Перед вами – великолепно проиллюстрированная книга, в которой во всей красе представлены герои северной мифологии: боги, великаны, карлики и чудовища. Она станет истинным подарком для читателей любого возраста, и не важно, знакомы ли вы уже с этими историями, или открываете для себя удивительный мир скандинавских саг и преданий впервые. Потрясающий художник и талантливый рассказчик, Юхан Эгеркранс приглашает вас в темное, кровавое, порой уморительно смешное и неизменно увлекательное путешествие: от сотворения всего сущего до гибели мира в пламени Рагнарёка и последующего возрождения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Северные боги предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Сотворение мира
В НАЧАЛЕ ВРЕМЕН,
КОГДА ЖИЛ ИМИР,
НЕ БЫЛО В МИРЕ
НИ ПЕСКА, НИ МОРЯ,
ЗЕМЛИ ЕЩЕ НЕ БЫЛО
И НЕБОСВОДА,
БЕЗДНА ЗИЯЛА,
ТРАВА НЕ РОСЛА.
Гиннунгагап
В начале — до того, как появился мир, и люди, и боги, — не было почти ничего: только огонь, лед и пустота. На юге пылал раскаленный Муспелльхейм — царство жары, света и хаоса. На севере простиралось окутанное туманами царство вечного холода — Нифльхейм. А между ними зияла огромная бездна Гиннунгагап.
В самом сердце Нифльхейма бил источник Хвергельмир, и из него брали начало одиннадцать рек, называемых Эливагар, над которыми вздымался ядовитый пар, и стекали эти реки прямо в ненасытную бездну. Туманные испарения от холодной воды оседали инеем, и постепенно часть Гиннунгагап, обращенная к царству холода, покрылась толстым слоем льда. В то же время из Муспелльхейма в бездну струился жар и летели искры огня. И вот, наконец, посредине, где огонь встречался со льдом, из талой воды зародилась первая жизнь. Появился исполинский Имир — огромнейший из великанов.
Пока этот исполин медленно пробуждался к жизни, из туманов возникло еще одно существо — корова Аудумла. Из ее сосцов вытекали четыре молочных реки. Имир жадно припал к ним, а затем, напившись, погрузился в сон. Во сне он начал потеть, и пот его оказался на удивление плодородным: в темных влажных подмышках Имира выросли мужчина и женщина. В то же время ноги его породили чудовищного шестиголового сына. От этого странного потомства произошли другие великаны — злобные чудовища, которые начали быстро распространяться по новорожденному миру.
Аудумла между тем питалась солью, которую слизывала с камней, вмерзших в лед. И постепенно под ее языком начала проступать мужская фигура. В первый день из-подо льда торчали только волосы, на второй день показалась голова, а на третий день — весь мужчина целиком, сильный и статный. Мужчину звали Бури, и у него родился сын по имени Бор. Тот взял себе в жены великаншу по имени Бестла, и она родила троих сыновей: Одина, Вили и Ве.
Они-то и стали первыми богами.
Сыновья бора создают мир
Потомки первых существ — великаны и боги — ненавидели друг друга. Когда Один, Вили и Ве выросли, они задумали убить Имира. Братья твердо решили покончить с господством великанов и установить порядок во Вселенной. После яростной схватки, потрясшей основы мироздания, им удалось убить первозданного исполина. Из его трупа вытекли реки крови, в которых утонули все остальные великаны, кроме одного, по имени Бергельмир. Он с семьей спасся в лодке, выдолбленной из огромного бревна, и стал прародителем хримтурсов — инеистых великанов.
Сыновья Бора отволокли останки Имира в середину бездны Гиннунгагап. Под предводительством Одина они принялись расчленять тело первого великана и создавать из него мир. Плоть Имира стала почвой. Те кости, что остались целы, превратились в горы, а из раздробленных костей и зубов возникли скалы и камни. Волосы сделались лесными деревьями, а борода — травой. Кровь превратилась в озера и в огромное море, опоясывающее землю. Из черепа Имира боги сделали небосвод и посадили с четырех углов по карлику, чтобы его поддерживать. Этим карликам дали имена: Аустри — Восточный, Вестри — Западный, Нордри — Северный, и Судри — Южный. Мозг Имира боги подбросили в воздух, и так образовались облака.
Земля была совершенно круглой, и со всех сторон ее окружал мировой океан. Однажды, прогуливаясь по берегу океана, Один с братьями заметили два дерева, выброшенные на сушу. Красивые, но безжизненные деревья понравились им, и боги создали из них первых людей — мужчину и женщину. Один дал им душу и жизнь, Вили — разум, а Ве — речь, зрение и слух. Напоследок братья снабдили людей одеждой и именами: мужчину назвали Аск, что значит «ясень», а женщину — Эмбла, «ива». От них и пошел человеческий род.
Боги поняли, что их созданиям нужно где-то жить. В середине мира они возвели стену из бровей Имира. Эту стену и окруженную ею землю они назвали Мидгардом — «срединной землей». Туда и поселили людей. А землю вдоль восточного побережья, за пределами стены, сыновья Бора отдали выжившим великанам, и страна их получила название Йотунхейм — «страна великанов».
Расчленяя плоть Имира, боги обнаружили, что в ней завелись трупные черви, и решили дать им новый облик. Некоторые из червей стали мастеровитыми, но уродливыми карликами, которых еще называют черными альвами. Они обосновались в части подземного мира, именуемой Свартальвхейм — «страна черных альвов». Другие черви превратились в мудрых и прекрасных светлых альвов. Их поселили поблизости от богов, в небесной стране под названием Альвхейм — «мир альвов». Черные и светлые альвы составили особый род существ: не боги, не люди, а нечто среднее.
Потом боги взяли вырывавшиеся из Муспелльхейма искры огня и раскаленные угольки и разместили их на небе, чтобы осветить мир. Так были созданы звезды, солнце и луна.
Чтобы упорядочить ход времени, некоторым небесным телам боги назначили неизменные пути. Нотт — Ночь, прекрасная великанша с волосами черными, как вороново крыло, — получила задание разъезжать по небу на колеснице в темное время суток. Ее колесницу возит конь Хримфакси — «инеистая грива». Пена, что стекает с его удил, превращается в капли росы и окропляет землю дождем. Даг — День — приходится Ночи сыном, а его конь Скинфакси, «сияющая грива», освещает небо и землю.
У края небосвода боги посадили гигантского орла Хресвельга, который взмахами огромных крыльев поднимает ветер. Год поделили поровну между Зимой и Летом. Первая была суровым и мрачным потомком жестоких инеистых великанов, вторая — нежным и кротким божеством.
Люди, потомки Аска и Эмблы, начали распространяться по миру. У человека по имени Мундильфари родилось двое детей, которые казались ему столь прекрасными, что он назвал дочку Суль, «солнце», а сына — Мани, «месяц». Прогневавшись на такую гордыню, боги забрали у него детей и поручили им заниматься небесными телами, в честь которых они были названы. Суль стала править колесницей, возившей по небосводу раскаленное солнце, а Мани — управлять ходом луны.
Суль и Мани мчатся быстро, потому что за ними постоянно гонятся, пытаясь их проглотить, два гигантских волка: Скёль — «вероломство», и Хати — «ненависть». Случается, что волки настигают их, и тогда можно увидеть, как солнце или луна медленно скрываются в пасти зверя, но все-таки им всегда удается спастись. Мы называем это затмениями — солнечными или лунными. Когда наступит Конец времен, волки-преследователи наконец поглотят Суль и Мани.
Иггдрасиль и девять миров
Вселенная разделена на девять стран, или миров:
АСГАРД, что значит «жилище богов», — это дом асов, воинственного племени богов, во главе которого стоит Один. Здесь находятся усадьбы и чертоги асов, а также священный источник Урд — Источник судьбы.
ВАНАХЕЙМ — дом ванов, другого племени богов. Их предводителя зовут Ньёрд. Все ваны связаны с водой, плодородием и колдовством.
АЛЬВХЕЙМ — место обитания светлых альвов. Это волшебные существа, близкие богам. Правит альвами ван по имени Фрейр.
МИДГАРД, «срединная земля», — мир людей. Как видно из названия, он расположен в центре Вселенной. Другое значение слова «Мидгард» — «срединная ограда», и потому Мидгардом называется также крепостная стена, защищающая смертных от нашествий великанов. В глубине огромного мирового океана вокруг страны людей обвивается страшный Змей Мидгарда — Йормунганд.
МУСПЕЛЛЬХЕЙМ — страна огня и хаоса, один из двух изначальных миров. Жар этого огненного царства нестерпим для всех, кроме его уроженцев. Здесь с незапамятных времен владычествует зловещий Сурт — правитель огненных великанов.
ЙОТУНХЕЙМ — дом потомков Имира, грозных инеистых великанов. Эти огромные и сильные создания, сведущие в колдовстве, — заклятые враги богов и людей. Сюда протянулся один из корней мирового древа Иггдрасиля, из-под которого бьет источник Мимира. Здесь же находятся Ярнвид — Железный лес — и таинственная крепость Утгард — Окраинная земля.
СВАРТАЛЬВХЕЙМ — часть подземного мира. Здесь живут карлики — странные существа, которые когда-то были трупными червями и жили в останках Имира. Теперь они роют ходы сквозь землю и камни, как некогда — сквозь плоть. Карлики — искусные кузнецы и ремесленники.
ХЕЛЬХЕЙМ, или просто Хель, — царство мертвых. Это темное и жуткое место, которым правит великанша Хель — такая же мрачная, как и ее владения.
НИФЛЬХЕЙМ располагается глубже всего под землей. Здесь царят вечный холод и тьма, и здесь дракон Нидхёгг и ядовитые змеи терзают тех, кто повинен в самых ужасных преступлениях.
Через все эти миры раскинул свои ветви и корни ясень ИГГДРАСИЛЬ. Откуда он взялся, никто не знает, кроме разве что Мимира и Норн, но они хранят молчание. Это самое удивительное дерево во Вселенной: оно охватывает все сущее. Его зеленые ветви раскинулись над землей и поднялись выше небес. Один из трех его могучих корней простирается в Асгард, второй проходит сквозь Йотунхейм в бездну Гиннунгагап, а третий тянется в Нифльхейм. Из-под каждого корня бьет источник: в царстве холода — студеный Хвергельмир («кипящий котел»), в стране великанов — источник Мимира, а в Асгарде — священный источник Урд.
Возле источника Урд обитают три Норны, которые вершат судьбы людей и богов. Здесь же ежедневно собираются боги, чтобы держать совет и вершить суд. Все боги едут к священному источнику верхом по мосту Биврёсту, и только Тор предпочитает ходить пешком.
Иггдрасилю со всех сторон угрожают разные создания. В кроне ясеня бегают четыре оленя, объедая его листву, а на крыше Вальгаллы стоит коза Хейдрун и занимается тем же. Но что еще хуже, Корень, уходящий под землю, к источнику Хвергельмир, обгладывают змеи, самый большой и страшный из которых — смертоносный дракон Нидхёгг, пожирающий трупы. Всё это истощает силы Иггдрасиля, но, несмотря на это, ясень остается вечно зеленым.
На вершине Иггдрасиля сидит гигантский орел. Оттуда ему видно все, что происходит в девяти мирах. Орел и Нидхёгг ненавидят друг друга лютой ненавистью, и белка по имени Рататоск — «грызозуб» — снует вверх и вниз по стволу, от одного к другому, передавая оскорбления.
Не ведают люди,
какие невзгоды
у ясеня Иггдрасиль:
корни ест Нидхёгг,
макушку — олень,
ствол гибнет от гнили.
Асы и ваны
ФРИГГ, ТОР И ОДИН. ИЗ КНИГИ ОЛАУСА МАГНУСА «ИСТОРИЯ СКАНДИНАВСКИХ НАРОДОВ»
Большинство богов принадлежат к племенам асов и ванов. Асы — это божества власти, мудрости и войны, а ваны связаны с природой и колдовством. Некоторые из тех, кого причисляют к богам, — например, Локи, Мимир и богиня Скади, — происходят из рода великанов, но заключили с асами союз. Боги, конечно, существа могущественные, но далеко не всемогущие. В точности как люди, они подвластны судьбе и, так же как люди, могут стариться и даже умирать.
ОДИН — самый главный из всех богов. Он — бог-правитель, бог войны, бог смерти и покровитель скальдов. Он ненасытно жаждет знаний: в погоне за мудростью он даже пожертвовал Мимиру один глаз. Несмотря на свое величие, Один не пользуется особой любовью среди жителей Мидгарда: полагают, что ему нельзя доверять.
ТОР — сын Одина и самый сильный и могущественный из асов. Он — повелитель грома и защитник людей и богов.
ФРИГГ — главная из богинь, супруга Одина и королева богов, покровительница материнства, любви и супружества.
ФРЕЙР — повелитель дождя, солнца, золотых колосьев и плодородия. В его власти также находятся богатство и мир. Он — самый главный из ванов.
ФРЕЙЯ — обворожительная сестра Фрейра. Она властвует над любовью и смертью и умеет колдовать. Именно она посвятила Одина в тайны ведовства — сейда.
ТЮР, бог воинской доблести, считается самым отважным из асов. Он — покровитель справедливости и бог народного собрания — тинга.
БАЛЬДР — самый прекрасный и добродетельный из богов. Он живет со своей женой Нанной в Брейдаблике — небесном чертоге, где нет места ничему нечистому.
НЬЁРД — отец Фрейра и Фрейи; из богов-ванов только эти трое живут в Асгарде. Ньёрд повелевает ветрами и морскими волнами.
ХЕЙМДАЛЛЬ — страж Асгарда. Он несет неусыпный дозор возле моста Биврёст и никогда не покидает своего поста.
ЛОКИ — великан, который подружился с Одином и был приглашен в Асгард. Его называют отцом лжи. Локи изобретателен и умен, за что асы его и ценят. Однако он таит в себе коварство и злобу, которые в свое время принесут богам большую беду.
МИМИР — страж источника мудрости, бьющего в Йотунхейме из-под второго корня Иггдрасиля. Только одному Мимиру дано право пить из этого источника, и поэтому он — один из величайших мудрецов во всех девяти мирах.
ХЁНИРА прозывают «проворным асом». Одно время ему пришлось жить в заложниках у ванов. Хёнир — верный друг Одина и часто сопровождает его в странствиях по девяти мирам.
ГЕВЬОН — защитница дев. Все женщины, умершие девственницами, после смерти попадают в ее чертог.
БРАГИ — непревзойденный мастер стихосложения. Этот бог поэзии, музыки и красноречия женат на Идунн.
ИДУНН — хранительница ларца, в котором не переводятся священные яблоки, дающие богам вечную молодость.
СКАДИ — жена Ньёрда и дочь великана Тьяцци. Эта суровая и немногословная богиня-охотница лучше всего чувствует себя среди лесов и гор.
УЛЛЬ — бог зимы, клятв и поединков. Подобно богине Скади, он — охотник, лыжник и лучник.
ХЁД — сильный, но слепой бог. Остальные асы предпочитают о нем не вспоминать.
ВИДАР — сын Одина от великанши Грид, прозван «молчаливым асом». Он почти не уступает в силе Тору. У Видара есть башмак на толстой подошве, который очень пригодится ему в последней битве.
ВАЛИ — сын Одина от Ринд. Это отважный воин, всегда попадающий в цель.
ФОРСЕТИ — сын Бальдра и Нанны, главный судья и посредник между богами. Ему принадлежит чертог под названием Глитнир.
САГА — богиня-провидица.
ЭЙР — богиня врачевания.
ФУЛЛА — служанка Фригг, которая носит ее ларец и хранит ее тайны.
СЬЁВН — богиня, пробуждающая у людей влечение друг к другу.
ЛОВН — богиня, от имени которой происходит шведское слово lovorda — «прославлять». К ней обращаются с мольбами об устранении препятствий, мешающих соединиться влюбленным.
ВАР — богиня обетов и клятв. Если кто-нибудь нарушает священный обет, Вар следит за тем, чтобы клятвопреступник был наказан, а пострадавшие — отомщены.
ВЁР так любознательна и проницательна, что от нее ничего не скрыть.
СЮН стережет врата чертогов и помогает тем, кто ложно обвинен в каком-либо преступлении.
ХЛИН охраняет смертных, которых взяла под свое покровительство богиня Фригг.
СНОТРА — богиня разума. Она умна и знает, как вести себя в любой ситуации.
ГНА — посланница Фригг. У нее есть конь по имени Ховварпнир, который может скакать по воздуху и по воде.
ЛОКИ, ФРЕЙР И ТЮР. ИЗ КНИГИ ОЛАУСА МАГНУСА «ИСТОРИЯ СКАНДИНАВСКИХ НАРОДОВ».
Под предводительством Одина-Всеотца боги восстали против хаоса и варварства великанов. Их объединяло желание создать мир, подчиненный порядку и законам. Завершив сотворение мира, боги собрались в центре Мидгарда и возвели могучую крепость Асгард, которая и стала их домом. В пределах Асгарда находится место собраний богов — поле Идавёлль — и великолепные чертоги асов.
Первым был воздвигнут Гладсхейм — Чертог Радости, построенный целиком из золота. Здесь стоят престолы богов. Чертог богинь Вингольв не уступает ему в роскоши. Жилище Одина — Хлидскьяльв, чертог с серебряной кровлей и такой высокий, что Один со своего престола может озирать весь мир. Кроме того, Одину принадлежит Вальгалла — огромные палаты, куда попадает половина воинов, павших в сражениях.
Владения Тора, сына Одина, называются Трудвангар. Там стоит огромный дворец, вмещающий более пяти сотен покоев. Бальдр — до того, как его постигла трагическая смерть, — жил в небесном чертоге Брейдаблик, не допускавшем никакого зла. Великолепное жилище Фрейи зовется Фолькванг. Сюда приходят после смерти павшие воины — все, кроме тех, которые отправились в Вальгаллу.
Попасть в Асгард можно только по огромному мосту Биврёст, соединяющему страну богов с остальными мирами. Иногда мы замечаем, как этот мост мерцает в небе, и принимаем его за радугу. Проехать по мосту могут только боги: красный цвет в радуге — это пламя, которое пожирает всех чужаков, ступающих на Биврёст. И это — разумная мера предосторожности, ведь иначе инеистые великаны смогли бы легко напасть на Асгард. Мост кажется хрупким, но он значительно крепче, чем можно подумать, и простоит до конца времен. У верхней опоры моста стоит чертог Химинбьёрг. Там живет бог Хеймдалль, неусыпно защищающий Асгард от завоевателей.
В войско метнул Один копье, это тоже свершилось в дни первой войны.
Боги не всегда держались заодно: в начале времен между асами и ванами разразилась открытая война.
Случилось это сразу после того, как асы возвели Асгард. Именно тогда в их владения проникла ведьма из рода ванов по имени Гулльвейг. С помощью колдовства она сеяла раскол и вражду, пока асы, наконец, не устали от ее козней и не решили избавиться от подстрекательницы. Они пронзили колдунью копьями и бросили в костер. Однако оказалось, что сжить Гулльвейг со света не так-то просто: трижды асы сжигали ее, и трижды она восставала из пепла.
Асы и ваны собрались на совет, где ваны потребовали, чтобы асы покаялись в немилосердном обращении с Гулльвейг. Асы на это не пошли. Один в ярости бросил в войско ванов копье, и это стало началом самой первой войны. (После этого у людей вошло в обычай начинать каждую битву с броска копья в сторону враждебного войска — чтобы почтить Одина.)
Война бушевала долго. Обе стороны одерживали большие победы и терпели горькие поражения. В конце концов асы и ваны начали уставать от постоянных битв. Они встретились, чтобы заключить мирный договор и обменяться заложниками. Ваны отправили жить в Асгард бога морей Ньёрда и его детей — Фрейра и Фрейю. Асы же послали в Ванахейм мудрого Мимира вместе с Хёниром. Чтобы скрепить мир, все по очереди подошли к большой чаше и плюнули в нее. Слюна, смешавшаяся в чаше, стала символом союза между асами и ванами. Из этой слюны боги создали живое существо и дали ему имя Квасир.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Северные боги предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других