Всеобщая история в занимательном изложении

Юрий Миронович Сокольский, 2017

В сборнике представлены короткие рассказы на историческую тематику. Рассказы освещают известные, казалось бы, факты и события, но сообщаются детали, позволяющие по-новому оценить прошедшее время. В ряде случаев затрагиваются события, о которых редко или поверхностно пишут в популярных изданиях. Рассказы в той или иной степени описывают жизнь и нравы людей в разных странах в различные исторические периоды – от Древнего мира до середины XX века.Для тех, кто любит историю, изучает её или хотя бы интересуется ею.

Оглавление

Крестовые походы

К XI веку земли Палестины (где, по преданию, жил, проповедовал, был убит и похоронен Иисус Христос) оказались во владении мусульман — арабов, сельджуков. Паломники из Европы тысячами отправлялись туда, чтобы поклониться Гробу Господня. Возвращаясь оттуда, они утверждали, что земли Палестины пора прибрать к рукам, и что сделать это будет не очень трудно из-за междоусобиц местных эмиратов.

Осенью 1095 года римский Папа Урбан II, выступая на церковном соборе, созванном во Франции, призывал к крестовому походу на Иерусалим с целью освобождения Гроба Господня. «Кто здесь беден, там будет богат!» — заявил Папа. Каждому участнику похода Папа обещал отпущение грехов — и тех, что уже совершены, и всех будущих. Папа назначил дату похода: 15 августа 1096 года.

Заманчивые обещания и посулы сделали своё дело: уже восьмого марта многотысячные толпы крестьян отправились на телегах со своими семьями вдоль реки Дунай. Так они надеялись прибыть в Константинополь — место сбора всех крестоносцев. Зная, что Папа отпустит им все их будущие грехи, эти крестьяне беззастенчиво грабили и убивали жителей тех мест, по которым они проехали. Естественно, тем не понравилось, и крестьяне (три отряда, около 20 тысяч человек) были истреблены в Болгарии и в Венгрии. Ещё два отряда (14 тысяч человек), которыми предводительствовал амьенский монах Пётр, смогли добраться до Константинополя, так как Пётр удерживал своих подопечных от разбоя. Переправившись через пролив Босфор, эти два отряда двинулись вглубь Анатолии, но были разбиты наголову сельджуками. Пётр с остатками своего воинства вернулся в Константинополь, где незадачливые крестоносцы дождались отрядов рыцарей. Вместе с рыцарями крестьяне пошли на завоевание Иерусалима.

В августе в пустынных областях Анатолии и Сирии стоит жара. Рыцари, облаченные в железные доспехи, умирали от теплового удара. Крестьяне были в лёгких одеждах, но и они, привыкшие к мягкому среднеевропейскому климату, гибли от обезвоживания организма. К стенам Иерусалима подошло войско всего из 20 тысяч человек. После трехдневного штурма крестоносцы взяли город. Затем они устроили поголовную резню местного населения, не щадя ни женщин, ни детей. Герцог Лотарингии, Готфрид Бульонский, стал королем Иерусалима. Другие участвовавшие в крестовом походе герцоги и графы овладели другими городами Палестины и Сирии — Антиохией, Эдессой, Акрой. На Средиземноморском побережье образовалось несколько самостоятельных княжеств крестоносцев, формально подчинённых иерусалимскому королю.

Через несколько лет сельджуки вернули себе Эдессу. Папа Евгений III стал призывать к новому, Второму крестовому походу. В нём приняли участие два короля: французский Людовик VII и германский Конрад III. Крестоносцы добрались до Сирии, осадили город Дамаск, но так и не смогли его взять (об Эдессе и говорить нечего).

Между тем и арабы постепенно отвоёвывали потерянные земли. Их полководец Салах-ад-Дин (Саладин), став египетским султаном, вскоре овладел Иерусалимом. К тому времени (спустя почти сто лет после Первого крестового похода) в городе проживала много христиан. Саладин не убивал мирных жителей, он отпускал их на свободу за выкуп. За мужчину Саладин брал 10 динаров, за женщину — 5 динаров, за ребёнка — 1 динар. Те, за кого не вносили выкуп, попадали в рабство.

Саладин также занял почти всю Сирию и Ливан, и лишь города-крепости на побережье моря оставались в руках крестоносцев.

Папа Климент III начал говорить о необходимости нового, Третьего крестового похода. Папе удалось убедить отправиться в поход трёх королей: английского Ричарда I, германского Фридриха I и французского Филиппа II. Фридрих I в том походе погиб (утонул в речке Силеф по дороге в Палестину). Англо-французское воинство Иерусалим на взяло, но смогло (по договору с Саладином) приостановить дальнейшее наступление арабов на прибрежные княжества крестоносцев.

Поскольку Иерусалим и Гроб Господень оставались у мусульман, очередной римский Папа, Иннокентий III, выступил с призывом к новому, Четвёртому крестовому походу. До этого времени крестоносцы собирались, вооружались и отправлялись в путь за свои деньги. На Четвёртый поход желающих на прежних условиях не находилось, и Папа был вынужден выдать на осуществление задуманного им мероприятия деньги из казны римско-католической церкви. Так удалось собрать 25 тысяч человек, которых и погрузили на корабли. Но вместо того, чтобы приплыть в Палестину, они оказались под стенами Константинополя (1202 г.).

Крестоносцы основательно разграбили город. Обременённые награбленным добром, они не только отказались плыть далее в Палестину, но даже не пожелали возвращаться домой. Их предводитель, граф Балдуин Фландрский, уселся на константинопольский трон. Через год Балдуин был убит болгарами, которые ещё со времен Первого крестового похода весьма критически относились к крестоносцам.

Что оставалось делать Папе Иннокентию III? Он организовал поход детей. Десятки тысяч подростков устремились на спасение Гроба Господня. Многие дети погибли в пути, остальные попали в рабство.

Прошло всего пять лет после похода детей (и десять после начала Четвёртого похода), как новый Папа, Гонорий III, стал организовывать Пятый крестовый поход. Германский король Фридрих II, получив от Папы деньги, пообещал отправиться с вооружённым отрядом в Палестину. Но затем под разными предлогами откладывал своё выступление. Гонорий III уже умер, а Фридрих II и в поход не шёл, и денег не отдавал. Новый Папа, Григорий IX, заставил-таки Фридриха II отплыть в Сирию. Однако через три дня король вернулся назад: его якобы укачало в море. Рассвирипевший Папа отлучил германского короля от церкви. На Фридриха это не подействовало. А вскоре он договорился с султаном Алькамилом и получил во владение Иерусалим без боя. Разумеется, Фридрих II тотчас отплыл в Палестину, не боясь качки. (Когда Алькамил умер, новый султан принудил германского короля освободить Иерусалим).

Гроб Господень всё равно остался у мусульман. Пришлось римским Папам тратиться на новые крестовые походы, шестой поход оплатил Папа Григорий IX, Седьмой — Папа Иннокентий IV. Седьмой поход возглавил французский король Людовик IX, но он попал в плен к арабам, и жителям Франции пришлось собирать деньги, чтобы выкупить своего короля.

Анализируя причины своих неудач, Людовик IX пришёл к выводу, что в борьбе с мусульманами христианское воинство должно найти союзников. В это время на Среднем Востоке складывалось новое государство — улус монгольского завоевателя Хулагу, внука Чингис-хана. Хулагу уже покорил Персию, Закавказье, Месопотамию и — по мнению Людовика IX — должен был устремиться к побережью Средиземного моря. Французский король послал своего представителя, В. Рубрука, в столицу Монголии, город Каракорум. Великим ханом тогда был брат Хулагу, Мункэ. Рубрук предложил великому хану принять христианство. Возмущённый Мункэ потребовал от французов признать верховенство великого хана. Союз не состоялся.

Но уже через пять лет сами монголы предложили европейцам совместно воевать с арабами. Новый великий хан, Хубилай (тоже брат Хулагу), обратился с посланием к римскому Папе, Клименту IV. Тот организовал Восьмой крестовый поход, который возглавил всё тот же Людовик IX. Король умер во время похода, крестоносцы вернулись домой.

В начале XIV века Папа Климент V призывал к новому, Девятому походу, но тщетно: желающих так и не нашлось. К тому же арабы овладели Акрой — последним владением крестоносцев в Сирии.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я