Очередной выпуск книги серии «Исторический путеводитель» посвящен Казани. В путешествие по столице Татарстана и ее окрестностям читателей приглашает известный географ, писатель и краевед Ю.П. Супруненко. Пронизанная легендами и городским фольклором история города предстает на страницах путеводителя живой и увлекательной. Автор в занимательной форме рассказывает о домусульманской истории края, о Казанском ханстве, давней встрече двух культур – русской и татарской. Отдельные главы путеводителя посвящены богатому музейному наследию, основным достопримечательностям города, а также малым памятникам, многие из которых считаются местами силы и приносящими удачу объектами.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Казань. Между Востоком и Западом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Взгляд в прошлое
Значение Казани, как третьего города России (это, кстати, зарегистрированный бренд города), перекрестка торговых путей, ворот на Восток, объемно и точно выражено в словах А.И. Герцена, сказанных еще в XIX веке. «…это место встречи и свидания двух миров. И потому в ней два начала: западное и восточное, и вы их встретите на каждом перекрестке; здесь они… сдружились, начали составлять нечто самобытное по характеру. Далее на восток слабее начало европейское, далее на запад мертвеет восточное начало. Ежели России назначено, как провидел великий Петр, перенести Запад в Азию и ознакомить Европу с Востоком, то нет сомнения, что Казань — главный караван-сарай на пути идей европейских в Азию и характера азиатского в Европу».
Кроме подобных названий, Казань имеет такие официальные и полуофициальные ярлыки, как «столица российского федерализма», а также «столица всех татар мира» — при обилии национальностей здесь плодотворно приживаются начала федеративного устройства.
«Дивный город», «столица Востока» — так называли Казань средневековые путешественники, восхищенные ее архитектурой и местоположением. Сердце Казани — ансамбль крепости, что вот уже тысячу лет занимает самый высокий холм на реке Казанке. Как бы ни приехали в Казань гости, по Волге ли или по железной дороге, первым их встречает Казанский кремль. Вонзается в небо над городом башня Сююмбике, сияет куполами собор Благовещения, развевается президентский штандарт над дворцом и венчает панораму многоминаретная мечеть Кул-Шариф — образ возрожденной государственности Татарстана.
Еще в эпоху Волжской Булгарии, а затем и Золотой Орды город постепенно превращался в крупный политический и торговый центр Поволжья — столицу могущественного Казанского ханства. После же покорения Иваном IV Грозным Казань стала «восточными воротами Руси», столицей Казанской губернии. Экономическим центром региона она продолжает оставаться и в наши дни.
Казань в XVI веке. Гравюра А. Олеария
Благодаря целеустремленности большевиков и их активной пропагандистской работе Казань в 1917 году стала вторым городом после Петрограда, где произошел октябрьский переворот. Но тогда же разгорелись отчаянные бои за город между красными и белыми войсками. Путь на Москву для контрреволюционных войск был открыт, вот почему большевики бросили под татарскую столицу, тогда еще, впрочем, не обретшей этот статус, почти все силы, последние резервы. Эти бои, как пишут очевидцы, были «беспощадным экзаменом» для Красной Армии. Взятие Услона, этой господствующей высоты над окрестностью Казани, решило судьбу города. После решительных боев белые были сброшены в Волгу. А Казань, занятая белогвардейскими войсками, подвергалась даже обстрелу с красноармейских миноносок, причем достаточно точно и удачно, с разрушением многих зданий, где располагались различные учреждения штаба контрреволюционных сил. Наконец, 11 сентября 1918 года красноармейские части вошли в город. Так закончился очередной этап борьбы за Казань. В годы Гражданской войны, ожесточенных противостояний столичные учреждения были эвакуированы в Казань. Так случилось и с Военной академией Генерального штаба (бывшей Императорской); когда город был захвачен белыми частями, первый состав «красной» академии, все преподаватели и слушатели перешли на сторону Белого движения, при сдаче города они ушли с армией Колчака на восток, забрав с собой все архивы. Покинуло обжитые места и немало горожан, напуганных большевистским разгулом.
В 1918 году Казань на время стала эпицентром событий на Восточном фронте, переходя из рук чешских легионеров и белой армии в руки красных и обратно. Сохранившиеся телеграммы Владимира Ленина тех лет показывают, какое значение придавалось взятию Казани. Именно здесь Л. Троцкий в напряженные для советской власти дни впервые применил «децимацию» — расстрел каждого десятого из состава частей, отступающих с позиций под натиском противника.
В годы Великой Отечественной войны в Казань переместились многие предприятия из центра (в том числе Московский авиазавод имени С.П. Горбунова, Воронежский моторостроительный завод), переведена часть Академии наук СССР. А жилищный фонд приютил беженцев, из числа которых на несколько лет сформировалось тыловое братство на татарской земле. Пронзительные и теплые воспоминания оставила о городе Вера Михайловна Инбер, интересный прозаик, поэт и журналист, творческий путь которого начался еще до Октябрьской революции.
«Каждый колос — удар по врагу!». Агитационный плакат, напечатанный в Казани в 1942 г.
Писательница пережила Ленинградскую блокаду и в июле 1942 года приехала в Татарию, где в эвакуацию жила ее дочь. Вот строки из ее дневников: «Казань сейчас — это не только столица Татарии. Это частица Москвы, это воспоминание о Ленинграде, память о Киеве. Московские, ленинградские, киевские люди переполняют казанские улицы, живут здесь и работают. Происходят неожиданные встречи. Казань, как и все остальные города нашего Союза, находится в центре событий. Она связана с фронтом одной волей, одним дыханием».
Добулгарская история
Волжские булгары оставили столь значительный след в летописи края, что, кажется, до них здесь никто не обитал. Археологические раскопки свидетельствуют об обратном. Благоприятные природно-географические условия района современной Казани издавна, еще задолго до появления булгар, привлекали перобытных обитателей. Находки археологов подтверждают эти предположения.
В 1990-е годы посредством раскопок проводилась довольно обстоятельная проверка содержащихся в письменных источниках сведений. До этого подобные исследования предпринимались дважды — Н. Калининым в 1950-х и А. Халиковым в 1970-х годах.
Николай Филиппович Калинин, крупный знаток средневековой Казани, изучил три археологических памятника в пределах современного города: Зилантовского городища, Кабанского городища и Казанского кремля. По его мнению, первые два памятника вполне могли претендовать на место первоначальной Казани, существовавшей до окончательного переноса ее на современный Кремлевский холм.
На Зилантовой горе Н. Калинин обнаружил всего несколько фрагментов позднебулгарской керамики и обломок кирпича с голубой поливой. Название горы он связывал с татарскими легендами об обитании множества змей и крылатого змея Зиланта на месте будущей Казани.
Археологические разведки Кабанского городища выявили слабые следы оборонительных укреплений, а также мусульманского кладбища с надгробиями булгарской принцессы Алтын-Бертек (1297) и эмира булгарского Хасан-бека (конец XIII века).
А.Х. Халиков
В 1971–1978 годах раскопками Казани занимался профессор Альфред Хасанович Халиков. Он искал местоположение протогорода и пытался установить определенное время его возникновения. В районе знаменитой башни Сююмбике и у так называемого Тезицкого (Купеческого) рва ученые обнаружили следы древнейшей оборонительной стены — остатки земляного вала, укрепленного какими-то деревянными конструкциями. Крупным успехом стало открытие белокаменных укреплений домонгольской Казани второй половины XII столетия — периода обострения отношений Волжской Булгарии с Владимиро-Суздальским княжеством. Многие ученые отнеслись тогда с недоверием к столь ранней датировке, но А. Халиков оказался все же прав. В этом ученые убедились, раскопав продолжение белокаменной стены по восточному краю Кремлевского холма в 1995–2000 годах.
Исследования продолжились в связи с планами реставрации исторических памятников Казанского кремля. Они ведутся и по сей день. Появились хорошо датируемые артефакты, порой уникальные свидетельства.
В древнейшем слое была обнаружена красноглиняная гончарная посуда из мелкопесочного субстрата (горшки, кувшины, миски, чашки, тарелки), украшенная широким лощением и линейно-волнистыми узорами. Ее изготавливали булгары в X — начале XIII века. Так неоспоримо установлено время появления пограничной крепости Волжской Булгарии на рубеже X–XI веков. Найдена также сделанная вручную архаичная посуда, как правило, подправленная на гончарном круге. Исключительный интерес представляет бронзовая накладка, элемент конской сбруи, обнаруженная в районе мастерской кожевенника ханского времени.
Сенсации нумизматов
У кремлевских стен на берегу Казанки городские мальчишки часто находят старые монеты. Кому как повезет — это одно из увлечений детворы. Но вот специалисты наткнулись на поистине сенсационную находку. За пределами древнейших стен, в нижней части склона кремлевского холма на глубине около трех метров был найден обломок монеты — дирхема. Арабские дирхемы не относятся к числу редких находок в булгарских памятниках, однако значение этой находки для Казани велико. Половина монеты с надписью, содержащей сведения о месте ее чеканки и имени правителя, обрезана. Специалисты-нумизматы определили время ее изготовления первой половиной X века. Так возраст Казани придвинулся к тысячелетнему рубежу.
Поистине сенсационной находкой оказалась чешская монета, обнаруженная в районе Благовещенского собора в Кремле. На лицевой стороне монеты, вокруг креста, читается надпись «князь Вацлав» и «город Прага». Эксперты выяснили, что произведена она в XI–XIII веках!
Правда, оппоненты склонны сомневаться, что одна монета может служить поводом для установления возраста целого поселения. Да и как-то очень уж удачно и вовремя на территории Казанского кремля нашлась чешская деньга из свинца, датируемая 1005 годом (предположительно считается, что чеканка относится к 929–930 годам). Были и другие артефакты, правда, с менее явной датировкой: накладка венгерского типа, женские бусы. По официальным утверждениям, к изучению находок привлекли несколько десятков российских и международных специалистов. Большинство высказали свои положительные суждения. Этого оказалось достаточно. Сомнения остались без внимания, научной и важной в государственном плане дискуссии не последовало.
Демократическим властям суверенного Татарстана ничего не оставалось, как без особых раздумий прибавить тысячу лет и подать заявку в федеральный бюджет о праздновании в 2005 году круглейшую дату города. А заодно выбить инвестиции на прокладку метрополитена и строительство моста Миллениум через Казанку — так архитектурно застолбили почтенный возраст татарской столицы, чтобы и у потомков не было сомнений в достоверности исторически зыбких документов. Появились площадь Тысячелетия и парк Тысячелетия, в массовое сознание подспудно внедряется, что цивилизация чуть ли не пошла с берегов Волги… В Казани до сих пор помнят публичные слова известного в республике архитектора: «За этот юбилей нас еще всех будут судить». И ведь сказанные не в запале, а взвешенно и обдуманно… Были и резкие комментарии историков, которые утверждали, что существование Казани раннее XIV века — это «исторический блеф». Интернет, не терпящий никакой цензуры, запестрел заголовками: «Древнечешская монета из Казани», «Кто сказал, что Казани — 1000 лет?», «Казанский историк: “1000-летие Казани” не имеет ничего общего с исторической реальностью». На пессимистические размышления настраивает и то, что вслед за юбилеем города и празднованием принятия ислама на территории нынешней России здесь активно отметили также добычу трехмиллиардной тонны нефти в республике. Получается, что события равнозначные, однопорядковые — и духовность, историческая достоверность, и материальные блага…
С берегов Казанки начала свой рост Казань
Все уже начали забывать, что даже 800-летний юбилей Казани в 1977 году с трудом обосновывали власти автономной республики. Скажем прямо: cлишком мало исторически обоснованных сведений для столь громких заявлений. И здравомыслящие политики, а за ними и трезвые скептики нет-нет да и усмотрят в таких «местнических инициативах» простое соперничество между регионами. А кое-кто даже видит в этом «бесшабашные празднования», «юбилейное безумие». Невольно вспоминаются 525-летие вхождения Мордовии в Россию, 350-летие Иркутска, 450-летие вхождения Башкирии в Россию, 1000-летие Казани…
Претендовать на строительство метрополитена Казани позволило значимое событие еще в 1979 году — рождение миллионного жителя. Но официально указ о подземном строительстве был подписан только в 1996 году. Сам же метрополитен в татарской столице торжественно открыли 27 августа 2005 года во время празднования Тысячелетия города. Казанская подземка поражает своей необычностью и яркостью, оформлением в фольклорном стиле с использованием русских и татарских орнаментов. Проезжая в метропоезде, вроде бы и не замечаешь местной специфики: в вагонах Мытищинской сборки та же бегущая строка, как и везде, те же проходы и сиденья; только голос диктора с необычным тембром и татарскими названиями, да тревожными предупреждениями о возможных терактах. С интересом прислушиваешься: Сукно бистасе — Суконная слобода, остальные понимаешь без перевода — Козья Слобода, Кремлевская, площадь Тукая, Аметьево, Горки, проспект Победы. Особенно поражают мозаичные панно на темы татарских сказок и легенд на станции Кремлевская, а также стеклянные фото городов-героев на окраинной станции. С пуском 6-й и особенно 7-й станций одной линии метрополитена «Проспект Победы» и «Козья Слобода» пассажиропоток в метро резко увеличился, в среднем достигая 75 тысяч человек в день и даже 105 тысяч — в пиковые дни. В 2013 году, ко дням Универсиады, планируется завершение еще трех остановок: Декабристов, Московская, Заводская.
Кроме продления первой линии метро, к этому масштабному событию предполагается коренная модернизация транспортной инфраструктуры города, включая сооружение более десяти развязок и нескольких десятков пешеходных переходов, запуск аэроэкспресса, радикальное обновление аэропорта «Казань», строительство транзитного железнодорожно-автобусного вокзала, дальнейшее обновление подвижного состава наземного общественного транспорта. Хотя уже и сейчас городское общедоступное сообщение неплохо развито. Бросается в глаза обилие на улицах красных автобусов, подходящих регулярно — движение их отслеживается с помощью автоматизированной системы, основанной на спутниковой навигации. Только потом узнаешь, что это местная фишка и Казань обрела определение как «город красных автобусов» и завоевала национальную транспортную премию «Золотая колесница».
Но никого не смущает, что рядом с якобы тысячелетней Казанью, которую историки уже официально окрестили «Новым городом», располагается «Старая Казань» по возрасту на два века моложе — древнее городище, где обитали этнические предки татар. Это место находится в 40 км от нынешней татарской столицы, на правом берегу Казанки; развалины древней Казани — Иски-Казань располагаются на горе, которая во все времена служила защитой от непрошеных гостей.
Замечательный человек, ученый-естествоиспытатель, врач, краевед, собиратель памятников старины К.Ф. Фукс (1776–1848) оставил свои комментарии по поводу древней столицы татар. «До царствования хана Золотой Орды Туктамыша (1380) мы ничего не знаем о городе Казани. Нет памятников, кои могли бы здесь решить что-нибудь. Небольшое число надгробных камней, там и сям попадающихся в верховьях Казанки (Иски-Казань. — Ю.С.), принадлежат позднейшим временам. Весьма замечательно и то, что из множества монет, найденных в здешних местах, нет ни одной, на которой была бы помянута Казань».
С чего начинался ислам?
Еще в Х веке народы Волжской Булгарии приняли единую веру Ислам. Это помогло сплотить многочисленные племена в нацию. Так закладывалась государственность татарского народа, позже эволюционировавшего через Золотую Орду в Казанское ханство. Геополитически это было выгодное место. Отсюда открывались ворота из Европы в Азию, на Средней Волге имело место пересечение торговых путей: Великого Шелкового и Великого Волжского, что позволяло западным торговцам открывать этот богатейший край и сотрудничать с ним.
Казанские татары. Фото 1885 г.
Волжская Булгария образовалась после переселения в целом кочевого народа булгар с междуречья Волги и Дона. Принятие ислама происходило во времена правления булгарского хана Алмаза (Алмыша), получившего по мусульманской традиции имя Джафара ибн Абдаллаха. В 922 году хан Алмыш (Непобедимый) в поисках военной поддержки против воинственных хазар приглашает посольство из Багдада и официально объявляет ислам государственной религией. Это событие запечатлено на монетах того времени. Такая серебряная денежная единица выпускалась в Булгаре и Суваре на протяжении всего Х века. Большая часть населения подчиняется официальным требованиям, строятся мечети, проводятся службы; но вот часть людей из племени Сувар остается верной заветам предков и не уходит от языческого поклонения — впоследствии из этих идолопоклонников сложилась своеобычная нация чувашей.
На гербе Татарстана изображен крылатый снежный барс на красном фоне. Откуда пошло это изображение?
Одно из самых древних и прославленных булгарских племен называло себя «барсилы»: барс, по их представлениям, был их родичем и другом. Именно представители этого племени поднялись впоследствии на царский трон Волжской Булгарии. Самые древние изображения могучего барса с солнцем на спине и одним рогом на лбу донесли до нас образ «владыки вселенной». Окружность, по которой шагал барс, означала безграничность его владений и бесконечность времени его правления, или по более широкой трактовке — вечность жизни и непрерывность движения. Сам же гербовый герой символизировал избранность, благородство, счастье. После принятия Волжской Булгарией ислама на гербе появились знаки святости: вместо рога — крылья.
Древний Болгар. Старое фото
Фигуру Ак Барса можно увидеть и в таком необычном виде
Образ барса с тех пор стал главной фигурой герба Республики Татарстан. Острые зубы и когти символизируют способность постоять за себя, поднятый хвост свидетельствует об уверенности и независимости (а не то, о чем вы подумали, заметят скептики), а изображенный на боку крылатого барса восьмилепестковый цветок астры выражает процветание и долголетие; поле герба — красное, цвет восходящего солнца. Все это вписывалось в геральдическую символику Руси и Европы: это животное издавна символизировало отвагу, свирепость, готовность сразиться с противником даже в одиночку — то есть те свойства, которые необходимы молодой нации для завоевания своего жизненного пространства. Стилизованная кошка с поднятым хвостом и гордой выправкой — очень известное изображение в республике, не зря оно стало символическим знаком знаменитой хоккейной команды «Ак Барс».
Оказавшись в районе устья Казанки, булгары-торговцы достойно оценили выгоды местности и основали здесь поселение, которому было суждено в дальнейшем стать крупным экономическим, политическим и культурным центром обширного Поволжско-Приуральского региона.
В 985 году Киевский князь Владимир организовал большой русско-половецкий военный поход на Камскую Булгарию и остатки Хазарии. После этого был подписан первый договор Киевской Руси с Волжско-Камской Булгарией. Годом позже с берегов Волги Киев посетило посольство с предложением русским принять от булгар мусульманскую веру. Интересно, что, по свидетельству русских летописей, причиной отказа Владимира от принятия ислама послужил запрет употребления мусульманами вина и свинины.
После монгольского нашествия население Волжской Булгарии переместилось в северные районы. Но с восстановлением жизни и с наведением общественного порядка, строя и торгуясь, Казань стала важным политическим и экономическим центром Поволжья, постепенно превратилась в крупный торговый и ремесленный центр.
В 1240 году после двух восстаний Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды. Но и после этого недовольства на вновь присоединенных территориях продолжались, ордынцам приходилось силой усмирять непокорных булгар. Но вот Золотая Орда распалась, и образовалась лоскутная «псевдоимперия», в ее состав входило и Казанское ханство. В Казань переселилась небольшая орда Махмутека в количестве порядка 4 тысяч человек, которые, конечно, не могли коренным образом повлиять на этническую ситуацию в регионе. Для людей того времени данное государство продолжало именоваться Волжской Булгарией или Булгарским царством, а подданные его — булгарами; не случайно после взятия Казани Иван Грозный прибавил к своим титулам звание царя Булгарского, а не Казанского или Татарского.
Восточный мавзолей
Как пишет известный татарский историк и философ, а также мусульманский просветитель и член Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете Шигабутдин Марджани (1815–1889), «из-за многочисленных смут и бед, обрушившихся на Булгарию, ее прежнее благополучие пошло на убыль, постепенно все это перешло на Казань, которая и стала наследницей всего этого былого величия…» И далее дотошный знаток истории татарского народа комментирует: «После объединения всех земель название “магул” как название рода вышло из употребления, осталось название “татар” как общее название для всех племен, хотя, по существу, основной род — монгольский… У населения Булгара… закрепилось лишь название “татар”». Современные специалисты считают, что Ш. Марджани правильно понимал вопросы этнонимов; его толкование терминов «татар», «монгол», «кипчак» не потеряло значение и для современной исторической науки.
Исторические документы свидетельствуют, что Казань была основана как пограничная крепость на севере Волжской Булгарии; в XIII–XIV веках поселение пошло в рост и стало важным политическим и торговым центром в составе Золотой Орды. Первое письменное упоминание о городе встречается в известном Рогожском летописце: «В лето 6899 (1391)… Того же лета новгородци Новагорода Великаго да и устьюжане гражане и прочии к тому совокупившиеся выидоша в насаедахи в ушкуеках рекою Вяткою на низ и взяша Жукотин, и пограбиша весь, и Казань, и пакывыидоша на Волгу и пограбиша все всех, и тако поидоша прочь». В этой летописи Казань уже названа центром одного из султанатов, наряду с Болгаром. В тот же период началась чеканка собственных монет с указанием места чеканки — «Булгар аль-Джадид», то есть Новый Булгар.
Уже к середине XV века Казань, расположенная в 140 км севернее первой столицы города Булгар (Булгара Великого) на пересечении торговых путей между Востоком и Западом, занимала важное место в международной транзитной торговле по Великому Волжскому пути. Особенно тесные торговые связи сложились с Москвой, Крымом, Турцией и рядом других регионов.
Таким образом, Казань ведет свое происхождение от полулегендарных времен Волжской Булгарии. Возникнув на перекрестке «цивилизационных транзитов», это государство-ханство со столицей Булгаром-Казанью стало самым северным регионом распространения мусульманства в мире. После распада золотоордынской государственности эта территория становится, ни много ни мало, одним из геополитических центров Евразии. Даже московские князья платили какое-то время дань казанским ханам, за немалые деньги выкупали русских пленных заложников. Военное присоединение Казани к Москве прекратило подобную практику, обозначило новый вектор формирования межэтнической евразийской государственности.
Летом 2012 года на земле, где впервые на Руси был добровольно принят ислам как государственная религия (922), побывал президент РФ В.В. Путин. Из его слов, «государство много задолжало традиционным конфессиям»… Он с интересом осмотрел мусульманский культурный памятник и одновременно музей-заповедник в древнейшем городе Средней Волги Болгаре. В X–XI веках это была столица Волжской Булгарии, одного из крупнейших раннефеодальных государств Восточной Европы, а затем в XIII–XIV веках — первой столицей Золотой Орды. Экскурсию по Болгару для Путина провел председатель попечительского совета Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Татарстана, экс-глава республики Минтимер Шаймиев. Здесь же был продемонстрирован и экспонат, доступный с недавних пор для свободного обозрения. Самый большой в мире печатный Коран (изготовлен в Италии) располагается теперь (до этого находился в мечети Кул-Шариф в Казанском кремле) в специально построенном для него здании, торжественно открытом 21 мая 2012 года в дни празднования Дня официального принятия ислама Булгарией. Книга имеет вес 800 кг и размер 1,5 на 2 м, содержит страницы из шотландской бумаги, облечена в обложку из малахитов, фианитов, полудрагоценных камней, яшмы, сусального золота, серебра и др.
Болгар был не только мусульманским центром, но и торговым перекрестком в X–XIII вв. Сюда тянулись итальянские дожи и китайские купцы, скандинавские викинги и русские князья (не память ли о былых связях подтолкнула современных итальянских мастеров взяться за изготовление самого большого Корана?).
Древний Болгар
Ныне этот древний город известен не только как музейный комплекс, но и как «Северная Мекка» — сюда ежегодно совершаются паломничества мусульман. Хадж в уникальную сокровищницу культуры и истории татарского народа происходит 12 июня; поклонение святому месту с историко-краеведческим обогащением относится к событийному и паломническому туризму и насыщено праздничной атмосферой. Для мусульман это считается «малым хаджем»: Болгарский заповедник расположен недалеко от Казани, в 120 км.
Это один из немногих, если не единственный в своем роде историко-архитектурный комплекс поволжских татар. Он расположен на обрывистом левом берегу Волги и представляет собой не только культурную жемчужину первой величины, но и сокровищницу знаний по богатой истории края и народов, проживающих здесь. Величественно возвышается и издалека видна главная мечеть аль-Джами. Заповедник является объектом исторического и культурного наследия федерального значения и особо ценным объектом культурного наследия Республики Татарстан. В 1998 году Болгарский историко-культурный комплекс включен в предварительный Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО (так называемый список ожидания).
Волжские булгары, придя на эти земли, активно их осваивали: распахивали поля, выкорчевывали леса, строили новые селения и города, занимались ремеслами, торговали с соседями. «Страна городов» — так называли эти земли средневековые путешественники, и городов здесь было немало, более 250. Их развалины сегодня стали археологическими памятниками тех далеких времен.
Находки, обнаруженные на территории Болгара
Великие Булгары, чей Ага-Базар знали в Европе, куда шли торговые караваны за пшеницей, мехами, кожаной обувью-ичигами, ювелирными изделиями и многим другим, чем славилась булгарская земля, чьи жилые кварталы и улицы прятались в тени садов, окружавших дворцы, сегодня предстают перед нами как огромный музей под открытым небом. Столица волжских болгар долгое время носила название Куйбышев-Татарский, недавно ей вернули родное название Болгар (Булгар).
Благодаря исключительно выгодному географическому положению на пересечении торговых речных и сухопутных дорог, город быстро превратился в крупнейший торговый центр. Стояли здесь дворцы правителей, знати, мечети и караван-сараи, медресе и библиотеки. Их окружали кварталы ремесленников и торговцев, базары и площади, заполняемые днем и пустевшие ночью.
Однако в эпоху монгольских завоеваний город не раз был разрушен, в огне погибли многочисленные библиотеки и дворцы. Позже Великие Булгары не раз отстраивали заново, но прежнее могущество ушло безвозвратно. Эстафету центра страны приняла Казань.
Сегодня здесь можно видеть многочисленные памятники истории: руины Соборной мечети и Большой минарет, Ханскую усыпальницу, Северный и Восточный мавзолеи. Недалеко в поле возвышается Черная палата, о которой сложено множество легенд, но точное ее назначение так и не определено. Еще чуть дальше высится 16-метровый Малый минарет и несколько мавзолеев, недавно отреставрированных.
Многое сохранилось здесь благодаря указам Петра I и Екатерины II, их обмерял и описывал юный Гавриил Державин. Ныне все эти объекты — интереснейшие археологические памятники и место паломничества мусульман России.
Художник и путешественник середины XIX века, трудолюбивый этнограф и востоковед, автор альбома с видами Казани и окрестностей, а также книг воспоминаний («Россия на границе с Азией») Э.П. Турнерелли оставил примечательные строки об этом крае. Он с удовольствием отмечал, что «город Казань единственный в мире, который обладает университетом, где соединяются в таком большом количестве персы, монголы, турки, татары, армяне и прочие. Студенты, изучающие восточные языки, благодаря такому скоплению народностей, имеют то преимущество, что они все равно что изучают язык какого-либо народа в его собственной стране». В целом Турнерелли внес немалый вклад в историографию Казанского края.
Минарет Волжского Болгара
На развалинах Болгара ученый-путешественник заинтересовался высокой башней, называемой «большой колонной» или «круглой башней» (минаретом), вершина которой оканчивается конусом, увенчанным полумесяцем. «Несмотря на тысячу лет, которые пронеслись над ее головой, она мало пострадала от времени и стихий и до сих пор остается памятником могущественного народа, ее соорудившего». Не осталось незамеченным Турнерелли, что из-за слабости земли или камней, из которых устроен фундамент, минарет, подобно известной пизанской башне, значительно отклонялся в одну сторону. Каменная лестница, устроенная внутри башни, вела на самый верх. Вблизи входа обращал на себя внимание громадный камень, на котором путешественники выгравировывали свои имена; так что традиция оставлять свои автографы повелась издавна. Среди полустертых букв можно было разобрать и имя Петра Великого, посетившего Булгары в 1722 году.
Постепенно бывшая столица татар приходила в запустение. Вот как описывал ее состояние в XIX веке писатель В.И. Немирович-Данчеко, младший брат известного деятеля театра. «Развалины Болгар окружены остатками вала и рвов. Кое-где встречаются остатки минаретов и башен. Долгое время самое место это было всеми забыто. Густой лес скрывал под собой могилы павшего народа. Петру Великому мы обязаны расчисткой заповедных рощ. Он же приказал свято беречь развалины, отнюдь не расхищая их. К сожалению, запрет этот вовсе не исполнялся и не исполняется. Между развалинами разведены пашни; камни и надгробные памятники с армянскими, турецкими и арабскими письменами берутся на постройки. Некоторые могилы пользуются еще суеверным уважением казанских татар, поклоняющихся праху мохамедан, здесь погребенных».
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Казань. Между Востоком и Западом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других