В наши дни объемы потребления информации значительно возросли. Мы ежедневно потребляем в среднем в 5 раз больше информации, чем 40 лет назад. Значительную часть рабочего времени офисные сотрудники тратят на поиск и систематизацию данных, разбросанных по различным каналам, и лишь примерно в половине случаев находят то, что искали. Причина проста — человеческий разум столкнулся с вызовами, неведомыми нашим предкам. Информации становится больше, но найти ей наиболее эффективное применение становится все труднее. Собирая полезные статьи и делая заметки, зачастую мы просто складируем их, не извлекая всей пользы, — при этом проблема кроется не в самой информации, а в том, что мы потребляем ее в неподходящее время. В своей книге, ставшей бестселлером, Тьяго Форте рассказывает о системе, которая позволяет упорядочить поиск и хранение информации, чтобы получать доступ к знаниям именно тогда, когда мы нуждаемся в них больше всего — в работе, в ведении бизнеса и управлении своей жизнью. Надежное и хорошо организованное цифровое хранилище ваших самых ценных идей, заметок и творческих начинаний, синхронизированных на всех ваших устройствах и платформах, придаст вам уверенности в работе над важнейшими проектами и достижении самых амбициозных целей. Все начинается с простого действия — с записи и фиксирования данных… Попробуйте! В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Создай свой «второй мозг»! Как построить систему поиска и организации информации, чтобы раскрыть ваш креативный потенциал» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть II
Четыре шага метода CODE
Глава 4
Шаг 1. Сохраняем то, что вызвало наш отклик
Все несохраненные данные будут утеряны.
Информация — это питание для мозга. Мы неспроста называем новые идеи пищей для размышлений.
Очевидно, что для выживания нам нужны еда и вода. Однако уже не так очевидно, что в жизни нам также необходима информация, чтобы понимать окружающую среду и адаптироваться к ней, поддерживать отношения и взаимодействовать с другими людьми, а также принимать мудрые решения, отвечающие нашим интересам.
Информация — это не роскошь, это основа основ нашего выживания.
Как и в случае с едой, выбор информационной диеты является нашим правом и нашей ответственностью. Нам решать, какая информация полезна для нас, какая нам нужна больше, а какая — меньше, и что мы с ней в итоге будем делать. Вы — то, что вы едите и потребляете, и это относится не только к здоровому питанию, но и к информации.
«Второй мозг» дает нам возможность фильтровать поток информации, отбирать только лучшие идеи и сохранять их в уединенном, надежном месте. Его можно считать вашим собственным «садом знаний», где вы вольны культивировать идеи и развивать свое мышление вдали от оглушающего шума мнений других людей.
Цветение зависит от качества семян, поэтому мы начнем с того, что засеем свой сад знаний только самыми интересными, глубокими и полезными идеями, которые сможем найти. Вы наверняка уже потребляете огромное количество контента из разных источников, но, возможно, никогда не задумывались, что делать с информацией потом. Или у вас уже хорошие организаторские способности, но вы привыкли к «цифровому захламлению», которое не приводит к обогащению вашей жизни. А может, для вас все это в новинку, и вы начнете с исходной точки.
Как бы то ни было, предлагаю с нее и начать: узнаем, как использовать первый шаг метода CODE, чтобы начать создавать свою личную коллекцию знаний.
Тейлор Свифт — икона современной поп — и кантри-музыки, одна из самых коммерчески успешных исполнительниц в истории. Ее девять альбомов, которые возглавляли множество различных чартов, разошлись тиражом более 200 миллионов копий по всему миру и принесли ей россыпь наград, в том числе и 12 премий «Грэмми». Она уже фигурирует в списках величайших авторов-исполнителей всех времен, но ее влияние уже вышло за рамки музыки, и благодаря ему она попадала в списки 100 самых влиятельных людей по версии журнала Time и 100 самых богатых знаменитостей по версии журнала Forbes[40].
За карьеру Свифт вышло пять документальных фильмов, в которых рассказывается о творческом процессе написания ее песен. В каждом из них ее можно увидеть уткнувшейся с головой в телефон. Она говорит: «Я исчезаю в своем телефоне, потому что там я храню свои черновики и там же их редактирую»[41]. В этих черновиках и заметках она может записывать любой фрагмент текста (а также перечитывать, редактировать и играть с ним) или мелодию, которая мелькнула у нее в голове. И эти заметки она может создавать где угодно, получать доступ к ним из любой точки мира и за считаные секунды отправить их своей команде и обширной сети продюсеров, которые пользуются таким же устройством. И любая обратная связь от этих людей попадет к ней через те же самые заметки.
В интервью о том, как она написала ставшую хитом песню Blank Space[42], Свифт рассказывает: «Занимаясь повседневными делами, я задумывалась: “Ух ты, значит, в отношениях есть всего два пути: либо они будут длиться всю жизнь, либо сгорят дотла”, и тут же записывала это в свои заметки… Я придумывала разные, казавшиеся мне умными строки в духе: «Darling I’m a nightmare dressed like a daydream» («Милый, я кошмар в обличье мечты»), а потом выбирала их и использовала в подходящих местах, а за последние два года таких строк стало только больше, и некоторые попали в бридж… Для Blank Space я написала свои самые лучшие строки».
Для Свифт написание песен — не самостоятельный вид деятельности, которым она может заниматься только в определенное время и в определенном месте. Это своего рода побочный эффект того, как работает ее разум, рождающий новые метафоры и обороты в самые неожиданные моменты: «Меня вдохновляет писать песни в любое время суток, когда я переживаю какую-то ситуацию или когда страсти уже улеглись, и я через это прошла. И речь может идти о чем угодно. Я могу мыть посуду, давать интервью, и мне может прийти в голову идея в духе: “Это подойдет для хука[43], это — для предприпева, а это хорошая первая строчка”». Далее она объясняет, почему для нее так важно зафиксировать эти мимолетные мысли сразу, как только они появляются: «Мне нужно извлечь максимум из взволнованности от этой идеи и довести ее до конца, иначе я оставлю ее, предположив, что она недостаточно хороша».
Даже находясь на волне успеха, Тейлор Свифт нуждается в системе, чтобы ее идеи проходили полный цикл от зарождения до завершения. Интегрировав ведение заметок в повседневную жизнь, она использует лексику и аналогии, появившиеся из ее ежедневных эмоций и переживаний. Таким образом создается прочная связь с ее фанатами, которые называют себя «Свифтис» (Swifties). При прослушивании альбомов Тейлор Свифт вы можете пройти вместе с ней по пути ее самопознания, ведь каждый из них повествует о том, кем она становилась на разных этапах своей жизни и что при этом переживала.
Эта история проливает свет на то, что даже наиболее успешным и плодотворным творцам нужна поддержка, чтобы заниматься своим любимым делом. И я не говорю про данный от природы талант, ведь его нужно направлять и развивать, чтобы он был чем-то бо́льшим, чем мимолетная искра. Американский актер и комик Джерри Сайнфелд, возможно, самый влиятельный комик поколения, в своей книге Is This Anything? («Ну как?») писал:
Всякий раз, когда я придумывал смешную шутку, будь то на сцене, в разговоре или на моем любимом холсте — большом желтом блокноте юриста, я сохранял ее в старомодной папке-аккордеоне… И многие люди, с которыми я общаюсь, словно удивляются, что я сохранил все эти заметки. Я не понимаю почему. И не понимаю, почему я должен сохранять что-то иное. Что может быть ценнее?
Подумайте о своем любимом спортсмене, музыканте или актере. Вне своего публичного образа они следуют определенному процессу, чтобы регулярно превращать новые идеи в результат творческого труда. То же касается изобретателей, инженеров и эффективных лидеров. Инновации и их вклад в жизнь общества случайно не появляются. Ваши способности к творчеству зависят от творческого процесса.
В главе 2 мы изучили историю книг для записей, которые хранили представители интеллигенции и писатели прошлых столетий. Для них назначение информации было очевидным: использовать ее в письменных работах и в устной речи. Понимание того, как они собираются использовать свои идеи, было мощным фильтром, помогающим выделить и записать самые ценные из них.
Такая практика продолжается и сегодня в рядах творческих личностей. Известно, что авторы песен составляют книги хуков, куда они записывают тексты и риффы, которые могут использовать в будущих песнях. Разработчики программного обеспечения используют библиотеки кода, чтобы полезные фрагменты кода были в легком доступе. Юристы собирают материалы прошлых дел в досье на случай, если захотят обратиться к ним в будущем. Маркетологи и рекламщики сохраняют примеры привлекательной рекламы, которыми они могут вдохновиться, в свайп-файлы.
Задача для всех остальных состоит в том, чтобы применить этот же фильтр к нашей ежедневной работе. Какую информацию стоит сохранять, если мы не знаем, как мы ее используем? Наш мир меняется намного быстрее, чем в предыдущие эпохи, и большинство из нас работает сразу в нескольких креативных медиа. Как решить, что сохранить, когда нет никакого представления о том, что нас ожидает в будущем?
Для ответа на этот вопрос мы должны кардинально расширить наше определение знания.
Знание — это не просто мудрые цитаты давно ушедших древнегреческих философов в белых тогах. Это не просто сведения из толстых академических изданий. Мы живем в цифровом мире, и знание в нем накапливается в виде контента — фрагментов текста, скриншотов, статей с закладками, подкастов и других медиаресурсов. Также сюда можно отнести контент как из внешних источников, так и создаваемый вами — электронные письма, планы проектов, идеи для мозговых штурмов, ваши мысли, которые записываются в дневник.
И это не какой-то бесполезный продукт. Это интеллектуальные активы, которые придают конкретную форму тому, что вы знаете[44].
Знание не лежит «где-то там», куда надо целенаправленно пойти, чтобы его подобрать. Оно везде, вокруг вас: погребено под завалом входящих на вашем электронном адресе, спрятано среди файлов в папке документов, ожидает на облачных хранилищах. Сохранение знаний связано с осознанием ценности как чтения, так и жизни.
Иногда эти активы достаточно обыденны, как, например, повестка прошлогоднего финансового планирования, к которой можно обратиться на собрании в следующем году. В других случаях знание возвышенно, величественно — ваши подробные заметки из книги по истории, которые могли бы изменить ваше представление о мире. Или что-то среднее между этими крайностями. Интеллектуальный актив — это все, что может быть использовано в будущем для решения задачи, экономии времени, освещения концепции или усвоения уроков из накопленного опыта.
Интеллектуальные активы могут исходить либо из внешнего мира, либо из ваших внутренних мыслей. К примерам из внешнего мира можно отнести:
• Лучшие моменты. Поучительные отрывки из прочитанных книг или статей.
• Цитаты. Запоминающиеся отрывки из подкастов или аудиокниг, которые вы слушаете.
• Закладки и избранное. Ссылки на интересный контент из интернета или избранные сообщения в социальных сетях.
• Голосовые заметки. «Заметки для себя» в виде записей на диктофон на мобильном устройстве.
• Протоколы собраний. Заметки, которые вы создали во время собраний, совещаний, телефонных звонков.
• Изображения. Фотографии или другие изображения, которые вас интересуют или вдохновляют.
• Основные мысли. Вынесенные уроки с курсов, конференций или презентаций, на которых вы присутствовали.
Оглянитесь и обратите внимание, что интеллектуальных архивов у вас уже много. Вероятно, они беспорядочны, разбросаны по разным местам, сохранены в различных форматах, но они есть. Просто отметьте для себя, что вы уже потратили усилия на их создание или приобретение. Вам нужно лишь собрать их и посадить эти первые семена в вашем саду знаний. Скоро я расскажу, как это делать.
Материалы из внешнего мира зачастую рождают новые идеи и приводят к определенным осознаниям в вашем внутреннем мире. Эти мысли тоже можно сохранить! К ним могут относиться:
• Истории. Смешные случаи из жизни, вашей или чьей-то еще.
• Озарения. Незначительные или важные.
• Воспоминания. События из вашей жизни, которые не хочется забыть.
• Размышления. Ваши собственные соображения и уроки, записанные в дневник или блокнот.
• Хаотичные мысли. Случайные мысли, которые могут прийти в голову, например, в ду́ше.
Значение мыслей, догадок или воспоминаний зачастую не сразу очевидно. Нам нужно записать их, вернуться к ним позже и посмотреть на них другими глазами, чтобы понять, что они для нас значат. В пределах нашей головы это сделать чрезвычайно трудно. Нам нужен внешний носитель, на котором наши идеи можно увидеть с другой стороны, ведь ничего лучше и эффективнее, чем вести письменные заметки, еще не придумали.
Возможно, вы немного сомневаетесь, стоит ли записывать свои потаенные мысли в какую-то программу вместо личного дневника. Конечно, всегда решать вам, что вы решите зафиксировать в заметках, но помните, что ваш «второй мозг» больше никому не принадлежит. Да, какими-то заметками вы можете поделиться с другими людьми, если захотите, но по умолчанию система предназначена лишь для ваших глаз.
Пока выберите в каждом из списков выше по два-три вида контента, которые у вас преобладают и уже имеют ценность. Некоторые отдают предпочтение внутренним источникам знаний, некоторые — исключительно внешним, но большинство людей находятся где-то посередине. Со временем вы можете научиться сохранять информацию из десятков разных источников, но пока важно начать с малого и потихоньку привыкнуть, прежде чем нырнуть в этот процесс с головой.
Приведенные выше примеры контента могут показаться слишком обширными, и вы можете задаться вопросом: а что не стоит хранить во «втором мозге»? По моему опыту, существует четыре типа контента, которые не очень подходят для приложений по ведению заметок:
• Это конфиденциальная информация, которую вы бы хотели сохранить в безопасности? К контенту, который вы сохраняете в заметках, легко получить доступ с любого устройства. Это плюс для доступности, но не для безопасности. Налоговая отчетность, государственные документы, пароли, медицинские карты в заметках сохранять не нужно.
• Это файлы особого типа или формата, которые открываются только в специальном приложении? Вы можете сохранять в заметках файлы для работы в Photoshop или видеоматериалы, но вам все равно потребуется специальное приложение, чтобы их открыть, поэтому в заметках их держать бессмысленно.
• Файл очень большого размера? Приложения для заметок предназначены для коротких фрагментов текста и небольших изображений, поэтому их эффективность значительно снизится, если вы попытаетесь сохранить в них огромные файлы.
• Потребуется ли совместное редактирование? Приложения для заметок идеально подходят для частного, но не совместного использования. Вы можете поделиться отдельными заметками или даже их группой с другими людьми, но, если нужно, к примеру, внести изменения в документ в реальном времени коллективными усилиями, вам потребуется другая платформа.
Из-за обилия контента вокруг нас может быть трудно понять, что именно стоит сохранить. Я помогаю людям легче принимать такие решения с помощью продуктивного упражнения. Я называю его «Двенадцать любимых вопросов», и оно вдохновлено лауреатом Нобелевской премии, физиком Ричардом Фейнманом.
Фейнман был известен своими разнообразными, эклектичными увлечениями. В детстве он уже показал свой талант к инженерному делу, собрав охранную сигнализацию для дома из запчастей, пока его родители были заняты. За свою яркую жизнь Фейнман преподавал физику в Бразилии, научился настолько хорошо играть на бонго и конге[45], что выступал с оркестрами, и с энтузиазмом путешествовал по миру, изучая другие культуры.
Конечно, Фейнман наиболее известен своими революционными открытиями в теоретической физике и квантовой механике, за которые он был удостоен Нобелевской премии в 1965 году. В свободное время он сыграл ключевую роль в комиссии по расследованию катастрофы космического челнока «Челленджер» и опубликовал шесть книг[46].
Как один человек смог внести столь ощутимый вклад во многих областях? Как он нашел время, чтобы прожить такую насыщенную и интересную жизнь, при этом став одним из самых известных ученых своего поколения?
Своей стратегией Фейнман поделился в интервью[47]:
Нужно постоянно держать в уме дюжину своих любимых задач, хотя, по большому счету, они будут находиться в пассивном запасе. Каждый раз, когда вы услышите или прочтете о каком-то новом приеме или методе, испробуйте его на каждой из ваших двенадцати задач и посмотрите, поможет ли. Порой что-то будет получаться, и люди скажут: «Как он это сделал? Должно быть, он гений!»
Иными словами, метод Фейнмана заключался в том, чтобы составить список из двенадцати открытых вопросов. При появлении новых научных открытий он проверял каждое из них с помощью этих вопросов, чтобы понять, пролило ли то или иное открытие новый свет на его задачу. Этот междисциплинарный подход позволял ему устанавливать связи между несвязанными, казалось бы, предметами и потворствовать своему любопытству.
В книге Джеймса Глика «Гений. Жизнь и наука Ричарда Фейнмана»[48] рассказывается, как простой случай за обедом послужил вдохновением для работы Фейнмана:
…он обедал в студенческой столовой, когда кто-то подбросил вверх обеденную тарелку — обычную тарелку с эмблемой Корнелла на каемке. В тот момент, наблюдая за ее полетом, он испытал то, что впоследствии долго считал озарением. Кружась в воздухе, тарелка колебалась. Благодаря эмблеме было видно, что кружение и колебание происходили не синхронно. Но ему показалось — а может, он просто интуитивно это почувствовал, — что между двумя вращательными движениями есть взаимосвязь[49].
Расписав задачу на бумаге, Фейнман обнаружил, что соотношение между колебанием и кружением тарелки было 2:1. Именно такое соотношение указывает на основополагающий принцип работы.
Когда его коллега-физик и наставник спросил о пользе от этого озарения, Фейнман ответил: «Оно не имеет никакого значения… Да меня это и не волнует. Разве это не весело?» Он следовал своей интуиции и любознательности. В итоге пользу это озарение принесло: его разработка уравнений покачивания стала основой работы, которая в конечном счете сделала его нобелевским лауреатом.
Метод Фейнмана побуждал его следовать собственным интересам, куда бы они ни вели. Чтение, разговоры и повседневная жизнь помогали ему задаваться различными вопросами и искать решения давних проблем. И когда он находил их, он устанавливал такую взаимосвязь, которая другим казалась явлением гения, не имеющего себе равных.
Спросите себя: «Какие вопросы меня всегда интересовали?» В этот перечень могут входить вопросы глобальные, всеобъемлющие, например: «Как мы можем сделать общество более справедливым и бескорыстным?» или практические: «Как мне сделать занятия спортом ежедневной привычкой?». Вопросы могут касаться как отношений между людьми («Как я могу установить более тесные отношения с близкими людьми?»), так и продуктивности («Как тратить больше времени на наиболее значимую работу?»).
Приведу примеры любимых вопросов моих студентов:
• Как меньше жить прошлым и больше — настоящим?
• Как разработать инвестиционную стратегию, соответствующую моим среднесрочным и долгосрочным целям и обязательствам?
• Как выглядит переход от бездумного потребительства к осознанному созиданию?
• Как лечь спать раньше вместо просмотра сериалов после того, как уложил спать детей?
• Как моя отрасль может стать более экологически устойчивой и остаться при этом прибыльной?
• Как мне справиться со страхом взять на себя больше ответственности?
• Как моя школа может предоставить больше ресурсов для студентов с ограниченными возможностями?
• Как начать наконец читать все мои книги и перестать покупать новые?
• Как мне повысить продуктивность, не напрягаясь?
• Как можно сделать систему здравоохранения более чуткой к потребностям людей?
• Как сделать свое питание более здоровым?
• Как стать более уверенным при принятии решений?
Обратите внимание, что некоторые из этих вопросов абстрактны, а остальные — вполне конкретны. Одни выражают глубокое стремление, другие же больше напоминают спонтанные интересы. Бо́льшая часть вопросов касается того, как жить лучше; акцент оставшихся сделан на достижении успеха в профессиональной среде. Ключ к этому упражнению — сделать вопросы открытыми, чтобы ответ на них не был односложным. Ведь именно такие вопросы вызывают восхищение удивительным миром, в котором мы живем, и желание узнать его еще лучше.
Сила ваших любимых задач в том, что они практически не меняются с течением времени. Точная формулировка каждого вопроса может меняться, но даже по мере переключения между проектами, работой, отношениями и карьерой наши любимые вопросы, как правило, будут следовать за нами годами. Рекомендую вам спросить у членов своей семьи или друзей детства, чем вы увлекались в детстве. Эти же самые интересы наверняка будоражат ваше воображение и во взрослом возрасте. А это значит, что любой связанный с ними контент, который вы собираете, наверняка будет актуален и в будущем.
В детстве у меня была страсть к конструкторам LEGO, любимым целыми поколениями детей. Мои родители заметили, что я играю с ним не так, как другие ребята. Я разбирал его и собирал детали другими способами. Помню, как был поглощен задачей создать порядок из тысяч раскиданных деталей разных размеров и форм. Я изобретал новые организационные схемы — по цвету, по размеру, по теме — ведь я был одержим идеей найти правильную систему, чтобы наконец получилось создать свой шедевр — космический корабль LEGO, как в моих любимых научно-фантастических фильмах.
И тот же самый вопрос (как из хаоса может возникнуть творчество?) движет мной до сих пор. Только сейчас вместо конструктора у меня систематизация информации в цифровом виде. За долгие годы и разные периоды жизни я многому научился в поисках ответов на этот вопрос. Я не ставлю перед собой цель окончательно ответить на него и забыть, ведь он является путеводной звездой для моего обучения.
Оторвитесь на минутку от чтения и запишите некоторые из своих любимых вопросов. Оставлю несколько полезных рекомендаций:
• Спросите близких людей, чем вы увлекались в детстве (ведь зачастую вы и во взрослом возрасте продолжаете интересоваться теми же вещами).
• Задач необязательно должно быть именно двенадцать (точное количество не имеет значения, но постарайтесь придумать хотя бы несколько).
• Не переживайте, если список получится не идеальным (это ведь лишь первая попытка, и он постоянно будет видоизменяться).
• Формулируйте вопросы открытыми, чтобы ответ на них не был односложным «да» или «нет».
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Создай свой «второй мозг»! Как построить систему поиска и организации информации, чтобы раскрыть ваш креативный потенциал» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
40
Taylor Swift, статья в англоязычной Википедии по состоянию на 13 октября 2021 г., https://en.wikipedia.org/wiki/Taylor_Swift
41
Swiftstyles II. Taylor Swift being a songwriting genius for 13 minutes // July 27. 2020. YouTube video, 13:52, https://www.youtube.com/watch?V=blhqatwwywa
42
NME. Taylor Swift — How I Wrote My Massive Hit «Blank Space» // NME.com. October 9, 2015. YouTube video, 3:58. https://www.youtube.com/watch?V=8byudy4lmls
43
Хук (англ. hook — крючок) — яркий, запоминающийся мотив песни или композиции, который «цепляет» слушателя и особенно ему нравится. — Примеч. перев.
44
Экономист Массачусетского технологического института Сезар Идальго в своей книге «Как информация управляет миром» описывает, как твердые объекты для накопления информации, которые он называет «кристаллами воображения», позволяют нам превращать наши знания в конкретные объекты, доступные другим людям: «Кристаллизация наших мыслей в материальных и цифровых объектах позволяет нам поделиться своими мыслями с другими людьми. Наша способность кристаллизовать воображение… дает нам способы практического использования знаний и ноу-хау, накопленных в нервной системе других людей». — Примеч. автора.
45
Бонго и конга — кубинские барабаны; бонго — небольшой и парный, конга — высокий и бочкообразный. — Примеч. перев.