Наука побеждать для начинающих предпринимателей

Юрий Яворский

Книга о том, способны ли вы создать собственный бизнес и как правильно надо начинать своё дело, если вы на это уже решились.Многочисленные советы автора в примерах из практики 25 лет личного опыта предполагают работу над ошибками, если вы уже в бизнесе, и содержат рекомендации: как не совершать типичные ошибки, не заблуждаться, начитавшись американских книг, и не верить в мифы, создаваемые теоретиками от бизнеса.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наука побеждать для начинающих предпринимателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Один из ста

Бизнес — это искусство.

Для того чтобы реализовать себя в предпринимательстве, необходим талант, такой же по напряжению и насыщенности, как, например, военный, спортивный или музыкальный. Но особенность предпринимательского таланта в том, что он «всеядный»: нет сферы жизни, где он бы не требовался. В равной степени в нём нуждаются культура и спорт, экономика и политика, образование и финансы.

Как утверждают учёные, только четыре процента жителей Земли — четыре человека из ста — особо одарены и талантливы. Они могут не иметь высших оценок в школьном аттестате, могут даже не окончить вуз, но у них есть природное чутьё на успех, интуиция, здравый авантюризм, смелость первооткрывателя и отсутствие страха перед неизвестностью. Такие люди не унывают, а неудачи лишь усиливают их настойчивость в достижении поставленных целей. При этом те же исследователи говорят, что только один из этих четверых по-настоящему талантлив как предприниматель.

Я не эксперт в данной области, и эти цифры с удовольствием сам бы подверг тщательной проверке. Но вспомните свой выпускной класс или университетскую группу: сколько в среде ваших одноклассников или однокашников успешных, в чем-то талантливых? И вы убедитесь — не более четырёх процентов, и при этом лишь один из них наиболее талантлив и успешен как предприниматель. Вспомните свой класс или студенческую группу!

Почему я делаю упор на этот математический расклад? Потому что убеждён: свои закономерности есть не только в точных науках. В науке подготовки предпринимателей, которая уже возникла и развивается, таковые тоже имеются. Из 100 тысяч человек населения города понастоящему талантливыми предпринимателями может стать только тысяча.

Известно, что малый и средний бизнес создаёт в среднем до пятидесяти рабочих мест. Значит, в городе с населением в миллион человек должно плодотворно работать не менее десяти тысяч предпринимателей, которые способны создать до 500 тысяч рабочих мест, обеспечивая занятость всего работоспособного населения. Жаль только, что реализация таких расчётов в России подлежит коррекции из-за чиновничьего беспредела и коррупции.

Оцените себя и свои способности: готовы ли вы самостоятельно идти по пути, полному неожиданнотей и неопределённостей? Готовы ли к сознательному ограничению собственной свободы и законодательным ограничениям? Готовы ли двигаться вперед сквозь череду успехов и потерь? Готовы ли к смене круга общения и возможной потере близких друзей, которые не пойдут за вами в бизнес? Словом, как уже говорилось: есть ли у вас амбиции, соревновательный дух, желание быть лучшим в своей области?

Равнодушный никогда не станет предпринимателем. Истоки успеха в бизнесе лежат в нематериальной сфере, поэтому к «равнодушным» можно отнести и тех, кто добился определённых успехов, заработав дом в престижном районе, статус, имя и на этом остановился. А между тем перечисленные блага — вторичные факторы, следствие успеха, а не его движущие силы.

Если вы, в принципе, равнодушны к процессу, если вам удобнее быть ведомым и получать распоряжения, а не отдавать их, если вы пытаетесь ограничить себя узким кругом задач и обязанностей, то вы вряд ли сможете стать настоящим предпринимателем. Даже быть лидером — недостаточно. Да, предприниматель — всегда лидер, но не каждый лидер может стать предпринимателем.

Изучая различные, в том числе зарубежные, бизнесы, я неоднократно сталкивался с тем, что прибыль многих предпринимателей зачастую не превышает гонораров, которые получают менеджеры больших государственных или крупных частных предприятий. Спрашивается: зачем же мучиться, рисковать, недосыпать, ради чего? Не каждый захочет честно ответить на этот вопрос, но я знаю секрет — всеми предпринимательскими процессами руководят амбиции. Лучше быть первым за меньшие деньги, чем вторым за большие, — вот что движет теми, кто решил создать свой бизнес! А просто лидеры стараются работать в пределах своей компетенции и в рамках определённых правил игры.

— Практика бизнеса —

…Когда я был уже состоявшимся предпринимателем, меня пригласили на работу в крупную корпорацию. Я принял предложение, поскольку такой опыт был интересен для самореализации, для исследования собственных ощущений: готов ли я работать под чьим-то контролем в пределах созданных правил? Очень хотелось очутиться внутри огромного корпоративного механизма, чтобы понять уровни свободы и ответственности топ-менеджера.

Я мгновенно увидел огромное количество недостатков в негибкой и консервативной системе. Мне было очень некомфортно: грустно видеть, как долго формируются решения, как интриги и искусственно рождённые препятствия мешают реализации эффективных и полезных предложений. Однако одновременно с этим я увидел и десятки лидеров (менеджеров и топ-менеджеров), которые чувствовали себя в этой среде как рыбы в воде. Мы с ними говорили на разных языках: я хотел получать прибыль от каждого процесса, предлагал многое изменить; они же действовали строго в рамках предписанных обязанностей, пока высшее руководство не ставило перед ними иные задачи; главное — точно и в срок сделать то, что предписано, в остальном они руководствовались принципами «не навреди», «не торопись выполнить первое распоряжение, возможно, второе его отменит», «не надо бежать впереди паровоза».

Я понял, что среда корпоративного бизнеса — не моя. Зато это позволило укрепить убеждение: быть самостоятельным предпринимателем для меня более комфортно, чем быть руководителем в огромной корпорации.

Впрочем, не только предприниматели пробуют себя на различных должностях в средних, больших и громадных корпорациях. Очень часто бывает наоборот: состоявшиеся топ-менеджеры принимают решение стать предпринимателями. Как правило, изначально это бизнесы-присоски, через которые бывшие «топы» начинают либо поставлять прежнему работодателю материалы и оборудование, либо становятся посредниками в услугах (или поставках готовой продукции) для этой корпорации. Почему так происходит, вполне понятно: клиенты наработаны, поставщики известны, часть сотрудников уже «завербована».

При определённых условиях этот процесс может перерасти в сильный бизнес. Но нередко такой предприниматель становится калифом на час. Всё зависит от него самого. Если бывший «топ», желающий стать настоящим предпринимателем, увидел реальную рыночную потребность, а не воспользовался коррупционными связями или криминальными схемами, значит выбрал правильный путь. Однако бизнес будет крепнуть и развиваться только в том случае, если будущий собственник при открытии своего дела начнёт вкладываться в личное обучение и в обучение персонала, в оборудование и развитие бизнес-процессов. В противном случае все шаги окажутся безрезультатными.

Но при этом, если уж мы заговорили о «топах», важно помнить: когда ведущие управляющие в бизнесе вдруг хотят покинуть его ради создания своего собственного дела, у этой медали есть и оборотная сторона.

Для предпринимателя уход ведущего «топа» — всё равно что удар по самому больному месту: это всегда не вовремя, смена не подготовлена, клиентов удержать нечем. Да и поставщики не обязательно будут руководствоваться старыми и добрыми отношениями: «бизнес есть бизнес — ничего личного».

Сразу становится очевидным — нужно было доверять, но не всё: полное делегирование полномочий только помогло возникнуть и окрепнуть предательству «топа». Нужно было готовить замену, но не хотелось обидеть недоверием, нужно было чаще проверять, но боялся испортить отношения излишней подозрительностью — через это проходит практически каждый предприниматель. Топ-менеджеры предают, крадут идеи, копируют ноу-хау, воруют ценные материалы или деньги. И нет рецептов, способных уберечь от таких ситуаций на сто процентов; защищаться нужно только через комплексный подход, а именно: постоянная работа с кадрами, система контрактов, внутренний мониторинг проблем собственного бизнеса. И это далеко не полный перечень профилактических мер и предупреждающих мероприятий.

— Практика бизнеса —

…В семнадцать лет я подрабатывал, как и многие мои сверстники — кто на стройке, кто на сборе урожая, кто на разгрузке вагонов. Я месил и подавал раствор каменщику: сначала для одного, затем для двух, через неделю успевал быть подмастерьем у трёх каменщиков одновременно. Хотелось заработать, и здоровье позволяло.

И вдруг объявили набор в бригаду на Одесский рубероидный завод. Я записался и поехал. В первый же день я начал скучать на своём участке работы: в обязанности входило всего лишь периодически заливать ведро белой маслянистой жидкости под названием «кагалин» в ёмкость, через которую ползла лента будущего рубероидного рулона. Тогда я решил параллельно освоить соседнюю операцию, а затем стал работать и в две смены. Буквально через неделю я успевал уже делать пятнадцать операций на конвейере длиною 100—150 метров.

Прошёл месяц. К тому времени, кроме двух смен, я ещё по нескольку часов грузил вагоны с рубероидом. За все виды работ получал отметку в табеле. Уже подсчитывал, сколько заработал. И вот пошёл получать расчёт, а в ведомости начислена только часть денег. Три дня мастера двух смен отсылали меня друг к другу, пока я не сдался. Поехал на вокзал — злой и разочарованный. Но 200 рублей (из причитающихся 450) я все-таки имел в кармане и решил заглянуть на знаменитый одесский рынок «Привоз», чтобы домашним купить подарки. И там попался на элементарную мошенническую удочку: подброшенный свёрток (в котором, на первый взгляд, денег на легковую машину, не меньше), драка, суматоха, отданные, как во сне, кровные 200 рублей, и в руках «кукла» из нарезанной бумаги всего с двумя настоящими червонцами. Как я возненавидел тогда Одессу с её «Привозом»! И как же я был благодарен ей впоследствии, когда стал предпринимателем, за то, что узнал, какими хитрыми и несправедливыми могут быть люди, и что подобные случаи меня не смогут сломить.

Многое в бизнесе делается на доверии, и чем вы крепче становитесь на ноги, тем больший размер доверия вам необходим. Это касается и денежных сумм, и контрактных обязательств: порой предприниматели передают друг другу значительные материальные средства без расписок, под честное слово.

Никогда не пытайтесь прокладывать себе путь в бизнесе мошенничеством или манипуляциями. Доброе имя зарабатывается годами, а потерять его можно в один миг.

Предприниматель, как правило, сильнее большинства окружающих его обычных людей — тех, кто с завистью смотрит на его способность организовывать собственный бизнес. Многие из них мечтают попробовать себя в предпринимательском ремесле. Поэтому так важно быть предельно порядочным и корректным не только с коллегами по бизнесу, но и с теми людьми, которые просто находятся рядом.

— Практика бизнеса —

…В начале предпринимательского пути мой коллега (сейчас он крупный бизнесмен) попросил срочно выручить его — одолжить комплект кожаных сидений для тюнингового автомобиля, которые изготавливали мои мастерские. И я одолжил под честное слово рассчитаться.

Когда время истекло, он предложил мне взамен не деньги, а бартер (в девяностые годы практиковался обмен товарами) — пятиступенчатую коробку передач. Хотя по деньгам я явно проигрывал, синица в руках лучше — пришлось согласиться. Его сотрудник привёз коробку передач, мы положили её на склад. Спустя некоторое время она понадобилась для установки на очередной тюнинговый автомобиль. Каково же было разочарование, когда выяснилось: внутри коробки все шестерни старые и даже не собранные как положено. Со мной опять рассчитались «куклой», но теперь я знал, кто и когда это сделал. Я обратился к коллеге с просьбой о замене, но получил категорический отказ: «Надо было проверять сразу!» А как я мог ее проверить без установки на автомобиль? Но он не стал слушать мои аргументы. Прошли годы. Тот бизнесмен, обманывая всех вокруг себя, так и не приобрёл авторитета. Сегодня он имеет самую отрицательную репутацию в среде предпринимателей, которых я знаю в городе и области. Уверен: в конце концов он обязательно пожалеет, что столь недобросовестно вёл себя с коллегами по бизнесу.

Если вы входите в «магический процент» настоящих предпринимателей, будьте максимально вежливыми с теми, кто от вас зависит, и тогда общество к вам станет более толерантным. Мы должны относиться к другим так, как хотели бы, чтобы относились к нам.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наука побеждать для начинающих предпринимателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я