Интенсивный курс русского языка

Юлия Пушнова, 2009

Интенсивный курс русского языка

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Интенсивный курс русского языка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Орфография

1. Правописание гласных в корне

1.1. Проверяемые безударные гласные

Безударные гласные корня проверяются ударением, т. е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова.

Например: примерять (мерить) костюм. Примирять (мир) соседей. Развевать (веять) флаг. Развивать (развитие) промышленность.

Сравните различное написание безударных гласных корня в близких по звучанию словах: залезать (в карман) — зализать (раны), отварить (картофель) — отворить (дверь), поласкать (кошку) — полоскать (рот), пристежной (воротник) — пристяжной (о лошади), разредить (всходы) — разрядить (ружье), умалять (значение) — умолять (о пощаде) и т. д.

Гласные о — а в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на — ывать (-ивать).

Например: опоздать (поздний, хотя опаздывать), раскроить (кройка, хотя раскраивать).

В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения.

Например: абонемент (-емент) восходит к французскому суффиксу, хотя абонировать(-ировать) восходит к немецкому суффиксу.

Упражнение 1

Подберите проверочные слова к словам, приведенным ниже.

Бегун, бизнесмен, весёлый, вести, витиеватый, втолковывать, вылепить, глоток, губернатор, долинный, залезать, заточить, крепление, молитва, наслаждение, небрежение, нерестилище, новинка, облизать, обнажать, обстоятельство, ознаменовать, остановка, пивовар, помирить, посвящение, преподаватель, прилипала, прополоскать, проредить, развиваться, раскалить, распространитель, рождение, светить, слепой, скрипеть, трепетание, увлекающийся, умалять.

1.2. Непроверяемые безударные гласные

Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю.

Например: бадминтон, бетон, бечёвка, бидон, бодяга, бриолин, валидол, ватрушка, вентиляция, вестибюль, ветчина и т. д.

Упражнение 2

Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Арт…ллерист, б…лет, б…чева, б…лагур, вет…ран, в…трушка, выдв…рить, гастр…номия, гр…мада, д…путат, д…таль, ид….логия, инт…ллигенция, к…нфорка, к…ртон, к…ллектив, к…р…лева, кульм…нация, л…сось, л…цензия, мент…литет, об…няние, об…яние, п…рламент, п…л…сад, п…счаный, пр…в…легия, проп…гандист, р…корд, ст…пендия, т…верна, ур…ган, ф…стиваль, ф…д…рация, ц…клон.

1.3. Гласные после шипящих и ц

1. После шипящих звуков ж, ч, ш, щ, пишутся а, у, и, не пишутся буквы я, ю, ы.

Например: чай, шальной, жир, шить.

Исключения: брошюра, жюри, парашют и некоторые другие слова иноязычного происхождения.

Данное правило не распространяется на иноязычные имена собственные (Жюль, Жюли и т. п.), а также на сложносокращенные слова и буквенные аббревиатуры, в которых возможны любые сочетания букв (Межюрбюро и т. п.)

2. После шипящих под ударением в корне пишется е (ё), соответствующее в произношении звуку о, если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е (чёрный — чернеть, жёлтый — желтизна); при отсутствии таких соотношений пишется о.

Сравните:

а) бечёвка, вечёрка, дешёвый, жёваный, жёлоб, жёлудь, жёлчь, жёрнов, жёсткий, зачёт, кошёлка, сажёнки и т. д.

б) артишок, джонка, жор, изжога, чопорный, шорох и т. д.

Написание с о сохраняется и в тех случаях, когда при изменении формы слова или в производном слове ударение переходит на другой слог.

Например: шомпол-шомпола.

Следует различать написание существительных ожог, пережог, поджог, прожог и глаголов в форме прошедшего времени ожёг, пережёг, поджёг, прожёг (последние сопоставляются с корнем жечь — жёг).

Беглый гласный звук под ударением после шипящих обозначается буквой о.

Например: кишка — кишок, ножны, ножон.

3. В словах иноязычного происхождения возможно написание о после шипящих в безударном слоге.

Например: жокей, жонглёр, мажордом, шовинизм, шоссе, шофёр и т. д.

1. После ц буквы ю, и я могут писаться только в нерусских собственных именах (географических названиях, фамилиях и т. д.).

Например: Цюрих, Цюрюпа.

2. В ударяемом слоге после ц пишется о, если произносится звук о.

Например: цокать, цоколь, цокот.

Написание с о сохраняется в производных словах и в безударном слоге.

Например: цокотать, цокотуха.

В словах иноязычного происхождения о после ц может писаться и в безударном слоге.

Например: герцог, герцогиня, палаццо, скерцо.

3. После ц в корне пишется и, а не ы.

Например: цианистый, цивилизация, цикорий, цинга, цифра и т. д.

Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц и однокоренные с ними слова.

Упражнение 3

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Ж…кей, ж…ваный, ж…лтый, ж…лудь, ж…нглер, зач…тка, крыж…вник, кош…лка, оц…фрованный, пощ…чина, пр…жорливый, пш…нка, расч…ска, сч…ты, тяж…лый, уч…т, ц…стерна, ц…ганский, ч…лка, ч…каться, ш…колад, ш…котерапия, ш…тландец, щ…гольский.

1.4. Чередующиеся гласные

Корень — гар — гор-. В корне — гаргор — под ударением пишется а, без ударения — о: огарок — обгореть. Исключения: выгарки, изгарь, пригарь.

Корень — зарзор-. В корне зарзор — под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — а (зори — зарево, озариться).

Корень — каскос(н)-. В корне — каскос(н) — пишется о, если после гласного следует буква н, в остальных случаях пишется а (прикасаться — прикоснуться).

Корень — кланклон-. В корне — кланклон — под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — о (откланяться — поклон, уклониться).

Корень — лаглож-. В корне — лаг — перед буквой г пишется а, дальше следует суффикс а, в корне — лож — перед буквой ж пишется о: полагать — положить. Исключение (в безударном положении): полог.

Корень — макмок-. Корень — мак — пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать блин в сметану; корень — мок-пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость»: одежда промокла. Правило распространяется и на производные слова, исключений нет.

Корень — равнровн-. Корень — равн — пишется в словах со значением «равный», «одинаковый»: сравнивать, корень — ровн — пишется в словах со значением «ровный», «прямой», «гладкий»: вровень, но равнина.

Корень — плавплов-. В корне — плав — пишется а как под ударением, так и без ударения. Исключение: пловец, пловчиха, плывуны.

Корень — растрос-. В корне — растрос — пишется а перед следующим ст и перед щ, в остальных случаях — о (растущий — наращение, поросль). Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

Корень — скакскоч-. В корне — скак — (перед к) пишется а, в корне — скоч — (перед ч) пишется о: скакать — вскочить. Исключения (в неударном положении): скачок, скачу.

Корень — твартвор-. В корне — твартвор — под ударением пишется та гласная, которая слышится; без ударения — о: тварный — творческий, творец.

Корни — бирбер-, — дирдер-, — мирмер-, — пирпер-, — тиртер-, — блистблест-, — жигжег-, — читчет,стилстел-. В указанных корнях пишется и, если дальше следует суффикс — а-: застилать, забирать, затирать,); в остальных случаях пишется е: стелю, беру, тереть, блестеть. Исключения: сочетать, сочетание.

Корни с чередованием а(я)им, а(я) — ин. В указанных корнях им и ин пишутся, если дальше следует суффикс — а-: взять — взимать, снять — снимать.

Упражнение 1

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Бл…стеть, вн…мательно, водор…сли, возр…ст, вск…чить, выг…рки, вым…кание, выск…чить, жук-пл…вунец, заг…релый, закл…нать, зап…реться, зар…сли, з…ря, изг…рь, изл…жение, оз…рённый, к…сательная, к…снуться, м…нувшее, напом…нать, неср…внимый, оп…раться, отр…сль, переб…рать, пл…вучесть, пл…вчиха, пл…вуны, покл…ниться, пол…г, пол…жение, попл…вок, пор…вняться, поч…тать (старших), прик…саться, прик…сновение, прил…гательное, прир…щение, притв…риться, пром…кашка, распол…гать, р…внение, Р…стислав, р…весник, р…стовщик, сг…рание, ск…чок, скл…нение, соб…рутся, соб…раться, соч…тание, тв…рец, утв…рь.

2. Правописание согласных в корне

2.1. Звонкие и глухие согласные

1) Когда необходимо проверить сомнительную согласную, нужно изменить форму слова, или подобрать родственно так, что бы зза проверяемой согласной буквой стоял гласный звук, или согласные л, м, н, р.

Например: смазка — смазать, молотьба — молотить.

В слове свадьба пишется д, хотя в однокоренных словах сват, сватать пишется т. В слове лестница пишется с (хотя лезу);в слове отверстие тоже пишется с (хотя отверзать).

2. При проверке написания сомнительной согласной пользуются чередованием звуков: Ср.: коврижка, пичужка (от коврига, пичуга), скворечник (от скворец).

3. В совах иноязычного происхождения этот принцип действует редко:

Например: абстракция (хотя абстрагировать).

4. В случае с непроверяемыми согласными необходимо обратиться к орфографическому словарю.

Например: абсент, бонбоньерка, варежка, вокзал, кобчик, мундштук.

Упражнение 1.

В две колонки выпишите:

1) слова, в которых выделенные согласные можно проверить с помощью другого слова или другой формы слова;

2) слова, в которых выделенные согласные не проверяются.

Мундштук, ландшафт, пробка, фельдшер, вперёд, женитьба, низкий, сердце, ковш, космонавт, вокзал, дорожка, предчувствие, по-людски, колодцем, сбруя, зигзаг, разведчик, редко.

Упражнение 2.

Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

1. Высоко летел размахивая дли…ыми крыльями ко…чик. 2. Опять я теплой грустью болен от о…сяного ветерка… (Ес.) 3. Началось время ко… ьбы. 4. А…бест употребляется в качестве огнеупорного материала. 5. Никто не знал что это сва…ба все считали что праз…нуется обыкновенное окончание э…замена. (Триф.) 6. Состоялась очередная игра на первенство страны по фу…болу. 7. Двери музея украшены художественной ре…ьбой. 8. Винтовая лес…ница вела наверх. 9. Собравшиеся на во…зале приветствовали д…л…гатов конференции. Вдруг точно какая-то сумеречная изморо…ь начала ра…сеиваться в воздухе. (Фад.).

2.2. Двойные согласные в корне, на стыке приставки и корня

Сочетание одинаковых согласных в слове создает определенную орфографическую трудность для их написания, так как в одних словах они произносятся как один долгий звук, Например: жжёт [жот], в других — как один недолгий звук, Например: кристалл [кр’истал].

1. В корнях исконно русских слов двойные согласные встречаются редко, Например:

жж: жжёт, зажжёт (второй [ж] восходит к [г], ср.: жгу); жужжать, жужжание и в других однокоренных словах; вожжи, дрожжи и в производных от этих слов.

сс: ссора и в его производных: поссориться.

Примечание. В корне — рус — пишется одна буква с: русистика, обрусеть. В словах русский, белорусский согласные сс принадлежат разным морфемам — корню и суффиксу.

Нн: одиннадцать и его производных.

2. Двойные согласные в корне, как правило, характерны для заимствованных слов: аппарат, диссертация. В производных от этих слов двойные согласные сохраняются: артиллерист< артиллерия. Исключение составляют некоторые русифицированные образования, в которых пишется одна буква: кристальный, кристалл, финский< финн.

Не сохраняется двойная согласная в первой части сложносокращенных слов: грампластинка, военком.

Примечание. Перед — чит — пишется сс: рассчитать; перед — четс: расчет, расчетливый.

Исключение: бессчетный.

3. Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной.

Например: главврач, поссовет, роддом.

4. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются.

Например: галл — галльский, компромисс — компромиссный, группа — группка.

Исключения: В некоторых словах, в частности в уменьшительных именах лиц, в рассматриваемом случае пишется одна согласная.

Например: а) кристалл — кристальный, финн — финский, колона — колонка; б) Алла — Алка, Анна — Анка, Кирилл — Кирилка.

5. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной.

Например: воззвание, подделать.

6. Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется по орфографическому словарю.

Например: аббревиатура, абсцисса, аллитерация, симметрия, рессора, сеттер, целлюлоза, эллипс и т. д.

Упражнение 3.

Вставьте пропущенные буквы.

1. Открыто движение тро…ейбусов по новой линии. 2. Гостям на де…ерт подали мороженое. 3. Аудитории расположены по обеим сторонам ко…идора. 4. Карти…ая га…ерея пополнилась новыми экспонатами. 5. Ю…ые артисты танцевали, декламировали, пели, выступления сопровождались бурей оваций. 6. В дра…атических произведениях важно развитие действия. 7. Многие изделия делают из а…юминия. 8. Шо…ер нажал на торм…з и остановил машину. 9. К дому примыкала те…аса. 10. Любимцем и…одрома был молодой жокей.

2.3. Непроизносимые согласные

1. Чтобы написать слова с сочетаниями согласных стл, стн, стб, вств, здн, лнц, ндск, нтск, необходимо подобрать такое проверочное слово, в котором после первого или второго согласного оказался гласный, Например: радостный — радость, честный — честен.

Некоторые слова в современном русском языке нельзя проверить исходным корнем: плеснуть (но плескать), склянка (но стекло). Поэтому написание этих слов необходимо запоминать.

Нужно запомнить слова, в которых нет непроизносимого согласного: ужасный, ровесник, яства, опасный, косный, шествие, шествовать, участвовать, констатировать, компрометировать, прецедент.

2. Сочетания сч, зч, шч, жч, стч, здч, обозначающие долгий мягкий шипящий звук [ш’], пишутся на стыке двух морфем: на стыке корня и суффикса (объездчик, рассказчик); на стыке приставки и корня (считать, бесчестный).

Буквой щ передается звук [ш’] в том случае, если он входит в состав одной морфемы, Например: дощатый.

Упражнение 1.

Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

1. В избах объе…чиков в затянутых таинственным туманом поймах его звали просто Михалычем. (Пауст). 2. Зар…сли сирени с двух сторон балко…ой ле…ницы пригнулись под снегом. (А. Н. Т.). 3. Следует соблюдать правила технической безопас…ности. 4. Свирепеет мороз ненави…ный. (Н.) 5. Поступившие в школу почти все были р…ве…никами. 6. Бездонное небо переливалось словно по звёз…ной пыли шёл ветерок. Разос…лался светящимся туманом Млечный Путь. (А. Н. Т.) 7. Где-то в камышах совсем близко от нас плес…нула большая рыба. (Пауст.). 8. Как хорош этот лес поз…ней осенью! (Т.) 9. Всего в обозе было ше…надцать саней. (А. Н. Т.)

Упражнение 2.

Выделите морфемы в словах. Подберите проверочные слова для написания непроизносимых согласных.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Интенсивный курс русского языка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я