В пособии представлены беседы о правилах этикета. В доступной и увлекательной форме дети знакомятся с правилами и нормами поведения, принятыми в современном обществе. Они узнают, как приветствовать взрослых людей или друг друга при встречах, какие вежливые слова нужно произносить в различных ситуациях, как правильно беседовать с людьми, разговаривать по телефону, вести себя в общественных местах, дома, за столом, как дарить и принимать подарки. Пособие адресовано воспитателям, гувернерам, родителям, учителям младших классов. Может быть использовано при коллективной и индивидуальной форме обучения. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беседы об этикете с детьми 5–8 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Беседа первая
КАК ПРАВИЛЬНО ПРИВЕТСТВОВАТЬ ДРУГ ДРУГА?
Дорогие ребята! Давайте поговорим сегодня о том, как люди приветствуют друг друга при встрече.
♦ Вспомните, какие вежливые и добрые слова мы употребляем при этом.
Верно! «Здравствуйте» — хорошее, доброе слово! Ведь, сказав его, мы желаем человеку здоровья.
Куда бы вы ни пришли — в гости к друзьям, в детский сад, в магазин или поликлинику, — везде нужно сказать вежливое слово: «Здравствуйте»! Недаром одно из правил вежливости гласит: «Всюду сначала поздоровайся».
Раньше в русских деревнях был прекрасный обычай здороваться со всеми, кто шел навстречу, — со знакомыми и даже незнакомыми людьми. Так приятно быть вежливым и желать человеку доброго здоровья!
Представьте себе, что вы идете с папой, мамой или бабушкой на прогулку и встречаете знакомого человека.
♦ Что нужно сделать, поравнявшись с ним?
Правильно, поздороваться.
♦ А как лучше поздороваться?
Лучше всего остановиться на минутку или замедлить шаги, приветливо улыбнуться, дружелюбно посмотреть человеку в глаза и негромко, но четко сказать: «Здравствуйте».
♦ Какие еще слова приветствия вы знаете?
С добрым утром или доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной или доброй ночи. Конечно, очень легко догадаться, что, приветствуя человека утром, мы говорим: «С добрым утром!» или «Доброе утро!»; днем — «Добрый день!», а вечером — «Добрый вечер!». Наконец, укладываясь в постель спать, мы желаем домашним — маме и папе, бабушке и дедушке, братьям и сестрам — «Спокойной ночи!». Представьте, что вы только что проснулись, открыли глаза и еще нежитесь в теплой кроватке. Мама склоняется к вам, мягко щекочет пушистыми волосами, целует в щечку и ласково говорит: «С добрым утром!»
Послушайте стихотворение.
С добрым утром!
С добрым утром, дочка!
Пролетела ночка.
Небо блещет перламутром.
С добрым утром, с добрым утром!
Вы тоже целуете и обнимаете маму и желаете ей доброго утра:
«С добрым утром, дорогая,
Мама милая, родная!» —
Крепко маму обнимаю,
Утра доброго желаю!
Потом вы встаете, одеваетесь, причесываетесь, словом, приводите себя в порядок, чтобы иметь опрятный вид, и идете завтракать на кухню. Конечно, вы желаете всем домашним доброго утра.
Послушайте сказку.
Вредная ворона
Жила-была ворона. Говорящая, но вредная. Она очень любила всех дразнить и ссорить. Однажды говорящая ворона прилетела на детскую площадку и уселась на нижней ветке высокого зеленого тополя. Стала вредная ворона думать, кого бы ей подразнить и поссорить?
На детской площадке собралось много детворы: кто качался на качелях, кто катался с деревянной горки, кто прыгал через веревочку, а Витя и Валера строили крепость из песка.
Ворона стала наблюдать за мальчиками. Витя лепил дворец, в котором будут жить король с королевой, а Валера окружал дворец высокой стеной с башнями и воротами. Мальчики решили, что охранять крепость станут пластмассовые солдатики, а в воротах будут стоять часовые.
Работа кипела! В это время к строителям подошла маленькая Аначка. Она побко поппос. ила Валагл/:
— Дай мне, пожалуйста, совочек на минутку, я хочу для куклы кулич сделать.
♦ Как вы думаете, Аня — вежливая девочка?
♦ Почему вы так решили?
Валера как раз прорывал подземный ход под дворцом, ему очень не хотелось отрываться от этого интересного занятия, и мальчик ответил:
— Не дам! Совочек мне самому нужен, видишь, я подземный ход рою!
♦ Правильно ли поступил Валера?
♦ Как вы поступили бы в этом случае?
Ворона услышала разговор детей и громко закаркала:
— Не давай, не давай ей совочек! Ишь, какая хитренькая! Свой надо из дома приносить! Совок тебе и самому нужен! Кар-кар-кар!
Витя поднял голову и крикнул вороне:
— Кыш отсюда, вредина! — Он протянул Ане совочек. — Сделай кулич, а я пока соберу камешки и прутики — построю дорогу и мост через ров.
Скоро дворец и крепость были готовы. Дети отошли в сторонку полюбоваться своей работой.
А вредная ворона снова закаркала:
— У Валеры дворец красивый, ровный, а у Вити — стена кривая, того и гляди рухнет, дорога ухабистая, а мост хлипкий!
Но Валера не дал друга в обиду:
— Врешь ты все, вредная ворона! Поссорить нас хочешь!
♦ Правильно ли поступил Валера в этот раз?
— Кажется, этих мальчишек я не смогу поссорить, — вздохнула ворона и, тяжело взмахнув крыльями, перелетела на другое дерево.
Под деревом стояли качели. Две подружки — Оля и Вера по очереди качались на них.
Оля раскачивала качели, а Вера взлетала так высоко, что задевала зеленую веточку клена, на котором сидела вредная ворона.
— Ишь, как старается, раскачивает! — сердито проворчала ворона. — Сейчас я вас поссорю, милые подружки! — И она каркнула: — Почему ты сама не качаешься, Оля? Вера уже накаталась, пусть слезает и освобождает тебе качели!
— Отстань, вредная птица! — ответила Оля. — Мы по очереди качаемся — сначала она, потом я.
Но ворона не унималась:
— Тебя скоро домой обедать позовут, и ты не успеешь покачаться!
Тут Вера спрыгнула с качелей, уступив Оле место:
— Олечка, давай теперь я тебя покачаю. А ты, вредная ворона, улетай отсюда!
♦ Как вы думаете, Оля и Вера умеют дружить?
♦ Почему вы так решили?
Не удалось вороне поссорить девочек, полетела она на другую детскую площадку в надежде, что там ей посчастливится больше.
♦ Что строили Витя и Валера на детской площадке?
♦ Что попросила Анечка у Валеры?
♦ Кто дал девочке совочек?
♦ Что вы можете сказать о Вите, какой он?
♦ Как вредная ворона хотела поссорить Валеру и Витю?
♦ Удалось ли ей это? Почему?
♦ Как вы поступили бы на месте Валеры и Вити?
♦ Поссорила ли вредная ворона Олю и Веру? Почему?
♦ Почему все дети называли ворону вредной?
♦ Как вы поступите, если встретитесь с вредной вороной?
Правила дружбы
♦ Всегда делитесь игрушкой с другом.
♦ Старайтесь помочь другу сделать то, что у него не получается.
♦ Не стремитесь всегда быть первыми.
♦ Не злитесь и не завидуйте, когда проигрываете.
♦ Не ссорьтесь с друзьями, старайтесь играть дружно.
♦ Умейте уступать, не спорить по пустякам.
♦ Не зазнавайтесь, если что-то умеете делать лучше других.
♦ Умейте принять помощь, замечание и совет друга.
Послушайте песенку.
С добрым утром, лес зеленый,
С добрым утром, липы, клены,
С добрым утром, тополя
И родимая земля!
Припев:
С добрым утром золотистым,
Ясным, солнечным, росистым!
С добрым утром, облака
И широкая река,
Шелестящие дубравы,
Бабочки, шмели и травы.
Припев,
С добрым утром, мама, папа,
Брат Андрей, сестренка Капа,
Дедушка и бабушка!
С добрым утром, ладушки!
Припев.
А теперь поговорим о приветствии «Добрый день».
♦ Когда уместно так приветствовать друг друга?
Днем. Представьте, вы пришли из детского сада и вас встречает бабушка. На небе еще светит солнце, за окном сияет весенний день.
♦ Что вы скажете своей бабуле?
Правильно! Добрый день!
Теперь вообразите, что днем вы идете по улице и встречаете знакомых.
♦ Как нужно поприветствовать их?
Вы можете с вежливой улыбкой сказать им: «Добрый день!» По правилам этикета младший первым кланяется старшим, мужчина — женщине, проходящий — стоящему.
Теперь представьте — вы встретили воспитательницу детского сада или учительницу.
♦ Как вы с ней поздороваетесь?
Остановитесь, улыбнетесь, доброжелательно посмотрите ей в глаза и скажете мягко и негромко: «Добрый день, Анна Анатольевна». Можно приветствовать воспитательницу и такими словами: «Здравствуйте, Анна Анатольевна!»
♦ Можно ли издали крикнуть взрослому человеку «привет!» и махнуть рукой?
Так здороваться со взрослыми людьми нельзя! Это невежливо и неуважительно.
♦ Как нужно здороваться, если вы встретили друга или подружку?
Можете помахать им рукой или сказать: «Привет!» Постарайтесь запомнить, что правила этикета существуют для того, чтобы члены общества, в котором мы живем, уважали личность другого: и ребенка, и взрослого, и человека преклонного возраста.
Я знаю одного мальчика, который не любит и не умеет правильно здороваться. Если он идет куда-то с мамой, то, встретив знакомого человека, вместо «здравствуйте!» что-то нечленораздельно пробурчит и спрячется за мамину спину.
А если окажется на улице один, то постарается сделать вид, что не заметил знакомого. Отвернется и опустит глаза.
♦ Правильно ли он поступает?
Конечно, нет! Я уверена, что вы умеете здороваться. И так никогда не поступите.
♦ Как вы здороваетесь с домашними, знакомыми на улице, воспитательницей детского сада или с друзьями?
Любопытно, что еще давным-давно, в начале XVIII в. русский царь Петр I писал:
Никто не смеет, повеся голову и потупив глаза вниз, по улице ходить, или на людей косо взглядывать, но идти надо прямо, а не согнувшись ступать, и голову держать прямо, а на людей глядеть весело и приятно с благообразным постоянством.
Иногда у человека бывает грустное, плохое настроение. Про такие дни говорят: «Все из рук валится». Но чье-то доброе приветствие может улучшить ваше настроение, сделать день радостнее, светлее.
Послушайте стихотворение.
Птицы улетели,
На опушке пусто,
А на сердце грустно!
Вдруг я слышу: тень-тень-тень —
Пискнула синица, —
Пожелала «добрый день»
Маленькая птица.
Сразу стал денек светлей,
А на сердце веселей!
А вот стихотворение о том, как веселый журчащий родничок приветствует красавца-оленя, который пришел к роднику на водопой.
Добрый день
Добрый день, добрый день,
Добрый день, король-олень!
Вот извилистой тропою
Вы спустились к водопою…
Родничок журчит, искрится,
Угостит он вас водицей,
Пропоет вам: «Добрый день!
Добрый день, король-олень!»
В природе маленькие зверьки, бабочки, пчелы, муравьи, стрекозы, может быть, тоже приветствуют друг друга.
Послушайте стихотворение о том, как маленькие, но вежливые бельчата беседуют с тетушкой-пчелой.
— Здравствуй, тетушка-пчела!
Много ль меду собрала?
— Добрый день, бельчата!
Медом лес богатый.
Прилетаю я к цветку,
Мне цветок дает медку,
Сладкого, душистого,
Густого, золотистого.
Над цветком я покружу,
Ему «спасибо» я скажу!
Вечером вы возвращаетесь из детского сада или продленки. Близкие уже ждут вас.
♦ Что вы скажете им?
Правильно! Добрый вечер! Конечно, вы можете удивиться — зачем так часто здороваться? Ведь с бабушкой, дедушкой и другими членами семьи вы виделись утром, а может быть, и днем. Но, во-первых, хорошего слишком много не бывает, а во-вторых, вы желаете родным провести хороший, приятный вечер. Ведь вечером вся семья в сборе. Можно вместе поужинать, рассказать об интересных играх в детском саду, послушать, что делали на работе папа и мама, чем занимались бабушка и дедушка. Вечером мама почитает вам книжку, бабушка расскажет сказку, дедушка поиграет с вами, папа смастерит игрушку. Словом, вечер дается людям для отдыха, и вы желаете всем приятного, доброго вечера.
Послушайте стихотворение.
Добрый вечер
Уселись на пеньки
Жучки-светлячки.
Мерцают, будто свечи,
И шепчут: «Добрый вечер!»
Слышали вы когда-нибудь такое выражение: «Шапочное знакомство»?
♦ Как вы думаете, что оно означает?
В старину люди при встрече слегка приподнимали, а иногда и вовсе снимали шапку, делая это с легким поклоном.
Может быть, они были едва знакомы, но по правилам этикета того времени должны были оказать друг другу такой знак внимания, как снятие головного убора. «Шапочное знакомство» относится к крылатым выражениям, и его скрытый смысл состоит в том, что люди мало знакомы, не являются близкими друзьями, их связывает только «шапочное знакомство».
Вот и прошел долгий день, наполненный играми, прогулками, стихами, песенками, сказками. Вы захотели спать, трете глазки, кладете головку маме на колени.
Значит, пора укладывать вас в кровать. А чтобы сон был глубоким и спокойным, мама споет сыну или дочке колыбельную песню. Колыбельная песня — тихая, нежная, убаюкивающая, сопровождающаяся мягким покачиванием, запоминается ребенку порой на всю жизнь. Ведь в ней материнская любовь, ласка и тепло!
Но колыбельная песня не просто убаюкивает малыша, она незаметно приобщает его к жизни, вызывает у него доверие к окружающему миру.
Может быть, ребенок еще не понимает значения многих слов песни, но звуковой образ, который создается спокойной, размеренной, усыпляющей мелодией колыбельной, глубоко проникает ему в душу.
Послушайте одну из таких песен.
1
Ночь пришла, кругом ни звука,
Дремлет сонная река,
В темной зыби дремлет щука,
Дремлют в небе облака.
Спят цветы, уснули пчелки,
И стрекозы, и шмели.
В темной чаще дремлют елки,
Свесив лапы до земли.
2
Баю-бай, баю-бай,
Спи, сыночек, засыпай!
Ночь пришла, вокруг стемнело,
За рекою солнце село.
Вслед за первою звездой
Вышел месяц золотой,
И в кроватках до утра
Засыпает детвора.
Баю-бай, баю-бай!
Спи, сыночек, засыпай.
3
Спит медведица на льдине,
Дремлют с мамой малыши.
И уснули рядом с ними
И тюлени и моржи.
Север — белый-белый край,
Спи, малышка, засыпай.
Вьются белые метели,
Всюду белые снега,
Ветры песенку запели,
Подпевает им пурга.
Север — белый-белый край,
Спи, малышка, засыпай.
Пышный иней серебрится
На иголках у сосны,
Спят деревья, звери, птицы,
Белые им снятся сны.
Север — белый-белый край,
Спи, малышка, засыпай.
4
Баю-баюшки-баю,
Баю девочку мою.
Крепче глазки закрывай,
Поскорее засыпай.
Под ногой скрипит снежок,
Звездочки мерцают.
Месяц золотой рожок
В небе зажигает.
Баю-бай, баю-бай,
Поскорее засыпай!
С ясным месяцем светлей
В небе темно-синем,
Россыпью цветных огней
Вспыхивает иней.
Баю-бай, баю-бай,
Спи, дочурка, засыпай!
5
Стали звездочки ясней,
Засыпай, малыш, скорей.
Может быть, тебе приснится
Яркое перо жар-птицы
Или аленький цветок,
Засыпай скорей, сынок.
В темном небе месяц светит,
Словно цветик-семицветик,
Звездный хор поет: «Бай-бай!
Спи, сыночек, засыпай!»
6
То сильней, то тише, тише
Дождь стучит по старой крыше.
Дождик песенку поет, Знает —
Аня здесь живет.
Он поет ей: «Кап-кап-кап!
Что же ты не спишь никак?» —
Дождь баюкает: — «Бай-бай!
Спи, Анюта, засыпай!
Завтра утром выйдешь в сад —
Всюду лужицы блестят.
По дорожкам ты пройдешь,
Про осенний вспомнишь дождь».
7
Поживи-ка, козлик,
Ты у нас недельку,
Покачай-ка, козлик,
С Ваней колыбельку.
Спой ему ты: «Бе-бе-бе!
Спать, дружок, пора тебе!»
8
Засыпай, малютка, сладко.
Над твоей кружит кроваткой
Яркий коврик-самолет,
Он тебя зовет в полет.
Полетай, дружок, во сне,
Утром возвратись ко мне.
9
Баю-баю-баиньки,
Спи-усни, мой маленький.
Спят корова и коза,
Дремлет кот, прикрыв глаза.
Спит в сарае петушок,
Сладко в будке спит Дружок.
В темной норке дремлет мышь,
Засыпай и ты, малыш!
10
Сны, как шелковые шали,
Опускаются с небес.
Сны укутывают дали,
Укрывают дальний лес.
Сны над детскою кроваткой,
Словно птицы, запорхали.
Приоткрыв глаза украдкой,
Ты заметишь эти шали.
И едва к твоей подушке
Прикоснется бахрома —
Вмиг уснут твои игрушки,
И задремлешь ты сама.
11
Кошке Мурке снится мышка,
Длиннохвостая воришка.
Косточка Трезору снится —
Хорошо ей угоститься!
Снится кролику морковка,
Снится лошади подковка,
А корове снится луг,
Травы сочные вокруг
И душистые цветы…
Что во сне увидишь ты?
Какую колыбельную песню споет вам мама, я не знаю, она сама выберет песенку, которая ей понравится.
Приветствие имеет очень большое значение в общении людей, ведь именно с него общение и начинается. С приветствия начинается и любой разговор. В старину на Руси в небольших городах, селах, деревнях здоровались друг с другом даже люди незнакомые.
Формы приветствий в разных странах отличаются. Но при всем их многообразии, международный этикет в своей основе одинаков: люди, встречаясь, желают друг другу добра и благополучия, здоровья и успехов.
Правила этикета приветствия
♦ Всюду сначала здоровайтесь.
♦ Человеку, с которым вы здороваетесь, смотрите в глаза дружелюбно и приветливо.
♦ Слова приветствия произносите негромко, но четко и ясно.
♦ Первым кланяется мужчина женщине, младший старшему, проходящий стоящему.
♦ Входящий первым здоровается с присутствующими.
♦ Придя в гости, прежде всего здоровайтесь с хозяйкой дома, затем с хозяином, потом с остальными.
♦ Здороваясь или знакомясь, старший первым протягивает руку младшему, а женщина — мужчине.
♦ Рукопожатие должно быть дружеским и коротким.
Послушайте сказку.
Невежливый бобренок
Видели ли вы бобровую хатку? Если нет, то послушайте, как она выглядит. В самом деле, бобровая хатка похожа на маленькую избушку. Бобры — прекрасные строители, они мастерят хатки из поваленных и обрубленных стволов деревьев, растущих на берегах рек, озер, прудов.
♦ А какие деревья и кустарники любят влагу и растут по берегам водоемов?
Верно! Это ольха, ива, осина. У бобров очень острые, крепкие зубы, как заточенные ножи. Передние зубы большие, их называют резцами. Вот этими зубами-резцами бобры и «пилят» деревья, а потом разрезают на небольшие кругляши и складывают из них свои хатки.
Бобренок Борис, о котором идет речь, жил в такой уютной хатке на берегу озера вместе со своей дружной семьей — мамой, папой, сестрами и братьями.
Родители обучали малышей всем премудростям бобровой жизни, показывали, как надо ловко нырять, плавать, грызть сочные молодые веточки.
Бобрята росли послушными и вежливыми. Мама учила малышей:
— Если встретите взрослых бобров или бобрят-малышей, обязательно поклонитесь и негромко, спокойно скажите: «Здравствуйте, тетушка-бобриха, очень рады видеть вас. Как ваше здоровье?» И с бобрятами, вашими сверстниками, вежливо и приветливо поздоровайтесь. Пригласите их в гости или поиграйте вместе. А когда расстанетесь со знакомыми, обязательно ласково попрощайтесь и не забудьте сказать: «До свидания!»
Бобрята быстро выучили вежливые слова и с удовольствием говорили их. Только один упрямый бобренок по имени Борис не хотел ни здороваться, ни прощаться. Он вообще не любил вежливых слов и считал их совсем ненужными.
— И кто же придумал глупые любезности? — ворчал он. — Здравствуйте, до свидания. Зачем это нужно? Только время зря тратишь!
♦ А как вы думаете, зачем нужны вежливые слова?
Незаметно пролетело теплое, веселое лето. Бобрята подросли и окрепли.
Однажды мама сказала детям:
— Завтра не озере соберутся бобры со всей округи. Молодые бобрята будут соревноваться в ловкости, умении плавать и нырять, а потом начнутся игры и танцы. Праздник, как всегда, откроет пара самых старых бобров, мы называем их Королем и Королевой. Каждый из вас должен подплыть к королевской чете и вежливо поздороваться с ней. После этого вы сможете принять участие в соревнованиях и играх.
На следующее утро на озере собралось множество бобров. Журавли и цапли важно расхаживали по берегу, гуси плавали со своими выводками, все радостно здоровались друг с другом, всем был интересен бобровый праздник. Старейшины приветствовали гостей. Бобры подплывали к ним и вежливо здоровались. Когда очередь дошла до Бориса, он нехотя подплыл к Королю и Королеве, а в ответ на ласковое приветствие что-то проворчал и быстро поплыл прочь.
♦ Правильно ли поступил бобренок Борис?
— Какой невоспитанный бобренок! — возмутились все. — Он, наверное, еще не вырос, его нельзя допускать к соревнованиям!
— Ну и не надо! Не нужен мне ваш праздник, мне и одному весело! — запальчиво крикнул Борис, поплыл к берегу и скрылся в густой осоке.
Скучая, он плыл вдоль берега, как вдруг услышал чей-то вкрадчивый голос:
— Вы так молоды и красивы, не стоит грустить!
Бобренок посмотрел по сторонам и увидел лисицу. Она стояла у самой кромки воды и внимательно рассматривала малыша.
— Позвольте вас спросить, почему вы не на празднике?
— Старейшины обиделись на меня, ведь я не захотел с ними поздороваться. Теперь никто не хочет со мной играть.
— Это не беда. Плывите ко мне, я очень люблю играть с невоспитанными бобрятами, — сказала лиса и облизнулась.
Борис доверчиво приблизился к лисице, хотя в последнюю минуту вспомнил мамино предостережение: «Детки! Опасайтесь рыжей разбойницы-лисы. Это хитрый, ловкий и очень опасный зверь!»
Но было поздно! Лиса протянула лапу, чтобы схватить бедного бобренка. Тут бы ему и конец, но в это время из-за кустов выскочила мама. Она набросилась на лису, сильно ударила ее лапой и больно вцепилась острыми зубами в нос. Борис громко закричал. На его крик собрались все бобры.
Дружно они прогнали рыжую разбойницу. Борис с восторгом смотрел на друзей и радостно повторял: «Здравствуйте! Здравствуйте!» Все засмеялись, а мама сказала…
♦ Как вы думаете, что сказала мама?
— Видишь, сынок, какая беда могла случиться с тобой оттого, что ты остался один!
С тех пор прошло немало времени, Боря вырос и превратился в красавца-бобра. Но он никогда не забывал урок вежливости.
♦ Каким вежливым словам учила бобриха своих малышей?
♦ Что означает слово «здравствуйте»?
♦ Что означают слова «до свидания»?
♦ Прав ли был бобренок Боря, когда говорил, что вежливые слова не нужны, что на них только зря тратишь время?
♦ Почему Бориса называли невоспитанным?
♦ Почему бобренок остался один?
♦ Что случилось с бобренком, когда он оказался в одиночестве?
♦ Кто спас Бориса?
♦ Как вы думаете, для чего существуют правила вежливости (этикета)?
Ответьте на вопросы
1. С чего начинаются любое общение между людьми, любой разговор?
2. Какие вы знаете приветствия?
3. Что означает приветствие «здравствуйте!»?
4. Когда говорят «спокойной ночи!» и «приятных сновидений»?
5. Как здороваются со взрослыми, людьми преклонного возраста?
6. Как можно поздороваться со сверстниками?
7. Как с помощью приветствия выразить свое уважение к человеку?
8. Расскажите, как вы здороваетесь с домашними?
9. Соблюдаете ли вы дома правила этикета?
10. Где бы вы ни оказались, какие слова нужно сказать в первую очередь?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беседы об этикете с детьми 5–8 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других