Читаем Евангелие с детьми

Эдуард Качан, 2021

Эта книга представляет собой подробный, по стихам, разбор Евангелия от Луки, поданный в форме непринужденной беседы отца со своими четырьмя детьми. Разговор о Евангелии, предельно серьезный и глубокий, тем не менее остается доступным для восприятия ребенка и подростка. Автор говорит о важных и порой непростых вещах понятно и объясняет требующие толкования евангельские изречения, опираясь на святоотеческий опыт чтения Евангелия. Все это делает книгу «Читаем Евангелие с детьми» полезным чтением для всей семьи, как для взрослых, так и для детей самого разного возраста. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Читаем Евангелие с детьми предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3

Следующим вечером, после того как дети закончили делать домашнее задание, семья собралась за Святым Писанием вновь. И папа начал читать:

Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

Лк. 1, 39–40

— Пап, а зачем Она пошла? — спросила Лена. — Захотела проверить, правду ли сказал ей Ангел?

— Возможно, — ответил папа. — Но скорее всего, Мария просто порадовалась за родственницу. Ещё бы, столько лет не иметь детей, столько часов и дней молиться и вот наконец получить то, о чём просила! Это огромная радость, и Мария решила Елисавету с этой радостью поздравить. А что пошла сразу, так это, как мне кажется, неудивительно: после того как малыш родится, у Елисаветы прибавится хлопот и ей будет не до гостей.

С этим дети согласились. Как сами были маленькими, они, конечно, уже не помнили, но то, как много полуторагодовалый брат Матвей требует внимания, видели своими глазами. Тем больше внимания требовал бы новорождённый малыш! Действительно не до гостей.

— Понятно, — сказала Лена. — А что было дальше?

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

Лк. 1, 41–45

— Это удивительное место, — сказал папа. — И особенно оно важно для тех, кто живёт в современном мире. Вы скоро будете большими, у вас будут семьи.

— Не рановато им? — спросила мама, догадавшись, о чём будет говорить папа.

— Нет, — ответил отец. — О проблеме надо знать до того, как с нею столкнёшься. Иначе растеряешься и не сможешь отреагировать правильно. Итак, — обратился он к детям, — в современном мире есть одно очень и очень неодобряемое Церковью явление. Называется оно аборты. Это когда младенца убивают ещё в организме матери, чтобы не рожать его и потом не возиться с ним: не кормить, не одевать и не воспитывать.

— Ужас! — сказал Сеня.

А старшие дети — Лёша и Лена — закивали. Об абортах они уже слышали.

— Но как можно убить собственного ребёнка? — продолжил папа. — А просто: объявить его не ребёнком. Сказать, что пока он в животе матери, то он не человек, а нечто малопонятное — зародыш, эмбрион. Вроде как заготовка человека, но ещё не человек, и потому жалеть его не стоит. Но — внимание! — Святое Писание говорит не так! В Библии достаточно мест, из которых видно: ребёнок во чреве матери — это уже человек. Вот Дева Мария пришла к Елисавете — и что случилось? Младенец внутри Елисаветы взыграл радостно! Тому, кого после назовут Иоанном Крестителем, ещё три месяца до рождения. И тем не менее он каким-то образом способен не только реагировать на события, но и оценивать их! Младенец-то взыграл в теле матери не как-нибудь, а радостно, запомните это! Но ведь в этой истории есть ещё один Младенец — Иисус. Елисавета, движимая Духом Божьим, называет Деву Марию именно Матерью Господа! Не матерью эмбриона, не матерью зародыша! Матерью Господа! То есть Дева Мария уже Матерь Господа, а Христос — уже Господь и Бог наш, несмотря на то что от Благовещения прошли считаные дни, Мария беременна совсем недавно и человеческое тело воплотившегося Бога можно измерить миллиметрами. Так что, дети, не обманывайтесь сами и не позволяйте другим обмануть себя: ребёнок в чреве матери — такой же человек, как вы или я, и убивать его с помощью аборта никак нельзя. Понятно?

— Понятно.

— Тогда читаем дальше.

И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды.

Лк. 1, 46–48

Папа отложил Книгу:

— Вообще-то сейчас вы слышали одно из вернейших доказательств того, что христианство — истинная религия, правдивая, от Бога. Заметили это доказательство? Коля?

Мальчик неопределённо пожал плечами. Он ещё был довольно мал и редко отвечал на вопросы отца. Родители по этому поводу не переживали — дорастёт. Его старшие братья и сестра ведь доросли, верно?

— Сеня? — спросил папа.

— Не заметил.

— Лена?

— Не знаю…

— Лёша?

— Честно говоря… — замялся старший сын.

— Понятно, — сказал папа. — Вы не заметили сбывшегося пророчества. Точнее говоря, пророчества, которое сбывается много веков подряд, каждый год, каждый день, каждый час, каждую минуту.

— Папа имеет в виду слова отныне будут ублажать Меня все роды, — подсказала детям мама.

— Правильно! — воскликнул папа. — Только представьте себе: две тысячи лет назад молоденькая еврейская Девушка сказала о том, что Её будут помнить и ублажать все роды, то есть все поколения людей. Лёш, ты знаешь имена еврейских девушек, живших в ту эпоху? Ну, скажем, в Иерусалиме жило четырнадцать Свет и восемь Наташ, а в Назарете — три Тани и две Оли?

— Нет, конечно, — ответил сын, — откуда?

— Правильно! Все сверстницы Марии, Её подруги, соседки, просто знакомые давным-давно забыты на земле. На небе, конечно, не так, Бог знает всех и никого не забывает. Но на земле людская память коротка. Никто не помнит ни имён тех девушек, ни то, какими они были людьми. Даже глина, в которую превратились их кости, давно развеялась ветром. И так не только с простыми людьми. Никто не вспомнит ни вельмож, ни князей, ни царей. Разве что несколько историков, узких специалистов, да и то не обязательно. А вот Деву Марию знают все. И помнят все. Миллионы христиан ублажают Её — то есть прославляют, благодарят, возносят к Ней свои молитвы. Это было и в первом веке, и во втором, и в третьем, и в десятом, и в пятнадцатом, и в двадцать первом. Какова вероятность того, что тогда при встрече с Елисаветой Мария просто угадала? Да нулевая, нельзя так угадать! Она сказала правду только потому, что тогда Бог, Дух Святой был с Нею, Он и подсказал, что говорить.

Бог и до сих пор с Нею, так как она — Мать Христа, а значит, в каком-то смысле и наша Мать, так как мы — Церковь Его. Понятно?

— Понятно, — сказал Лёша.

— А дальше Дева Мария, радуясь о Боге и восхваляя Его, сказала:

Сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

Лк. 1, 49–55

— А как вы думаете, почему Дева Мария вспомнила Авраама? — спросил папа.

— Не знаю, — ответила Лена.

И другие дети не торопились с ответом — тоже не знали.

— Потому что ещё Аврааму Господь обещал, что Спаситель родится из его потомков, — объяснил папа. — Это был такой подарок Аврааму от Бога, награда за огромную преданность этого великого праведника. Здесь не видно, понимала ли Дева Мария в тот момент, что Спаситель родится не только для израильтян, но и для всех остальных людей. Могла и не понимать. Евреи долго думали, что Мессия — это только для них. Апостолу Петру уже после Воскресения Христова понадобилось даже чудесное видение, чтобы он отправился крестить язычника, сотника Корнилия. Он увидел, что с неба к нему спускается большое полотно, привязанное за четыре угла и полное различных животных. И таинственный голос сказал ему, чтобы Петр не гнушался ни одним из этих живых существ: Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым11. Тогда Пётр понял: Бог печётся не о животных. Господь таким видением дал понять апостолу, что тот не должен гнушаться ни одним человеком, пусть даже и язычником12. Впрочем, это тема для отдельного разговора.

Может быть, как-нибудь мы с вами поговорим об этом. А пока Дева Мария радуется, и не зря.

Сбываются древние пророчества! Праведные люди не зря ждали Мессию! Бог не забыл тех, кто Ему верен!

— А что было дальше? — спросил Сеня.

— А дальше было вот что:

Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой. Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.

Лк. 1, 56–63

— Решили больше не спорить с Ангелом, — заметил Лёша. — Как Гавриил сказал, так и назвали.

— Конечно, — отозвался папа. — А ты бы при таких обстоятельствах спорил? Я, кстати, не знаю, почему Гавриил назвал именно это имя. Но, если так решено на небе, значит, это правильно. Когда-то я интересовался, что означает имя «Иоанн». Знатоки еврейского языка указывали несколько вариантов: «благодать Господня», «дар Бога», «Бог помиловал». Согласитесь, все эти варианты подходят для личности Иоанна Крестителя.

Дети закивали.

И папа продолжил читать:

И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал,

Рождение Иоанна Предтечи

говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира. Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

Лк. 1, 64–80

— Как видите, Захария, как и чуть раньше Дева Мария, радуется тому, что Бог исполнил то, что обещал древним евреям много веков назад: что придёт Мессия, Спаситель, что Он будет из потомков царя и пророка Давида, что Он спасёт людей от врагов их. Пока что Захария, скорее всего, думает просто об обычных земных врагах. Ещё даже самым лучшим представителям народа не открыто, что Христос придёт не для того, чтобы прогнать римлян и усмирить злых соседей потомков Авраама. Он придёт для того, чтобы сокрушить более страшного врага — сатану и избавить людей от гораздо большей беды — смерти и оторванности от Бога. Захария радуется о своём сыне и пророчествует, что младенец Иоанн вырастет и станет настоящим Предтечей Господним, то есть тем, кто приходит перед Христом, чтобы подготовить народ к встрече со Спасителем. Всё так и произошло, конечно. Как именно это случилось, мы будем читать очень скоро — это описано…

— В третьей главе, — вставил Лёша.

— Да, именно в третьей главе у евангелиста Луки.

И папа закрыл Библию, давая понять, что на сегодня чтение закончилось. Но у Лёши был ещё вопрос.

— Пап, подожди! А почему говорится, что младенец жил в пустыне? Что ему делать в пустыне-то? Почему не в городе или деревне, как все люди?

— Я точно не знаю, — ответил папа. — Есть легенды, исторические версии, почему это случилось. Самой правдоподобной мне кажется такая. Как вы знаете, вскоре после рождения Иисуса Христа произошло одно из самых мерзких преступлений в истории. Ирод, правитель тех мест, испугался за свою власть и приказал найти Христа и убить Его. А чтобы не ошибиться, слуги Ирода должны были вообще убивать всех маленьких мальчиков возрастом до двух лет, всех, кого найдут. Это описано у евангелиста Матфея.

— Какой ужас! — сказала Лена и взяла на руки полуторагодовалого Матвейчика. — Каким зверем нужно быть, чтобы убить такое солнышко!

И она поцеловала братика в щёчку.

— Жажда власти часто толкает людей на безумства, — ответил папа. — Не гонитесь за властью, когда вырастете. Очень уж это тяжёлая ноша, власть. Лучше быть простым каменщиком, чем царём.

— Но хороший царь может сделать много добра! — заявил Лёша.

— Да, конечно, — согласился папа. — Но нет никакой гарантии, что ты был бы именно хорошим царём, сынок. Каменщик не облагодетельствует тысячи людей, это правда, но и не погубит миллионы. А вот царь — запросто. У каменщика меньше возможностей нагрешить, понимаешь? Но вернёмся к Иоанну. Обратите внимание: Иоанн Креститель был старше Иисуса всего на полгода. И он вполне мог погибнуть из-за кровавого безумия Ирода вместе с другими детьми. Разумеется, люди начали прятать своих малышей, когда узнали о том, что творят слуги Ирода. И Елисавета тоже спрятала сына. В пустыне, где он потом и рос.

— Елисавета? — переспросил Лёша. — А отец Иоанна, Захария? Разве он не помогал ей?

— А Захария был убит слугами Ирода за то, что отказался выдать им младенца, — ответил папа. — Такая легенда. Но имейте в виду: не исключено, что всё было и не совсем так, ведь этой истории нет в Евангелии. Евангельские Книги написаны святыми людьми, водимыми Духом Святым. Это лучший знак качества; можно и нужно верить всему, что содержат эти Книги. А легенды — это просто легенды. В них возможны ошибки. Имейте это в виду.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Читаем Евангелие с детьми предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

11

Деян. 10, 15

12

см. Деян. 10, 28

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я