Книга направлена на решение прикладной задачи в соответствии со стандартом ФГОС ООО – реализацию основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательского, инженерного, прикладного, информационного, социального, игрового, творческого). Особенность пособия заключается в том, что в нем дана системная характеристика всем направлениям работы, представлены формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений, содержатся лучшие образовательные практики школ. Книга носит практический характер и будет полезна учителям, методистам, педагогам дополнительного образования, администрации школ. Методическое пособие может быть использовано в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учебные исследования и проекты в школе. Технологии и стратегии реализации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ВВЕДЕНИЕ
Проблема подготовки учащихся к аттестации — одна из многих в современной системе образования, которая требует внимания и решения.
При оценивании результатов освоения учащимися основной образовательной программы должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи.
И учебно-исследовательская, и проектная деятельность обладают большим развивающим потенциалом и формируют у учащихся метапредметные умения, которые как обобщенный способ действий позволяют учащимся самостоятельно организовывать образовательный процесс.
Это такие умения, как:
— способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
— умение преобразовывать практическую задачу в познавательную (самостоятельно, с помощью учителя или одноклассников);
— умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
— умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение;
— способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении;
— умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
— умение выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения, отнесения к известным понятиям;
— умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Метапредметные результаты, достигаемые в учебно-исследовательской и проектной деятельности, включают также межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления разных видов деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории учащегося, а также формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Данное пособие отвечает на актуальный вопрос педагогов: как эффективно и качественно организовать учебно-исследовательскую и проектную деятельность современных учащихся?
В первом разделе учебного пособия описаны требования к реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях ФГОС (особенности деятельности, цели, задачи, виды, типы, предполагаемые результаты).
Авторы также отвечают на вопрос, что такое проектная и исследовательская работа, приводят примеры лучших образовательных практик петербургских школ и выявляют отличия учебно-исследовательской и проектной работы. Также в этом разделе приведены критерии и показатели оценивания образовательных результатов и успешности реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (компетентности учащихся в области подготовки и выполнения проектов и учебного исследования).
Во втором разделе рассматриваются организационные модели учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся на уровне образовательного учреждения с учетом принципов последовательности и преемственности.
В третьем разделе предложены различные стратегии и технологии организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательном учреждении с учетом требований, предъявляемых к стратегиям и технологиям в логике компетентностного подхода.
Данное пособие написано в соответствии со стратегией «ИДЕАЛ» (каждая буква этого слова — шаг, который нужно сделать, чтобы выйти из трудной ситуации):
Интересно, в чем проблема?
Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!
Есть ли какие-нибудь «сильные» решения?
А теперь сделаем выбор!
Любопытно, как это осуществить на практике.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учебные исследования и проекты в школе. Технологии и стратегии реализации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других