В книге представлено наиболее полное собрание материалов о древнем Илиинском храме, история которого начинается в XIV веке, его святынях, о расположенной близ него резиденции Московских митрополитов, о людях, внесших свой вклад в его развитие и процветание. Особая роль отведена святителю Алексию, митрополиту Московскому. Он выкупил село Черкизово вместе с находящимся там храмом на свои келейные деньги у крещеного татарина Ильи Озакова. Именно ему мы обязаны первой построенной, но не дошедшей до наших дней деревянной церкви во имя своего небесного покровителя пророка Божия Илии. Наряду с житием святителя Алексия, всея Руси чудотворца, в издание включены жизнеописания святителя Филарета (Дроздова) – одного из столпов Российского государства, святителя Иннокентия (Вениаминова), апостола Америки и Сибири. А также даны описания наиболее ценных древних икон, с фотографиями и тропарями, которые в большом количестве свозились сюда в советское время из закрытых московских храмов. Значительное место в книге уделено известному в XIX столетии не только в православной Москве, но и далеко за ее пределами Ивану Яковлевичу Корейше – интереснейшей личности, человеку праведной жизни, чье имя прочно вошло в классику русской литературы. Личности, о которой не только много писали, но и спорили. Захоронен он на территории черкизовского храма. И сегодня поклониться праху прозорливого старца идут многочисленные верующие с разных уголков России и Зарубежья, оставляя на его могилке записки с просьбами и благодарностью. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чудотворца Алексия вотчина. Историческое повествование о храме Илии пророка (Крестовоздвижения) в московском Черкизове предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Переделки и перестройки
Храм
За свою многолетнюю историю черкизовский храм строился и перестраивался неоднократно.
В 1821 году он был отремонтирован при участии знаменитого московского архитектора Матвея Федоровича Казакова. К его центральному куполу были пристроены четыре боковые главки. К 1825 году был расширен северный придел, который освящен митрополитом московским Филаретом (Дроздовым) в имя митрополита Московского Алексия.
В те стародавние времена перестройки проводились с особой осторожностью, обязательно учитывался тот факт, что церковь эта является древнейшим памятником русского зодчества. Об этом в частности свидетельствует дошедшее до наших дней архивное дело от 1879 года. Прежде чем «возвысить на две сажени колокольню», необходимо было собрать все необходимые бумаги на такую переделку. За этот вопрос тогда отвечало Московское Археологическое общество, куда и было адресовано письмо Московской духовной Консистории, написанное от имени священнослужителей, церковного старосты и прихожан Илиинской церкви подмосковного села Черкизово, которое официально относилось к Московскому уезду.
Колокольня, устроенная священномучеником Владимиром
Строительное Отделение Московского Губернского правления, куда сначала был «препровожден для рассмотрения план, отношением от 31 минувшего мая за № 592», прежде всего, хотело уточнить, относится ли черкизовский храм к числу памятников старины и в какой степени. Поэтому, со своей стороны, оно уведомляет Консисторию о том, что ей, «в виду неоднократных Высочайших повелений о сохранении памятников древности», надо предварительно провести все согласования по поводу перестройки храма.
«Посему Консистория, препровождая при сем план на предполагаемое распространение Ильинской церкви, просит от Московского Археологического Общества уведомления, следует ли церковь св. Илии Пророка причислить по каким-либо историческим воспоминаниям к памятникам древности и можно ли будет дозволить распространить оную согласно представленному плану», — написано в обращении Консистории.
В нем также сообщалось, что Илиинская, в селе Черкизове, церковь построена, как следует из приложенной к посланию справки Консистории, тщанием московского кафедрального Чудова монастыря и представляет собой каменное здание с такой же колокольней и двумя престолами. Одно — во имя святого пророка Божия Илии, другое — во имя святителя Алексия, митрополита Московского.
Несколько месяцев спустя был получен ответ за подписью двух архитекторов (к сожалению, подписи неразборчивы). Цитируем: «По поручению Московского Археологического Общества мы осмотрели церковь пророка Илии в селе Черкизове под Москвой и нашли, что главная средняя часть ея принадлежит древнейшим памятникам московской архитектуры и что церковь была перестраиваема не менее двух раз, при которых последняя перестройка должна называться искажением».
К первоначальной постройке, как следует из акта осмотра, относятся четыре стены квадрата церкви. А вот так называемого искажения коснулась ее северная сторона.
«Эта церковь по времени своей постройки относится к XVI века и уцелевшие до наших времен остатки ея должны быть охранены от дальнейших искажений, — писали архитекторы, полагая, что в конце XVII века к древней церкви был пристроен придел с северной стороны и трапезная во всю ширину этого придела и древней церкви. В это же время был перестроен алтарь в теперешний троечастный, — причем два полукружия составили алтарь древней церкви, а одно, северное — алтарь придела. На горнем месте главного алтаря, в простенке между двумя полукружиями, устроена впадина для епископского седалища».
По их предположению, перестройка алтаря одновременно с перестройкой придела и трапезной была произведена с целью расширения, так как алтарь стал намного больше, были убраны дуговые перемычки с окон, которые после этого тоже стали побольше, приняв прямоугольный вид[15].
К позднейшим искажениям относится перестройка верхней части и шатра колокольни. «Еще позднее, судя по стилю, была искажена северная стена храма, — в ней был пробит широкий пролет, разделенный на 3 части дорическими колоннами; к этому же времени должно отнести переделку кровли, в которой сделаны четыре деревянные фронтона с деревянными же карнизами», — отмечалось в документе.
Вместе с тем архитекторы высказывали замечания к чертежам на новую переделку церкви. Так, по их расчетам, нельзя допустить перестройку южной стены храма, где предполагалось сделать большой пролет с дорическими колоннами, подобный пролету северной стороны, убирая дверь и окно, потому что в результате этого могло произойти окончательное уничтожение древнего памятника. По их выражению, не должны произойти «сломка и перестройка» более поздних пристроек — северного придела и трапезной XVII века. Эти сооружения надо привести в свой первобытный вид.
Однако, несмотря на все замечания, в целом предстоящие работы по возвышению колокольни архитекторами были поддержаны. Хотя и со своими конкретными, без какого-либо пафоса, пожеланиями, в которых чувствуется и неординарная личность этих неравнодушных к отечественной истории людей, и их неподдельный патриотизм: «Желательно, чтобы в новых ея формах составитель проекта в отделке пролетов и в деталях карнизов и других архитектурных украшений, принял за образец детали существующей церкви как представляющие хорошие образцы древнего русского зодчества, достойные подражания и по художественному своему достоинству превосходящие современные измышления; также желательно, чтобы деревянные фронтоны и надстройки над шеями глав были уничтожены и восстановлен был прежний вид, по крайней мере, тот, какой имела церковь до последнего искажения»[16].
Престольный праздник в Черкизово. Начало ХХ в.
Вид на храм со стороны архиерейского пруда. Конец XIX в.
Позднее, и в 1888, и в 1894 годах храм снова подправлялся, ремонтировался, менялся, о чем свидетельствует дошедшая до наших дней переписка, сохраненная в Центральном государственном историческом архиве г. Москвы. Вот один из примеров, когда обновление коснулось внутреннего убранства храма.
В конце февраля 1908 года Московская духовная Консистория вновь обратилась с письмом в Московское Археологическое Общество, в котором от имени причта, старосты и представителей прихожан Илиинской церкви просила разрешить им «промыть во всем храме и, где понадобится, подправить стенопись, промыть и подзолотить иконостасы как в главном, так и в пределах, и киоты, стоящие в разных местах храма; высеребрить, а некоторые позолотить подсвечники перед святыми иконами, посеребрить и местами позолотить металлическия одежды на св. престолах» и в непродожительное время уведомить ее, «не встречается ли со стороны Московского Археологического Общества препятствий к производству вышепоименованных работ»[17].
К этому письму были приложены три сметы, копии которых хранятся в приходском архиве храма.
Менее чем через месяц, 17 марта того же 1908 года, Императорское Московское Археологическое Общество ответило, что не встречает препятствий для проведения всех перечисленных работ, но для наблюдения за ними назначает со стороны Общества своих членов: Сергия Дмитриевича Милорадовича и Зиновия Ивановича Иванова. В первое десятилетие после Октябрьской революции здесь все было по-старому. В притвор храма под колокольней спускалась веревка от одного из средних колоколов. До 1929 года, пока не запретили колокольный звон, во время службы в этот колокол прямо из притвора звонарь ударял в нужные по церковному уставу моменты. В одно из празднований Пасхи у самого большого колокола, занимавшего почти все пространство центральной части звонницы, сорвался и упал язык, своей тяжестью он проломил пол и застрял там.
В тридцатые годы весь ранее существовавший подбор колоколов был изъят. Но в 2006 году отлитые на заводе «ЗИЛ» колокола были переданы в дар черкизовскому храму, поэтому сегодня православных жителей Восточного округа Москвы на церковное богослужение вновь созывает колокольный звон.
В советское время в храмовое здание входили, как и положено, через западные двери лицом к алтарю, но в ограду храма можно было попасть только через южные ворота, со стороны Стромынской дороги. Сейчас тот же вход, с юга.
Исстари на праздник Крещения Господня шли крестным ходом через западные ворота к архиерейскому пруду, где устраивалась Иордань, происходило водоосвящение и купание православных. Но в настоящее время этот пруд уже не используется для этой цели, так как там начаты работы по его углублению и очистке. Власти города обещают соорудить мост, который свяжет находящиеся за прудом улицы микрорайона с храмом.
В советские годы черкизовский храм неоднократно собирались закрывать, одна из таких угроз нависла уже во второй половине прошлого столетия, когда на восточную окраину Москвы потянули линию метрополитена. Но чудом Божиим храм и в этот раз устоял.
Поскольку церковь то и дело собирались закрывать, она долго находилась без ремонта. Но когда состояние ее дошло почти до критического, власть, наконец, вспомнила об этом древнем памятнике архитектуры, который, как видно из таблички, прикрепленной к фасаду здания, охраняется государством.
В приходском архиве сохранился отчет за подписью архитектора Л. Ненаглядкина о ремонтных работах, выполненных в 1967 году. Тогда по составленной смете бригадой, возглавляемой А. Сажиной, были заменены разрушенные кровельные покрытия колокольни, четверика и трапезной.
В отчете говорится, что для проверки конструктивной устойчивости и золочения сняли кресты и подкрестные яблоки колокольни и четверика, из чего стало ясно, что металл на яблоках, выполненных из меди, несмотря на время, хорошо сохранился, поэтому там были пропаяны только швы. Но зато годы не пощадили гнезда для установки крестов, поэтому их пришлось полностью заменить. Сами деревянные кресты были заново обшиты листовой медью. Работы по ремонту и золочению яблоков и крестов проводились внизу, в закрытом помещении, а потом возвращены на прежнее место.
При ремонте кровли, особое внимание было уделено ремонту и замене разрушенных поясков, сандриков и сливов кровли. Вместе с тем, архитекторы отмечали, что стены памятника были оштукатурены по кирпичу, а штукатурка наличников окон с кокошниками выполнена весьма примитивно. При этом, глубокого исследования на раскрытие первоначальных форм наличников не проводилось.
«По оштукатуренной поверхности многократно проводилась окраска разными красителями, — известковая, масляная, силикатная и даже местами ПВХ. Этот состав красителей затруднял работу по полной очистке штукатурки, — сообщается в отчете. — Общее состояние штукатурки на гладких поверхностях хорошее. Волосяные принципы образовались давно, а шпаклевка, которой время от времени затирали трещины, после высыхания вновь образовывала трещины. Но общая поверхность стены выглядит хорошо. Наибольшие разрушения имеют штукатурные карнизы, наличники окон, подоконные сливы. Особенные разрушения в местах протечки. При ремонте штукатурка восстановлена в местах наибольших разрушений, где не требовалось ремонта кирпичной кладки»[18].
В акте приемки работ записаны рекомендации, которые необходимо выполнить при следующих ремонтах этого памятника архитектуры. Среди них — восстановление разрушенных мест кирпичной кладки в фигурных карнизах восьмерика колокольни и карнизах трапезной.
«При выполнении подобных работ в будущем желательно обязать заказчика выполнить работы по фрагментарному обследованию памятника, выполнению обмеров фасадов и плана для составления проекта его реставрации. В связи с проводящейся реконструкцией территории Черкизовской улицы и парка памятник, стоящий на возвышении, приобретает значение архитектурной доминанты. И его реставрация в первоначальных формах обогатит архитектурный силуэт района», — написано архитектором Л. Ненаглядкиным в составленном им отчете.
В 1982 году силами приходской общины под руководством настоятеля храма митрофорного протоиерея Алексея Глушакова началась внутренняя реставрация черкизовского храма, его росписей и икон, а также строительство рядом с церковью дома причта. Вместо ветхих деревянных построек 1912 года было отстроено новое кирпичное здание. С 1996 года в нем размещена крестильня с баптистерием для взрослых. Было произведено мощение части территории храма гранитной брусчаткой. Кстати сказать, во время разборки старых строений была найдена утерянная раннее икона святого пророка Божия Илии.
Реставрация главного иконостаса центрального Крестовоздвиженского придела была проведена силами реставратора Венедикта Степановича Суворова из Санкт-Петербурга и художника Сергея Леонидовича Захаренкова (+2004). В течение трех лет, начиная с 1986 года, иконостас был целиком, ряд за рядом, разобран. Оказалось, что он полностью был сохранен в своем первоначальном виде. По благословению архимандрита Иннокентия (Просвирнина)[19], который в этот период был направлен в помощь храму Илии пророка, были заново расписаны подкупольные своды древнего четверика в технике настенной фрески конца XVII века.
В начале нового тысячелетия храм был обнесен новой кованой оградой на кирпичных столбах с двумя воротами, какая была здесь в конце XIX в. Но любая древность, и черкизовский храм тут не исключение, требует постоянного ухода и больших вложений. Как со стороны прихожан, так и со стороны государства, под охраной которого находится этот уникальный памятник русского зодчества.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чудотворца Алексия вотчина. Историческое повествование о храме Илии пророка (Крестовоздвижения) в московском Черкизове предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
15
Материалы из архива ЦГИА г. Москвы, ф.454 (Московское археологическое общество), оп.3, № 79, 26 л.
16
Материалы из архива ЦГИА г. Москвы, ф.454 (Московское археологическое общество), оп.3, № 79, 26 л.