1. Книги
  2. Кинематограф / театр
  3. Тимофей Вольский

Профессия-звукооформитель. Синхронные шумы в кино

Тимофей Вольский (2024)
Обложка книги

«Вообще, о чем эта книга? Она о творчестве, которому всегда и везде есть место. Она о том, как можно положить почти всю жизнь на занятие в высшей степени странное и ни минуты об этом не пожалеть.» — Тимофей Вольский. Топот копыт, скрип двери, шум моря…– задумывались ли вы, откуда появляются эти звуковые эффекты в кино? А кто их создает? В этой увлекательной книге Тимофей Вольский, потомственный шумовик Тонстудии на Мосфильме, открывает завесу на одну из самых загадочных и творческих профессий в мире кино — звукооформителем. • Кто такой звукооформитель и откуда взялись эта профессия? • Что может испортить звук в кино? • Что такое синхронные шумы? • Как избежать брака по звуку • Как сымитировать звук вьюги Эта книга станет настольным пособием как для начинающих звукооформителей, так и для опытных профессионалов. Откройте для себя магию звука и узнайте, как сделать ваш проект по-настоящему живым! В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Профессия-звукооформитель. Синхронные шумы в кино» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Тимофей Вольский, текст, 2024

© Ксения Метелкина, фото, 2024

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2024

* * *

По экрану движется бледная тень. Вроде бы человек, но бесплотный. Только видимое движение, и больше ничего.

— Так… Что у него под ногами?

— Э-э-э… Асфальт. Мокрый. После дождя…

— Ага… — иду за лейкой, наливаю из-под крана. Поливаю асфальт.

— Пишем. И побыстрее, вода уходит…

Включается запись — красная лампочка под экраном. Воздух в студии недвижим и беззвучен, как ожидающий воскресения покойник…

— Нет-нет, у него мягкие кеды, а у тебя прямо лакированные ботинки.

— А, да, теперь вижу… — лезу в сумку с обувью, достаю кеды.

Переписываем. У героя появился ШАГ. План тянется довольно долго, секунд пятнадцать. Это по моим меркам… В следующем куске идет он же, но уже в другом месте.

— Нет, тут не надо. Там в «чистовой» хорошо слышно, без «мусора», оттуда возьму…

— Будем кусок полностью писать или шаги напропалую до конца ролика?

— Все будем писать. Мне сразу в перезапись сдавать надо, чтобы у Пашки весь комплект был.

— Ладно… Давай тогда по шорохам пойдем.

— Давай.

— Не пойму, что у него за куртка?

— Синтетика, типа болоньи. Я на площадке был, видел.

— Ага… — иду в другой конец зала и роюсь в нашей огроменной куче тряпок… Последний раз использовал болонью довольно давно, потому она очутилась на самом дне. Тихо ругаясь, вытаскиваю ее оттуда.

— Ладно, поехали…

Герой идет довольно спокойно, так что и шуршу слегка, вполсилы…

— Годится?

— Да, нормально.

— Что у нас там по реквизиту?

— Тут не очень много. Только в конце плана подходит к парапету набережной и закуривает. Сейчас покажу…

Действительно… Останавливается, достает пачку, зажигалку, прикрывает огонек от ветра, летит легкий дымок…

— Сигаретой трещать надо?

— Да нет, тут шумный план, машины носятся, слишком тихий звук, никто не услышит. Не надо.

— Угу… А у него что, Zippo?

— Да.

Иду в кладовку и нахожу коробку со всякими металлическими мелочами. Достаю две Zippo. Несу в зал.

— Смотри… У меня два варианта. Стальной и латунный. Послушай…

Подношу зажигалку к микрофону и щелкаю. Одну, вторую…

— Вторая — это латунная была?

— Ага.

— Давай ее. Больше на правду похожа.

Щелкаю, прикуриваю…

— Отлично, как живая. Так, теперь надо бы водичкой поплескать. Она там прямо внизу.

— На Москве-реке снимали?

— Не, на Яузе. Уже осень была — ветер, холодрыга.

— Ну, смотри, ванну наполнять надо… Хотя нет — тут тазика хватит…

Достаю с полки мой любимый красный пластиковый таз и наполняю его в ванной. Тащу в центр зала и ставлю на стул. Тяжелый, зараза… Запись…

Вообще, очень люблю работать с водой. Невероятно податливый материал. Слушается малейшего касания. Легонько, кончиками пальцев, вожу по поверхности. Да, получается спокойная осенняя Яуза…

— Так, ну чего, этот кусок закрыли?

— Да вроде. Пойдем в буфет, по кофейку?

— Давай… Слушай, а этот тип, он, вообще, кто?

— Киллер. В следующей сцене на задание пойдет.

— Киллер??? Что ж ты сразу не сказал…

— А что?

— Да у него же совсем другой шаг должен быть!

— В смысле?

— Ну как в смысле! Я ж его формально прошел, как обычного, среднего человека. А ведь тут характер. Это такой замкнутый, осторожный, привыкший к своему повседневному злу.

— Так и чего?

— Чего-чего — переписываем шаги. Не годится так…

— Ну ладно…

Идем в начало эпизода. Снова включается запись и… я преображаюсь. Я снова иду. Я превращаюсь в киллера. Я вхожу в его нутро. Мерзкое, бесчеловечное, холодное, как погреб зимой на закрытой даче…

И я выхожу из НЕГО, не совсем понимая, где нахожусь… Но вокруг мой родной зал, горы реквизита, спокойно ждущего, чего я от него еще захочу… Уф… По лбу стекает пот, и немного трясет. Я только что на несколько секунд превратился в убийцу. Неприятно? Ну что ж, по-другому никак. Такая ПРОФЕССИЯ.

— Погоди, ты говоришь — киллер. А что ж он в такой «громкой» свистящей куртке ходит?

— Это он только тут. Потом будет в другой, мягкой, шерстяной.

— Понятно… Ну как? Годится?

— Ага! Офигенно получилось! Прямо живой убивец! Ладно, пойдем кофе глотнем…

— Да… Сейчас он очень к месту…

И человек обрел плоть! Моими шагами, моими шорохами, моей зажигалкой. Он теперь живой. Хотя и киллер…

* * *

Я не разбираюсь в технике. Это епархия звукорежиссера и инженера. Единственное, что я хорошо знаю, — это микрофоны. Да и то, не их начинку, а то, как с ними работать; куда правильно поставить, как точнее направить. А где-то и схитрить. Например, просят, чтобы постановка бутылки на стол была массивней, более низкочастотной. Конечно, это может сделать и звукорежиссер. Покопаться в настройках компьютера и понизить частоту. Но… Я считаю, что все-таки это моя забота. И потому меняю положение микрофона. Теперь он смотрит не точно на бутылку, а немного под стол. И звук меняется — становится ниже.

— О! Во! То что надо!..

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Профессия-звукооформитель. Синхронные шумы в кино» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я