Притчи из сборника «Раствори свои иллюзии» помогают найти истинный путь, заставляют задуматься, отбросить все ложное и дают подсказки на жизненно важные вопросы. Для многих эти миниатюрные, но емкие произведения, служат терапией. Притчи – это капельки мудрости и света. Они подобны маяку, освещающему путь кораблю. Без него странствующий может потеряться в огромном водовороте иллюзий.«Диалоги» помогают понять жизнь и воспринимать тотально каждый ее миг.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Раствори свои иллюзии. Притчи и диалоги предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Шуния, 2020
ISBN 978-5-4483-5795-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
РАСТВОРИ СВОИ ИЛЛЮЗИИ
Притчи, которые дают ответы на вопросы
Свобода воздушного змея
Запустил мальчик в небо воздушного змея. Ему нравилось управлять змеем за ниточки, которые почти не видны. Воздушный змей послушно летал по воздуху. Он поднимался ввысь, резко опускался, парил из стороны в сторону, что доставляло ему удовольствие. Наслаждаясь полетом, он думал, что это и есть настоящая свобода.
Каждый день мальчик запускал воздушного змея, который был рад путешествию по небу. Он считал себя свободным и независимым, так как он мог летать, в отличие от мальчика.
Однажды змей увидел в небе чаек. Он захотел парить по небу с ними, поэтому попытался повернуть в ту сторону, откуда они летели. Однако это ему не удалось, потому что мальчик внезапно дернул его за ниточку в противоположную сторону. Змей очень огорчился. Чайки, увидев в небе яркое пятно, полетели за змеем. Они быстро догнали его. Только теперь, заметив чаек, воздушный змей понимал, что есть настоящая свобода, а что есть иллюзия свободы.
А чайки по-прежнему парили в небе…
Спор двух учеников
Два ученика сильно поспорили. Один считал, что все в жизни предопределено, другой утверждал, что человек сам творит свою судьбу. Их спор продолжался долго, поэтому они решили обратиться к Учителю для внесения ясности.
— Учитель, как вы считаете, кто из нас прав? Я думаю, что все в жизни предопределено, и человек не в состоянии повлиять на свою судьбу.
— Ты прав, — был ответ Учителя.
— Но как же? — вступил в разговор другой ученик. — Неужели так? Я считаю, что человек сам творит свою жизнь. Если все предопределено, то какой вообще смысл в жизни?
— И ты прав, — ответил Учитель.
— Но как мы можем быть оба правы? — спросил ученик, который считал себя творцом своей судьбы.
— Ты сам творишь свою жизнь, а он находит предопределения своей судьбы, поэтому я сказал, что вы оба правы, — пояснил Учитель
Фантом мастера
Искатель истины странствовал по свету. Он был учеником разных Мастеров, но ни у кого из них не остался. Когда он пришёл к очередному Мастеру, то Мастер его спросил:
— Что же ты хочешь от меня? Ведь ты был у многих Мастеров. Почему ты ушел от всех?
— Мой первый Мастер был слишком весел. Он рассказывал об истине и духовности с неприемлемым весельем и несерьезностью. Как можно говорить об истине несерьезно?! Второй Учитель был чересчур молчаливым. На многие вопросы я так и не получил ответов, т.к. он всегда мало говорил. Третий мастер был таким эпатажным, что я не мог привыкнуть к его выходкам…
— Возможно, тебе и во мне что-то не понравится. Что тогда ты будешь делать?
— Разочаруюсь и пойду искать своего Мастера. Надеюсь, найду его когда-нибудь, и он откроет мне истину.
— До тех пор, пока ты будешь общаться с фантомом Мастера, ты будешь упускать истину.
Королевство бедняка
Бедняк все время жаловался королю на то, что он слишком беден.
— Вот бы мне такое королевство, как у тебя. Ни забот. Ни хлопот, — сказал он однажды королю, а тот был щедр и предложил ему свое королевство в обмен на его убогую лачужку. Удивился бедняк предложению короля, но был, конечно же, доволен.
Теперь бедняку не нужно было думать о хлебе насущном — ведь в королевстве было полно всего, и даже слуги были в его распоряжении.
Бедняк не утруждал себя никакими делами, он отставил все заботы. Управление королевством заключалось только в том, чтобы раздавать приказы и распоряжения слугам. Так проходили дни, месяцы, годы… Поскольку королевством никто не управлял, дела его стали приходить в запустение. С каждым днем королевство беднело. Пришлось распустить некоторых слуг, а потом еще некоторых, пока в королевстве не оказалось ни одного подданного. Так бедняк остался совсем один. Затем он стал распродавать имущество, потому что с финансами было туговато. Наступил момент, когда продавать было нечего, так как в королевстве было почти пусто. В один прекрасный день королевство превратилось в лачугу.
А тем временем король укреплял свою маленькую невзрачную хижинку. И однажды она превратилась в королевство, еще роскошнее прежнего. Король трудился, не покладая рук. Вставал ни свет ни заря и ложился спать только тогда, когда выполнял все намеченные на день дела.
Как-то встретились король с бедняком и оба удивились новым переменам.
— Как тебе удалось превратить мою лачугу в такое могущественное королевство? — спросил бедняк.
— Секрет очень прост. Я управлял твоей лачугой также, как управлял ранее своим королевством. И день ото дня она росла и крепла, пока не превратилась в новое королевство, краше и сильнее прежнего. Но я никак не пойму, почему ты не смог справиться с таким роскошным королевством, которое я оставил тебе? У тебя было все.
— И сам не пойму, — признался бедняк, пожав плечами.
— Кажется, я теперь понимаю, просто ты управлял королевством так, как ты привык управлять своей убогой лачугой. Вот ты и превратил огромное могущественное королевство в запустелую хижинку. Каждому дается то, чем он в состоянии управлять.
Свобода
Однажды к Мастеру пришел человек, который хотел стать его учеником.
— Что тебя привело ко мне? — спросил Мастер.
— Я хочу обрести свободу.
Тогда Мастер задал следующий вопрос:
— Что тебя беспокоит в жизни?
— Денег не хватает, дети не слушаются, жена ушла к другому, работа перестала доставлять удовольствие. Эх, — горько вздохнул он.
— Ты третий, кто пришел ко мне, чтобы стать моим учеником ради обретения свободы. И в третий раз я отказываю. Я не могу принять тебя в свои ученики.
Человек, который искал счастье
Человек сидел на берегу океана. Было прохладно, ветрено и пасмурно. «Ну что за погода! Так хочется искупаться, а погода не дает».
Неподалеку сидел мудрец. На его лице была легкая улыбка, свидетельствующая о внутреннем спокойствии и благодати.
Пасмурная погода не давала покоя недовольному человеку: «О боже! Что ж с этой погодой?! Хорошо, если бы засветило солнце, погода изменилась». И вдруг в один миг тучи рассеялись, выглянуло ласковое солнышко, ветер постепенно стих. Ворчун, сидящий на берегу, подошел к океану, окунулся и поплыл. Однако недолго он пребывал в радости. Выходя на берег, он почувствовал, что проголодался. Настроение его упало, т.к. еды поблизости не было. «Господи, так хочется есть, но здесь нет ничего съестного», — опять пробурчал он. Не успел он закончить фразу, как перед ним появился стол с разными яствами. Мужчина сразу же принялся за еду. Закончив трапезу, он почувствовал, что одинок. Ему захотелось быть в компании. И на этот раз Бог услышал его желание. За столом появились люди. Хозяин был очень рад гостям. Но уже через несколько дней он опять почувствовал, что ему чего-то не хватает. На этот раз ему захотелось, чтобы перед ним оказалась очаровательная женщина. Также внезапно, как появился стол с яствами и новые друзья, предстала перед ним красавица. «Вот оно счастье! Наконец-то!!!», — воскликнул человек. В этот миг он был счастлив. Такой красавицы он еще не видел. Они пребывали в любви и радости. Каждый день бродили по берегу, не разнимая рук. Встречали рассвет, провожали закат. Их любовь была подобна океану, волны страсти сменяли друг друга. И, казалось, ничто не могло омрачить их счастья. Правда, счастье не долго длилось. Настал момент, когда нашему герою надоела красавица, и он подумал: «О, господи, как же хочется остаться одному!»
И он остался один, очутившись на том же берегу океана. В двух шагах от него сидел тот же мудрец с блаженной улыбкой.
— Вы так долго здесь сидите. Неужели вам не надоело это однообразие?! — не удержался от вопроса человек, которому все чего-то не хватало.
— Нет, не надоело.
— И вам больше ничего не хочется???
— В каждый момент времени у каждого из нас есть все необходимое, чтобы быть счастливым.
Не поняв себя, не поймешь другого
Учитель и ученик шли по многолюдной улице.
— Не могу понять, почему мои родные и близкие раздражаются по всяким пустякам?! — завел разговор ученик.
В этот момент кто-то из толпы наступил нечаянно ему на ногу. Ученик не выдержал и громко закричал на этого человека. Тот тоже не удержался и ответил ему.
— Зачем ты вступил в конфликт? — спросил Учитель.
— Не знаю, — пожал плечами ученик.
— Не поняв себя, не поймешь другого.
Зачем ты себя обидел?
Человек пришел к мудрецу с волнующей проблемой. Он часто обижался на людей. Ему казалось, что люди специально хотят его обидеть.
— Ну почему все меня обижают? Как будто им это доставляет удовольствие, — жаловался он.
— А ты не обижайся.
— Но… эээ… хм… Я не могу.
— Тогда скажи, зачем ты обижаешься?
— Я не обижаюсь. Меня обижают, — утверждал обидчивый человек.
— Нет действия. Есть состояние. А состояние создал ты сам. Так зачем же ты себя обидел?
Плод с апельсинового дерева
— Почему во всех духовных учениях говорится об иллюзорном восприятии мира? Разве мир не существует? — спросил ученик у своего Наставника.
— Существует. Мир реален.
— Тогда при чем здесь иллюзии? — никак не мог понять ученик. — Ведь мир реален.
— Да, реален, — повторил Наставник.
Вдруг в этот момент на ученика упал апельсин с балкона, под которым они с Учителем проходили. Ученик разозлился и гневно закричал: «Кто кидает апельсины?» Подняв голову, он никого не увидел, а только обнаружил апельсиновое дерево, которое росло на балконе.
— Вернемся к иллюзиям, — продолжил Наставник. — Опиши случившееся сейчас событие.
— Зачем? — удивился ученик, но сразу же принялся рассказывать. Свою историю он завершил следующими словами:
— Меня разозлили. Нет, было бы правильнее сказать, меня вывели из себя…
— И это все реально? Не иллюзия? — усомнился Наставник.
— Конечно же, реально. Вы же были со мной. Сами видели. Разве я вру?
— Да, я был с тобой и все видел. Но видел по-другому.
— Как по-другому? — удивился ученик.
— Мы проходили под балконом, на тебя свалился апельсин, ты разозлился.
— А-а-а, — прозрел ученик, — теперь я понимаю, почему духовные источники говорят об иллюзорном восприятии мира.
Волшебная палочка
Одному человеку хотелось, чтобы все его желания исполнялись моментально. Но жизнь ему постоянно подбрасывала разные испытания. Однажды он услышал о фее, которая исполняет желания одним взмахом волшебной палочки. Он одолжил у нее волшебную палочку, принес ее домой и стал загадывать желания. Однако ни одно его желание так и не исполнилось. Он разозлился и отнес волшебную палочку обратно фее, сказав ей, что никакая она не волшебная и не исполняет желания.
— Это не так, — возразила фея. — Просто вы не волшебник, — пожала плечами она. — Все зависит не от волшебной палочки, а от волшебника.
Будда на шее
Наставник спросил своего ученика:
— Зачем ты носишь на шее кулон с изображением Будды?
— В знак поклонения Будде и преданности учению, — ответил ученик.
— Будде не нужно твое поклонение. Будда не может быть снаружи. Он может быть только внутри.
После этих слов ученик прозрел.
Чудо-ключ
Одному человеку подарили чудо-ключ. Он открывал дверь в состояние вечной благодати. Человек надеялся на то, что избавится теперь раз и навсегда от всех проблем, страданий и неудач.
Прошло несколько дней, однако ничего не изменилось в его жизни. Сперва он решил, что нужно подождать. Прошел месяц, второй, третий… Но и теперь ничего не произошло в его жизни. Тогда он решил обратиться к мудрецу, чтобы тот подсказал, что ему нужно сделать, дабы привести ключ в действие.
Мудрец, даже не взглянув на ключ, внимательно посмотрел на этого человека, затем сказал: «К любому замку есть ключ, но не каждый, кто имеет ключ, способен открыть дверь».
Странствующий и нашедший
Человек странствовал в поисках Бога. Он встречал многих людей и задавал им один и тот же вопрос: «Как найти бога?» Но никакие ответы его не удовлетворяли. Этот человек посещал многие, храмы, церкви, но ничего не находил.
Однажды он встретил Мастера. И тогда спросил у него: «Как найти Бога?» Мастер посмотрел на него, затем закрыл глаза и долго так сидел, не произнеся ни одного слова.
Подношение Будде
Молодой монах нес подношение Будде. По дороге он встретил своего Учителя, который спросил:
— Что это у тебя в руках?
— Подношение Будде, — ответил монах.
— Будде не нужны твои подношения.
— Значит, мне не стоит их ему носить?
— Стоит.
— Зачем же тогда нести, если они не нужны Будде? — удивился молодой монах.
— Будде не нужны подношения, но тебе стоит отнести подношение. Ты это делаешь для себя, а не для Будды.
Идет дождь, поют сверчки, колышется река…
Накрапывал мелкий дождик. На берегу реки сидели Учитель и его ученик. Уже второй час они пребывали в молчании. Ученику давно хотелось заговорить, но он боялся нарушить тишину. Наконец он не выдержал и спросил:
— Учитель, как вы можете так долго пребывать в молчании и слушать тишину?
— Тишину? — переспросил Учитель. — Нет никакого молчания.
— Но мы ведь не разговариваем уже два часа.
— Послушай!
Учитель приложил указательный палец к губам, давая понять этим жестом, что нужно прислушаться.
— Идет дождь, — продолжил еле слышно, почти шепотом, Учитель, — поют сверчки, колышется река, играет листвой ветер…
Ты не можешь взять больше, чем готов отдать
В пасмурный день к Учителю пришел человек за советом. Он был обижен на своих сыновей, которых считал неблагодарными.
— Я все делаю для них, а от них никакой отдачи! Я столько всего им даю, но они ничего в ответ. Никакой благодарности! — возмущался человек.
— Ты не можешь взять больше, чем готов отдать, — был ответ Учителя.
Коллекционер
Жил на свете Коллекционер, который собирал истории с плохим концом. Он складывал их на полочки своего сознания. С каждым днем историй становилось больше и больше — сознание расширялось еще на одну новую историю с несчастным концом. Коллекционер находил истории из разных источников: из книг, журналов, газет, он внимательно слушал рассказы людей, смотрел телевизор.
Вдруг он заметил, что в его жизни стало больше грусти, негатива и печали, чем радости. А в один пасмурный день радость вообще исчезла из его жизни. Жизнь Коллекционера превратилась в сплошной мрак. Одно лишь его радовало — коллекция историй. Так продолжалось долгие годы, пока Сознание не обратилось к Коллекционеру:
— Ну и вид у тебя… Почему ты уже много лет ходишь понурым?
— Потому что у меня все плохо.
— Я могу тебе помочь исправить ситуацию.
— Как же ты ее исправишь?
— Нет, исправлять ее будешь ты сам, а я лишь дам тебе дельный совет.
— Ну, давай.
— Уничтожь свою коллекцию! Тогда в твоей жизни многое поменяется. Ты станешь счастливым и радостным.
— Ты что? С ума сошло, Сознание? О чем ты говоришь? — разозлился Коллекционер. — С какой это стати я должен уничтожить коллекцию, которую собираю много лет?! Нет, нет и еще раз нет!
Не послушался совета Коллекционер. Так и по сей день ходит он понурым и собирает по-прежнему истории с плохим концом.
Стань радостью
Ученик задал вопрос Мастеру:
— Как обрести радость?
— Ее невозможно обрести.
— Почему? — удивился ученик.
— Чем больше у тебя стремлений обрести радость, тем дальше ты от нее становишься. Невозможно обрести радость, ею можно только стать.
Побег из кукольного театра
В кукольном театре все куклы гордились тем, что они неповторимы, и на них каждый день смотрит весь зрительный зал с восхищением. Когда кукловод водил их за ниточки, куклы беспрекословно подчинялись ему. Если он говорил им улыбаться, они улыбались, зная, что это понравится всем, кто пришел в театр. У кукол не было своего собственного мнения.
В зрительном зале обычно собирались унылые, скучные люди, которые также не имели собственного мнения, они делали то, что говорила им толпа, считая, что это единственное верное решение. Именно поэтому таким людям нравилось посещать кукольный театр — в нем они видели самих себя.
Среди кукол была одна, которой безумно хотелось вырваться из театра. Но это было не так-то просто. При малейшем сопротивлении кукловод усиливал давление, крепко удерживая нити, с помощью которых он управлял куклами. Но однажды этой смелой кукле удалось бежать. Она перехитрила кукловода, притворившись безвольной. Он расслабил нити, и она бросилась бежать с таким стремлением, что порвала нити. Она выбежала из театра и долго неслась по улицам. Наконец-то свобода! Но жизнь на свободе оказалась очень тяжелой. Здесь нужно было самой принимать решения, отвечать за свои поступки, выражать свое мнение, реализовывать планы и как-то выживать.
Эта кукла была достаточно смелой и напористой, поэтому все трудности постепенно научилась преодолевать. Время шло. И однажды, проснувшись поутру, она увидела, как она из куклы превратилась в человека.
У этой истории мог бы быть и другой конец. После того как смелая кукла, стремившаяся к свободе, сбежала, она очутилась в большом городе. Поскольку она привыкла к тому, что ею постоянно управляли, она и теперь ждала чьих-то указаний. Но указаний здесь никто не давал, и она совсем растерялась, даже расстроилась. Кукла не знала, что ей делать. Она чувствовала себя не в своей тарелке. Такая жизнь стала для нее невыносимой. Это долго продолжаться не могло, и однажды она вернулась в привычный для нее кукольный театр, где все происходило по одному и тому же сценарию.
Растворение страха
Однажды ученик спросил у Учителя:
— Как мне побороть свой страх?
— Когда ты борешься со страхом, он увеличивается вдвойне, — был ответ Учителя.
— Тогда что мне нужно сделать?
— Где живет твой страх?
— Вот здесь, — ученик указал на место, чуть выше пупка. — Но сейчас я боюсь, и его становится больше.
— Какого цвета этот страх?
— Красного.
— Как он ведет себя?
— Он пульсирует, появляется дрожь.
— Что это за дрожь?
— Частая дрожь, от которой дыхание становится прерывистым.
— Как сейчас ведет себя страх? — продолжал задавать вопросы Учитель.
— Его стало еще больше.
— Что он делает?
— Он распространился по всему организму. Ой. Учитель, я больше не могу, эээ… трудно дышать, — задыхаясь, отвечал ученик.
— Какого он теперь цвета?
— Ярко-красного. Стал ярче.
— Сколько он занимает места? Где он находится сейчас?
— Он занимает очень много места — голос ученика был встревоженным.
— Сколько? — уточнил Учитель.
— Почти все тело. Мне кажется, что я взорвусь от страха, настолько его много. Я и страх — одно существо.
Учитель выдержал небольшую паузу, затем продолжил:
— Что теперь происходит со страхом? Где он сейчас?
— Его нет, — недоуменно произнес ученик.
Два музыканта
Два студента музыкальной консерватории сдавали очередной экзамен.
Один из них очень боялся, что не выдержит испытания. Он сутками готовился к экзамену, поэтому твердо знал свою музыкальную программу. Однако он все равно боялся. Этот студент очень переживал. Он первым вышел на сцену и начал исполнять произведения. На протяжении всей игры он только и думал о том, чтобы не ошибиться и сыграть все точно. Про себя он постоянно повторял: «Здесь стаккато, здесь легато, тут выдержать размер на три четверти, не сбиться!» Он безукоризненно сыграл. Великолепно! Ни одной помарки! На последней ноте с облегчением вздохнул, поклонился и сел в зал прослушивать других студентов. Он был уверен, что его игра достойна наивысшей оценки. Все переживания и страх испарились. Студент был доволен своим исполнением.
Настала очередь второго студента выйти на сцену. В отличие от первого, он ни капли не переживал и не думал об экзамене. Он начал играть. Музыка лилась из-под его пальцев. Было видно, что этому студенту исполнение доставляло огромное удовольствие. Он играл душой. И не было различия между музыкой и играющим. Они слились в одно целое. Исполняющий ничего не замечал вокруг, он был тотально погружен в музыку. Он жил ею. Это была прекрасная жизнь!
Когда он закончил исполнять, первый студент с печалью покинул зал, а на следующий день он принял решение оставить консерваторию и больше не быть музыкантом.
Человек с фотоаппаратом
Мастер жил высоко в горах в живописном месте. Однажды к нему пришел европеец.
Каждый раз при виде какого-нибудь красивого места европеец доставал фотоаппарат и запечатлевал красоты. Так как он делал это слишком часто, Мастер спросил:
— Зачем ты всегда делаешь снимки?
— Это очень красивые места, хочется потом на них посмотреть и вспомнить.
В этот раз они провожали закат, и европеец по привычке постоянно фотографировал, не расставаясь с фотоаппаратом ни на минуту.
— Солнце уже село. А ты его даже не увидел. Что же ты будешь вспоминать? — удивился Мастер.
Погоня за истиной
Молодой монах, который провел в монастыре семь лет, вдруг решил покинуть его. Учитель спросил его:
— Почему ты решил уйти?
— Я искал истину семь лет, но не нашел.
— Поэтому ты решил, что истина живет за стенами монастыря?
Молодому монаху нечего было ответить. Тогда Учитель продолжил:
— Истина везде и всюду. Но для того, чтобы увидеть ее, нужно стереть пелену иллюзий и открыться ей.
Рисунок в стиле дзэн
Как-то Учитель собрал своих учеников и сказал: «Кто из вас может нарисовать то, как он понимает учение дзэн?»
Ученики бросились за кистями и красками. Каждый приготовил рисунок. Кто-то изобразил картины природы, кто-то — сидящего в созерцании Учителя, некоторые нарисовали храм, другие — Будду в окружении учеников. Лишь один ученик ничего не нарисовал. Он не брал ни кистей, ни красок. Перед ним лежал белый лист бумаги.
Когда Учитель рассматривал работы, он остановил свое внимание на этом пустом листе без рисунка. «Только один из вас познал учение», — сказал он.
Забудь о просветлении
Ученик, практиковавший дзэн около двадцати лет, но так и не достигнув просветления, задал вопрос Учителю:
— Как достичь просветления? Я уже практикую долгое время, а результата нет. Может быть, сменить практики?
— Практики не имеют никакого отношения к просветлению, — ответил Учитель.
— Тогда как достичь просветления?
— Забудь о нем!
Как стать счастливым?
У реки сидели Мастер и ученик.
— Учитель, как вам всегда удается быть счастливым? — спросил ученик.
— Я никогда не задумывался о том, чтобы быть счастливым.
— Но ведь вы счастливы?
— Да, я счастлив.
— Как же вам это удается? — никак не мог понять ученик.
— Любой вопрос, начинающийся со слова «как», отдаляет тебя от состояния счастья. Чтобы быть счастливым, не нужно задавать вопросы и ставить цели.
— Но что-то же вы делаете?
— В том-то и дело, что я ничего для этого не делаю, — рассмеялся Мастер. — Мы с тобой оба сидим на берегу прекрасного озера, но я счастлив, а ты — нет.
— Почему?
— Потому что я растворен в счастье, а ты ищешь его снаружи.
Танец смерти
Музыкант исполнял мелодию. Когда он закончил играть, один слушатель спросил:
— Как называется эта прекрасная мелодия? Она так завораживает!
— Это была импровизация. Я сыграл ее на одном дыхании, поэтому не смогу повторить еще. А называется она «Танец смерти».
— Не может быть! Она такая радостная! — возразил слушатель, и совсем не похожа на смерть. Мне хочется ее слушать и слушать.
— Да, она радостная. Я радуюсь жизни, поэтому не могу изобразить смерть в печали. Я просто не сумею это сделать.
Я слышу звон колоколов
— Учитель, почему мне не удается находиться долгое время в моменте «здесь и сейчас»? — задал вопрос ученик.
— Ты в настоящее время в моменте «здесь и сейчас»?
Ученик подумал, затем ответил:
— Да.
— Тогда попытайся описать этот момент.
— Я слышу звон колоколов.
Учитель выдержал паузу, как будто ожидая, что ученик продолжит. Но вместо этого ученик спросил:
— А вы что слышите?
— Я чувствую, как звон колоколов проникает в сердце, и я растворяюсь во вселенной.
Внезапно ученик понял, что он не в моменте «здесь и сейчас».
Потуши огонь!
Учитель и ученик пили чай. Учитель периодически доливал чай в кружки и каждый раз проливал мимо кружки ученика. Когда он сделал это в очередной раз, ученик выразил негодование:
— Учитель, сколько можно?! Вы все время проливаете чай!
— Извини меня, — произнес Учитель, но когда ученик допил свой чай, он опять принялся доливать чай и пролил мимо кружки. Ученик был взбешен на этот раз:
— Зачем вы это делаете? Вы не видите мою кружку?
Учитель был само спокойствие.
— Потуши огонь.
— Какой огонь? Мы разве горим? О чем это вы?
— Потуши огонь! — повторил опять Учитель.
— Что сегодня с вами, Учитель? Вы постоянно делаете одно и то же — проливаете чай, а теперь уже второй раз говорите мне о каком-то огне? Что с вами происходит?
— Со мной все в порядке. Это у тебя творится кое-что внутри. Потуши огонь.
Закрой глаза и не спрашивай ни о чем
Любознательный ученик постоянно задавал вопросы Учителю. Каждый день у него рождалось множество вопросов: «Одинаково ли Бог ко всем относится?», «Почему я был рожден в теле мужчины, а не женщины?», «Как мне стать смиренным?», «Как не наработать негативную карму?», Какие практики ведут к просветлению?»…
— Зачем ты задаешь так много вопросов? — спросил Учитель.
— Я хочу познать истину.
— Тогда закрой глаза и не спрашивай ни о чем.
Притча о сомневающемся
— Учитель, существует ли Бог?
— Существует.
— А как вы докажете, что он существует?
— Зачем тебе мои доказательства? — удивился Учитель.
— Я сомневаюсь, что он существует, — пожал плечами ученик.
— Это хорошо, что ты сомневаешься. Хуже было бы, если б ты поверил мне на слово.
Прими разочарование
К учителю пришел опечаленный ученик.
— Почему я постоянно разочаровываюсь? — начал он. — Как избежать этого состояния?
— Не очаровывайся, — улыбнулся в ответ Учитель.
— Но ведь жизнь станет серой и безынтересной. Это будет скучно.
— Тогда прими разочарование, как ты принимаешь очарование.
У ученика появилась улыбка на лице.
Отбрось все это!
Один ученик старательно выполнял все духовные практики, считая, что именно они приведут к просветлению. Видя, что ученик придает слишком большое значение практикам, Учитель сказал ему:
— С сегодняшнего дня не выполняй ни одной практики.
Ученик был в недоумении:
— Что же мне тогда делать?
— Ничего не делай.
Но я столько лет практиковал разные техники, а теперь должен это отбросить?
— Именно. Отбрось все это! Не делай ничего. С этого дня ты свободен от практик.
Ученик последовал словам Учителя. В этот день он решил пойти прогуляться к морю. Погода была солнечная, поэтому он сразу же нырнул в воду и поплыл вдаль. Солнце играло теплыми лучами, окуная их в море. Радужно поблескивали бирюзовые волны. Медленно проплывали пушистые облака, отражаясь в соленой воде.
Внезапно ученик просветлел.
Источник
Однажды к мудрецу пришел человек за советом:
— Скажи мне, мудрый человек, что мне делать? Я уже не молод, но женой не обзавелся. Я страдаю от одиночества. Мне нравится одна женщина, но она не обращает на меня внимания. Что мне делать?
— Добивайся! — был ответ мудреца. А когда женишься, приходи ко мне и расскажи, счастлив ли ты.
Через три года этот человек вновь пришел к мудрецу, но он по-прежнему был опечален.
— Вижу грусть на твоем лице, — начал мудрец. — Почему ты грустишь? Ты женился?
— Да.
— Тогда в чем причина твоей грусти?
— Брак — это сплошной ад! Я так устал от него. Уж лучше я бы был в одиночестве!
— Но ты ведь уже был в одиночестве, и ты страдал.
— Я и теперь страдаю.
— Чего же тебе не хватает для счастья?
— Денег. Мне не хватает денег, — уверенно сказал мужчина.
— Добивайся! Когда достигнешь своей цели, придешь ко мне и расскажешь, счастлив ли ты.
Прошло три года.
Этот человек уже успел разбогатеть. И вновь он пришел.
— Достиг ли ты своей цели? — спросил мудрец.
— Достиг.
— Счастлив ли ты?
— Нет
— Почему же? Ты так стремился стать богатым.
— Да, стремился, однако я опять страдаю.
— Чего же тебе на этот раз не хватает? — удивился мудрец.
Опечаленный человек задумался, потом ответил:
— У меня нет детей. Я хочу детей.
— Что ж, тогда приходи ко мне, когда у тебя будут дети и поделись со мной своим счастьем!
И человек ушел. Но спустя семь лет он вернулся, правда, не за тем, чтобы поделиться своим счастьем. Глаза его были по-прежнему грустны.
— О, мудрец! Помоги мне! Это счастье как будто бы на горизонте! Я к нему стремлюсь, а оно от меня бежит дальше и дальше… Я осуществил уже все свои цели, а счастья так и не нашел. Его как не было, так и нет.
— Пока ты не откроешь внутри себя источник, никакие достигнутые тобой цели не удовлетворят тебя.
Ты создал новые иллюзии
— Как мне жаль, что все свои ранние годы жизни я провел бездумно, занимаясь материальными вопросами и только недавно нашел свой путь и Учителя, — сказал однажды ученик своему Учителю.
— Почему жаль?
— Все эти годы я сам себе создавал иллюзии и ходил по кругу, решая свои материальные проблемы.
— А теперь ты избавился от иллюзий?
— Теперь я встал на духовный путь.
— Избавился ли ты от иллюзий? — повторил Учитель.
— Я нашёл Учителя и свой путь. Моя жизнь изменилась. Я по-настоящему счастлив. Я чувствую, что иду по верному пути.
— Избавился ли ты от иллюзий? — повторил в третий раз вопрос Учитель.
На этот раз ученик задумался.
— Ты создал новые иллюзии, — сказал Учитель.
Увидеть истину
Разговорчивый ученик все время старался находиться рядом с Мастером, чтобы не упустить возможность задавать ему вопросы. Он считал, что Мастер откроет ему истину, поэтому задавал вопросы постоянно. Мастер же, наоборот, оставлял ученика наедине с самим собой. Однажды ученик не выдержал и спросил:
— Почему вы все чаще и чаще оставляете меня одного и избегаете общения? Ведь я пришел только за тем, чтобы вы открыли мне истину. Но как же вы откроете ее мне, если я уже несколько дней подряд пребываю в одиночестве?!
— Чтобы увидеть истину, не нужен никакой мастер.
— Но как же? — удивился ученик.
— Чтобы увидеть истину, нужно быть в молчании. И нет ничего лучше для этого, как оставить тебя в одиночестве.
Счастье без условий
Встретились богач и бедняк. Богач спросил у бедняка:
— Скажи, как тебе удается всегда радоваться и улыбаться? Я вижу, ты счастлив.
— Да, ты прав. Я счастлив, — подтвердил бедняк.
— Но у тебя ведь нет денег, и ты трудишься в поле без передышки с утра до вечера, не разгибая спины.
— Это так. Ну и что? Это не умаляет моего счастья. Каждый день я выхожу в поле и вижу прекрасный рассвет. Я радуюсь солнцу и небу. А ты разве не счастлив? У тебя же есть любящая жена и милые дети.
— Ох! Я так раньше хотел детей. Думал, что появятся дети, и я стану самым счастливым человеком на свете… Но теперь от них одни проблемы! Не слушаются совсем! А твои тебя радуют?
— Я рад им, не зависимо от того, слушаются они меня или нет.
— Но как ты можешь быть счастливым, зарабатывая гроши?
— Наличие или отсутствие денег не влияют на счастье. А тебя деньги сделали счастливым?
Богач задумался.
— Не сделали. Все же мне странно видеть перед собой человека бедного, но счастливого. У тебя, наверняка, есть какой-то метод по достижению счастья?
— Счастлив не тот, кто имеет все условия для счастья, а то, кто может обходиться без условий, — с легкостью поведал бедняк.
Упустить настоящее
Немолодой монах признался Учителю в том, что он испытывает чувство вины за свою прошлую жизнь.
— Я был неверным мужем, невнимательным к детям, мало уделял времени семье.
— Какое это имеет отношение к тому, что происходит сейчас? — спросил Учитель.
Ученик не ответил. Тогда Учитель продолжил:
— Испытывая чувство вины за прошлое, ты не изменишь прошлого, но упустишь настоящее.
Иллюзия о поиске истины
Два друга искали истину. Один из них отправился на поиски, оставив свой дом. Он долго отсутствовал, побывал во многих уголках земного шара, но так и не нашел то, что искал. Другой остался дома и никуда за это время не уезжал.
При встрече они спросили друг у друга о том, нашел ли каждый из них истину.
— Я обошел и объездил почти весь мир, но так и не нашел ее. А ты что скажешь?
— А я нигде не был и никуда не ездил, но соприкоснулся с ней.
— Выходит, я зря потратил время? Нужно было оставаться с тобой, тогда и я бы нашёл ее.
— Не думаю, что дело в том, где находиться. Дело не в истине, а в нас самих. Увидеть истину можно где угодно. Она не прячется от нас. Это мы вместо того, чтобы смотреть на нее, создаем иллюзию того, что ее нужно искать.
Старый груз
Шел по дороге путник с огромным рюкзаком за спиной. Его ноша была настолько тяжела, что ему приходилось сгибать спину. Так он шел, время от времени отдыхая. Дорога была длинной, поэтому у странствующего начинала болеть спина от тяжелого груза. Однако он не обращал на это внимания и следовал дальше. Несколько раз к нему приходила мысль оставить рюкзак и дальше идти налегке. Но он отгонял эту мысль, несмотря на то, что рюкзак был переполнен старыми ненужными вещами.
Странник прошел длительный путь. От тяжелой ноши у него теперь болела не только спина, но и ноги. Отдыхать приходилось чаще, чем раньше. Но даже после боли в спине и ногах этот человек не желал отказаться от рюкзака с хламом.
По дороге ему встретился волшебник, который, увидев страдания на лице путника, поинтересовался, в чем причина его несчастий. Странник поведал ему о своих проблемах со спиной и ногами. Тогда волшебник сказал:
— Я смогу тебе помочь. Я дам тебе возможность передвигаться без боли. Твои ноги и спина будут здоровыми. Но для этого тебе нужно будет отказаться от груза, который ты несешь на себе.
Подумав, путник сказал:
— Все, что угодно, но только не это. Я не могу оставить свою ношу.
— Почему? — удивился волшебник, — ведь взамен ты получишь здоровье.
— Понимаешь, я так привык к этой ноше, что уже не смогу без нее. Ты можешь дать мне здоровье, не забирая этого рюкзака?
— Дело в том, что нельзя создать новые возможности, не отбросив старый груз. Это вопрос выбора. Так что, решай, что ты выбираешь для себя.
— Что ж ты тогда за волшебник, который не может мне помочь?! — рассердился путник.
Он действительно считал, что проблема в волшебнике, а не в его грузе. Так он и остался со своим старым хламом, еле-еле передвигая ноги, пока совсем не упал.
К чему ты готов?
Учитель, я впустую провел полжизни, — сожалел ученик. — И почему я раньше не встретил вас? Почему я пришел к вам только сейчас?
— Я не нужен был тебе тогда. Ты не искал меня.
— Да, не искал, а надо было искать.
— В каждый момент времени мы получаем только то, к чему готовы.
Притча о пессимисте и оптимисте
Стояла осень. Золотая листва кружилась по ветру. Небольшой дождик начинал накрапывать, освежая прохладой.
По парку прогуливались оптимист и пессимист. Неожиданно оптимист восторженно воскликнул:
— О! Как прекрасна эта пора! Так и хочется пройтись по дорожкам, усыпанным желтой листвой!
— Ну вот! — негодовал пессимист. — Опять ноги промочил. Надо было идти по асфальту. Хотя бы ноги остались сухими. Дождь ведь идет.
— Это мелкий дождик. Его капли очень приятны. Прислушайся к шуму дождя. Это так здорово!
И они на мгновение замолчали. Пессимист вскоре нарушил тишину.
— Эх! — недовольно произнес он. Опять будет грязь после дождя…
Каждый верит в то, во что хочет верить
Жена каждый раз устраивала мужу сцены ревности. Ей постоянно казалось, что муж изменяет. Она ревновала его к каждой женщине. Несмотря на несносный характер, муж любил ее одну, никогда ей не изменял и даже не смотрел в сторону других женщин. Не подавая никаких поводов для ревности, он удивлялся выходкам жены.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Раствори свои иллюзии. Притчи и диалоги предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других