1. книги
  2. Социальная психология
  3. Ярослава Рындина

Садись, пять! Практическое руководство по развитию здоровой самооценки

Ярослава Рындина (2024)
Обложка книги

Повышать самооценку не только бессмысленно, но и крайне вредно. Потому что самооценку можно только создать. Эта книга, написанная психологом и основателем центра «Ярко» Ярославой Рындиной, рассказывает, что отделяет вас от желанной адекватной самооценки. Выполнив несколько упражнений и пройдя 5 простых шагов, вы больше не захотите качаться на эмоциональных качелях «Я прекрасен — Я круглый ноль» и отделитесь от чувств «правильно-неправильно». Благодаря этой книге, полной искрометного юмора и жизнелюбия, вы: — исключите из лексикона фразу: «У меня так никогда не получится»; — снимите орден значимости с тех, кто критикует вас; — научитесь честно, по-взрослому проводить границы; — создадите контакт с телом и сможете слышать его сигналы; — поймете, как создать здоровую самооценку своему ребенку. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Садись, пять! Практическое руководство по развитию здоровой самооценки» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Что такое самооценка?

Начнем с истории! Я любительница травить байки, вы в этом еще неоднократно убедитесь.

Все детство я ходила с челкой и жизни своей за пределами челки не представляла, мир без челки казался опасным и неизведанным. Когда мне стукнуло 18 лет, настала пора взрослых проблем и серьезных решений: кто будет стричь мне челку, если я уеду жить отдельно от родителей и мамин парикмахерский талант станет мне недоступен? Я пошла путем, который называю «русская рулетка», — записалась в районную парикмахерскую к первому попавшемуся мастеру. Мастер, увидев меня, осуществила выстрел на поражение и сказала: «Да уж, задача сложная, лобик ваш, конечно, нужно прикрывать, но если коротко стричь, то лицо ваше ЕЩЕ ШИРЕ будет выглядеть! Сделаем наискосок!»

История закончилась тем, что я со всеми озвученными тезисами покорно согласилась и меня постригли наискосок. Мне не понравилось, но что поделать? Человек же сказал, что ситуация сложная! И в этой точке самое время поговорить о самооценке.

В умах большинства людей вопрос самооценки похож на мифы и легенды Древней Греции. (Дальше читать голосом старца-рассказчика.) Самооценка — нечто, живущее отдельно от человека, ведущее самостоятельную, чаще всего злоумышленную и коварную деятельность по ухудшению жизни своего обладателя. Говорят, что где-то есть те, кому повезло — им досталась высокая самооценка, но тут уж как с родителями: выбрать не получится, придется понять и принять.

Отчасти эта легенда описывает реальность, но лишь отчасти. Самооценка по большому счету достается человеку в подарок на выпускной из детства и выглядит она как набор представлений о себе в сочетании с убеждениями о плохом и хорошем в людях и мире в целом. Именно этот набор представлений и убеждений впоследствии определяет общее психологическое самочувствие человека в процессе контакта с окружающей средой. Как можно описать этот процесс?

Все мы находимся в определенных отношениях с миром, ежеминутно что-то выбираем и действуем, решаем, что надеть, куда пойти, кому сказать «да», а кому «нет», кем быть и к чему стремиться, во что вкладывать свое время, какого качества личные и профессиональные отношения для нас приемлемы, а какие категорически неуместны.

Все, что человек делает с собой и своей жизнью, — ряд осознанно или бессознательно принятых им решений и совершенных действий, последствия которых, в свою очередь, продолжают влиять на его самооценку.

И когда я шла в парикмахерскую у дома к первому попавшемуся мастеру и соглашалась стричь челку наискосок, я бессознательно принимала решения, последствия которых усугубляли мои проблемы с самооценкой. Однако фишка в том, что и продиктованы были эти решения набором представлений о себе и мире, которые и лежали на тот момент в основе моей самооценки: я и так не красавица, чтобы париться над тем, какая у меня челка; если люди что-то говорят, надо слушать, ибо у меня-то вкуса нет; отказывать мастеру неприлично, человек все-таки старается; я что, ВИП-персона, чтобы свои условия диктовать?

Брр… Читаю и не верится, что когда-то я обладала всем этим «богатством» и принимала на его основании жизненно важные решения. Откуда же у меня были такие представления о себе? В результате чего каждый из нас однажды получает в свое распоряжение эту «золотую коллекцию» убеждений? Давайте скажем хором:

ИЗ ДЕТСТВА!

Было бы смешно, если бы не было так грустно.

Ребенок рождается без представлений о чем‑либо, он умеет лишь ощущать и чувствовать.

Навык делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи появляется у ребенка гораздо позже, чем начинает формироваться его самооценка, а у некоторых этот навык, кстати, вообще не появляется до старости. Неоценимый вклад в формирование самооценки каждого из нас, разумеется, вносят родители, воспитатели, учителя, другие значимые взрослые да и сверстники со временем подключаются и подбрасывают свои дровишки в костер сгорающей врожденной детской уверенности в себе.

Природа самооценки и процесс ее формирования

На формирование устойчивых убеждений о себе влияет целый ряд факторов:

1. Невербальная среда, или, иными словами, «его величество случай».

Когда мне было десять лет, я вынуждена была встать на тропу кулинарии, ибо мама моя ходила в море, и, пока ее не было, мы с папой влачили холостяцкое существование со всеми вытекающими. Когда я начинала чистить картошку, папа мужественно молчал, однако я навсегда запомнила его полный боли и сострадания к картошке взгляд. Этот взгляд кричал: «За что ты так с ней? Что она тебе сделала?» И хоть я и не слышала ни слова критики в свой адрес, я видела, что папа пытался «откачать» моих жертв и перечищал за мной каждую картофелину. С тех пор я была уверена, что кулинария — это не мое, да и вообще ничего руками я делать не могу, лучше и не пробовать.

Эта история призвана продемонстрировать, что даже тогда, когда ребенок еще не способен делать выводы из слов или когда слов толком и не звучало, он может фиксировать ощущения и на их основании выстраивать дальнейшее поведение. Часто клиенты говорят мне: «Я не помню, чтобы кто-то из близких говорил мне, что у меня ничего не выйдет! Почему я теперь так думаю?» Как раз потому, что этот фокус родные проделали с вами невербально! Вам могли не говорить: «У тебя ничего не выйдет», но одновременно с этим родители не давали ничего делать самостоятельно, реализуя план-перехват каждый раз, когда вы предпринимали попытки сделать что-то своими руками. Эти действия становились невербальным посланием: ты ни с чем без нас не справишься!

2. Позитивные и негативные оценки.

Вот тут интересная ситуация! Современные книжицы научили многих тому, что критиковать плохо. И в едином порыве все, кто раньше критиковал и уповал на воспитательное чудо критики, бросились всех вокруг, и детей в том числе, ХВАЛИТЬ! А это, друзья мои, приводит к абсолютно идентичным с критикой результатам. Происходит вот что: и тот, кого критикуют, и тот, кого хвалят, становятся заложниками оценки и не могут делать выводов о себе на основании фактов: они, как зомби, всегда находятся в тревожном поиске оценок.

Пример: ребенок, которому все время говорят о том, какой он молодец, что учится на пятерки, запросто может стать заложником этой оценки и испытывать страх не получить «отлично» каждый раз, когда чем-то занимается. Затем, вступая во взрослый мир с убеждением, что надо все выполнять «либо на пять, либо никак», такой человек очень быстро погружается в невротическую вечность, где любая работа и любые отношения приносят кучу стресса в связи с невозможностью 24/7 быть в них отличником. Самооценка в таком случае крайне нестабильна, и человек качается на качелях от совершенства до ничтожества.

Оценочная зависимость, сформированная под влиянием профицита критики или похвалы, и становится основой для приобретения неадекватных убеждений и выводов о себе типа «я всегда все должен делать на пять», «я изначально бракованный, не надо даже надеяться на успех» и тому подобных ужасов.

3. Риторические вопросы и пассивная агрессия.

Ну, тут в любой семье настоящий разгуляй! Кто хоть раз не слышал в свой адрес: «И что дальше? И кто за тебя должен мыть посуду? Я что, нанималась быть уборщицей? Я до старости буду твою кровать заправлять?»

Риторические вопросы — это, к сожалению, неизбежность любых детско-родительских отношений.

В подобных вопросах, не требующих ответа, всегда заложено негативное послание, которое хоть и не звучит вслух, но ощущается каждой клеточкой тела. Регулярно звучащие риторические вопросы формируют такие убеждения, как «со мной всегда что-то не так», «похоже, все понимают что-то, чего не понимаю я» и др. Кроме того, любая пассивная агрессия в виде игнорирования или нотаций со стороны значимых взрослых также становится поводом для формирования у ребенка негативных выводов о себе.

4. Прямая обратная связь.

Мама долго питала иллюзии по поводу моей чистоплотности в детстве, наряжала меня в платьица и гольфики, в которых я затем с огромным удовольствием лазила по гаражам и каталась с косогора в картонной коробке. Каждый раз, приходя домой в облике лешего, я слышала очень прямые и внятные послания от мамы: «Ты натуральный пацан! Ничего девчачьего тебе носить нельзя — все загадишь!» Эти послания много лет выполняли роль несущей конструкции в моей самооценке, пока один из моих многочисленных друзей-мальчиков не взял меня за руку и не отвел в магазин со словами: «Ты чего одеваешься как пацан? Купи себе хоть одну юбку!»

Справедливости ради стоит сказать, что позитивная обратная связь тоже может становиться частью самооценки, однако звучит она, как правило, реже и часто теряется на фоне всего вышеперечисленного, увы и ах. А вот негативную обратную связь люди склонны хватать, как священный огонь, и нести его сквозь года, презентуя свои «недостатки» каждому встречному. Например, я часто слышу слова вроде: «Вы так хорошо говорите, я вообще бы так не смогла!» и из любопытства спрашиваю: «А откуда вы знаете, что не смогли бы?» Тут, как правило, звучит симфония уклончивых ответов, вроде «Я не умею так складно говорить, да и не мое это вообще», и в результате выясняется, что однажды, получив такое послание, человек и не пробовал развивать свои ораторские способности — ведь не судьба же!

Вы удивитесь, но даже при условии единовременного влияния всех вышеперечисленных факторов взрослый человек имеет все шансы на стабильную самооценку.

Так в какой же момент что-то идет не так?

— Я хотел бы, чтобы не было кольца, чтобы ничего этого не было!

— Так думают все, на чью долю выпадает подобное, но это не им решать. В наших силах решать только, что делать со временем, что нам отпущено.

«Властелин колец: братство кольца», беседа Фродо и Гэндальфа

Подобно Фродо, каждый из нас получил однажды свое «кольцо» — убеждения, установки и опыт, ставшие причиной проблем с самооценкой. И желание не иметь этих проблем абсолютно естественно. Однако, как верно подметил Гэндальф, у нас нет выбора, и на то, с каким содержанием в рюкзачке самооценки мы отъезжаем во взрослую жизнь, влиять нам, увы, не дано.

Хорошая новость в том, что мы абсолютно точно можем влиять на то, как распоряжаться своим багажом: использовать ли все то, что лежит в рюкзаке, или проводить инвентаризацию.

Именно в этот момент, когда перед взрослым человеком возникает вопрос, как обойтись с тем, что он вынес из детства в качестве самооценки, начинаются главные затруднения. Ибо чаще всего человек элементарно не осознает, из чего состоит на данный момент его самооценка, он лишь знает, что она низкая и плохая, а нужна высокая и хорошая.

В студенческие годы я была подобна рынку с китайским ширпотребом в сфере проведения мероприятий: делала все самое модное и дорогое задешево и из подручных материалов. Одна из свадеб, которую мне довелось вести, пришлась на холодный снежно-грязный слякотный приморский ноябрь. Невеста еще в июле при первой встрече красочно расписала свои уникальные фантазии о свадьбе в стиле «Великого Гэтсби» (на тот момент было модно любую безбашенную тусовку, где все напивались до беспамятства, называть вечеринкой в стиле «Гэтсби»; от обычной пятничной попойки такое мероприятие отличалось наличием у гостей боа из перьев). Так вот, еще в июле я стала настойчиво намекать невесте, что «выездная регистрация в ноябре под открытым небом у моря в белых нарядах с перьями» больше похожа на страшный сюрреалистичный сон любого организатора мероприятий, чем на хорошую идею. Однако невеста была непреклонна, и (тут склейка, как в фильме) вот мы все стоим в роскошных белых нарядах на шквалистом ветру под ледяным дождем со снегом, а многочисленные перья, которыми были украшены праздничная беседка, одежда гостей, а также прическа невесты, грустно висят, похожие на подстреленных на взлете и упавших в болото уточек. Невесте это не понравилось, но и другого решения она принять никак не могла! Почему же?

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Садись, пять! Практическое руководство по развитию здоровой самооценки» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я