни одного, который можно было бы охарактеризовать как государственный. Больше к государственному знамени подходило «государево» знамя, или знамя Большого полка, под сенью которого обычно совершал свои военные походы царь, но это был именно царский стяг. Князья и полководцы вроде Ермака Тимофеевича бились с басурманами под своими знаменами. Их также считали государевыми и выдавали только на время участия в походах.
Подьячий Посольского приказа Г. Котошихин, написавший трактат о России во времена правления Алексея Михайловича, кстати, и сам непосредственно участвовавший в описанных им событиях тех лет, так характеризовал знамена царских воевод: «…Хоругви у них большие, камчатые и тафтяные, не таковы, как рейтарские; трубачи и литаврщики их же… дворовые люди. А учения у них к бою против рейтарского не бывает и строю никакого не знают; кто под которым знаменем написан и по тому и едет без устрою».
Далее идет непосредственное описание тех самых больших боярских знамен: «А бывают царские знамена у самого полку и у бояр большие, щиты и писаны золотом и серебром, на камке Спасов образ или какие победительные чудеса; а боярские знамена бывают таковы, что у польской гусарии, разноцветные, долгие» (прим. — текст адаптирован).
При царе Михаиле Федоровиче, помимо чужеземных отрядов, имелись и полки русских солдат, прошедших выучку в Москве у иноземцев по принципу регулярных частей.
Почему подьячий сравнивает «исконные» боярские полковые и сотенные знамена русского войска с гусарскими, рейтарскими и другими знаменами?
Начиная с конца ХVI столетия на военную службу в Московию стали повсеместно зачислять иноземцев. При царе Федоре Иоанновиче русское войско насчитывало более 4000 рекрутов-наемников — голландцев, шотландцев, датчан, шведов. Борис Годунов, к примеру, тяготел к воинской выучке ливонских немцев и даже составил целое воинское подразделение из иностранцев.
Разумеется, иностранцы не могли отказаться от свойственных им порядков и обычаев, служа в «варварской Московии». Помимо обучения своих частей, они обязаны были решать разнообразные вопросы по снаряжению, в том числе подсказывать, какие изготавливать знамена для подчиненных им подразделений. Таким образом в русском воинстве возник обычай помещать светские эмблемы на знамена и прочие предметы военной атрибутики. Они были очень разнообразны как по форме, так и по рисункам на них, потому что производились «как ротмистр укажет сам». Так и появились в те времена на русских знаменах символы орла, грифа, змеи, льва или химеры, а также надписи на латинском языке.
В XVII столетии привычка украшать собственные штандарты светскими символами распространяется не только на ротные (сотенные) знамена, но и на полковничьи, на боярские, а также на знамена старого московского строя (т. е. стрельцов), казаков. Например, в одном стрелецком полку в первой половине XVII в. на знамени был «вышит зверь грив, в передней лапе — палаш», хотя полковые стрелецкие знамена имели кресты, а цвет полотнища, каймы четырехугольного флага и креста соответствовали цветам одежды того или иного полка.
У России XV — первой половины XVII в. не было единого государственного флага, на котором был бы изображен государственный знак. Хотя такой символ в виде двуглавого орла в стране имелся уже с конца ХV столетия. Религиозные композиции, столь привычные на государственных военных стягах, отступали на второй план, когда вставал вопрос о создании государственной атрибутики, необходимой при переговорах с иностранными державами. Например, во времена правления Ивана Грозного изготовили специальную печать, которой скрепляли грамоты, предназначенные для отправки в соседние государства.
Флаг за границу отправлять было бы, разумеется, нелепо. Правда, все-таки существуют свидетельства об использовании устойчивой государственной символики на знаменах, олицетворявших верховную власть государя над землями, присоединенными к России. Подобные флаги жаловались как награда адептом высшей власти в стране. Например, царь Алексей Михайлович в 1646 г. всемилостивейшим Указом пожаловал такой флаг войску Донскому: «… на середине — двуглавый орел, на груди его — государев образ на коне, колет змия». Помимо этого, в России XVII в. было весьма почитаемо белое знамя с золотым двуглавым орлом, именуемое «ясачным». Вероятнее всего, с этим флагом в руках русичи собирали так называемый ясак с чужеродных племен, населявших территории Поволжья и Сибири. Существует версия, что в качестве царского штандарта этот флаг участвовал в Полтавской битве.
Флаг царя московского (Алексея Михайловича)
Численность знамен и прапоров со светскими, столь непривычными для православного воинства эмблемами многократно возрастает во второй половине XVII в. во времена правления царя Алексея Михайловича. При его дворе сильны были западные тенденции, а в исконно русский жизненный уклад вводили иноземные новшества. Русскому обществу прививали «геральдический вкус», что сказалось в узаконении государственного герба, стремлении объяснить его символику, в обязательности личных печатей с гербами и в клеймении этими гербами предметов домашнего обихода: посуды, карет и т. п.
По царскому указу было «состроено» непривычного вида знамя, отличавшееся от ранних «государевых знамен» тем, что оно как бы примиряло церковную символику со светской. В «Описи Оружейной палаты» хранят очень скрупулезное описание знамени, именуемое как «Знамя гербовное царя Алексея Михайловича, 1666–1678»: «Середина и откос сего штандарта исполнены из тафты белого цвета, кайма вокруг полотнища — из малиновой тафты; в середине в центре круга изображен двуглавый орел под тремя коронами со скипетром и державой; на его груди в щитке — “царь на коне колет копием змия”». Прямо под изображением орла — вид Кремля со стороны Красной площади, рядом с башней — надпись «Москва». На верхней кайме расположены изображение Иисуса Христа и 2 восьмиконечных креста с подножием. Вокруг орла, по боковым и нижней кайме, в картушах — клейма, в которые помещены эмблемы земель, упомянутых в царском титуле. На самом знамени начертан полный титул государя. Известно и имя автора рисунка царского флага — это живописец Станислав Лопуцкий, которому «велено было на том знамени написать розных государств четырнадцать печатей в гербах». Он «расписывал» этот штандарт совместно со своими подмастерьями Иваном Безминовым и Дорофеем Ермолаевым. Знамя было создано по прямому именному указу Алексея Михайловича.
Параллельно было «состроено» и второе знамя такого же типа, но «на коймах оружие бронь». Самое интересное в этой истории то, что ни одно из этих знамен «на государственной службе никак не бывало».
Во время царствования Алексея Михайловича возникло еще одно «знаменное новшество», о котором мы уже упоминали ранее. По просьбе одной из персидских купеческих компаний, вознамерившейся перевозить свои товары в Западную Европу через Россию, наша страна соглашалась охранять груз во время пути за соответствующее вознаграждение. Для этой миссии необходимо было построить корабли, способные осуществлять охранную функцию во время плавания по Каспийскому морю и по Волге. В 1667 г. для охранных водных вояжей в дворцовом селе Дединове на реке Ока началось сооружение судна, получившего название «Орел», яхты и двух шняв. Руководил этими работами, а потом получил должность капитана «Орла» голландец Д. Бутлер.
Все необходимые материалы для строительства корабля были выписаны из Голландии, команду корабля составили тоже голландцы. В требовательной ведомости капитан перечислил все предметы, необходимые для постройки корабля. В списке значилась и материя для корабельных флагов — «морских знамен для воинского хода потребных». Определенное количество метров, по смете Бутлера, должно было пойти на пошив «большого знамени, что живет на корме» (кормового флага), «на узкое долгое знамя, что живет на среднем большом дереве» (вымпела), «на знамя, что живет на переднем лежачем дереве» (гюйса). «А цветами, — писал далее капитан, — как великий государь укажет; но только на кораблях бывает, которого государства корабль, того государства бывает и знамя».
По требованию Бутлера, Сибирскому приказу было «велено прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафть, червчатых, белых, лазоревых к корабельному делу на знамена и яловчики» (вымпелы). Но, как известно, и сам корабль, и его флаги прожили недолгую жизнь. Судно дошло до Астрахани, где его дотла спалили восставшие казаки Степана Разина. Корабельная команда в страхе разбежалась, забыв про все знамена на свете.
Андреевский флаг
В 1712 г. над флагманом российской военно-морской армады взвился новый, Андреевский флаг. Белый, с лазоревым крестом, созданный в честь ордена Святого апостола Андрея Первозванного, с отношением ширины штандарта к его длине — 1: 1,5. Ширина синей полосы равна 0,1 длины флага.
Такой необычный крест и дал имя флагу. Символика Андреевского флага ведет свои корни от истории раннего христианства. Апостол Андрей — родной брат апостола Петра. Братья когда-то вместе ловили рыбу в Галилейском море, чем и вызвано покровительство ими морской торговли. Первым, кого Христос призвал к себе в ученики, стал Андрей, отсюда и его прозвище — Первозванный.
Как следует из средневекового предания, апостол Андрей в свое время посещал территорию будущей Руси, потомуто и считается святым покровителем России. После посещения Новгорода и расположенного поблизости Волхова, Андрей оставил в Киеве наперсный крест.
Известность свою апостол Андрей обрел путем неустанного проповедования христианства в своих странствованиях и после принятия мученической смерти на косом кресте в греческом городе Патры. По этой причине у христиан именно косой крест неразрывно ассоциируется с именем этого апостола. На Руси гордились тем, что истоки русского христианства происходят из деяний самого первого из учеников Христа.
Символика Андреевского флага, как уже упоминалось, была данью памяти императора Петра I его отцу — Алексею Михайловичу. Взойдя на российский престол, Петр I много времени посвятил разработке проектов флагов. В 1692 г. государь собственноручно нарисовал 2 проекта. На одной композиции самодержец сотворил 3 параллельные полосы с надписями: «белый», «синий», «красный»; на втором имелись те же самые цвета с Андреевским крестом поверх них. В 1693 и 1695 гг. второй проект фигурировал в некоторых международных атласах как флаг Московии.
В период с 1692 по 1712 г. император всея Руси Петр I начертал еще 8 проектов, которые последовательно были приняты на флоте. Восьмая, заключительная версия флага была описана самим государем следующим образом: «Флаг белый, поперек этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он». В таком виде Андреевский флаг служил Российскому флоту вплоть до ноября 1917 г. Примечательно, что Петр I несказанно радовался появлению самостоятельного морского стяга. В одном из своих писем он очень эмоционально подтверждает свой восторг: «… Слава, слава, слава Богу за исправление нашего штандарта во образ святого Андрея». После появления Андреевского флага русский флот начал одерживать замечательные победы в морских баталиях.
Убранный с военных кораблей Андреевский штандарт был передан торговому флоту и получил название коммерческого. В этом была своя логика: бело-сине-красное сочетание цветов во всем мире воспринималось в первую очередь как символ масонства, буржуазности и торговли. Только в декабре 1924 г. в городе Бизерта в северной Африке легендарный морской символ был спущен с мачт последних белогвардейских кораблей, поскольку 29 декабря стало известно о признании Францией Советского правительства России. Николаевский флаг был братом-близнецом Андреевского, но имел в центре красно-сине-белую кокарду.
После Октябрьской революции, невзирая на отмену представителями новой власти других исторических символов России, гюйс Российской империи использовали в Советском Союзе до 29 августа 1924 г. Правда, с одним маленьким, но чрезвычайно весомым дополнением. В центральной части гюйса в белом круге красовалась красная звезда с серпом и молотом посередине. Его продолжали применять вплоть до 1932 г.
Государственный флаг Российской империи
Целью гербовой реформы Александра II было и создание государственного флага. Император стремился посредством упорядочения имперской геральдической атрибутики упрочить и монархическую власть в России. Много позже журналисты описывали действия Александра I, утвердившего 11 июня 1858 г. Государственный флаг, следующим образом: «Соответственно же высокознаменательному государственному значению Российского герба проявление его единодушно с Царем всеми гражданами государства Русского узаконил славный Царь-Освободитель Император Александр II. Именно в годы светлого возрождения России после тяжкого Севастопольского погрома, в годы высокого подъема Русского народного духа Царь-Освободитель, наш Император Александр II для всенародного проявления Российского герба в его упрощенной символизации издал в 1858 году закон, установляющий, чтобы все “знамена, флаги и другие предметы, употребляемые для украшений при торжественных случаях, были из Гербовых цветов Империи Русской”».
Далее приводилось описание высочайше утвержденного рисунка и расположение гербовых цветов империи на знаменах и флагах: «Расположение сих цветов — горизонтальное, верхняя полоса — черная, средняя — желтая (или золотая), а нижняя — белая (или серебряная). Первые полосы соответствуют черному Государственному орлу в желтом или золотом поле, и кокарда из сих двух цветов была основана Императором Павлом I, между тем как знамена и другие украшения из сих цветов употреблялись уже во время царствования Императрицы Анны Иоанновны. Нижняя полоса белая (или серебряная), соответствует кокарде Петра Великого и Императрицы Екатерины II; Император же Александр I, после взятия Парижа в 1814 г., соединил правильную гербовую кокарду с древнею Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (Святому Георгию) в Московском гербе».
Поначалу может показаться, что в столь подробном объяснении цветов государственного флага существует историческая подоплека. Выясняется однако, что в нем множество натяжек и неточностей. Например, при Петре I кокарда еще не существовала, а всадник на щите двуглавого орла не был белым. Черно-желто-белый флаг после царского указа окрестили «гербовым народным флагом». Журналисты настаивали, что «флаг состроен по Государственному гербу», что русский народ при постоянном лицезрении этого флага сможет приобщиться к употреблению «гербовых символических цветов Империи Русской». Однако черно-желто-белый флаг воспринимали исключительно как правительственный в отличие от бело-сине-красного флага Петра I, который со временем обрел статус «обывательского» (гражданского).
Одновременное наличие двух флагов до 1870-х гг. не так бросалось в глаза, поскольку украшение стягами зданий еще не вошло в традицию. Напротив, в качестве украшений предпочитали ковры и цветочные гирлянды. Однако вскоре вопрос двойственности и двусмысленности государственного российского символа постепенно встал довольно остро. Сторонники «русского самодержавства» настаивали только на узаконенном помазанником божьим флаге. Тем более, что их не на шутку напугали красные знамена на столичных улицах, олицетворявшие антиправительственные политические движения. Например, красный флаг, появившийся на демонстрации студентов и разночинцев на площади у Казанского собора в Санкт-Петербурге в 1876 г.
Русский триколор тоже иногда появлялся на городских улицах. Так, бело-сине-красными флагами был окружен памятник Пушкину в Москве 6 июня 1880 г. — в день рождения великого поэта. С этими флагами постоянно приходили в Москве к памятнику гренадерам, павшим под Плевной в 1877 г. В общем общество незаметно раскалывало несоответствие двух стягов.
Это странное обстоятельство не могло остаться не замеченным российским самодержцем, который только что подписал законы о Большом, а затем Среднем и Малом государственных гербах и увеличил свой гербовый титул присоединением эмблемы Туркестана. Александр II изъявил высочайшее желание «в русской столице… видеть национальные флаги». После чего министр внутренних дел граф Д. А. Толстой представил царю доклад, прояснявший проблему национального флага России. 28 апреля 1883 г. появилось распоряжение государя императора: «Полиция наблюдает, чтобы в тех торжественных случаях, когда признается возможным дозволить украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг…» Вместе с тем от имперских цветов совсем не отказались, поскольку не поступало высочайшего повеления об упразднении черно-желто-белого флага.
Последний из царской династии Романовых, Николай II, велел перед своей коронацией выбрал новое коронационное знамя по типу аналогичных знамен своих предшественников, но отличающееся небывалой роскошью. Золотую ткань полотнища по особому заказу выткали на фабрике Сапожниковых. Навершие создали в знаменитой ювелирной фирме Карла Фаберже. Но и про национальный флаг Николай II не забыл, поскольку перед коронацией же, в марте 1896 г., по его указанию «… для рассмотрения вопроса о Российском национальном флаге было собрано под председательством генерал-адъютанта Посьета Особое совещание из представителей от Императорской Академии Наук и министерств: Иностранных и Внутренних дел, Морского, Финансов и Юстиции». Это совещание единогласно решило, что только бело-сине-красный флаг имеет все права называться российским, или национальным. Его цвета — белый, синий и красный — именовались государственными. Этот флаг признавали единым для всей Российской империи, не исключая и Финляндию.
Флаг в период Временного правительства
После Февральской революции 1917 г. последний царственный представитель династии Романовых — Николай Александрович Романов отрекся от престола в пользу своего брата — великого князя Михаила Александровича. Тот передал власть в руки Временного правительства. 1 сентября 1917 г. Россия превратилась в демократическую республику. В ходе революции повсеместно широко использовали красный флаг. Но юридическое совещание, собравшееся 25 апреля 1917 г., внесло предложение оставить в качестве национального бело-сине-красный флаг. 6 мая 1917 г. заседание Временного правительства так и не решило вопрос о государственном гербе и национальном флаге. Его обсуждение отложили до «разрешения Учредительным собранием». Бело-сине-красный флаг оставался фактическим государственным символом России вплоть до Октябрьской революции 1917 г.
Красное знамя — флаг Советской России
Декретом Всероссийского центрального исполнительного Комитета от 13 апреля 1918 г. утвердили: «Флагом Российской Республики устанавливается красное знамя с надписью: “Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика”». В этом декрете не было никаких сведений, касающихся цвета, величины и расположения надписи, соотношения ширины и длины полотнища.
17 июня 1918 г. ВЦИК утвердил эскиз изображения флага РСФСР, который был создан по поручению НКИД (Наркомат иностранных дел) художником-графиком С. В. Чехониным. Этот штандарт представлял собою красное прямоугольное полотнище. В верхнем его углу, у самого древка, размещалась надпись «РСФСР», начертанная золотыми буквами, стилизованными под славянские. Эта надпись с двух сторон была отделена золотыми линиями, образующими прямоугольник.
30 декабря 1922 г. произошло объединение РСФСР с УССР, БССР и ЗСФСР в союзное государство — СССР. Внешний вид государственного флага СССР был описан в Конституции СССР в 1923 г. как красное, или алое, прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 1: 2, «с изображением в его верхнем углу у древка золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой». Этот проект утвердили 18 апреля 1924 г. Под этим флагом ходили все корабли СССР. Дипломатические представительства СССР также использовали его.
Вопрос о флаге РСФСР подняли 8 апреля 1918 г. на заседании Совета Народных Комиссаров РСФСР. В решении СНК ВЦИКу предлагалось объявить государственным флагом красный кусок материи с буквами «П. В.С. С.», т. е. с аббревиатурой девиза «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Но такое предложение было отклонено.
Несмотря на то что поговаривали, мол, Государственный флаг СССР отодвинул на второй план из обихода Государственный флаг РСФСР, сфера применения государственного флага была совсем незначительной. На самом деле, помимо использования в качестве кормового флага на торговых и пассажирских кораблях, приписанных к портам СССР, на территории СССР он был поднят только на двух строениях — на здании Центрального исполнительного комитета СССР и Совета Народных Комиссаров СССР. Даже во время пролетарских и общенародных праздников Государственный флаг СССР вывешивали лишь над сооружениями центральных и местных учреждений народных комиссариатов и иных органов Союза ССР, которые в подавляющей массе населенных пунктов СССР отсутствовали.
Что же касается Государственного флага РСФСР, то согласно постановлению «О порядке употребления Государственного флага РСФСР учреждениями, организациями и частными лицами», принятому 23 марта 1925 г., Государственный флаг РСФСР должен быть поднят постоянно не только на зданиях ВЦИК и СНК РСФСР, но и на сооружениях всех исполнительных комитетов местных Советов, включая сельские Советы и районные Советы в городах. Причем на зданиях «попроще калибром», скажем, на школах, больницах, различных конторах и т. п., в дни общепролетарских и общесоюзных праздников предписано было использовать красный (или алый) флаг без надписей и обозначений.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Символы и награды предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других