За суетностью дней мы часто не обращаем внимание на то, как прекрасна природа. Икебана по-новому открывает человеку окружающий мир, учит всматриваться в него, видеть красоту в самых обычных вещах. В книге собраны статьи автора, которые помогут глубже понять искусство икебаны, его историю и философию, представлены примеры работ для ознакомления с различными стилями икебаны.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Икебана. История и философия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Первая школа икэбана и основные стили
«Когда господин Икэнобо ставит хотя бы одну вазу Татэхана, я хочу учиться через неё любыми способами».
Древнейшей традиционной школой икэбана считается школа Икэнобо. «Икэнобо» — это фамилия многовековой династии настоятелей храма Роккакудо, или Сиундзан Тёходзи, в Киото. Храм был построен в 587 году по приказу принца Сётоку (574—ок. 622 гг.) с целью почитания богини милосердия Нёирин Каннон. Начало династии Икэнобо связано с именем политического деятеля периода Асука (538—710 гг.) Оно-но-Имоко, служившего императрице Суйко (554—628 гг.) и принцу Сётоку, при котором одной из его обязанностей стала ежедневная установка цветочных подношений перед буддийскими табличками с именами умерших. Ранее такого обычая не существовало в Японии. Оно-но-Имоко привёз его из Китая, куда ездил в 603 году с политической миссией. Со временем принц стал и сам возлагать цветы к статуе богини Каннон, и обычай закрепился в Японии.
Оно-но-Имоко был первым настоятелем храма Роккакудо и жил в хижине у пруда на его территории, за что и получил прозвище Икэнобо или «келья у пруда». Всю свою жизнь он продолжал устанавливать цветочные подношения два раза в день, утром и вечером. Впоследствии его наследники стали получать фамилию Икэнобо и имена, начинающиеся на Сэн, как и принятое в монашестве имя основателя династии, Сэнму. Эта традиция сохраняется до сих пор. Оно-но-Имоко считается основателем искусства икэбана, а пруд, у которого он жил в седьмом веке, существует по наши дни и располагается на территории храма Роккакудо. Пруд также известен как место, где любил купаться принц Сётоку.
Настоятели храма Роккакудо в то же время являются иэмото («глава дома») школы икэбана Икэнобо, то есть руководят школой, владеют секретами мастерства, присуждают звания и дают разрешения на преподавание. Только иэмото имеют право при необходимости вносить изменения в традиционные техники школы. В настоящий момент 45-м иэмото школы является Сэнъэй Икэнобо. 46-м иэмото школы станет его дочь Юки, которая приняла буддийские обеты в 1986 году и получила имя Сэнко. В 2015 году она поменяла имя официально. Сэнко Икэнобо IV станет первой женщиной-настоятельницей храма Сиундзан Тёходзи.
Рис. 1. Композиция в свитке Тёдзюгига (XII век)
Основание школы Икэнобо произошло в конце периода Муромати (1333—1568 гг.), однако практика установки цветочных композиций продолжалась все годы со смерти Оно-но-Имоко, совершенствовалась и развивалась в стенах храма Роккакудо и за его пределами. Так, в поэтической антологии Кокинвакасю 905 года Фудзивара-но-Ёсифуса упоминает цветы сакуры в вазе у государыни Сомэдоно, вдохновившие его на написание стихотворения. В «Записках у изголовья» Сэй Сёнагон, написанных в начале XI века, упоминаются две композиции из веток сакуры. Первая представляет собой одну единственную ветку в большой вазе, а вторая — много длинных веток, свисающих вниз. Сэй Сёнагон описывает вазу и подмечает длину веток. В одном из свитков Тёдзюгига середины XII века есть изображение цветочного подношения божеству (рис. 1). В свитках Касуга Гогэн Гэнки 1309 года можно увидеть много иллюстраций подобных подношений, а в свитке Бокиэ Котоба 1351 года — композицию мицугусоку.
Мицугусоку представляет собой три церемониальных предмета, расположенных в определённом порядке: подсвечник справа, благовоние по центру и цветочная композиция слева (рис. 2). Гогусоку, композиция из пяти предметов, выглядит следующим образом: в центре располагается чаша с благовонием, по бокам от неё два подсвечника и по краям — две вазы. В обычные дни на алтарь устанавливается мицугусоку, а гогусоку ставится только по особым случаям, например, в день перехода Будды в нирвану. Если же размер алтаря не позволяет расположить на нём гогусоку, разрешается устанавливать мицугусоку. На церемониальных вазах, кахин, имеются выступы и узоры. Выступ на вазе, или «плавник», должен располагаться спереди композиции, изображение пиона — с внешней стороны (то есть слева в мицугусоку или слева и справа в гогусоку), изображение глицинии помещается с внутренней сторон (рядом с чашей с благовонием в мицугусоку или подсвечниками в гогусоку).
Рис. 2. Набор предметов мицугусоку в храме Бансёин, г. Цусима2
Эти композиции относятся ко времени популярности буддийской секты «Чистая Земля», в которой особое место отводится будде Амида. Секта появилась в Японии в XI веке и оказала значительное влияние на формирование искусства икэбана. Так, стиль композиций Сёка Сёфутай («классическая Сёка», также может называться Сэйка Сёфутай), который мы знаем сейчас, имеет форму, идеально вписывающуюся в мицугусоку или гогусоку: с одной стороны, композиция достаточно скромная, ветки почти не покидают пределов вазы, как если бы рядом находилась чаша с благовонием или подсвечник (рис. 3).
Рис. 3. Сёка Сёфутай. Автор: Нелидова Ю. М.
Основание школы Икэнобо датируется 1542 годом, когда была написана последняя версия свитка Сэнно Куден («Устное поучение Сэнно Икэнобо»), который также почтительно называют Омаки. Самая ранняя версия датируется 1523 годом. К этому времени цветочные композиции уже вышли за пределы храмов и устанавливались в домах аристократов под названием Татэхана, «стоящие цветы». Татэхана состояла из двух элементов: вертикального высокого син (как правило, ветки вечнозелёных деревьев) и ситакуса (цветы и\или трава), расположенного внизу вокруг син. До XVI века существовало много мастеров цветочных композиции, таких как Рюами, Танигава Нюдо и другие. Однако Сэнно Икэнобо в своём Поучении определяет отношение к цветочным композициям в прошлом как к искусству только ради красоты, без философской составляющей. Своих учеников он призывает к познанию жизни и природы растений и отображению в композициях их естественной красоты, сущности и среды обитания, к использованию всех частей растения (кроме корней, их символизирует ваза). Сэнно Кудэн создаёт глубокую духовную основу для Пути Цветка, согласно которой следует стремиться показать не столько красоту растения, сколько его характер и природные качества. С этого периода Татэхана школы Икэнобо начинает отображать посредством нескольких веток, цветов и\или трав целые природные пейзажи: горы, пруды, равнины, и позволяет увидеть в композиции целый мир.
Около 1600 года Татэхана начинает называться Рикка и становится больше и пышнее. Это трансформация происходит под влиянием Сэнко Икэнобо и его наследника Сэнко Второго, известных своим мастерством в высших кругах общества. Сэнко Икэнобо выделил семь элементов, составляющих Рикка, и у композиций появилась установленная конструкция. Сэнко Второй в 1629 году провёл грандиозный фестиваль композиций Рикка в Императорском дворце для Его Величества Го-Мидзуноо. Сэнно Кудэн и другие первые рукописи о Татэхана и Рикка передавались в узком кругу, знания старались сохранить в тайне. Тем не менее, к XVII веку Рикка начинает распространяться и среди простых горожан, выходит много книг и руководств по составлению композиций. Все они были написаны под влиянием Сэнно Кудэн и несли такую же философию. Особенность Рикка заключается в способности в небольшой вазе отразить природу и всю Вселенную. Главный элемент Рикка символизирует центр буддийского мира гору Сумэру, а окружающие элементы рисуют холмы, водопады, город. Через создание композиций и через любование ими человек стремится познать суть мироздания.
Одновременно с Татэхана и Рикка продолжали существовать более простые виды композиций, которые в настоящее время относят к стилю раннее Нагэирэ («вброшенные в воду цветы»). По сути, это были любые композиции, не относящиеся к Татэхана или Рикка и не требующие владения сложной техникой. При их постановке делался упор на естественность и красоту растений, их природные качества. В XVII веке форма и техника постановки Рикка стали строго регламентированными и закреплёнными в многочисленных публикациях. По стилю Нагэирэ также стали выпускаться труды, однако идея стиля была противоположной: просто показать красоту и качества растения, а не всё мироздание. Рикка ассоциировалась с традиционным буддизмом и устанавливалась на алтарях и в богатых апартаментах, Нагэирэ же — с дзэн-буддизмом и повседневной обстановкой. Нагэирэ развивалась как противоположность стандартизированной Рикка, но оба стиля, тем не менее, стремились показать одно и то же: красоту и глубину природы.
В XVIII веке в Японии распространяются идеи простой элегантности, которые дают толчок формированию нового стиля икэбана, известного сегодня как Сёка или Сэйка, «свежие живые цветы». Это название появилось в XIX веке, а изначально стиль обозначался словом «икэбана». Стиль возник из симбиоза Рикка и Нагэирэ и стал настолько популярным, что в сейчас икэбаной называется всё японское искусство постановки растений в вазе в целом. В композициях стиля Сёка важную роль играет пустое пространство, являющееся частью аранжировки и напоминающее о влиянии дзэн-буддизма на формирование стиля. В то же время три основных элемента Сёка, которые были определены во второй половине периода Эдо, берут своё начало в семи основных элементах Рикка. В школе Икэнобо это син, символизирующий Небо, тай, или Земля, и соэ, Человек. В других школах названия элементов могут слегка отличаться, однако их символизм сохраняется. Изначально разница между Нагэирэ и Сёка не была очевидна, но в течение XVIII века эти стили постепенно разделились по признаку наличия (Сёка) или отсутствия (Нагэирэ) чётко установленных форм композиций. Нагэирэ также имеет три обязательных элемента (син, соэ, тай), однако в отличие от элементов Сёка они могут располагаться в пространстве достаточно свободно.
Рис. 4. Сёка Симпутай. Автор: Панченко Ю. Ю.
В дальнейшем эти стили менялись, дорабатывались, рождали новые варианты композиций. В конце периода Эдо (1603—1868 гг.) появилась Рикка из 9 элементов. В эпоху Мэйдзи (1861—1912 гг.) были установлены единые правила постановки Рикка, и стиль получил название Рикка Сёфутай, или «Классическая Рикка», из 7 или 9 обязательных элементов. Правила постановки Сёка также определились в этот период, и стиль был переименован в Сёка Сёфутай. В 1977 году иэмото школы Икэнобо разработал новый стиль Сёка (рис. 4), Сёка Симпутай («Новая Сёка»). В 1999 году Сэнъэй Икэнобо представил ещё один стиль, Рикка Симпутай («Новая Рикка»), основанный на традиционной эстетике с добавлением современных свежих идей. Рикка Симпутай и Сёка Симпутай хорошо подходят для аранжировки в современном интерьере. К основным стилям школы Икэнобо также относятся Морибана, композиции в плоской вазе, и Дзиюка, «Свободные цветы». Стиль Морибана в 1895 году разработал Унсин Охара, основатель школы Охара, в связи с вестернизацией жилых помещений Японии. Стиль Дзиюка формировался примерно в то же время, а название получил в 1922 году. Эти два стиля позволяют использовать европейские цветы и растения, а Дзиюка допускает использование и неживого материала, такого как сетка, фольга и всё, что вызывает творческое вдохновение у автора композиции.
Искусство икэбана, словно живой организм, меняется вместе с эпохами, отражая жизнь общества и тонко реагируя на его настроения. В ответ на требования современного человека, преобразования в архитектуре и т. д. меняются и стили икэбана. При этом традиционные варианты бережно сохраняются и продолжают радовать глаз на выставках и фестивалях, в храмах и в жилых домах.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Икебана. История и философия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других