Название книги

Филипп Алигер, 2017

В книгу вошли «отборные стихотворения» автора за период 2002–2016 гг., а также пьеса «Мейн». Довольно абстрактное название книги обусловлено необобщимой стилистической и содержательной разностью ее составляющих.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Название книги предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Знакомство с творчеством Филиппа Алигера — ощущение мгновенного узнавания. Встречи с наследием не столько стиля и традиций Золотого, Серебряного или советского века русской поэзии, но всего лучшего, верного, точного и настоящего, что делает произведение классикой вне времени.

Юлия Бибишева

Несерьезные стихи

Я не поеду с Вами в Ригу

Я не поеду с Вами в Ригу!

Ни поездом, ни экипажем.

Не понесу за Вами книги,

Еду и прочее… Я даже

Не провожу Вас до границы,

Иль до вокзала — как хотите;

И я не стану звать полиций,

Чтоб удержать Вас, нет! — Простите.

Вам стыдно будет показаться

В том дивном городе одной?!

Над Вами будут насмехаться? —

Над Вами. Но не надо мной!

Я Вам и не к лицу как спутник,

И не к руке Вам как багаж,

Не к сердцу, как Ваш сын-распутник,

Не к деньгам, как покойник Ваш.

Я вдруг подумал о душе… —

Вот только повода к тому

Один Ваш внешний вид уже

Мне не дает. — И ни к чему!

О нет, прекрасны Вы, бесспорно:

И горсть веснушек на щеках,

И Ваш акцент — весьма позорный, —

Я даже в Вас влюблен слегка!..

А Ваши «усики», что прежде

Так незаметно над губой

Пробились! Ваша лень в одежде,

И страсть к поездке верховой!

И на коньках на влажном льду,

И в плаванье на мелководье

Я равных Вам уж не найду,

Мадонна!.. — Или что-то вроде.

Но только с Вами не поеду!

Поеду, может быть, без Вас.

Как ехал как-то Грибоедов,

Но был далек его Алмаз

____________________

Я не поеду с Вами в Ригу!

Ведь, к сожаленью моему,

Вас Смерть вчера взяла блицкригом —

Осадой легкой

на дому.

[III’ 2003]

Про фортуну, удачу, коня, везение и счастливую весть

Фортуна была на моей стороне,

Удача ко мне повернулась лицом,

Чертовски везло мне. Я был на коне,

И вести счастливой был первым гонцом!

Вот только однажды (да можно ль иначе?)

Фортуна меня обошла стороной.

Ну что же, со мной остается удача,

Везение, весть и мой конь вороной!..

Но так уж случилось: чертовски везти

Мне вдруг перестало. Счастливые вести

Мне чудом тогда удалось унести. —

Со мною мой конь да с удачею вместе!

Затем от меня отвернулась удача…

В тот день я впервые почувствовал страх,

Но все же со мной моя весть, а в придачу

Мой конь со счастливою вестью в зубах!..

Теперь оставалось утратить коня.

И точно: лишился его, наконец!

Однако ведь есть еще весть у меня,

А я ее верный и первый гонец!

И дело я выполнил, выполнил с честью,

Но передо мною захлопнули двери —

Хоть я поделился счастливою вестью,

Меня обогнали, лишили доверия…

И вот я один, без фортуны и клячи,

Со мною былой нет и тени удачи.

И вести я больше уже не гонец…

Ну что же: по логике, это конец.

[VI’ 2003]

Об этом

Это трудно представить,

но факт остается фактом. —

Надо признаться, что все мы мечтали об этом.

Только подумайте! Даже не верится как-то:

Это случилось, случилось зимой, а не летом!

Если вам скажут, что это случайность, ответьте:

Так было раньше, но будет иначе отныне.

Это случилось. Случилось на нашей планете.

Ваши сомнения стали сегодня смешными.

Может быть, этим не стоит особо гордиться —

Солнце не стало от этого ярче и краше, —

Главное: то, что должно было нынче случиться,

Все же случилось — случилось на вотчине нашей!

Если мне даже вдруг скажет моя же подруга:

«Ты-то чаво веселишься — чай, сам не в призах?»

Я ей отвечу… что есть и моя в том заслуга, —

В том, что случилось. Случилось на наших глазах.

Пусть же ликуют все те, кто еще не ликует!

Только подумайте! Даже не верится как-то:

Это случилось, случилось на нашем веку!

Трудно представить, но факт остается фактом.

[IV’ 2004]

Когда б твой смех лекарством был

Когда б твой смех лекарством был

И без рецепта продавался,

Я б все невзгоды позабыл

И больше уж не волновался!

Пришел в аптеку (б) и сказал:

«Мне дайте Катиного смеха!» —

А мне в ответ:

«Такого нет». —

«Как нет?! Я что же, зря к вам ехал?!!»

Я б впал в отчаянье, в молчанье,

Был зол, но вида б не казал. —

А продавец пожал плечами б

И мне на двери указал.

Я, хмурый, вышел бы наружу

И брел по улице, тужа:

«Мне только Катин смех был нужен!

Но нет его — как жаль. Как жаль!»

И тут, сквозь ветра завывание,

Раздался б дивный звонкий звук, —

И я б застыл, как изваяние:

«Почудилось ли мне?» — Но вдруг

Он повторился б вновь. И снова!

Поверить в чудо чуть боясь,

Я обернулся бы… — Со мною

Стояла б рядом ты, смеясь.

[XI’ 2006]

Зову ль тебя я в воскресенье…

Зову ль тебя я в воскресенье

Гулять на Невском берегу —

А ты в ответ: «Прошу прощения,

Но в воскресенье не могу».

Тебя зову я в понедельник

В изысканнейшие места,

Но ты ответишь: «К сожалению,

Я в понедельник занята!»

Тогда зову тебя во вторник

Я на свиданье у фонтана… —

Ты возразишь: «Как ни прискорбно,

Но у меня на вторник планы».

На ленч тебя зову я в среду, —

Уже изрядно исхудал.

Ты скажешь: «Некогда обедать!

В особенности, по среда́м».

В четверг тебя зову я в гости,

Затеяв ужин у камина. —

Но ты, зеленая от злости,

Мне строишь жалобную мину.

«Так что, и в пятницу не сможешь?» —

Ты, голову склонив устало,

Чуть слышно вымолвишь: «О, боже!» —

И я настаивать не стану.

Но вдруг

Ты, словно б мне в угоду,

Протянешь руку через стол:

«Постой. В субботу — я свободна…» —

«В субботу, девушка, — футбол!»

[XI’ 2006]

Надо поднажать

Жизнь биатлонистская — штука безотрадная:

Только отстреляешься — вновь пора бежать.

Но, по правде, бегаю я не за наградами,

Хоть приятно золото в кулаке зажать…

Всем бы чемпионами быть десятикратными!

Вот бы научиться мне — словом поражать

Цель свою. — Но вынужден круг штрафной наматывать,

И в дорогу лидера взглядом провожать…

Безутешных зрителей я нечасто радую:

Мне рекорды славные не принадлежат. —

Я ж из Белоруссии, из деревни Ратное.

Цель моя спортивная — накопить деньжат. —

Чтоб участок выкупить, с домом и оградою,

И хозяйство сельское в чем-то поддержать…

Только титул выправлю, и вернусь обратно я!

Да притом жена моя собралась рожать…

__________________________________________

— А теперь рассказывай: как вы познакомились?!

Если без подробностей, дело было так:

Жил тогда я в Полоцке, а Катюша — в Гомеле…

(В общем, как вы поняли, — в разных городах!..)

[II’ 2008]

К З-це г-жи Б

Мечтаю о заднице прежней подруги.

Впадаю в уныние. — Нынче она

Не ждет меня дома… Хотя на досуге,

Как прежде, лишает покоя и сна…

(И что в ней такого? Чем хуже, к примеру,

Анютина?.. [Анна — соседа жена.]

Хозяйка моей мне, к тому же, мегерой

Порою казалась… — но всё ж недурна,

И даже умней, чем… И столь же подвижна!

Но стих не о бывшей моей половине. —

Мой стих о ее половине — о нижней, —

Которой теперь нет со мной и в помине.)

В ней всё до единого было прекрасно:

Любимый мой цвет и любимый размер…

Должно быть, расстался я с нею напрасно.

Вернись, дорогая!

Целую, Гомер.

[VII’ 2009]

Гламурный фон

(к фильму Л. фон Триера «Антихрист»)

Смотрел вчера «Антихриста». Фон Триер —

Гламурный фон. В таком ключе снимать

Недопустимо качественный триллер…

Сперва мы видим: трахается мать

С отцом, — трещит посуда, гнутся стены, —

Понятно, наслажденью нет границ.

Их сын, едва взглянув на эту сцену,

Идет к окну и ласточкою ниц

Бросается. С ним — тедди-медвежонок.

Ребенку, кстати, было года три.

И мать тогда почти умалишенной

Становится. Душа ее — смотри —

Кровоточит… А дальше по сюжету:

Страданья, боль, тревога, скорбь и страх…

В природе женской — зло! Идея эта

Показана в мистических тонах:

Деревья — извиваются. И звери

С людьми по-человечьи говорят…

Жена под гнетом тягостной потери

Устраивает мужу целый ряд

Не очень-то приятных испытаний. —

Так, с помощью огромного полена

И пары инструментов, что в чулане

У них хранились, — приступает к члено —

Вредительству. С жестокостью, о коей

Услышать можно только в новостях. —

«Любимый мой! Тебя я успокою!..»

Фон Триер, надо думать, — холостяк.

Действительно, какие тут христосы,

Когда — взяв в руки ножницы — она

Себе отрежет клитор, точно косу,

Когда проводит взглядом до окна

Родимого сыночка… Женский гендер

Непостижим! Но фильм — смешной, скорее.

В фон-титрах вижу: «Композитор — Гендель…

Посвящено Тарковскому». — Андрею.

[VII’ 2009]

Пунктуационное

Мой милый ангел запятая

Вы чудо точка Восемь дней

К Вам чувство нежное питаю

Тире всех чувств оно сильней

Знак восклицанья Что же делать

Знак вопросительный Мечтой

О Вас довел я это тело

До точки точка с запятой

Один господь в кавычках знает

О тяжких муках многоточье

А между прочим запятая

Я к Вам приду сегодня ночью

Петь серенады в скобках скерцо

Тире и пусть меня изгнанье

Ждет зпт но в Вашем сердце

Я стану знаком препинанья

Навеки точка Наши раны

Мы лечим русским языком

Отправлено на donna_anna

Собака yahoo точка com

[VIII’ 2009]

Шестнадцатый

Меня преследует шестнадцатый трамвай!

Теперь куда бы я ни шел, в каком краю

Ни оказался, — неизменно в этот край

Он отправляется за мной. Вот я стою

На остановке возле цирка, жду седьмой. —

Седьмого нет. Зато шестнадцатых — полно…

«Куда вы едете?» — «А Вам куда?» — «Домой». —

«А дом-то где?» — «Да мне покамест все равно…»

Ну я залез. Хотя б исследую маршрут.

Гляжу в окно. Заснул… Очнулся возле цирка. —

Какого чёрта?.. Выйду здесь, не то сдерут

Повторно плату за проезд… А помнишь, Ирка,

Шли по Московскому с тобой — тут он навстречу,

Опять шестнадцатый. «Прокатимся?» — «Давай». —

Как оказались мы тогда на Черной речке —

Не представляю. Чудодейственный трамвай!

В каких местах он только мне не попадался:

На Малой Охте, на Суворовском… В Берлине!.. —

В последнем случае я так перепугался,

Его завидев, что… одной… — другой — Ирине

Едва не сделал предложение…

— «Постой-ка,

Какой другой

— Да это… шут с ней! Я и сам уж

Забыл… — Соседствовали мы… по барной стойке.

И вдруг — шестнадцатый!

— «Где, в баре?»

— Что там замуж —

Ее чуть в цирк не пригласил! — Всему виной

Коварный номер… Сомневаешься, поди?..

Так, где мы нынче?.. Нет, серьезно… На Лесной? —

Бери пальто, пойдем… Ты только погляди!..

[VIII’ 2009]

Семнадцатый

(к фильму «Агент 117»)

«Обаятелен. Скромен. Неистов. —

В этом образе Жан Дюжарден

Превосходит любого артиста

От Марселя до южных Арденн!

Он не просто агент сто семнадцать,

Он умеет к тому ж веселей

И шикарнее всех улыбаться

От Лиона до Па-де-Кале!

И от Па-де-Кале до Тулузы

(…Так сказать, до Тулузы от-Па-д)

Франтоватей не сыщешь француза,

Чем Юбер Бониссёр де ля Бат!.. —

Это имя агента. — Не знали?! —

А меж тем со времен Бельмондо

Как нуждался в таком идеале

Весь наш мир — от Нанси до Бордо!..

Уникален, талантлив, гламурен,

Он легко покоряет Париж… —

Что Париж?! Комсомольск-на-Амуре!..» —

Вот о чем ты во сне говоришь.

[X’ 2009]

И водка не горит

(по мотивам одной песни)

И водка не горит.

И Йеллоу субмарин.

И если ты вчера на завтрак ела маргарин,

То говори.

Любой обманчив брут.

Страшнее — старшина,

Когда в самый разгар похмелья поджигает вдруг

Амбар зерна.

И черных как бы нет.

Где мой алмазный трон?

Так тихо, что я слышу как работает твой син —

хрофазотрон.

На площади — волки́.

На Волге — бурлаки.

И в телефонной книжке эти много лет спустя —

Сплошь мертвяки.

100 граммов хлопнет дверь

И вздрогнут провода…

Привет! Мы будем трезвыми теперь

И навсегда.

Привет! Мы будем трезвыми теперь

И навсегда.

[X’ 2009]

Залог здоровья

Я к свиному гриппу — равнодушен.

Бычий цепень мне не по нутру.

Лихорадкой сон мой не нарушен.

Зуд не беспокоит поутру.

За меня горою лейкоциты —

Ни одна зараза не пройдет!

Можешь яду мне в стакан насыпать —

Только жаль, что даром пропадет.

Врач сказал: «Тебе, дружок, дорога —

В космос: Мир с Восходом стыковать!..»

А для счастья надо мне немного:

Анальгин, кефир, горшок, кровать.

Что мне воспаление брюшины?!

Что мне вывих левого плеча?

Что мне лепра, что ожог обширный —

Если кровь густа и горяча?!

Слышать не хочу про эмфизему. —

Пусть любую дрянь в себе таит… —

Знаю лишь: иммунная система

Ей достойно противостоит!

Пусть же восхищается Земля и

Загнивают вирусы в пыли —

Потому что я употребляю

Лучших представительниц Земли!

[XI’ 2009]

Рассказ Л. Г. об инфляции времени

Я никогда не подвожу свои часы —

Ведь никогда меня они не подводили.

Уж десять лет тому, как в лавке «Вотч и сын»,

Неподалеку от пивной на Пикадилли,

Я их купил за три с полтиной. — В наше время

Подобных цен не отыскать, но в те года

Я мог за пару, так сказать, стихотворений

На пинту пива заработать, господа!

Не говоря уж о прелестницах. — Две буквы

Инициалов в посвящении, потом

Слова любви — и дело в шляпе! Свой досуг вы

Могли легко украсить. — Нынче ж целый том

Хоть напишите, хоть на тысячу страниц! —

Вы не получите за это ни полпенни. —

Ни кружки пива, ни внимания девиц…

Часы не лгут мне с каждым днем всё откровенней!

[XI’ 2009]

Один день Какуса Пехи

Какус Пехи ходит в школу

К девяти часам утра.

Бутерброды с кока-колой

И ни пуха ни пера

Мать кладет ему в портфельчик.

Лучший друг Тарел Кащей

Ждет внизу. — Тарел помельче

Какуса, да и вообще

Мал еще. — «Здорóво, Кактус

Какдела» — «Привет Тарел

Есть домашка» — «Не..» — «Ну как ты

Ливерпуль вчера смотрел..»

______________________

Впоне дельник пер войпарой

Мать-и-матика. Ножа нна

Ль вовназаболеластарый

Пре подзамещает Жанну.

Какус дергает Тарела

За рукав: «Гляди, Кащей,

Как училка устарела

С пятницы! Да и вообще…»

Между прочим, Какус Пехи

В математике — горазд:

Все задачки как орехи

Кактус щелкает на раз!..

Молвит препод: «Мне, ребята,

Ваш журнал заполнить надо.

Продиктуйте результаты

Пятничных заданий на дом…»

«Альтов?» — «Три». — «Жирнова?» — «Треха». —

«Войцеховская?» — «Трояк!»

«Лужин?» — «Тройка». — «Пехи?» — «Плохо». —

«В смысле?..» — «Ну, тройбан!..» — «Так, так…»

______________________

Поздний вечер. Ранний ужин.

Над тарелкою борща

Какус киснет и недужит.

Мать ему: «Ты отощал!..

Кушай, Какус… Как делишки

В школе?» — «Мама, лучше всех!»

Мама верит, что сынишку

В жизни ждет большой успех…

Эх, дорожка фронтовая,

В сердце бьется барабан! —

Какус на ночь напевает:

«Треха, три, трояк, тройбан!

Тройка-три-трояк-тройбан!»

[II’ 2010]

Угол атаки антикрыльев

(про «Формулу-один» один стих)

Семнадцать лет назад (мне гугл

Не даст соврать) в мой дом впервые

Проникло выраженье «угол

Атаки антикрыльев». Вы и

Подозревать о нем, быть может,

Стеснялись, — может быть, не смели. —

Меж тем меня оно тревожит

Едва ль не каждую неделю.

Подумать только: с девяносто

Второго года эта фраза

Во мне сидит! Я нынче ростом

Превосхожу почти в два раза

Себя тогдашнего. И нынче

Пью ль пиво, вытираю ль пыль я,

Но сам как будто бы привинчен

К волшебным этим антикрыльям!

Пускай мне никакого толка

В них нет, но с каждой новой датой

Я укрепляю чувство «долго». —

Пускай же вновь замысловато

Пустеют топливные баки

Под градусом угла атаки!

______________________

Есть много поводов для пьянства

У тех, кто ценит постоянство.

[IV’ 2010]

Путеводитель

В некогда алом халате вельветовом

Утром катался на велике по

Набережной. — Это мне посоветовал

Путеводитель. Там сказано: «По —

Самая длинная речка в Италии;

Площадь бассейна её — велика;

Паводки летом и осенью…» Далее

Предупреждение: «Эта река

Часто грозит городам наволнением.

Лучший сезон для туризма — весна. —

Солнечно, сухо, тепло… Тем не менее,

Речка достаточно загрязнена.

…Если однажды вы всё же окажетесь

В этих краях — не минуйте Турин! —

Город чудесный, хотя и загаженный…

Впрочем, в Италии грязь — это грим,

Вздорная маска на лике красавицы,

Чтобы отпугивать праздных невежд. —

Сведущим людям должно там понравиться.

Воздух Турина приятен и свеж…»

Здесь примечание: «Остановиться вы

Можете в “Амбассадоре”. — И счет

Вас не унизит: с довольными лицами

Будете там засыпать… А еще

Как-нибудь утром, в халате гостиничном —

Прямо в халате — попробуйте взять

Велосипед и вдоль речки до рыночной

Площади с шиком промчаться! Пусть вся

Местная братия тычет в вас пальцами, —

Вы насладитесь поездкою той!..»

Книжку я вскоре вернул Саше Мальцеву.

Что до Италии — в целом, отстой.

[IV’ 2010]

Texass

I’d like to sleep a lot tomorrow.

At least, I’d like to sleep enough.

Но мне на восемь тридцать — к лору,

И я не высплюсь ни хрена!..

Next morning winds of Oklahoma

Have brought my ass to clinic’s door. —

Всего миль тридцать по плохому

Шоссе, плюс длинный коридор.

Miss doctor says: “…You’re lookin’ tired!”

She’s looking pretty, в свой черед. —

Не так, что прямо сердце тает, —

Но просто — за душу берет.

Miss doctor asks: “So, what’s your problem?” —

“It happened on my farm, last night… —

Зашел в гараж… там были грабли,

You know…” — “You’d better had a light!” —

“Вы правы, да. Но было поздно”. —

“И я о том: зажгли бы свет”. —

“I mean, it was too late, because I’ve

Got light already after that…

My nose was broken”. — “Well… I’m sorry,

You need another doctor…” — “Why?..

Ведь я же с головой не в ссоре,

А только нос сломал!” — “But I

Consider: Вам помогут в «травме»”. —

“А разве Вы — не по носам?” —

“Не по разбитым…” — “(?)…You don’t love me!” —

“What?!” — “I’ve just come to you for some

Attention… Знаю, Вы способны

Помочь мне снять немного стресс…” —

“О, да!.. — c усмешкою беззлобной

She whispered: — Kiss my Texas’s ass!”

[V’ 2010]

Free Winona!

Приходишь утром в магазин… — а там музей.

Неоклассическая дверь и платный вход.

И продавец — неотразим, и нет друзей

У продавца, ведь он теперь — экскурсовод.

А сыр и чипсы, пиво, сало, пирожки

С капустой, мясом, рыбой, рисом, или без,

Сосиски, яйца, колбаса и творожки,

Батон в нарезке, маргарин и майонез,

Консервы, джем (теперь банановый!), мешок

Гнилой картошки, ветчина и карбонад,

Пельмени «Снежная страна» и «Малышок» —

В музее этом — экспонаты. Экспонат

Нельзя купить, а можно только посмотреть.

Им можно долго любоваться (полчаса).

Свет приглушён — едва ль использован на треть;

И стали в шепоте скрываться голоса.

Запотевают от дыхания витрины —

Вздыхают жены: дома дети и дела,

Из пищи — хлеба полбуханки, мандарины;

А холодильники раздеты догола…

Для всех студентов, кстати, вход в музей бесплатный.

Студенты пялятся на этих самых жен,

А жены — на экскурсовода. — Он занятный.

Каким вниманием, заметьте, окружен!

Сперва он речь толкнет, в обед покажет слайды…

Но если страсть хоть раз цвела в твоей груди,

Освободи, камрад, в себе Вайнону Райдер

И пачку блинчиков с прилавка укради!

[IX’ 2010]

Железобетон[1]

Весь день зудит моя спина,

Весь день ее чешу!

Все ночи провожу без сна. —

Ни знание ушу,

Ни душ, ни пламенный закат

Не помогают мне.

Пишу ль, рисую ли плакат —

Все мысли о спине!

Быть может, там живет семья

Чесоточных клещей? —

Как знать… — Не знаю, впрочем, я

О множестве вещей.

Весь день зудит комок души,

И чешутся мозги! —

Как быть?.. Могу вам за гроши

Почистить сапоги.

[X’ 2010]

Напряжение

В полуторавольтовой батарейке

Есть всё, о чем мечтать не смею я:

В ней клич совы и пенье канарейки,

В ней плач сыча и трели соловья,

Чириканье чижа, свирель овсянки,

Стук дятла и сороки трескотня,

И щебетанье робкой коноплянки,

А также попугая болтовня,

В ней петушиный крик и счет кукушки,

Гусиный гогот, галочий галдеж,

Вороний гам, кудахтанье несушки,

Кряхтенье утки (если попадешь),

Позыв стрижа и квохтанье тетерки,

Шум стрепета и легкий свист щура,

Скворечий пересмех, пингвиньи терки…

И напряженье — вольта полтора.

[XI’ 2010]

Гангстервы

(вариация на стихотворение «Гроздь винограда» Уолтера де ла Мера)

— Вечернее платье! — воскликнула Сьюзен.

— Сапожки! — вскричала Элен.

— А мне бы тельняшку и полную фляжку, —

Со вздохом промолвила Джен.

— Париж, Барселона! — воскликнула Сьюзен.

— Лас-Вегас! — вскричала Элен.

— А мне бы подольше с поляками в Польше, —

Со вздохом сказала Джен.

— Свободная касса! — воскликнула Сьюзен.

— Ты дура! — вскричала Элен.

— А мне бы картошку и пива немножко, —

Со вздохом промолвила Джен.

— Шоффэр, на Литейный! — воскликнула Сьюзен.

— На Невский! — вскричала Элен.

— А мне бы в Веселый, простите, Поселок, —

Со вздохом сказала Джен.

— Но там же нет клёво! — воскликнула Сьюзен.

— Я в шоке! — вскричала Элен.

— А мне бы у Машки гадать на рюмашке, —

Со вздохом промолвила Джен.

— Зажим… Ѣ! и скальпель! — воскликнула Сьюзен.

— Держи-ка! — вскричала Элен.

— Ой, что-то мне плохо, девчонки… — со вздохом

Последним сказала Джен.

[II’ 2011]

Восло о пиизэо

Нельзя идти на поводууударений!

Право поэта — ударения менять,

Коль в этом есть ему нужда. — Стихотворений

Тогда можно в сто раз больше насочинять.

Пренебрегать рифмой глагольною опять же

Резона нет… Да и в принципе, для чего

Они нужны, все эти рифмы? — Ведь запросто

Может поэзия обходиться без них…

Порядок вкуб в осхвал — кийчесстар крепежоит.

Тов кольто сща приворонлюсь — и воогот.

И в мылосвойс рузганке отеж масслы ламо,

Свистдевмотель моту Стозалпый Грандбамыш! —

Влеикополнее по тису синеночье…

Макит мобароз весм ановяттисс японнот:

Мерраз — одинвстеннее, точ ман яттссаоё…

Охть ин к мечу ан саммо еедл ежу ин мерраз ин восла!

[IV’ 2011]

Настенька

Надену завтра платьишко и буду танцевать!

Меня отныне Настенькою надо называть.

А настененавистникам так прямо и скажу:

Hey, haters, stay away from me[2], я с вами не дружу!..

За мной уже ухаживал ужасный ухажер,

Мне подарил за ужином алмазный массажер.

Еще сказал: «С алмазами-с!» — Но я сказала: «Фу-с!» —

Меня ведь ценят ангелы за абсолютный вкус.

Я с детства знаю точненько, что хорошо, что — нет,

И категоризирую, когда даю ответ.

Могла б работать справочником в справочном бюро

За скромное зарплатьице, жетончик на метро.

Коль спросит кто: «Где истина?» — Ответьте им:

«У Насти ж!» —

В бюро её распахнуты для правды двери настежь.

Растениевым запахом наполнено бюро.

В углу за ширмой алою стоит алмазный трон. —

Недаром посетители, друзья и клиентура,

Зовут её порою королевой каламбура…

Вот только не хватает ей немного дисциплинки:

Уж больно любит Настенька ходить на вечеринки!

Бывало, как нажрется, так пойдет гулять по клубам и… —

«Случается, что девочки бывают очень грубыми».

Хотя не обязательно их Настеньками звать…

Надену завтра платьишко и буду танцевать!

[V’ 2011]

Соосность

Люблю, когда лес наслаждается солнечным светом!

Мне нравятся птицы и звери, и стройные сосны.

Особенно славные дни — в окончании лета…

Но главное, целик и мушка должны быть соосны.

[V’ 2011]

Unexpected Expectations[3]

Действительность практически всегда

Опровергает наши ожидания:

Придет взамен несчастия беда,

А горю вопреки придут страдания…

Бывает, впрочем, и наоборот. —

Реальность ожиданья переборют:

Взамен беды несчастие придет,

И вопреки страданьям будет горе.

[V’ 2011]

Заводская

В выходные я тоскую. —

Жизнь бездельная — пуста!..

Спой мне песню заводскую! —

Про рабочие места,

Про машины и про 5-й

Мой станок — хотя б куплет, —

Спой про то, как все ребята

Дружно ходят на обед,

Как во всех отделах цеха

Днем и ночью свет горит, —

«Ночь работе — не помеха!» —

Бригадир наш говорит…

Спой же! — Про пантонный веер

И горячие валы,

Спой про ленточный конвейер —

Он достоин похвалы!

Спой про девушек в отделе

Техконтроля (ОТК)…

Эх, рабочая неделя,

Ты не в меру коротка!

Будь же, песня, многословна,

Прогони воскресный стресс. —

Я за то, чтоб очень ровно

Резал втулки втулкорез!

[VI’ 2011]

Памятник

Одка (то бишь маленькая ода)

Кто изобрел стиральную машину —

Известно ль вам? — Возможно, единицам

Из вас. А между тем, семиаршинный

Ему воздвигнуть памятник в столицах

Всех стран давно пора. Такое имя

Должно быть воспеваемо повсюду! —

Пусть в Амстердаме, в Лондоне и в Риме

Создателя технического чуда

Потомки славят, разливая пиво;

В гостиницах, в яслях, в домах родильных

Поют ему хвалы!.. А в перерывах —

Тому, кто сделал первый холодильник.

[VI’ 2011]

Ночь в музее

Когда последний обыватель

Покинет злачный Эрмитаж

И солнце в поисках кровати

В подземный спустится этаж —

Тогда (как я подозреваю

Не без причин) без лишних драм,

Потягиваясь и зевая,

Картины вылезут из рам!

И, ошарашенно глазея,

Скульптуры — тоже оживут…

Я фильм смотрел про ночь в музее —

Не врет, похоже, голливуд.

…К очнувшейся от сна Данае

На ложе снизойдет Зевес —

И будет божья страсть дана ей!..

Но бог с ней, мало ль тех чудес! —

Мадонна Литта наконец-то

Отнимет от груди уста

Младенца (очевидно, детство

Счастливым было у Христа);

Часы Павлин приостановят

Свой ход; Психея и Амур

Работа скульптора Кановы —

Продолжат начатое; хмур

И мрачен Скорчившийся мальчик

Буонарроти — разогнет

Хребет; и громко засудачат

Три Музыкантши — им до нот

Уж дела нет:

«…Меня сегодня

Какой-то скользкий тип полдня

В упор разглядывал, негодник!

Будь Мастер жив, он за меня

Вступился б и такого хама

Манерам живо научил…» —

«Полдня… — ворчит вторая дама, —

Тебя внимание мужчин

Избаловало, дорогуша!

А на меня за целый год

Никто и не взглянул». — «Послушай,

Ты б видела себя! Как гот

Размалевалась — лучше б маску

Надела сразу. На тебе ж,

Поди, четыре слоя краски…» —

«И что?! — Зато румянец свеж,

В отличие от вас…» — «Не спорьте ж! —

Им третья дама говорит, —

Картину маслом не испортишь.

Притом, на вкус и колорит

Товарищей, известно, нету». —

«Но для служителей искусств

Изящных

чувство вкуса — это

Наиважнейшее из чувств!..»

…К трем все сойдутся на балу в Ре —

мбрандтовском зале. — Благодать!..

Что по ночам творится в Лувре —

Нам не дано предугадать.

[VII’ 2011]

Классификация рифм (по месту ударения)[4]

Мужская рифма, в целом, неплоха:

Тверда, упряма; с ней — в огонь и в дым!..

Но тяготеет мой конец стиха

К деви́цам, а не к людям молодым.

____________

Приятней и стройнее рифмы женской

Среди созвучий нет! — Но есть загвоздка:

Она, подобно клуше деревенской,

Скучна. Да и к тому же — вертихвостка.

____________

От рифмы дактилической в восторге я! —

Проснувшись с ней, как с бабой неопознанной

Наутро после подзабытой оргии,

Бросаюсь прочь и думаю: не поздно ли?

____________

Люблю я рифму гипердактилическую,

Как женщину, сверх всяких мер надушенную. —

В ней шарм и обаяние наличествуют…

Но лучше в одиночестве отужинаю.

[XI’ 2011]

Тирракт

(подрожание Баньтикам-в-слезах[5])

Я физрука нашла в кантакте:

Он право славный и жинат…

Теперь мечтаю о тирракте!

Пусть знает вкус моих гронат.

Взарву с начала запись актов,

Потом фрегидную жину…

И всех вобще его кантактов

Чтоб лицизрел меня одну!

Потом ему на перименке

Повешу фотку на стене

Как я вишу на шветской стенке

Чтоб помнил вечно обо мне!

Когда откроит он страничку

Там буду я во всейкрасе:

Загадочной и эроничной

Подобно утриней росе.

…Где взять гронаты?! На падмогу

Всивышнюю надеюсь я —

Пойду всирцах молитца богу

Добавел чтоб меня в друзья!

[XI’ 2011]

Как правильно открывать пачку сигарет

Когда открыть потребуется вам

Пленительную пачку сигарет,

Сперва снимите сверху целлофан…

Глотните виски… — в этом весь секрет, —

Сложите целлофан в квадратик плотный;

Затем ногтями отдирайте марку

Акцизную… И, сделав мимолетный

Глоток (чтоб стала жизнь простой и яркой),

Попробуйте полученный квадратик

В отодранную марку завернуть… —

Поймите, это — не забавы ради,

А только чтобы время потянуть…

Глоток… Глоток… Затем откройте пачку

И вырвите защитную бумажку…

И, коль уж организм уже испачкан

Паршивым виски, хлопните «рюмашку»

Еще одну…

О чем мы говорили?..

Ах, да! — Теперь, котятки, ход конем:

Ту хрень, что мы так долго мастерили,

В последнюю бумажку завернем. —

Да так, чтоб получился в результате

Не ком, с которым не поговорить,

А аккуратный ровненький квадратик!

…Теперь — спокойно можно закурить.

[I' 2012]

Страх Кавказа перед альпинисткой

Стою я, значит, перед нею…

Охреневаю и хренею. —

Под этой ножкой сам Тибет

С почтительностью гнул хребет;

Седые старцы Гималаи

Склонялись, здравия желая;

Натужно скалясь, пики Альп

С себя снимали хладный скальп;

Что говорить про Аппалачи? —

Кидались в ноги, «чуть не плача»;

Предгорья гордых Кордильер

Свой раскрывали экстерьер;

Перину белую пред нею

Стелили склоны Пиренеев;

Памир, сгребая снег в охапки,

Срывал с вершин могучих шапки!

А жалкий сморщенный Урал

Еще сильнее захворал;

Суровые донельзя Анды

С ней стали милыми, как панды;

Лег вверх подошвами Атлас… —

Подошвы ценит скалолаз;

Тянь-Шань, такой высокогорный,

Возвышенный… — теперь покорный;

И расплылись — в улыбке — тая,

Массивы славного Алтая;

А прежде стройные Карпаты —

Стройны ли? — Нет. Теперь горбаты!..

И вот, недолог мой рассказ,

Она приперлась на Кавказ.

Нашлась на шею мне нагрузка… —

Пусть лезет. Я не дам ей спуска!

[I' 2012]

Универсальная рецензия на современный фильм

Неискушенному покажется шедевром.

А искушенный может выспаться вполне.

И если некуда потратить десять евро,

Тогда вперед! Но, право, лучше дайте мне. —

Клянусь подтяжками, на собранные средства

Я вам устрою сногсшибательный показ:

Такой, как если б вы узнали про наследство,

Как если б с пандой целовались в первый раз!

Как если б бросились купаться в бурный гейзер…

Ведь были ж фильмы! Ну а нынче — вашу мать.

Одна надежда на рептилий с Бетельгейзе —

Вот прилетят они, покажут как снимать!

[I' 2012]

Громоотвод

Любимый бар закрыт навеки…

Непостижимо! — Крах… Банкрот.

Ах, неужель хмельные реки

Не в нас вливал «Громоотвод»?!

Неужто нашими счетами

Почтенный бар не процветал?

Неужто нашими устами

Быть воспеваемым устал?

Давно ль отысячачертели

Ему битье и звон посуд?.. —

«Бывало, он еще в постеле:

К нему записочки несут».

Жизнь долюбив — mein liebes Leben![6]

Умру от водки, не от вод —

Тем отслужив тебе хвалебен,

Любезный бар «Громоотвод»!

[I' 2013]

Книги и кофе

Джинн из бутылки не вылез. — Он в штофе

Прятался… —

«Что пожелаешь?» —

Я в крик:

«Дух, мне нужны только книги и кофе!

Чашечка кофе и стопочка книг!»

…Выпил. Прочёл. —

Предо мной — Мефистофель:

«Знаю, мечтаешь о троне златом!» —

«Бес, мне нужны только книги и кофе!» —

«Кофе?.. А Гретхен?» —

«А Гретхен — потом».

…Выпил, прочёл. —

Снова мчусь к катастрофе.

Невод закинул. — В Неву. — Дуралей.

«Рыбка, прошу тебя: книги и кофе!» —

«Может, корыто?» —

«В корыто налей».

…Выпил, прочёл. —

Приближаюсь к Голгофе.

Крест на плече. —

С неба — глас: «Вот и всё.

Хочешь чего-нибудь?» —

«Книги и кофе».

«Разве что, Библию…» —

«Кофе спасет».

[VII' 2014, Стишок для Саши Артишок]

В иллюминаторе

(по «рассказу в рассказе» А. Аверченко «Шутка мецената»)

Я плыл на пароходе из Одессы в Севастополь и

Был по уши в попутчицу влюблен.

На палубе затолпленной, в пучине чувств потопленный,

Я мнил себя погибшим кораблем:

Не знал, как объясниться с ней! — Застенчиво-стеснительным

Прослыл я в том отрезке временном.

А девушка, волнительно воздействуя на зрительный

Мой нерв, перевернула всё вверх дном. —

Внезапно вопросила эта фея:

«А верно ли, что снимки есть у Вас

Картин из Третьяковской галереи?..» —

«Да у меня с собой они как раз!

В каюте!.. Не угодно ль засвидетельствовать, барышня?» —

Она вскричала, скромность сохраня:

«О, да!..» — И мы отправились… Я мнил себя коварнейшим! —

Хоть снимки вправду были у меня.

В последний раз взглянули мы на море, на дельфинов, что

В волнах плескались, совесть потеряв.

И было между нами то, что может быть единожды

Меж двух людей… — Но мой язык коряв!

И мы вошли с девицею в каюту,

И фотоснимки ей я показал… —

Но было так светло, так неуютно,

Как освещенный тошен кинозал.

Я думал: вот бы здорово сейчас поцеловать ее… —

Но солнечные яркие лучи

Вливались и впивались сквозь окошко в наш palatium[7],

И это так мешало, хоть кричи!

И я взмолился: господи, а может быть, не господи,

Но боже, умоляю, сделай так

Чтоб вдруг стемнело как-нибудь, чтоб мир сокрылся в копоти!..

И что же?.. — Наступила темнота!

И мы поцеловались! Слава боже,

Как выяснилось, девушка весьма

Была охотна к целованьям тоже!..

Вы спро2сите: откуда ж эта тьма?

Быть может, это сумерки? А может быть, затмение?

А может, это дворник был? — Но нет!

Вы помните дельфинчиков?.. — Один из них, сиреневый,

Подпрыгнул и… застрял в моем окне!

Дельфин в иллюминаторе, дельфин в иллюминаторе,

Дельфин в иллюминаторе застрял!

Как сын грустит о матери, как дочь грустит о фатере,

Грустил дельфин… А мы — ушли в астрал.

Дельфин застрял!.. — Вот так: ни капли рома,

А девушку-то я поцеловал!

А после… — снилась нам трава у дома,

Зеленая, зеленая трава!

[I–VII’ 2015]

Тысяча и одна дочь

Ты —

сяча и одна

дочь. —

Вот

мечта моя точь —

в-точь.

За

три года управ —

люсь.

За

три года… Я прав,

Люсь?

[VIII’ 2015]

Планета новая моя

…И наконец, конец скитаньям! —

Меж звезд, у космоса в плену. —

Пригодную для обитанья

Планету вижу, и луну

Почти такую же, как наша… —

Ликую, радость не тая:

Да ты всех звезд стократно краше,

Планетка новая моя!

Лечу к тебе, давно желанной!

Я, так сказать, давлю на газ!

Вон — облака; вон — океаны… —

Почти всё так же, как у нас!

Жаль, я один! Никто не видит:

Почти как наша — синева!..

А есть ли там в разумном виде

Какие-нибудь существа?.. —

Сигналы засылаю, чая,

Что жизнь сознательная — есть… —

И мне, представьте, отвечают!

Координаты шлют, где сесть.

Сажусь… По лестничке спускаюсь…

Зубов оскаливаю ряд. —

Во всю шеренгу улыбаюсь,

Хоть я один на весь отряд. —

Меня встречают!.. — Души — в кожах;

В руках — цветы; на лицах — пыл!

А на людей-то как похожи!.. —

«Здорово, Юрка! Где ты был?..»

[I’ 2016]

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Название книги предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Стихотворение выросло из фразы, которая звучит в русском переводе аним. фильма"Железобетон"("Весь день зудит моя спина, весь день ее чешу"). Возможно, существует оригинальное стихотворение, где у этих строк есть настоящее продолжение, однако перевод его на рус. яз. автор не находил. (Здесь и далее примечания автора.)

2

Эй, ненавистники, держитесь от меня подальше (англ.).

3

Неожиданные ожидания (англ.).

4

Мужская рифма — рифма с ударением на последнем слоге; женская — с ударением на предпоследнем слоге; дактилическая — на третьем от конца слоге; гипердактилическая — на четвертом и более от конца.

5

Баньтики-в-слезах — якобы псевдоним московской поэтессы-старшеклассницы Анечки, за личностью которой на самом деле НЕИЗВЕСТНОКТОСКРЫВАЕТСЯ. Судьба Ани отягощена безответной страстью к физруку, взаимной страстью к грамматическим ошибкам, а также некоторыми «проблемами, присущими ее возрасту».

(Как много численый паклонник Баньтиков-в-слезах не удержал себя от написания подрожания Анечке! Надеюс, она заметит мой нердинарный талант и забудит физрука потому что уйдет комне.)

6

Мою любимую жизнь! (нем.)

7

Дворец (лат.).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я