Учебник подготовлен в соответствии с учебной программой и в доступной форме раскрывает содержание учебной дисциплины «Ювенальная юриспруденция», знакомит обучающихся в высших учебных заведениях юридического профиля с основами профилактики беспризорности, безнадзорности, правонарушений, а также иного асоциального поведения несовершеннолетних и защиты их прав, с ювенальным правом, ювенальной юстицией и концепцией ювенальной юриспруденции. В учебнике подробно рассмотрены история вопроса, система органов ювенальной юстиции, ювенальное правосудие, гарантии защиты прав и свобод несовершеннолетних граждан в России и зарубежом. Материалы учебника представляют интерес для юристов, депутатов различных уровней власти, государственных и муниципальных служащих, представителей правоохранительных органов и судей, работающих с несовершеннолетними. Кроме того, издание предназначено для подготовки студентов юридических ВУЗов к экзамену и для преподавателей, преподающих данную дисциплину, относящуюся к вариативной части профессионального цикла по выбору профессиональной деятельности «Юриспруденция» ФГОС ВПО. Уникальность – сочетание традиционных теоретических основ и новейших разработок и трудов современных исследователей в области ювенального права в Российской Федерации с предложением нового понятия «концепция ювенальной юриспруденции» и направлений совершенствования действующего законодательства Нормативная правовая база соответствует последним изменениям российского законодательства по состоянию на июль 2016 года. Достоинством нового учебника выступают приложения в виде глоссария и рекомендаций для принятия нового законодательства в сфере ювенальной юриспруденции; уникальный список использованной литературы. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ювенальная юриспруденция. Том 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Лекция 10
Тема: Система гарантий прав и свобод несовершеннолетних в России
1. Понятие и классификация гарантий прав и свобод несовершеннолетних в Российской Федерации.
2. Правовое регулирование охраны и защиты прав и свобод несовершеннолетних.
3. Конституционные права ребёнка. Система конституционных гарантий прав и свобод ребёнка.
1. Понятие и классификация гарантий прав несовершеннолетних в Российской Федерации
Под гарантиями основных прав и свобод человека и гражданина следует понимать условия и средства, реально обеспечивающие человеку возможность пользоваться правами и свободами[1].
Гарантированность прав и свобод — это своеобразный внешний механизм ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни.
Можно выделить несколько групп гарантий и свобод человека и гражданина:
Международно-правовые:
— судебные;
— несудебные;
Внутригосударственные:
— юридические (правовые);
— социально-экономические;
— политические;
— идеологические.
Существует также деление гарантий по видам тех прав и свобод, реализацию которых они обеспечивают, например, существует понятие гарантий культурных прав и свобод человека и гражданина, которые понимаются как совокупность экономических, социальных, политических, идеологических и правовых средств и способов, имеющих целью обеспечение культурных прав и свобод человека и гражданина при их реализации[2].
Одной из самых сложных и трудноразрешимых в проблематике социально-экономических и культурных прав и свобод человека и гражданина является проблема их осуществления, т. е. перевода норм-стандартов в реально действующий механизм их применения. Именно несовершенство данного механизма зачастую является одной из причин неэффективности защиты этих прав человека и гражданина[3].
Очень часто с рассматриваемыми нами гарантиями связывают такое понятие, как охранительная функция государства, понимаемая Д.В. Пожарским как публичновластная деятельность по нейтрализации угроз общественным отношениям в целях сохранения достигнутого уровня социального развития[4].
За последнее десятилетия сложилось потенциально эффективная система международных форм и средств реализации, контроля и защиты прав и свобод человека и гражданина. Эти формы и средства используются как в рамках обеспечения и соблюдения всего комплекса прав и свобод человека[5], так и в различных формах социальной защиты этих прав.
Основная правовая форма — международно-правовые договоры и соглашения. Государство добровольно присоединяется и подписывает международно-правовой договор. Подписав договор, оно должно добросовестно соблюдать его. Это общепризнанный принцип международного права. Кроме того существует контрольный механизм осуществления международно-правовых актов, от которого зависит действенность международно-правовых норм.
Центральное место в системе контрольных механизмов занимает ООН. Ее функции и полномочия в области прав и свобод человека и гражданина весьма разнообразны. ООН организует и проводит исследования, составляет доклады, представляет государствам рекомендации, выносит решения, готовит проекты конвенций и созывает международные конференции для принятия последних. В ряде случаев она осуществляет конкретные функции контроля за осуществлением государствами обязательств, взятых ими на себя[6].
К основным правозащитным органам можно отнести Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Его главные функции:
— оказание помощи в работе органам ООН по вопросам прав человека;
— проведение исследований в области прав человека;
— организация контроля за осуществлением прав человека в отдельных странах и регионах, подготовка по этому вопросу докладов;
— консультативное обслуживание государств в области прав человека;
— координация связи с другими организациями;
— сбор и распространение информации по всем аспектам прав и свобод человека.
В последнее время значительную роль в области защиты прав человека стали играть международные суды. Особенно эффективно действует Европейский суд по правам человека, который рассматривает дела о толковании и применении Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. в целях обеспечения выполнения государствами-участниками вытекающих из нее обязательств. Суд осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе поданных на его имя жалоб физических лиц, групп лиц, неправительственных правозащитных организаций или государства-участника Конвенции на нарушение государством прав человека. По жалобам суд выносит решения, обязательные для государства-участника.
Очевидно, что на сегодняшний день сложился определенный механизм функционирования международных контрольных и судебных органов, призванный содействовать осуществлению государствами принятых ими на себя обязательств в области соблюдения социально-экономических и культурных прав и свобод человека и гражданина.
Если международное право устанавливает общий перечень прав и свобод человека и гражданина и определяет их основное содержание, то их конституционное закрепление и практическая реализация полностью ложится на государство.
Ведущее место во внутригосударственном механизме реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина занимает Конституция государства. Она закрепляет правовые основы, политические, социально-экономические и идеологические гарантии.
Одним из основных видов гарантий являются гарантии правовые или юридические, под которым следует понимать «закрепление прав и свобод, а также обязанностей человека и гражданина нормами права и обеспечения их всей правоохранительной деятельностью государств, общественно-политических организаций и самим человеком»[7].
Существует несколько видов построения системы юридических гарантий:
4. По степени общности:
— гарантии, закрепленные в конституции, текущем законодательстве и в актах — органов государственного управления;
— общие гарантии, относящиеся ко всем правам и к каждому праву в отдельности, и специальные гарантии, обеспечивающие реализацию конкретного права.
5. По функциям:
— гарантии реализации и гарантии охраны прав и свобод;
— стимулирующие, правообеспечительные и превентивно-охранительные;
— средства, обеспечивающие возможность осуществления прав, и средства, с помощью которых обеспечивается их охрана.
6. По отраслевому признаку:
— государственно правовые;
— административно правовые;
— уголовно процессуальные[8].
Права и свободы часто, хотя и закрепляются нормами права, являются декларативными. Поэтому их правовое закрепление должно сопровождаться правоохранительной деятельностью государства, общества и человека.
Очень часто с рассматриваемыми нами гарантиями связывают такое понятие, как охранительная функция государства, понимаемая Д.В. Пожарским как публичновластная деятельность по нейтрализации угроз общественным отношениям в целях сохранения достигнутого уровня социального развития[9].
Правовые гарантии обеспечиваются также другими видами гарантий: политическими, социально-экономическими и духовно-культурными. При этом эти гарантии являются предпосылкой реализации прав и свобод человека и гражданина, а гарантии устанавливаемые государством в результате правотворческой деятельности, направлены на конкретное осуществление прав и свобод человека и гражданина и их охрану от противоправных посягательств и нарушений.
Все гарантии тесно взаимосвязаны друг с другом. Например, правовые гарантии связаны с социально-экономическими в том, что они закреплены в ст. 8 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует единство экономического пространства, поддерживает свободу экономической деятельности, признает и защищает равным образом все формы собственности.
Такая же тесная взаимосвязь существует между правовыми и политическими гарантиями. Детерминация правовых гарантий политическим строем общества проявляются в том, что признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а также признается политическое многообразие и многопартийность.
Юридические гарантии нельзя рассматривать в отрыве от духовно-культурных гарантий. Их взаимосвязь проявляется в следующем: чем выше уровень духовной культуры граждан, их идейность, тем нетерпимее они относятся к нарушению прав и свобод человека и гражданина[10]. В тоже время правовые гарантии направлены на свободное развитие личности[11].
Экономические гарантии проявляются непосредственно в виде материального обеспечения всей системы охраны и защиты основных прав и свобод граждан. Они выступают, прежде всего, в виде материальных ресурсов, возможности содержать необходимый аппарат для охраны и защиты основных прав и свобод человека и гражданина.
Политически гарантии заключаются в функционировании системы народовластия, возможности принимать участие в управлении делами государства.
Идеологические гарантии включают в себя систему идей, взглядов, культурных ценностей, основанных на вере в добро и справедливость — это общественная сознательность и образованность человека[12].
Гарантии международные и внутригосударственные тесно взаимосвязаны, так как государства при принятии национальных законов должны руководствоваться принципами международного права. Кроме того, индивид при нарушении его прав и свобод, в том числе социально-экономических и культурных, должен использовать все имеющиеся внутригосударственные условия, средства и механизмы защиты своих прав. Создание и развитие таких средств и механизмов является обязанностью государств-участников международных соглашений.
2. Правовое регулирование охраны и защиты прав и свобод несовершеннолетних
Насилию в семье ежегодно подвергается около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из домов убегают 50 тысяч детей, около 10 % из них погибают; 60 % — сироты, достигшие трехлетнего возраста, многие попадают с диагнозом «дебильность» (только в 2008 году поставлено на учет 103 тысячи сирот старше 5 лет, 348 тысяч считаются потенциально безнадежными детьми); дети из 148 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних[13]. Всего, на территории Российской Федерации (статистические данные за 2013 год) было зарегистрировано 14 129 случаев постановки на учет несовершеннолетних. Половина из них попали в воспитательные колонии. Эти факты еще раз подтверждают необходимость получения знаний в области защиты прав ребенка, как детьми, так и родителями, а так же преподавателями школ, детскими врачами и многими другими.
Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве, ведь несовершеннолетний ужу не ребенок, но еще и не взрослый человек. Правовые нормы должны не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых. В связи с этим большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать права (и обязанности), закрепленные за ними в действующих законодательных актах.
В России проблема защиты детей всегда волновала общественность, а сейчас, в период осуществления рыночных преобразований, встала чрезвычайно остро. Затянувшийся экономический кризис пагубно влияет прежде всего на несовершеннолетних. Это отчетливо иллюстрируют такие неблагоприятные показатели, как рост числа бедных семей в стране, постоянное увеличение числа совершаемых подростками правонарушений и преступлений, ежегодно увеличивающееся количество брошенных детей, детей, оставшихся без попечения родителей и т. д.
Основным документом о правах детей в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Закон в целях создания правовых, социально-экономических условий реализации прав и законных интересов ребенка устанавливает основные гарантия этих прав и законных интересов. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Права ребенка также закреплены Гражданским и Семейным кодексами РФ.
Условно совокупность прав ребенка можно разделить на шесть основных групп. Первая группа включает такие права, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т. п.; вторая группа — права на семейное благополучие; третья группа — права на свободное развитие личности ребенка; четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей; пятая группа ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством); шестая группа направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.
С рождения у ребенка и его родителей сразу возникают определенные отношения. Некоторые отношения регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей, другие — нормами права, в частности, нормами семейного права, которые устанавливают и порядок вступления в брак и его прекращение, регулируют личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи (супругами, родителями, и детьми, другими родственниками), а также определяют формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, также подразделяются на две группы: личные и имущественные. К личным правам относятся:
1) право на жизнь и воспитание в семье;
2) право знать своих родителей и право на их заботу;
3) право на совместное с ними проживание;
4) право на воспитание своими родителями;
5) обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства[14].
За ребенком закреплено и такое личное право, как право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.
Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ). Имя ребенку даётся по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.
К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту прав и законных интересов (ст. 56 Семейного кодекса РФ)[15]. Этому праву соответствует обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей — защищать права детей. В соответствии с ч. 2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотребления со стороны родителей (или лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка либо при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет — в суд. Закон обязывает должностных лиц и граждан, которым стало известно о нарушении прав и законных интересов ребенка, об угрозе его жизни или здоровью, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства должен принять необходимые меры по защите законных интересов и прав ребенка.
Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка на выражение своего мнения. Ребенок может выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, исключая случаи, когда это противоречит его собственным интересам. Кроме того, законом предусмотрено, что изменение имени и фамилии ребенка возможно только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет.
Мнение ребенка, достигшего 10 летнего возраста, является обязательным при решении в суде вопроса о восстановлении в родительских правах. Согласие ребенка — обязательное условие для подготовки решения этого вопроса. Согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет, требуется и для того, чтобы принять решение об усыновлении, при решении вопроса об имени, отчестве и фамилии при усыновлении, о записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка, при решении вопросов, связанных с отменой усыновления и передачей ребенка на воспитание в приемную семью. Следовательно, можно говорить о том, что в действующем семейном законодательстве Российской Федерации представлен широкий спектр личных прав ребенка, под которым признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Статья 60 Cемейного кодекса РФ закрепляет имущественные права ребенка. В частности, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а последние (родители) обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей взыскивается с родителей в судебном порядке.
Каждый ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Право ребенка распоряжаться принадлежащими ему на праве собственности имуществом определяется ст. 26 и 28 Гражданского кодекса РФ. Указанные статьи определяют дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и дееспособность малолетних. В частности ст. 26 ГК РФ предусматривает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителей[16].
Несовершеннолетний может заключать какую-либо сделку, но затем эта сделка должна быть письменно одобрена его законными представителями; в противном случае она признается недействительной. Несовершеннолетие в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей или попечителей:
— распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;
— осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
— в соответствии с законом делать вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
— совершать мелкие бытовые и иные сделки.
По достижению 16 лет несовершеннолетний вправе быть членом кооперативов. По всем сделкам, заключенным в соответствии с законом, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность. А при наличии весомых оснований несовершеннолетний в этом возрасте может быть ограничен или лишен права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, и будет иметь возможность делать это лишь при согласии своих законных представителей. Необходимость такого ограничения может быть вызвана разными причинами: неразумная трата средств, расточительство, увлечение азартными играми и т. п. Однако сделать это может только суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителей либо органов опеки и попечительства.
Статья 28 ГК РФ предусматривает дееспособность малолетних, т. е. несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет. По общему правилу сделки за этих лиц могут совершать от их имени только их законные представители. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать:
— мелкие бытовые сделки;
— сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
— сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителями с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения[17].
Таким образом, малолетний от 6 до 14 лет сам может получить в дар имущество, если, исходя из стоимости подарка, соответствующий договор не должен быть нотариально удостоверен или пройти государственную регистрацию. Следовательно, только родители имеют право принять дар от имени ребенка земельный участок, дом, квартиру, другое недвижимое имущество, поскольку в соответствии с действующим гражданским законодательством (ст. 164 ГК РФ) такие сделки подлежат обязательной государственной регистрации. Вместе с тем малолетний имеет право заключить договор на безвозмездное пользование любым имуществом на срок до одного года, поскольку заключение такого договора требует лишь простой письменной формы; взять напрокат велосипед или другую вещь и заплатить за это деньги, подаренные ему кем-либо; фактически принять наследственное имущество (свидетельство о праве на наследство от его имени получит у нотариуса его законный представитель).
В семейном законодательстве РФ закреплено правило, по которому ребенок не имеет права на имущество родителей, а родители не имеют права на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию (ст. 60 Cемейного кодекса РФ). Наличие личных и имущественных прав несовершеннолетних необходимо для надлежащего процесса их воспитания в семье. Воспитание — это процесс взаимодействия между взрослыми и детьми, и чем в большей мере осуществляется такое взаимодействие, тем эффективнее проходит процесс воспитания. Действующие правовые нормы можно рассматривать как необходимые условия для надлежащего процесса воспитания ребенка в семье. Поэтому семейное законодательство исходит из положения, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Именно родители несут ответственность за их воспитание и развитие. Именно родители должны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 63 Семейного кодекса РФ). В первую очередь действующее законодательство возлагает на родителей обязанность по защите прав и интересов детей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми юридическими и физическими лицами, в том числе и в судах. Для осуществления функций по защите прав и интересов детей родителям не нужно никаких специальных полномочий. Именно к родителям необходимо обращаться в случаях прав и интересов несовершеннолетних[18].
Однако на практике могут иметь место случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В этом случае несовершеннолетний должен уведомить орган опеки и попечительства об имеющемся противоречии, а последний обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Это требование закона чаще всего выполняется большинством родителей, которые добровольно предоставляют средства на содержание своих детей, на обеспечение их всем необходимым для жизни. Если же эта обязанность добровольно не исполняется, родители принуждаются к уплате алиментов на основании решения суда.
Обязанность по содержанию детей возлагается на обоих родителей. Поэтому если, например, дети проживают с матерью, иск о взыскании алиментов предъявляется отцу. Если же ребенок находится с отцом, такой иск может быть предъявлен матери. Бывают случаи, когда ребенок находится на воспитании у других лиц (у деда, бабушки, тети или дяди и т. п.). В этих случаях у этих лиц есть право взыскать алименты с обоих родителей.
Многие дети по различным причинам становятся сиротами. Их судьбы всегда волновали общество. Действующее семейное законодательство предусматривает возможность воспитания детей сирот в приемной семье. Такую семью могут создать муж и жена, у которых есть свои дети. Они берут в свою семью на воспитание или детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению специалистов, в такой семье общее количество детей не должно быть более восьми человек. Возможность создать приемную семью предоставляется и бездетным родителям. Вместе с тем неполные семьи, в которых отсутствует один из родителей, не могут создавать приемную семью.
Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ, является универсальным.
Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении.
Право на образование включает в себя:
— право на обязательное и бесплатное начальное образование;
— право на открытое и доступное среднее образование в различных его формах, включая профессионально-техническое среднее образование;
— право на одинаково доступное для всех на основе способностей каждого высшее образование;
— право каждого, кто не проходил или не закончил полного курса начального образования, на получение элементарного образования;
— право родителей и законных опекунов свободно выбирать для своих детей любую школу, отвечающую тем требованиям для образования, который устанавливается государством;
— право родителей обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями[19].
Право на образование в федеральном законодательстве основывается на таких принципах, как гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека; любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность образования и др.
Под образованием принято понимать целенаправленный обучающий процесс и сам результат воспитания и обучения человека для обеспечения усвоения им систематизированных знаний, умений и навыков в интересах его самого, общества и государства.
Кроме того, это и право каждого человека, и обязанность общества и государства.
Особенно велика роль образования в жизни человека в условиях современного мира. Сегодня образование — это обязательная норма жизни, необходимый элемент и залог достойного и благополучного существования и развития человека. Право на образование, на получение знаний, необходимых для жизни и продуктивной деятельности, естественная потребность и право человека. Поэтому некоторые авторы рассматривают его как «элемент права на жизнь, права на развитие». Поэтому государство обязано создавать все необходимые условия для свободной реализации каждым его права на образование. Оно обязано предпринимать меры, обеспечивающие:
— обязательное и начальное образование для всех;
— открытость и доступность среднего образования и на конкурсной основе высшего образования;
— активное развитие сети школ всех ступеней;
— установление удовлетворительной системы стипендий;
— постоянное улучшение материальных условий преподавателей.
Международное и национальное законодательство закрепляют фундаментальные гуманистические и демократические цели образования. Оно должно быть направлено на полное развитие человеческой личности, и должно укреплять уважение к правам и основным свободам человека. Задачей системы образования является создание для всех и для каждого возможностей быть полезными участниками общества, способствовать взаимопониманию и терпимости между нациями, расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать укреплению мира.
В последнее десятилетие в России произошли значительные изменения в области регулирования вопросов образования. В числе новаций следует отметить введение единого государственного экзамена при аттестации выпускников общеобразовательных школ, присоединение России к Болонскому процессу и Копенгагенскому процессу по созданию единого европейского образовательного пространства для высшего и среднего профессионального образования, введение государственных именных финансовых обязательств и др. При этом многие вопросы еще остаются нерешенными.
Отсутствует действенная система правового регулирования в сфере образовательных отношений. Распад СССР, детерминированный кризисом социалистической системы, привел к отказу от целого ряда социальных программ и, в том числе, от про-граммы всеобщего бесплатного образования. Формирование институтов гражданского общества и глобальная капитализация общественных отношений привела к появлению негосударственного сегмента образовательной системы и коммерциализации многих видов образовательной деятельности. В условиях, когда с одной стороны, декларируется всеобщность права на образование, а с другой — все более явственной становится проблема невозможности реализации этого права, особую значимость приобретают вопросы, связанные с гарантированностью данного права и созданием действенного механизма его реализации.
В этой связи, считает, например, Тяпкина И.В., существует необходимость принятия единого закона в сфере образования — Образовательного кодекса Российской Федерации. Это позволит обеспечить наиболее полное соответствие системы действующих норм права современному состоянию профессионального образования и уст-ранить большую часть недостатков, имеющихся в действующих федеральных законах и иных нормативных правовых актах, что, в свою очередь, будет способствовать эффективной и целенаправленной реализации конституционного права на среднее и высшее профессиональное образование. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Общественные отношения, связанные с организацией и получением образования, регулируются соответствующим законодательством: Законом РФ от 21 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», законами и иными нормативными актами субъектов Федерации в области образования.
Государство гарантирует возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т. п., и обеспечивает всем гражданам право на образование. Государство создает и контролирует систему образования. Существуют различные формы получения образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, форма семейного образования, самообразование, экстернат.
Право выбора конкретной формы получения образования остается за гражданином. Подавляющее большинство граждан России получают образование в образовательных учреждениях. Основные типы этих учреждений предусмотрены законодательством об образовании и включают в себя:
— дошкольные;
— общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
— учреждения начального профессионального образования;
— высшего профессионального образования;
— послевузовского профессионального образования и др.
Применительно к несовершеннолетним основными образовательными учреждениями являются общеобразовательные — начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Именно в них обучается подавляющее большинство детей. Практика показывает, что формы образовательных учебных заведений бывают самые разные: школы, гимназии, лицеи, колледжи и т. п. И все-таки основной формой образовательных учреждений для подавляющего большинства несовершеннолетних является общеобразовательная школа.
В соответствии с действующим законодательством образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями общественных и религиозных организаций и объединений).
В действительности большинство образовательных учреждений в нашей стране являются муниципальными и государственными, по названию органов, которые их учредили. Именно учредители устанавливают порядок приема граждан в образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального образования. Этот порядок должен обеспечить прием всех граждан, которые проживают на закрепленной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Закон предписывает правило, в соответствии с которым при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его законных представителей с уставом этого учреждения и другими документами, которыми регулируется образовательный процесс в данном учебном учреждении. Другими словами, если родители пришли с ребенком в школу, чтобы записать его, их знакомство со школой должно начинаться с прочтения ее Устава и других документов, а обязанность ознакомить с ними лежит на администрации школы. Те же действия администрация школы должна осуществлять и в случае, когда в школу для решения вопроса о получении образования приходит несовершеннолетний без родителей.
Ознакомление с уставом школы родителей и несовершеннолетних имеет большое значение еще и потому, что в соответствии с действующим законодательством об образовании такие вопросы, как возраст, с которого то или иное образовательное учреждение осуществляет прием граждан, продолжительность обучения несовершеннолетних на каждой ступени образования определяются именно уставом каждого образовательного учреждения.
Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Среднее профессиональное, высшее профессиональное и послевузовское профессиональное образование можно получить в государственных и муниципальных образовательных учреждениях также бесплатно, но только на основе конкурса. Однако условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечить зачисление наиболее способных и подготовленных. Вне конкурса в соответствии с действующим законом при успешной сдаче экзаменов принимаются дети-сироты, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях. В соответствии с действующем законодательством гражданам, поступившим в образовательные учреждения, предоставлена возможность обучения на родном языке. Язык, на котором ведется обучение в образовательном учреждении, указан в его уставе.
Основное общее образование и государственная аттестация (итоговая) является обязательным для всех учащихся. Однако требование обязательности основного общего образования применительно к каждому конкретному обучающемуся (школьнику, гимназисту, лицеисте и т. д.) трансформируется таким образом, что сохраняет силу до достижения возраста 15 лет, если такое образование не было получено обучающимся ранее. Данное положение позволяет утверждать, что если учащийся достиг возраста 15 лет и изъявил желание покинуть образовательное учреждение (школу, лицей, гимназию и т. п.), у администрации образовательного учреждения нет права его задерживать. И наоборот, если несовершеннолетний не получил основного общего образования и ему не исполнилось 15 лет, то, несмотря на его желание при отсутствии веских оснований, указанных в законе, администрация школы не в праве исключить его[20].
В то же время Законом установлен предельный возраст (18 лет) обучающихся для получения основного общего образования во всех типах образовательных учреждений по очной форме обучения. Каждый учащийся любого типа образовательного учреждения имеет соответствующие права и обязанности, что должно быть закреплено в Уставе учебного заведения. Анализ уставов многих образовательных учреждений показывает, что в них чаще всего закреплены следующие права учащихся:
— право на защиту чести и достоинства, неприкосновенность личности;
— право на объективную оценку в соответствии со знаниями, умениями и навыками;
— право учащихся принимать участие в управлении учебным заведением через выборные органы (например, через участие в совете школы).
В школах, гимназиях, лицеях и т. п. могут создаваться на добровольной основе органы ученического самоуправления, различного рода ученические организации, которые допускаются к заседаниям органов управления образовательного учреждения при обсуждении вопросов, касающихся интересов учащихся. Наряду с предоставлением конкретных правомочий учащимся уставы образовательных учреждений содержат и перечень обязанностей, возлагаемых на несовершеннолетних. Так, учащиеся должны (обязаны) соблюдать правила для учащихся, которые должны быть разработаны в каждом образовательном учреждении и приняты его органом управления (например, Советом школы). Учащиеся обязаны:
— подчиняться требованиям педагогов;
— заботиться о младших;
— соблюдать правила гигиены, иметь аккуратный вид;
— поддерживать чистоту в классах, в других помещениях;
— бережно относится к имуществу образовательного учреждения[21].
Более того, практически все уставы содержат положения в соответствии с которым учащимся запрещается совершать определенные действия. Например, учащимся школ, гимназий, лицеев и т. д. запрещается:
— приносить, передавать или употреблять в школе спиртные напитки, токсические, наркотические вещества и оружие, табачные изделия;
— использовать любые средства, которые могут привести к взрывам и возгораниям;
— применять физическую силу для выяснения отношений;
— применять психологическое насилие (например, в форме различного вида угроз);
— заниматься вымогательством, а также осуществлять любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих (толкать, бить кого-либо или бросать кого-то предметы и т. п.).
Практически все образовательные учреждения содержат в своих уставах положения, запрещающие сквернословить в учебных учреждениях, а также пропускать обязательные занятия в учебном учреждении без уважительной причины.
За неисполнение без уважительных причин обязанностей, о которых сказано выше, а также за нарушение норм запретов к учащимся могут быть применены дисциплинарные меры воздействия, также указанные в уставах образовательных учреждений. Чаще всего в уставах к мерам дисциплинарного воздействия относят:
— объявление выговора;
— возложение обязанности возместить вред или принести публичное извинение;
— вызов родителей (законных представителей) на собеседование;
— исключение из образовательного учреждения (это самое строгое взыскание).
В соответствии с действующим законодательством исключить несовершеннолетнего из образовательного учреждения возможно за совершение противоправных действий и за грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения[22].
Однако если такие нарушения допускают учащиеся, которым к моменту совершения нарушения не исполнилось 14 лет, исключить их из образовательного учреждения нельзя. Говоря о возможности исключения за совершение противоправных действий, закон предусматривает прежде всего совершение учащимся преступлений. По общему правилу к уголовной ответственности может быть привлечено лицо, достигшее к моменту совершению преступления 16-летнего возраста. Вместе с тем Уголовный кодекс РФ предусматривает случаи, когда уголовная ответственность наступает с 14-летнего возраста. Четырнадцатилетние подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, кражу, грабеж, разбой, вымогательство и другие деяния (перечень изложен в ч. 2 ст. 20 УК РФ).
Под противоправным действием можно рассматривать и совершение учащимся образовательного учреждения административного правонарушения. Согласно ст. 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Названный Кодекс определяет перечень правонарушений, ответственность за совершение которых наступает с 16-летнего возраста:
— мелкое хищение государственного или общественного имущества;
— нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными лицами, не имеющими на это права;
— мелкое хулиганство;
— злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции.
Общественная опасность административных правонарушений, субъектом которых может быть учащийся образовательного учреждения, неодинакова. Поэтому вряд ли можно однозначно говорить о том, что в случае совершении любого административного правонарушения учащегося нужно автоматически исключать из учебного учреждения. В каждом конкретном случае совершения учащимся административного правонарушения необходимо разбираться, и лишь после глубокого анализа случившегося принимать решение.
Другими основаниями для исключения учащихся из образовательных учреждений являются грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения. Здесь имеется в виду, прежде всего нарушение учащимися своих обязанностей, а так же запретов, содержащихся в уставе образовательного учреждения. Любой из запретов можно рассматривать в качестве грубого нарушения Устава образовательного учреждения, а следовательно, и в качестве основания для исключения из него учащегося.
Неоднократность совершения какого-либо действия подразумевает его совершение два или более раз. Согласно действующему законодательству решение об исключении учащегося из образовательного учреждения принимает орган управления образовательного учреждения (на практике этим органом чаще всего является педагогический Совет школы, гимназии, лицея и т. п.). Образовательное учреждение обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления (местные администрации) об исключении учащегося. Это делается для того, чтобы органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного несовершеннолетнего в месячный срок могли принять меры по его трудоустройству или продолжению обучения в другом образовательном учреждении.
Говоря о правах несовершеннолетних в сфере образования, мы в основном анализировали их применительно к начальному общему, основному общему, среднему общему образованию. Вместе с тем законодательство предусматривает и дополнительное образование, включающее в себя дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги. Реализация этих программ и услуг осуществляется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности. Они могут быть реализованы как в общеобразовательных учреждениях, так и в образовательных учреждениях дополнительного образования (музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах и дворцах детского творчества, на станциях юных техников, натуралистов и иных учреждений). Кроме того, дополнительное образование можно получить и обучаясь посредством и индивидуальной педагогической деятельности.
Если дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов и т. п.) не предусмотрены соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, государственные и муниципальные образовательные учреждения имеют право брать за эти услуги плату.
Несовершеннолетние, обучающиеся в образовательных учреждениях, где введены дополнительные платные образовательные услуги, вправе сами или с согласия родителей решать вопрос о необходимости получать или не получать предлагаемые образовательным учреждением дополнительные образовательные услуги. Другими словами, в данном случае речь идет о праве выбора, которое принадлежит учащимся. Причем платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательных услуг, финансируемых за счет средств бюджета. Отсюда следует, что администрация образовательного учреждения не может, не имеет права заставить ученика непосредственно принимать дополнительные платные образовательные услуги вопреки их желанию и воле. Закон предоставляет право получать дополнительное образование за плату. Для реализации такой возможности существует широкая сеть музыкальных и художественных школ, домов и дворцов творчества. При желании детей и родителей получать дополнительное образование индивидуально они могут сделать это, заключив соответствующее соглашение со специалистом.
В заключение отметим, что введение дополнительных образовательных услуг обязательно должно соответствовать общим требованиям к содержанию образования, которое должно быть ориентировано на:
— обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
— развитие общества;
— укрепление и совершенствование правового государства.
Инвалидность — это большая беда. К сожалению, число детей инвалидов в России не уменьшается. И в связи с этим извечная проблема: как обучать, воспитывать таких детей? В течение долгих лет в стране использовали накатанный путь — помещали таких детей в интернаты. Однако пребывание детей-инвалидов в учебно-воспитательных учреждениях практически сводило к минимуму семейное влияние на этих детей, что, по мнению специалистов, не является оптимальным как для развития самих детей, их ближайшего окружения, так и общества в целом[23].
В последние годы в стране получают распространение негосударственные учебные заведения для таких детей. В них стараются максимально приблизить воспитание к домашнему. Однако далеко не все могут платить деньги, и немалые, за помещение своих детей в подобные учреждения. Это относится и к возможности оплачивать работу приглашенных педагогов на дому. Учитывая все эти моменты, Правительство РФ приняло постановление от 18 июля 1996 г. № 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» (в ред. 04.09.2012 г.), в соответствии с которым дети-инвалиды получили возможность получать образование на дому.
Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения. Дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, с согласия родителей получают образовательные услуги на дому. Обучение на дому осуществляет образовательное учреждение, находящееся ближе других к месту жительства ребенка. Зачисление ребенка в образовательное учреждение осуществляется на общих основаниях.
Вместе с тем для эффективной организации процесса обучения образовательное учреждение должно предоставить ребенку-инвалиду на время обучения бесплатные учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения. Собственно обучение на дому осуществляют специалисты из числа педагогических работников конкретного образовательного учреждения. Они же оказывают методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ.
Родители (законные представители) при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно могут приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением также могут участвовать совместно с уже работающими с конкретным ребенком педагогами в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида (прием экзаменов). Кроме того, родители имеют право самостоятельно осуществлять обучение своих детей в рамках государственных образовательных стандартов. В этой связи важно отметить, что если обучение и воспитание детей-инвалидов осуществляется на дому их родителями (законными представителями) самостоятельно, органы управления образованием должны компенсировать затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном’ или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.
То, что несовершеннолетние-инвалиды могут реализовать свое право на получение образования и воспитания на дому, имеет огромное значение, поскольку касается десятков тысяч человек. Задача государства — создание такого механизма, чтобы каждый ребенок-инвалид при желании мог бы реализовать свое право на образование.
Обеспечение безопасности личности несовершеннолетнего в современном мире играет одну из первостепенных ролей. В современной научной литературе даются различные определения безопасности личности человека, под которой, в частности, понимается; а) защищенность условий, обеспечивающих реализацию прав и свобод личности и возможности для ее саморазвития; б) состояние защищенности человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей; в) социальная защищенность человека, обеспечивающая сохранность самого человека и его отдельных жизненно важных функций в соответствии с наибольшими возможностями общества; г) способность развиваться и самореализовываться при наличии угроз и опасностей физического, психологического и иного характера на основе формирования новых свойств и качеств, использования угроз и опасностей в качестве стимулов развития.
Обеспечение безопасности личности, включая реальное обеспечение прав и свобод граждан, духовное и интеллектуальное развитие, достойного и гарантированного государством минимума условий существования, относится к жизненно важным интересам государства. По заключению Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации, проблема обеспечения безопасности личности является одной из ключевых в современной социально-политической обстановке Российской Федерации и должна лечь в основу политики возрождения России.
Одной из составляющих безопасности личности является юридическая безопасность, под которой, следует понимать состояние защищенности человека в связи с вступлением его в сферу правовых отношений.
Обеспечение безопасности личности тесно связано с решением проблемы возрождения и государственной поддержки семьи, выходом из кризисной для России демографической ситуации и созданием условий для эффективной защиты прав и законных интересов детей. Поэтому важное значение имеет рассмотрение юридической безопасности несовершеннолетних как состояния их защищенности семейно-правовыми средствами, от которой во многом зависит состояние безопасности общества в целом. Не случайно различные аспекты защиты прав ребенка в последнее время являются предметом достаточно частого исследования в юридической литературе. Более того, отмечается, что одна из основных целей семейного права — охрана прав ребенка, которая является самостоятельной областью науки семейного права.
В этой связи необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что существующая в Российской Федерации нормативно-правовая база по вопросам защиты прав детей в конце 90-х гг. претерпела значительные изменения прогрессивного характера. Реализация в Семейном кодексе (гл. 11) неоднократно высказываемого предложения о замене существовавшего в Кодексе о браке и семье РСФСР довольно неопределенного термина «интересы детей» на конкретную и более содержательную норму о правах детей отвечает нормам международного права и позволяет установить определенный семейно-правовой статус несовершеннолетних.
С 15 сентября 1990 года Российская Федерация является участником Конвенции ООН о правах ребенка, которая рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите. Закрепленный в СК подход к ребенку как к самостоятельному субъекту права соответствует положениям Конвенции о правах ребенка и принятым Российской Федерацией обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка.
В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств: а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство; б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации; в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию; г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения; е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания; ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст. 16, 19, 32, 33 34, 37 Конвенции о правах ребенка).
Меры защиты ребенка от перечисленных выше угроз и посягательств могут включать как разработку (социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также осуществления других форм предупреждения и выявления случаев жестокого обращения с ребенком, так и законодательные, административные, просветительные и иные меры (ст. 4, 19, 33 Конвенции о правах ребенка).
В России государственные мероприятия (организационные, социальные, правовые) по защите прав несовершеннолетних в соответствии с требованиями Конвенции о правах ребенка осуществляются, как правило, на основе специальных нормативных правовых актов.
С принятием Федерального закона от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» законодательно определены цели государственной политики, основные направления и организационные основы обеспечения прав ребенка, конкретизированы полномочия органов государственной власти различного уровня в этой сфере. Законом установлены основные принципы государственной политики в интересах детей, включающие законодательное обеспечение прав ребенка, государственную поддержку семьи в целях обеспечения защиты прав детей, ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, а также государственную поддержку органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка осуществляется в предусмотренном законом порядке, то есть посредством применения надлежащей формы и способов защиты. Принято выделять две основные формы защиты прав:
1) юрисдикционную;
2) неюрисдикционную.
Юрисдикционная форма защиты — это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав.
Неюрисдикционна форма защиты — это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав.
Защита семейных прав согласно ст. 8 СК осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК, — государственными органами или органами опеки и попечительства. Возможность судебной защиты членами семьи своих семейных прав отнесена к основным началам семейного законодательства, что соответствует и требованиям ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей судебную защиту прав и свобод каждого гражданина Российской Федерации. Норма о судебной защите прав ребенка закреплена и в других федеральных законах. Так, ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 25.11.2013 г.) установлено, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Защита нарушенных или оспоренных семейных прав происходит в суде общей юрисдикции в порядке искового производства или производства, возникающего из административно-правовых отношений. Основания, в силу которых возможны обращения в суд за защитой прав ребенка, весьма разнообразны и, как правило, указаны в СК, например: установление отцовства и материнства (ст. 48–50); оспаривание отцовства и материнства (ст. 52).
3. Конституционные права ребёнка. Система конституционных гарантий прав и свобод ребёнка
Понятие конституционно-правового статуса ребенка в России. Современная молодежь становится гарантом возрождения страны в XXI веке в соответствии с ориентирами экономической, оборонной и геополитической доктрины России. Сегодня, как никогда ранее, требуется обоснованная эффективная государственная политика в отношении молодого поколения, целенаправленное формирование у него необходимых свойств и качеств для обеспечения в будущем эффективной трудовой деятельности на благо отечества[24].
Конституционно-правовые основы статуса ребенка отдельно не закреплены в Конституции РФ, а устанавливаются исходя из основных положений конституционно-правового статуса гражданина. Под правовым статусом гражданина принято понимать определенный набор прав, которыми он обладает для вступления в предполагаемое правоотношение. Это понятие синонимично понятию «правосубъектность»[25]. Таким образом, конституционно-правовой статус ребенка — это совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации, установленная конституционным законодательством, а именно: Конституцией, федеральным законодательством РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Вследствие того, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, законы субъектов РФ лишь расширяют права ребенка и устанавливают дополнительные гарантии их реализации.
В главе 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина» понятия «ребенок» и «дети» употребляются только в трех статьях: ст. 38, которая закрепляет обязанность государства и родителей заботиться о детях; ст. 39, содержащей нормы о социальной защите детей; в ст. 43, устанавливающей право на образование. В остальных нормах ребенок подразумевается в качестве субъекта правоотношений и включается в термины «гражданин», «каждый»[26]. Следовательно, несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами, присущими любому гражданину России.
Как уже было сказано, конституционно-правовой статус ребенка основывается на обладании лицом не только правами, но и обязанностями.
Важнейшей обязанностью гражданина является соблюдение Конституции РФ и законов. Данная обязанность зафиксирована в ст. 15 Основного закона. Помимо этого ст. 44 устанавливает, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; ст. 57 закрепляет обязанность платить законно установленные налоги и сборы; ст. 58 гласит, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Примером нормативного акта, закрепляющего конкретно обязанности ребенка, является Закон Республики Саха от 1 июля 1994 года № 23-1 «О правах ребенка», где, в частности, установлено, что ребенок обязан заниматься самовоспитанием и самообразованием, заботиться о своем здоровье, развивать свои лучшие природные задатки, учиться применять их в жизни, овладевать знаниями, готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, управлять своими поступками и поведением в семье, в кругу друзей и в обществе и нести моральную и нравственную ответственность за них.
Юридические гарантии как элемент правового статуса представляют собой все правовые средства, обеспечивающие реализацию прав и свобод человека и гражданина[27]. В первую очередь к ним относится конституционное закрепление принципа гарантии прав, который получает детальное обоснование в действующих отраслях российского права.
В понятие конституционно-правового статуса включается и институт гражданства, который регламентируется Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[28].
В соответствии со ст. 12 указанного Закона ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:
1. оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);
2. один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
3. один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
4. оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.
Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения.
Для приобретения или прекращения гражданства РФ ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. Гражданство РФ ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицом без гражданства.
Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.
В гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ювенальная юриспруденция. Том 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
См.: Головкин Е.В. Конституционное право России: курс лекций. Тула: Папирус, 2008. С. 61; Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазаревой. — М.: Эксмо, 2009. С. 175–176.
2
Морозова А.Н. Конституционно-правовые гарантии участия граждан в культурной жизни российского общества: автореф. дисс… канд. юрид. наук. 12.00.02. Москва. 2004. С. 6.
3
Морозова А.Н. Культурные права и свободы: понятие, механизм реализации, занчение для общества и личности: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 58.
4
Д.В. Пожарский Охранительная функция российского государства на современном этапе: проблемы преемственности и модернизации // Юридическая техника. № 5. 2011. С. 383.
5
См.: Бутылин В.Н., Гончаров И.В. Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел: учеб, пособие. М., 2002. С. 14.
7
См.: Хазов Е.Н. Юридические гарантии основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в России: дисс. канд. юр. наук, 12.00.02. СПб., 2007. С. 59–60.
8
См.: Бутылин В.Н. Государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан. М., 2008. С. 49.
9
Пожарский Д.В… Охранительная функция российского государства на современном этапе: проблемы преемственности и модернизации // Юридическая техника. № 5. 2011. С. 383.
10
См.: Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979., С. 166.
12
См. подробнее: Государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан. М., 2008. С. 48.
13
См. Каменкина М.Ю. Некоторые вопросы преступности несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 2. С. 15.
14
См.: Комментарии к Конституции РФ / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. — М.: ЭКСМО, 2009. С. 175–525.
15
Абашин Э.А. Семейное право: учеб, пособие. М.,2008. С. 12–19; Комментарий к семейному кодексу РФ / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 1997. С. 150–152.
16
См.: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / Под ред. О.Н. Садикова. — М.:Инфра-М, 1997. С. 79–84.
19
Морозова А.Н. Конституционно-правовые гарантии участия граждан в культурной жизни российского общества: дис. канд. юрид. наук. 12.00.02. Москва. 2004. http://www.dissercat.com/
20
См.: Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства: учеб пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. С. 151–160.
24
Ювенология и ювенальная политика в XXI веке / Под ред. Е.Г. Слуцкого. — Спб.: Знание, ИВЭСЭП, 2004. С. 7.
26
См.: Н.Е. Борисова, Ю.А. Дмитриев. Конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации. М., 1998. С. 10.