Книга посвящается нашим отцам и дедам, создававшими в труднейших условиях передовое хозяйство Воронежской области. В книге описаны многие людские судьбы, трагические и героические. Упомянуты земляки, достигшие высот в науке, в труде, в творчестве. Книга обращена как к ветеранам, так и к юным моим землякам, чтобы помнили своих дедов, которые тяжело трудились, воевали, а многие положили жизни, защищая родную землю. Сожалею, что не все названы. Поклон Вам, наши отцы и деды.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земля отцов. Совхоз «Красноармейский» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Военный аэродром
24 августа 1942 года постановлением бюро Эртильского райкома ВКП (б) предписывалось: «Разместить штаб РАБ-30 Второй воздушной армии при центральном отделении Красноармейского свеклосовхоза. Обязать директора Зеленева немедленно освободить вторую половину здания из восьми комнат и передать их в распоряжение штаба. Обязать районного прокурора товарища Смазилкина Спиридона Капитоновича оказать в этом содействие» [14]. РАБ — 30 расшифровывается как «район авиационного базирования», подобно авиационным базам, которые были в Красной армии в довоенные годы. Как правило, РАБы обслуживали несколько дивизий. Командиром РАБ-30 был назначен полковник В. М. Зайцев, заместителем — подполковник В. Г. Бурлаков, заместителем начальника по политчасти А. З. Носков.
РАБ-30 состоял из 30-ой отдельной роты связи, впоследствии 230 отдельного батальона оперативной связи, 130 отдельного автобатальона, 528 отдельной зенитно-пулеметной роты, нескольких технических команд по уборке аварийных самолетов, трофейно-эвакуационной роты, прачечного отряда, полевого хозяйственного склада, 614 полевой кассы госбанка, 642 военного почтового отделения. Кроме того, были маскировочные подразделения, службы ГСМ, санитарно-эпидемиологические и другие. РАБы обслуживали несколько аэродромов. РАБ-30 участвовал в Берлинской операции в мае 1945 года.
Аэродром в Чапаевском отделении начали строить на поле еще до прибытия формирования. Поле, до самой речки заросшее донником и разнотравьем, скосили. Из сахарного завода для устройства взлетно-посадочной полосы автомашинами возили шлак с ТЭЦ.
Самолеты, со слов старожила Тамбовцева Владимира Михайловича, прятали в ангарах, сооружениях из земляных валов высотой 4 метра, замаскированных дерном, бурьяном и маскировочной сеткой. Из его воспоминаний: «На аэродроме было 25 единиц ИЛ-2, 4 истребителя и один самолет «Дуглас». Из-под замаскированного ангара вручную самолеты выкатывались на взлетно-посадочную полосу. Зимой эта полоса расчищалась солдатами и рабочими совхоза. Для отвода талой и дождевой воды сооружались желоба из досок толщиной 50 мм. После войны их разобрали на хозяйственные нужды.
На строительстве ангаров и взлетно-посадочных полос все работы выполнялись вручную. Было много солдат и несколько тысяч из числа гражданских лиц. Часть солдат жили в пос. Чапаевское, а часть — в поселке Красная Ветка, в землянках и в палатках».
В Центральном архиве министерства обороны, в фонде 637 ШАП, опись №523718С, дело 2 [2] говорится, что: «3 сентября 1942 года на аэродром Эртиль из-под города Куйбышев (в настоящее время город Самара) из поселка Кинель-Черкасское прибыл 637 штурмовой авиационный полк (ШАП) на 20-ти самолётах Ил-2 и вошел в состав 227 штурмовой авиадивизии (ШАД) Второй воздушной армии Воронежского фронта. Командир 637 ШАП подполковник Д. П. Басенко».
Летчики жили в полуподвальном помещении. Солдаты — в землянках, стены которых обшивали досками из ольхи. В клубе были размещены средства связи и сирена, которая оповещала о самолетах противника. Немцы часто сбрасывали на парашютах осветительные фонари. Аэродром не бомбили. Видимо, маскировка была хорошей. Летчики в мемуарах пишут, что немецкие истребители иногда сопровождали наших не атакуя, уже отбомбившихся бомбардировщиков, которые садились наложный аэродром, а после убытия вражеских самолетов взлетали и садились на настоящий аэродром.
Немецкие штурмовики прилетали и бомбили ложный аэродром. До 80% бомб немцы сбросили на ложные аэродромы 2 Воздушной Армии — вот результат умелой маскировки.
Летчики 637 ШАП за время расположения на нашем аэродроме совершили 32 боевых вылета в район военного городка и леса с отметкой 137 на юго-западе г. Воронежа. Один самолет был подбит, но летчики остались живы. Бомбометания они проводили в условиях сильного зенитно-пулеметного обстрела. Основные операции состояли в том, чтобы уничтожить минометно-артиллерийские батареи, танки, эшелоны, склады ГСМ и боеприпасов, живую силу, ДЗОТы, ДОТЫ врага. За время войны в 637 штурмовом авиаполку 8 летчикам было присвоено звание Героя Советского Союза. Многие из них вылетали на задание с аэродрома, расположенного в пос. Чапаевское.
Басенко Д. П. («Батя» — так любезно командира звали подчиненные) в отставке последние годы жизни — гражданский человек.
В документе ЦАМО (Центрального Архива Министерства Обороны) есть запись в разделе «Участие в походах и боях» (Фонд 637ШАП. Опись №523718С, дело 2).
«11 ноября 1942 года 637 ШАП приказом Верховного Главнокомандования выбывает из состава 227 ШАД (штурмовой авиации) и ВВС Воронежского фронта и как отдельный штурмовой полк перебазируется на Юго-Западный
фронт для участия в подготовке операции по окружению и разгрому немецко-фашистских войск на Дону под Сталинградом. Полк этот участвовал и в Курской битве, и на Днепре, а закончил войну в Берлине и в Праге.
МИША СТЕПАНОВ — СЫН ПОЛКА
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земля отцов. Совхоз «Красноармейский» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других