В книгу вошли «отборные стихотворения» автора за период 2002–2016 гг., а также пьеса «Мейн». Довольно абстрактное название книги обусловлено необобщимой стилистической и содержательной разностью ее составляющих.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Название книги предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Знакомство с творчеством Филиппа Алигера — ощущение мгновенного узнавания. Встречи с наследием не столько стиля и традиций Золотого, Серебряного или советского века русской поэзии, но всего лучшего, верного, точного и настоящего, что делает произведение классикой вне времени.
Несерьезные стихи
Я не поеду с Вами в Ригу
Я не поеду с Вами в Ригу!
Ни поездом, ни экипажем.
Не понесу за Вами книги,
Еду и прочее… Я даже
Не провожу Вас до границы,
Иль до вокзала — как хотите;
И я не стану звать полиций,
Чтоб удержать Вас, нет! — Простите.
Вам стыдно будет показаться
В том дивном городе одной?!
Над Вами будут насмехаться? —
Над Вами. Но не надо мной!
Я Вам и не к лицу как спутник,
И не к руке Вам как багаж,
Не к сердцу, как Ваш сын-распутник,
Не к деньгам, как покойник Ваш.
Я вдруг подумал о душе… —
Вот только повода к тому
Один Ваш внешний вид уже
Мне не дает. — И ни к чему!
О нет, прекрасны Вы, бесспорно:
И горсть веснушек на щеках,
И Ваш акцент — весьма позорный, —
Я даже в Вас влюблен слегка!..
А Ваши «усики», что прежде
Так незаметно над губой
Пробились! Ваша лень в одежде,
И страсть к поездке верховой!
И на коньках на влажном льду,
И в плаванье на мелководье
Я равных Вам уж не найду,
Мадонна!.. — Или что-то вроде.
Но только с Вами не поеду!
Поеду, может быть, без Вас.
Как ехал как-то Грибоедов,
Но был далек его Алмаз…
____________________
Я не поеду с Вами в Ригу!
Ведь, к сожаленью моему,
Вас Смерть вчера взяла блицкригом —
Осадой легкой
на дому.
[III’ 2003]
Про фортуну, удачу, коня, везение и счастливую весть
Фортуна была на моей стороне,
Удача ко мне повернулась лицом,
Чертовски везло мне. Я был на коне,
И вести счастливой был первым гонцом!
Вот только однажды (да можно ль иначе?)
Фортуна меня обошла стороной.
Ну что же, со мной остается удача,
Везение, весть и мой конь вороной!..
Но так уж случилось: чертовски везти
Мне вдруг перестало. Счастливые вести
Мне чудом тогда удалось унести. —
Со мною мой конь да с удачею вместе!
Затем от меня отвернулась удача…
В тот день я впервые почувствовал страх,
Но все же со мной моя весть, а в придачу
Мой конь со счастливою вестью в зубах!..
Теперь оставалось утратить коня.
И точно: лишился его, наконец!
Однако ведь есть еще весть у меня,
А я ее верный и первый гонец!
И дело я выполнил, выполнил с честью,
Но передо мною захлопнули двери —
Хоть я поделился счастливою вестью,
Меня обогнали, лишили доверия…
И вот я один, без фортуны и клячи,
Со мною былой нет и тени удачи.
И вести я больше уже не гонец…
Ну что же: по логике, это конец.
[VI’ 2003]
Об этом
Это трудно представить,
но факт остается фактом. —
Надо признаться, что все мы мечтали об этом.
Только подумайте! Даже не верится как-то:
Это случилось, случилось зимой, а не летом!
Если вам скажут, что это случайность, ответьте:
Так было раньше, но будет иначе отныне.
Это случилось. Случилось на нашей планете.
Ваши сомнения стали сегодня смешными.
Может быть, этим не стоит особо гордиться —
Солнце не стало от этого ярче и краше, —
Главное: то, что должно было нынче случиться,
Все же случилось — случилось на вотчине нашей!
Если мне даже вдруг скажет моя же подруга:
«Ты-то чаво веселишься — чай, сам не в призах?»
Я ей отвечу… что есть и моя в том заслуга, —
В том, что случилось. Случилось на наших глазах.
Пусть же ликуют все те, кто еще не ликует!
Только подумайте! Даже не верится как-то:
Это случилось, случилось на нашем веку!
Трудно представить, но факт остается фактом.
[IV’ 2004]
Когда б твой смех лекарством был
Когда б твой смех лекарством был
И без рецепта продавался,
Я б все невзгоды позабыл
И больше уж не волновался!
Пришел в аптеку (б) и сказал:
«Мне дайте Катиного смеха!» —
А мне в ответ:
«Такого нет». —
«Как нет?! Я что же, зря к вам ехал?!!»
Я б впал в отчаянье, в молчанье,
Был зол, но вида б не казал. —
А продавец пожал плечами б
И мне на двери указал.
Я, хмурый, вышел бы наружу
И брел по улице, тужа:
«Мне только Катин смех был нужен!
Но нет его — как жаль. Как жаль!»
И тут, сквозь ветра завывание,
Раздался б дивный звонкий звук, —
И я б застыл, как изваяние:
«Почудилось ли мне?» — Но вдруг
Он повторился б вновь. И снова!
Поверить в чудо чуть боясь,
Я обернулся бы… — Со мною
Стояла б рядом ты, смеясь.
[XI’ 2006]
Зову ль тебя я в воскресенье…
Зову ль тебя я в воскресенье
Гулять на Невском берегу —
А ты в ответ: «Прошу прощения,
Но в воскресенье не могу».
Тебя зову я в понедельник
В изысканнейшие места,
Но ты ответишь: «К сожалению,
Я в понедельник занята!»
Тогда зову тебя во вторник
Я на свиданье у фонтана… —
Ты возразишь: «Как ни прискорбно,
Но у меня на вторник планы».
На ленч тебя зову я в среду, —
Уже изрядно исхудал.
Ты скажешь: «Некогда обедать!
В особенности, по среда́м».
В четверг тебя зову я в гости,
Затеяв ужин у камина. —
Но ты, зеленая от злости,
Мне строишь жалобную мину.
«Так что, и в пятницу не сможешь?» —
Ты, голову склонив устало,
Чуть слышно вымолвишь: «О, боже!» —
И я настаивать не стану.
Но вдруг
Ты, словно б мне в угоду,
Протянешь руку через стол:
«Постой. В субботу — я свободна…» —
«В субботу, девушка, — футбол!»
[XI’ 2006]
Надо поднажать
Жизнь биатлонистская — штука безотрадная:
Только отстреляешься — вновь пора бежать.
Но, по правде, бегаю я не за наградами,
Хоть приятно золото в кулаке зажать…
Всем бы чемпионами быть десятикратными!
Вот бы научиться мне — словом поражать
Цель свою. — Но вынужден круг штрафной наматывать,
И в дорогу лидера взглядом провожать…
Безутешных зрителей я нечасто радую:
Мне рекорды славные не принадлежат. —
Я ж из Белоруссии, из деревни Ратное.
Цель моя спортивная — накопить деньжат. —
Чтоб участок выкупить, с домом и оградою,
И хозяйство сельское в чем-то поддержать…
Только титул выправлю, и вернусь обратно я!
Да притом жена моя собралась рожать…
__________________________________________
— А теперь рассказывай: как вы познакомились?!
Если без подробностей, дело было так:
Жил тогда я в Полоцке, а Катюша — в Гомеле…
(В общем, как вы поняли, — в разных городах!..)
[II’ 2008]
К З-це г-жи Б
Мечтаю о заднице прежней подруги.
Впадаю в уныние. — Нынче она
Не ждет меня дома… Хотя на досуге,
Как прежде, лишает покоя и сна…
(И что в ней такого? Чем хуже, к примеру,
Анютина?.. [Анна — соседа жена.]
Хозяйка моей мне, к тому же, мегерой
Порою казалась… — но всё ж недурна,
И даже умней, чем… И столь же подвижна!
Но стих не о бывшей моей половине. —
Мой стих о ее половине — о нижней, —
Которой теперь нет со мной и в помине.)
В ней всё до единого было прекрасно:
Любимый мой цвет и любимый размер…
Должно быть, расстался я с нею напрасно.
Вернись, дорогая!
Целую, Гомер.
[VII’ 2009]
Гламурный фон
(к фильму Л. фон Триера «Антихрист»)
Смотрел вчера «Антихриста». Фон Триер —
Гламурный фон. В таком ключе снимать
Недопустимо качественный триллер…
Сперва мы видим: трахается мать
С отцом, — трещит посуда, гнутся стены, —
Понятно, наслажденью нет границ.
Их сын, едва взглянув на эту сцену,
Идет к окну и ласточкою ниц
Бросается. С ним — тедди-медвежонок.
Ребенку, кстати, было года три.
И мать тогда почти умалишенной
Становится. Душа ее — смотри —
Кровоточит… А дальше по сюжету:
Страданья, боль, тревога, скорбь и страх…
В природе женской — зло! Идея эта
Показана в мистических тонах:
Деревья — извиваются. И звери
С людьми по-человечьи говорят…
Жена под гнетом тягостной потери
Устраивает мужу целый ряд
Не очень-то приятных испытаний. —
Так, с помощью огромного полена
И пары инструментов, что в чулане
У них хранились, — приступает к члено —
Вредительству. С жестокостью, о коей
Услышать можно только в новостях. —
«Любимый мой! Тебя я успокою!..»
Фон Триер, надо думать, — холостяк.
Действительно, какие тут христосы,
Когда — взяв в руки ножницы — она
Себе отрежет клитор, точно косу,
Когда проводит взглядом до окна
Родимого сыночка… Женский гендер
Непостижим! Но фильм — смешной, скорее.
В фон-титрах вижу: «Композитор — Гендель…
Посвящено Тарковскому». — Андрею.
[VII’ 2009]
Пунктуационное
Мой милый ангел запятая
Вы чудо точка Восемь дней
К Вам чувство нежное питаю
Тире всех чувств оно сильней
Знак восклицанья Что же делать
Знак вопросительный Мечтой
О Вас довел я это тело
До точки точка с запятой
Один господь в кавычках знает
О тяжких муках многоточье
А между прочим запятая
Я к Вам приду сегодня ночью
Петь серенады в скобках скерцо
Тире и пусть меня изгнанье
Ждет зпт но в Вашем сердце
Я стану знаком препинанья
Навеки точка Наши раны
Мы лечим русским языком
Отправлено на donna_anna
Собака yahoo точка com
[VIII’ 2009]
Шестнадцатый
Меня преследует шестнадцатый трамвай!
Теперь куда бы я ни шел, в каком краю
Ни оказался, — неизменно в этот край
Он отправляется за мной. Вот я стою
На остановке возле цирка, жду седьмой. —
Седьмого нет. Зато шестнадцатых — полно…
«Куда вы едете?» — «А Вам куда?» — «Домой». —
«А дом-то где?» — «Да мне покамест все равно…»
Ну я залез. Хотя б исследую маршрут.
Гляжу в окно. Заснул… Очнулся возле цирка. —
Какого чёрта?.. Выйду здесь, не то сдерут
Повторно плату за проезд… А помнишь, Ирка,
Шли по Московскому с тобой — тут он навстречу,
Опять шестнадцатый. «Прокатимся?» — «Давай». —
Как оказались мы тогда на Черной речке —
Не представляю. Чудодейственный трамвай!
В каких местах он только мне не попадался:
На Малой Охте, на Суворовском… В Берлине!.. —
В последнем случае я так перепугался,
Его завидев, что… одной… — другой — Ирине
Едва не сделал предложение…
— «Постой-ка,
Какой другой?»
— Да это… шут с ней! Я и сам уж
Забыл… — Соседствовали мы… по барной стойке.
И вдруг — шестнадцатый!
— «Где, в баре?»
— Что там замуж —
Ее чуть в цирк не пригласил! — Всему виной
Коварный номер… Сомневаешься, поди?..
Так, где мы нынче?.. Нет, серьезно… На Лесной? —
Бери пальто, пойдем… Ты только погляди!..
[VIII’ 2009]
Семнадцатый
(к фильму «Агент 117»)
«Обаятелен. Скромен. Неистов. —
В этом образе Жан Дюжарден
Превосходит любого артиста
От Марселя до южных Арденн!
Он не просто агент сто семнадцать,
Он умеет к тому ж веселей
И шикарнее всех улыбаться
От Лиона до Па-де-Кале!
И от Па-де-Кале до Тулузы
(…Так сказать, до Тулузы от-Па-д)
Франтоватей не сыщешь француза,
Чем Юбер Бониссёр де ля Бат!.. —
Это имя агента. — Не знали?! —
А меж тем со времен Бельмондо
Как нуждался в таком идеале
Весь наш мир — от Нанси до Бордо!..
Уникален, талантлив, гламурен,
Он легко покоряет Париж… —
Что Париж?! Комсомольск-на-Амуре!..» —
Вот о чем ты во сне говоришь.
[X’ 2009]
И водка не горит
(по мотивам одной песни)
И водка не горит.
И Йеллоу субмарин.
И если ты вчера на завтрак ела маргарин,
То говори.
Любой обманчив брут.
Страшнее — старшина,
Когда в самый разгар похмелья поджигает вдруг
Амбар зерна.
И черных как бы нет.
Где мой алмазный трон?
Так тихо, что я слышу как работает твой син —
хрофазотрон.
На площади — волки́.
На Волге — бурлаки.
И в телефонной книжке эти много лет спустя —
Сплошь мертвяки.
100 граммов хлопнет дверь
И вздрогнут провода…
Привет! Мы будем трезвыми теперь
И навсегда.
Привет! Мы будем трезвыми теперь
И навсегда.
[X’ 2009]
Залог здоровья
Я к свиному гриппу — равнодушен.
Бычий цепень мне не по нутру.
Лихорадкой сон мой не нарушен.
Зуд не беспокоит поутру.
За меня горою лейкоциты —
Ни одна зараза не пройдет!
Можешь яду мне в стакан насыпать —
Только жаль, что даром пропадет.
Врач сказал: «Тебе, дружок, дорога —
В космос: Мир с Восходом стыковать!..»
А для счастья надо мне немного:
Анальгин, кефир, горшок, кровать.
Что мне воспаление брюшины?!
Что мне вывих левого плеча?
Что мне лепра, что ожог обширный —
Если кровь густа и горяча?!
Слышать не хочу про эмфизему. —
Пусть любую дрянь в себе таит… —
Знаю лишь: иммунная система
Ей достойно противостоит!
Пусть же восхищается Земля и
Загнивают вирусы в пыли —
Потому что я употребляю
Лучших представительниц Земли!
[XI’ 2009]
Рассказ Л. Г. об инфляции времени
Я никогда не подвожу свои часы —
Ведь никогда меня они не подводили.
Уж десять лет тому, как в лавке «Вотч и сын»,
Неподалеку от пивной на Пикадилли,
Я их купил за три с полтиной. — В наше время
Подобных цен не отыскать, но в те года
Я мог за пару, так сказать, стихотворений
На пинту пива заработать, господа!
Не говоря уж о прелестницах. — Две буквы
Инициалов в посвящении, потом
Слова любви — и дело в шляпе! Свой досуг вы
Могли легко украсить. — Нынче ж целый том
Хоть напишите, хоть на тысячу страниц! —
Вы не получите за это ни полпенни. —
Ни кружки пива, ни внимания девиц…
Часы не лгут мне с каждым днем всё откровенней!
[XI’ 2009]
Один день Какуса Пехи
Какус Пехи ходит в школу
К девяти часам утра.
Бутерброды с кока-колой
И ни пуха ни пера
Мать кладет ему в портфельчик.
Лучший друг Тарел Кащей
Ждет внизу. — Тарел помельче
Какуса, да и вообще
Мал еще. — «Здорóво, Кактус
Какдела» — «Привет Тарел
Есть домашка» — «Не..» — «Ну как ты
Ливерпуль вчера смотрел..»
______________________
Впоне дельник пер войпарой
Мать-и-матика. Ножа нна
Ль вовназаболеластарый
Пре подзамещает Жанну.
Какус дергает Тарела
За рукав: «Гляди, Кащей,
Как училка устарела
С пятницы! Да и вообще…»
Между прочим, Какус Пехи
В математике — горазд:
Все задачки как орехи
Кактус щелкает на раз!..
Молвит препод: «Мне, ребята,
Ваш журнал заполнить надо.
Продиктуйте результаты
Пятничных заданий на дом…»
«Альтов?» — «Три». — «Жирнова?» — «Треха». —
«Войцеховская?» — «Трояк!»
«Лужин?» — «Тройка». — «Пехи?» — «Плохо». —
«В смысле?..» — «Ну, тройбан!..» — «Так, так…»
______________________
Поздний вечер. Ранний ужин.
Над тарелкою борща
Какус киснет и недужит.
Мать ему: «Ты отощал!..
Кушай, Какус… Как делишки
В школе?» — «Мама, лучше всех!»
Мама верит, что сынишку
В жизни ждет большой успех…
Эх, дорожка фронтовая,
В сердце бьется барабан! —
Какус на ночь напевает:
«Треха, три, трояк, тройбан!
Тройка-три-трояк-тройбан!»
[II’ 2010]
Угол атаки антикрыльев
(про «Формулу-один» один стих)
Семнадцать лет назад (мне гугл
Не даст соврать) в мой дом впервые
Проникло выраженье «угол
Атаки антикрыльев». Вы и
Подозревать о нем, быть может,
Стеснялись, — может быть, не смели. —
Меж тем меня оно тревожит
Едва ль не каждую неделю.
Подумать только: с девяносто
Второго года эта фраза
Во мне сидит! Я нынче ростом
Превосхожу почти в два раза
Себя тогдашнего. И нынче
Пью ль пиво, вытираю ль пыль я,
Но сам как будто бы привинчен
К волшебным этим антикрыльям!
Пускай мне никакого толка
В них нет, но с каждой новой датой
Я укрепляю чувство «долго». —
Пускай же вновь замысловато
Пустеют топливные баки
Под градусом угла атаки!
______________________
Есть много поводов для пьянства
У тех, кто ценит постоянство.
[IV’ 2010]
Путеводитель
В некогда алом халате вельветовом
Утром катался на велике по
Набережной. — Это мне посоветовал
Путеводитель. Там сказано: «По —
Самая длинная речка в Италии;
Площадь бассейна её — велика;
Паводки летом и осенью…» Далее
Предупреждение: «Эта река
Часто грозит городам наволнением.
Лучший сезон для туризма — весна. —
Солнечно, сухо, тепло… Тем не менее,
Речка достаточно загрязнена.
…Если однажды вы всё же окажетесь
В этих краях — не минуйте Турин! —
Город чудесный, хотя и загаженный…
Впрочем, в Италии грязь — это грим,
Вздорная маска на лике красавицы,
Чтобы отпугивать праздных невежд. —
Сведущим людям должно там понравиться.
Воздух Турина приятен и свеж…»
Здесь примечание: «Остановиться вы
Можете в “Амбассадоре”. — И счет
Вас не унизит: с довольными лицами
Будете там засыпать… А еще
Как-нибудь утром, в халате гостиничном —
Прямо в халате — попробуйте взять
Велосипед и вдоль речки до рыночной
Площади с шиком промчаться! Пусть вся
Местная братия тычет в вас пальцами, —
Вы насладитесь поездкою той!..»
Книжку я вскоре вернул Саше Мальцеву.
Что до Италии — в целом, отстой.
[IV’ 2010]
Texass
I’d like to sleep a lot tomorrow.
At least, I’d like to sleep enough.
Но мне на восемь тридцать — к лору,
И я не высплюсь ни хрена!..
Next morning winds of Oklahoma
Have brought my ass to clinic’s door. —
Всего миль тридцать по плохому
Шоссе, плюс длинный коридор.
Miss doctor says: “…You’re lookin’ tired!”
She’s looking pretty, в свой черед. —
Не так, что прямо сердце тает, —
Но просто — за душу берет.
Miss doctor asks: “So, what’s your problem?” —
“It happened on my farm, last night… —
Зашел в гараж… там были грабли,
You know…” — “You’d better had a light!” —
“Вы правы, да. Но было поздно”. —
“И я о том: зажгли бы свет”. —
“I mean, it was too late, because I’ve
Got light already after that…
My nose was broken”. — “Well… I’m sorry,
You need another doctor…” — “Why?..
Ведь я же с головой не в ссоре,
А только нос сломал!” — “But I
Consider: Вам помогут в «травме»”. —
“А разве Вы — не по носам?” —
“Не по разбитым…” — “(?)…You don’t love me!” —
“What?!” — “I’ve just come to you for some
Attention… Знаю, Вы способны
Помочь мне снять немного стресс…” —
“О, да!.. — c усмешкою беззлобной
She whispered: — Kiss my Texas’s ass!”
[V’ 2010]
Free Winona!
Приходишь утром в магазин… — а там музей.
Неоклассическая дверь и платный вход.
И продавец — неотразим, и нет друзей
У продавца, ведь он теперь — экскурсовод.
А сыр и чипсы, пиво, сало, пирожки
С капустой, мясом, рыбой, рисом, или без,
Сосиски, яйца, колбаса и творожки,
Батон в нарезке, маргарин и майонез,
Консервы, джем (теперь банановый!), мешок
Гнилой картошки, ветчина и карбонад,
Пельмени «Снежная страна» и «Малышок» —
В музее этом — экспонаты. Экспонат
Нельзя купить, а можно только посмотреть.
Им можно долго любоваться (полчаса).
Свет приглушён — едва ль использован на треть;
И стали в шепоте скрываться голоса.
Запотевают от дыхания витрины —
Вздыхают жены: дома дети и дела,
Из пищи — хлеба полбуханки, мандарины;
А холодильники раздеты догола…
Для всех студентов, кстати, вход в музей бесплатный.
Студенты пялятся на этих самых жен,
А жены — на экскурсовода. — Он занятный.
Каким вниманием, заметьте, окружен!
Сперва он речь толкнет, в обед покажет слайды…
Но если страсть хоть раз цвела в твоей груди,
Освободи, камрад, в себе Вайнону Райдер
И пачку блинчиков с прилавка укради!
[IX’ 2010]
Железобетон[1]
Весь день зудит моя спина,
Весь день ее чешу!
Все ночи провожу без сна. —
Ни знание ушу,
Ни душ, ни пламенный закат
Не помогают мне.
Пишу ль, рисую ли плакат —
Все мысли о спине!
Быть может, там живет семья
Чесоточных клещей? —
Как знать… — Не знаю, впрочем, я
О множестве вещей.
Весь день зудит комок души,
И чешутся мозги! —
Как быть?.. Могу вам за гроши
Почистить сапоги.
[X’ 2010]
Напряжение
В полуторавольтовой батарейке
Есть всё, о чем мечтать не смею я:
В ней клич совы и пенье канарейки,
В ней плач сыча и трели соловья,
Чириканье чижа, свирель овсянки,
Стук дятла и сороки трескотня,
И щебетанье робкой коноплянки,
А также попугая болтовня,
В ней петушиный крик и счет кукушки,
Гусиный гогот, галочий галдеж,
Вороний гам, кудахтанье несушки,
Кряхтенье утки (если попадешь),
Позыв стрижа и квохтанье тетерки,
Шум стрепета и легкий свист щура,
Скворечий пересмех, пингвиньи терки…
И напряженье — вольта полтора.
[XI’ 2010]
Гангстервы
(вариация на стихотворение «Гроздь винограда» Уолтера де ла Мера)
— Вечернее платье! — воскликнула Сьюзен.
— Сапожки! — вскричала Элен.
— А мне бы тельняшку и полную фляжку, —
Со вздохом промолвила Джен.
— Париж, Барселона! — воскликнула Сьюзен.
— Лас-Вегас! — вскричала Элен.
— А мне бы подольше с поляками в Польше, —
Со вздохом сказала Джен.
— Свободная касса! — воскликнула Сьюзен.
— Ты дура! — вскричала Элен.
— А мне бы картошку и пива немножко, —
Со вздохом промолвила Джен.
— Шоффэр, на Литейный! — воскликнула Сьюзен.
— На Невский! — вскричала Элен.
— А мне бы в Веселый, простите, Поселок, —
Со вздохом сказала Джен.
— Но там же нет клёво! — воскликнула Сьюзен.
— Я в шоке! — вскричала Элен.
— А мне бы у Машки гадать на рюмашке, —
Со вздохом промолвила Джен.
— Зажим… Ѣ! и скальпель! — воскликнула Сьюзен.
— Держи-ка! — вскричала Элен.
— Ой, что-то мне плохо, девчонки… — со вздохом
Последним сказала Джен.
[II’ 2011]
Восло о пиизэо
Нельзя идти на поводууударений!
Право поэта — ударения менять,
Коль в этом есть ему нужда. — Стихотворений
Тогда можно в сто раз больше насочинять.
Пренебрегать рифмой глагольною опять же
Резона нет… Да и в принципе, для чего
Они нужны, все эти рифмы? — Ведь запросто
Может поэзия обходиться без них…
Порядок вкуб в осхвал — кийчесстар крепежоит.
Тов кольто сща приворонлюсь — и воогот.
И в мылосвойс рузганке отеж масслы ламо,
Свистдевмотель моту Стозалпый Грандбамыш! —
Влеикополнее по тису синеночье…
Макит мобароз весм ановяттисс японнот:
Мерраз — одинвстеннее, точ ман яттссаоё…
Охть ин к мечу ан саммо еедл ежу ин мерраз ин восла!
[IV’ 2011]
Настенька
Надену завтра платьишко и буду танцевать!
Меня отныне Настенькою надо называть.
А настененавистникам так прямо и скажу:
Hey, haters, stay away from me[2], я с вами не дружу!..
За мной уже ухаживал ужасный ухажер,
Мне подарил за ужином алмазный массажер.
Еще сказал: «С алмазами-с!» — Но я сказала: «Фу-с!» —
Меня ведь ценят ангелы за абсолютный вкус.
Я с детства знаю точненько, что хорошо, что — нет,
И категоризирую, когда даю ответ.
Могла б работать справочником в справочном бюро
За скромное зарплатьице, жетончик на метро.
Коль спросит кто: «Где истина?» — Ответьте им:
«У Насти ж!» —
В бюро её распахнуты для правды двери настежь.
Растениевым запахом наполнено бюро.
В углу за ширмой алою стоит алмазный трон. —
Недаром посетители, друзья и клиентура,
Зовут её порою королевой каламбура…
Вот только не хватает ей немного дисциплинки:
Уж больно любит Настенька ходить на вечеринки!
Бывало, как нажрется, так пойдет гулять по клубам и… —
«Случается, что девочки бывают очень грубыми».
Хотя не обязательно их Настеньками звать…
Надену завтра платьишко и буду танцевать!
[V’ 2011]
Соосность
Люблю, когда лес наслаждается солнечным светом!
Мне нравятся птицы и звери, и стройные сосны.
Особенно славные дни — в окончании лета…
Но главное, целик и мушка должны быть соосны.
[V’ 2011]
Unexpected Expectations[3]
Действительность практически всегда
Опровергает наши ожидания:
Придет взамен несчастия беда,
А горю вопреки придут страдания…
Бывает, впрочем, и наоборот. —
Реальность ожиданья переборют:
Взамен беды несчастие придет,
И вопреки страданьям будет горе.
[V’ 2011]
Заводская
В выходные я тоскую. —
Жизнь бездельная — пуста!..
Спой мне песню заводскую! —
Про рабочие места,
Про машины и про 5-й
Мой станок — хотя б куплет, —
Спой про то, как все ребята
Дружно ходят на обед,
Как во всех отделах цеха
Днем и ночью свет горит, —
«Ночь работе — не помеха!» —
Бригадир наш говорит…
Спой же! — Про пантонный веер
И горячие валы,
Спой про ленточный конвейер —
Он достоин похвалы!
Спой про девушек в отделе
Техконтроля (ОТК)…
Эх, рабочая неделя,
Ты не в меру коротка!
Будь же, песня, многословна,
Прогони воскресный стресс. —
Я за то, чтоб очень ровно
Резал втулки втулкорез!
[VI’ 2011]
Памятник
Одка (то бишь маленькая ода)
Кто изобрел стиральную машину —
Известно ль вам? — Возможно, единицам
Из вас. А между тем, семиаршинный
Ему воздвигнуть памятник в столицах
Всех стран давно пора. Такое имя
Должно быть воспеваемо повсюду! —
Пусть в Амстердаме, в Лондоне и в Риме
Создателя технического чуда
Потомки славят, разливая пиво;
В гостиницах, в яслях, в домах родильных
Поют ему хвалы!.. А в перерывах —
Тому, кто сделал первый холодильник.
[VI’ 2011]
Ночь в музее
Когда последний обыватель
Покинет злачный Эрмитаж
И солнце в поисках кровати
В подземный спустится этаж —
Тогда (как я подозреваю
Не без причин) без лишних драм,
Потягиваясь и зевая,
Картины вылезут из рам!
И, ошарашенно глазея,
Скульптуры — тоже оживут…
Я фильм смотрел про ночь в музее —
Не врет, похоже, голливуд.
…К очнувшейся от сна Данае
На ложе снизойдет Зевес —
И будет божья страсть дана ей!..
Но бог с ней, мало ль тех чудес! —
Мадонна Литта наконец-то
Отнимет от груди уста
Младенца (очевидно, детство
Счастливым было у Христа);
Часы Павлин приостановят
Свой ход; Психея и Амур —
Работа скульптора Кановы —
Продолжат начатое; хмур
И мрачен Скорчившийся мальчик
Буонарроти — разогнет
Хребет; и громко засудачат
Три Музыкантши — им до нот
Уж дела нет:
«…Меня сегодня
Какой-то скользкий тип полдня
В упор разглядывал, негодник!
Будь Мастер жив, он за меня
Вступился б и такого хама
Манерам живо научил…» —
«Полдня… — ворчит вторая дама, —
Тебя внимание мужчин
Избаловало, дорогуша!
А на меня за целый год
Никто и не взглянул». — «Послушай,
Ты б видела себя! Как гот
Размалевалась — лучше б маску
Надела сразу. На тебе ж,
Поди, четыре слоя краски…» —
«И что?! — Зато румянец свеж,
В отличие от вас…» — «Не спорьте ж! —
Им третья дама говорит, —
Картину маслом не испортишь.
Притом, на вкус и колорит
Товарищей, известно, нету». —
«Но для служителей искусств
Изящных
чувство вкуса — это
Наиважнейшее из чувств!..»
…К трем все сойдутся на балу в Ре —
мбрандтовском зале. — Благодать!..
Что по ночам творится в Лувре —
Нам не дано предугадать.
[VII’ 2011]
Классификация рифм (по месту ударения)[4]
Мужская рифма, в целом, неплоха:
Тверда, упряма; с ней — в огонь и в дым!..
Но тяготеет мой конец стиха
К деви́цам, а не к людям молодым.
____________
Приятней и стройнее рифмы женской
Среди созвучий нет! — Но есть загвоздка:
Она, подобно клуше деревенской,
Скучна. Да и к тому же — вертихвостка.
____________
От рифмы дактилической в восторге я! —
Проснувшись с ней, как с бабой неопознанной
Наутро после подзабытой оргии,
Бросаюсь прочь и думаю: не поздно ли?
____________
Люблю я рифму гипердактилическую,
Как женщину, сверх всяких мер надушенную. —
В ней шарм и обаяние наличествуют…
Но лучше в одиночестве отужинаю.
[XI’ 2011]
Тирракт
(подрожание Баньтикам-в-слезах[5])
Я физрука нашла в кантакте:
Он право славный и жинат…
Теперь мечтаю о тирракте!
Пусть знает вкус моих гронат.
Взарву с начала запись актов,
Потом фрегидную жину…
И всех вобще его кантактов
Чтоб лицизрел меня одну!
Потом ему на перименке
Повешу фотку на стене
Как я вишу на шветской стенке
Чтоб помнил вечно обо мне!
Когда откроит он страничку
Там буду я во всейкрасе:
Загадочной и эроничной
Подобно утриней росе.
…Где взять гронаты?! На падмогу
Всивышнюю надеюсь я —
Пойду всирцах молитца богу
Добавел чтоб меня в друзья!
[XI’ 2011]
Как правильно открывать пачку сигарет
Когда открыть потребуется вам
Пленительную пачку сигарет,
Сперва снимите сверху целлофан…
Глотните виски… — в этом весь секрет, —
Сложите целлофан в квадратик плотный;
Затем ногтями отдирайте марку
Акцизную… И, сделав мимолетный
Глоток (чтоб стала жизнь простой и яркой),
Попробуйте полученный квадратик
В отодранную марку завернуть… —
Поймите, это — не забавы ради,
А только чтобы время потянуть…
Глоток… Глоток… Затем откройте пачку
И вырвите защитную бумажку…
И, коль уж организм уже испачкан
Паршивым виски, хлопните «рюмашку»
Еще одну…
О чем мы говорили?..
Ах, да! — Теперь, котятки, ход конем:
Ту хрень, что мы так долго мастерили,
В последнюю бумажку завернем. —
Да так, чтоб получился в результате
Не ком, с которым не поговорить,
А аккуратный ровненький квадратик!
…Теперь — спокойно можно закурить.
[I' 2012]
Страх Кавказа перед альпинисткой
Стою я, значит, перед нею…
Охреневаю и хренею. —
Под этой ножкой сам Тибет
С почтительностью гнул хребет;
Седые старцы Гималаи
Склонялись, здравия желая;
Натужно скалясь, пики Альп
С себя снимали хладный скальп;
Что говорить про Аппалачи? —
Кидались в ноги, «чуть не плача»;
Предгорья гордых Кордильер
Свой раскрывали экстерьер;
Перину белую пред нею
Стелили склоны Пиренеев;
Памир, сгребая снег в охапки,
Срывал с вершин могучих шапки!
А жалкий сморщенный Урал
Еще сильнее захворал;
Суровые донельзя Анды
С ней стали милыми, как панды;
Лег вверх подошвами Атлас… —
Подошвы ценит скалолаз;
Тянь-Шань, такой высокогорный,
Возвышенный… — теперь покорный;
И расплылись — в улыбке — тая,
Массивы славного Алтая;
А прежде стройные Карпаты —
Стройны ли? — Нет. Теперь горбаты!..
И вот, недолог мой рассказ,
Она приперлась на Кавказ.
Нашлась на шею мне нагрузка… —
Пусть лезет. Я не дам ей спуска!
[I' 2012]
Универсальная рецензия на современный фильм
Неискушенному покажется шедевром.
А искушенный может выспаться вполне.
И если некуда потратить десять евро,
Тогда вперед! Но, право, лучше дайте мне. —
Клянусь подтяжками, на собранные средства
Я вам устрою сногсшибательный показ:
Такой, как если б вы узнали про наследство,
Как если б с пандой целовались в первый раз!
Как если б бросились купаться в бурный гейзер…
Ведь были ж фильмы! Ну а нынче — вашу мать.
Одна надежда на рептилий с Бетельгейзе —
Вот прилетят они, покажут как снимать!
[I' 2012]
Громоотвод
Любимый бар закрыт навеки…
Непостижимо! — Крах… Банкрот.
Ах, неужель хмельные реки
Не в нас вливал «Громоотвод»?!
Неужто нашими счетами
Почтенный бар не процветал?
Неужто нашими устами
Быть воспеваемым устал?
Давно ль отысячачертели
Ему битье и звон посуд?.. —
«Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут».
Жизнь долюбив — mein liebes Leben![6] —
Умру от водки, не от вод —
Тем отслужив тебе хвалебен,
Любезный бар «Громоотвод»!
[I' 2013]
Книги и кофе
Джинн из бутылки не вылез. — Он в штофе
Прятался… —
«Что пожелаешь?» —
Я в крик:
«Дух, мне нужны только книги и кофе!
Чашечка кофе и стопочка книг!»
…Выпил. Прочёл. —
Предо мной — Мефистофель:
«Знаю, мечтаешь о троне златом!» —
«Бес, мне нужны только книги и кофе!» —
«Кофе?.. А Гретхен?» —
«А Гретхен — потом».
…Выпил, прочёл. —
Снова мчусь к катастрофе.
Невод закинул. — В Неву. — Дуралей.
«Рыбка, прошу тебя: книги и кофе!» —
«Может, корыто?» —
«В корыто налей».
…Выпил, прочёл. —
Приближаюсь к Голгофе.
Крест на плече. —
С неба — глас: «Вот и всё.
Хочешь чего-нибудь?» —
«Книги и кофе».
«Разве что, Библию…» —
«Кофе спасет».
[VII' 2014, Стишок для Саши Артишок]
В иллюминаторе
(по «рассказу в рассказе» А. Аверченко «Шутка мецената»)
Я плыл на пароходе из Одессы в Севастополь и
Был по уши в попутчицу влюблен.
На палубе затолпленной, в пучине чувств потопленный,
Я мнил себя погибшим кораблем:
Не знал, как объясниться с ней! — Застенчиво-стеснительным
Прослыл я в том отрезке временном.
А девушка, волнительно воздействуя на зрительный
Мой нерв, перевернула всё вверх дном. —
Внезапно вопросила эта фея:
«А верно ли, что снимки есть у Вас
Картин из Третьяковской галереи?..» —
«Да у меня с собой они как раз!
В каюте!.. Не угодно ль засвидетельствовать, барышня?» —
Она вскричала, скромность сохраня:
«О, да!..» — И мы отправились… Я мнил себя коварнейшим! —
Хоть снимки вправду были у меня.
В последний раз взглянули мы на море, на дельфинов, что
В волнах плескались, совесть потеряв.
И было между нами то, что может быть единожды
Меж двух людей… — Но мой язык коряв!
И мы вошли с девицею в каюту,
И фотоснимки ей я показал… —
Но было так светло, так неуютно,
Как освещенный тошен кинозал.
Я думал: вот бы здорово сейчас поцеловать ее… —
Но солнечные яркие лучи
Вливались и впивались сквозь окошко в наш palatium[7],
И это так мешало, хоть кричи!
И я взмолился: господи, а может быть, не господи,
Но боже, умоляю, сделай так
Чтоб вдруг стемнело как-нибудь, чтоб мир сокрылся в копоти!..
И что же?.. — Наступила темнота!
И мы поцеловались! Слава боже,
Как выяснилось, девушка весьма
Была охотна к целованьям тоже!..
Вы спро2сите: откуда ж эта тьма?
Быть может, это сумерки? А может быть, затмение?
А может, это дворник был? — Но нет!
Вы помните дельфинчиков?.. — Один из них, сиреневый,
Подпрыгнул и… застрял в моем окне!
Дельфин в иллюминаторе, дельфин в иллюминаторе,
Дельфин в иллюминаторе застрял!
Как сын грустит о матери, как дочь грустит о фатере,
Грустил дельфин… А мы — ушли в астрал.
Дельфин застрял!.. — Вот так: ни капли рома,
А девушку-то я поцеловал!
А после… — снилась нам трава у дома,
Зеленая, зеленая трава!
[I–VII’ 2015]
Тысяча и одна дочь
Ты —
сяча и одна
дочь. —
Вот
мечта моя точь —
в-точь.
За
три года управ —
люсь.
За
три года… Я прав,
Люсь?
[VIII’ 2015]
Планета новая моя
…И наконец, конец скитаньям! —
Меж звезд, у космоса в плену. —
Пригодную для обитанья
Планету вижу, и луну
Почти такую же, как наша… —
Ликую, радость не тая:
Да ты всех звезд стократно краше,
Планетка новая моя!
Лечу к тебе, давно желанной!
Я, так сказать, давлю на газ!
Вон — облака; вон — океаны… —
Почти всё так же, как у нас!
Жаль, я один! Никто не видит:
Почти как наша — синева!..
А есть ли там в разумном виде
Какие-нибудь существа?.. —
Сигналы засылаю, чая,
Что жизнь сознательная — есть… —
И мне, представьте, отвечают!
Координаты шлют, где сесть.
Сажусь… По лестничке спускаюсь…
Зубов оскаливаю ряд. —
Во всю шеренгу улыбаюсь,
Хоть я один на весь отряд. —
Меня встречают!.. — Души — в кожах;
В руках — цветы; на лицах — пыл!
А на людей-то как похожи!.. —
«Здорово, Юрка! Где ты был?..»
[I’ 2016]
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Название книги предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Стихотворение выросло из фразы, которая звучит в русском переводе аним. фильма"Железобетон"("Весь день зудит моя спина, весь день ее чешу"). Возможно, существует оригинальное стихотворение, где у этих строк есть настоящее продолжение, однако перевод его на рус. яз. автор не находил. (Здесь и далее примечания автора.)
4
Мужская рифма — рифма с ударением на последнем слоге; женская — с ударением на предпоследнем слоге; дактилическая — на третьем от конца слоге; гипердактилическая — на четвертом и более от конца.
5
Баньтики-в-слезах — якобы псевдоним московской поэтессы-старшеклассницы Анечки, за личностью которой на самом деле НЕИЗВЕСТНОКТОСКРЫВАЕТСЯ. Судьба Ани отягощена безответной страстью к физруку, взаимной страстью к грамматическим ошибкам, а также некоторыми «проблемами, присущими ее возрасту».
(Как много численый паклонник Баньтиков-в-слезах не удержал себя от написания подрожания Анечке! Надеюс, она заметит мой нердинарный талант и забудит физрука потому что уйдет комне.)