1. Книги
  2. Документальная литература
  3. Ясутакэ Фудзибаяси

Бансэнсюкай (Десять тысяч рек собираются в море). Том 2

Ясутакэ Фудзибаяси
Обложка книги

«Бансэнсюкай» («Десять тысяч рек собираются в море») — трактат, написанный Фудзибаяси Ясутакэ в 1676 г., является самым полным из трактатов по ниндзюцу. Он содержит информацию об основных принципах, философии и стратегии ниндзюцу, описывает основные виды инструментов и приспособлений, применявшихся средневековыми японскими лазутчиками-ниндзя.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Бансэнсюкай (Десять тысяч рек собираются в море). Том 2» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Свиток IX

Ё-нин тю (Ё-нин, средняя часть). Тикаири (Проникновение с близкого расстояния)

Этот свиток посвящён тому, как проникать к противнику с помощью тактики ё-дзюцу, когда вы сталкиваетесь с ним лицом к лицу. Поэтому он называется «Тикаири-но дзюцу» или «Проникновение с близкого расстояния». Поскольку естественно, что превосходные стратеги строят планы даже тогда, когда на горизонте ещё нет никаких признаков [войны], нет ничего лучше, чем использовать тоири-но дзюцу, то есть проникать заблаговременно. Это связано с тем, что пока вы и ваш враг противостоите друг другу на близком расстоянии, каждая из сторон находится в состоянии повышенной бдительности, поэтому проникнуть бывает нелегко. Однако, если вы заранее не внедрили агента с помощью тоири-но дзюцу, то вы должны использовать методы, описанные в этой главе.

Семь пунктов о [предварительном] сборе сведений [для составления плана] (рякухон-но дзюцу)

1. Помимо разведданных о замке или лагере противника, вы должны постараться узнать имена старших советников (рёдзю), капитанов отрядов (моно-гасира), командиров (бугё), приближенных вассалов и оруженосцев, тактиков, чиновников, отвечающих за корреспонденцию, посыльных, охраны ворот и так далее, а также выяснить, где они живут, стараясь общаться с людьми как можно больше. Также вы должны попытаться собрать о них такую информацию: из каких они семей они происходят, откуда они родом, какую должность занимали [ранее] и т. д. Сунь-Цзы сказал:

«Вообще, когда хочешь ударить на армию противника, напасть на его крепость, убить его людей, обязательно сначала узнай, как зовут военачальника у него на службе, его помощников, начальника охраны, воинов его стражи. Поручи своим шпионам обязательно узнать все это». (Пер. Н. И. Конрада)

Если у вас есть указанная выше информация, вы можете использовать ее следующим образом:

— Для содействия вашей операции и тактике, в соответствии с текущей ситуацией.

— Для маскировки под посыльного от кого-то из членов семьи приближённых к противнику.

— Использовать её для клеветы на кого-то из врагов, чтобы вызвать среди них раздор.

Без такой информации ваши планы не будут иметь под собой никакой твёрдой почвы.

2. Как получить информацию указанную выше

Чтобы получить такую информацию, вам следует сблизиться с теми, кто оставив службу у противника стал самураем без хозяина (ронином) или монахом (сюккэ), а также с купцами, слепыми музыкантами, артистами-саругаку и так далее — со всеми, кто имеет доступ к врагу. Вы должны их расспросить обо всём, и записать всё в подробностях. Если вам нужно провести дальнейшее расследование, посетите их родственников; обратите внимание, являются ли они крестьянами или горожанами, или даже самураями, служащими другому клану. Вы должны посетить места, где они живут, тщательное всё расследовать, поговорить с ними [лично] и получить точную информацию. В ситуации, когда вы не получили информацию заранее, вам следует подробно расспросить купцов или крестьян в окрестностях вражеского замка или своих пленников.

В случае, если вы осаждены в замке или когда обе стороны противостоят друг другу в другой провинции, вам следует отправиться в горную деревню, находящуюся в окрестностях вражеского лагеря и поговорить с косарями и лесорубами, которые работают на врага, чтобы выудить у них необходимую информацию. Очень важно получить как можно больше информации, ловко их одурачив. Полезно иметь при себе портативную чернильницу, чтобы всё записывать.

В стихотворении синоби говорится:

Кисть для письма и тушь-суми

используются в тысячи случаях.

Синоби без пенала-ятатэ

не следует выходить на задание.

3. В случае, когда вы себя выдаёте за выходца из другой провинции, вы должны заранее полностью изучить манеры или диалект её жителей. Если вы скажете, что вы из Ига или Кока, то противник сразу же насторожится; поэтому вам следует притвориться выходцем из другого места, которое вы хорошо знаете. Однако, если вы не сможете умело использовать диалект или манеры этого места, то враг ещё более насторожится, поэтому вам следует тщательно овладеть диалектом и манерами.

4. Вы должны носить печати даймё других провинций. Я уже упоминал об этом ранее, но этот метод используется в основном в рамках тикаири-но дзюцу, поэтому он снова здесь упомянут.

5. Вы должны взять [с собой] фальшивую жену. Если вы этого не сделаете [заранее], то необходимо обзавестись ей во время путешествия. Передаётся устно.

6. Все методы ниндзюцу имеют один и тот же принцип, но особенно это касается метода тикаири-но дзюцу. Вы должны принимать во внимание всё, чего хочет противник, его манеру говорить, его образ мыслей и образ действий — учитывайте всё это, когда строите свои планы.

В «Трёх стратегиях» сказано:

«Когда начало и конец не проявлены, никто не в состоянии достичь полного понимания. Небо и Земля, как и всё сущее, постоянно движутся и изменяются. Когда враг меняет свои пути, вы также должны изменяться в соответствии с его изменениями».

Если дела пойдут не так, как упоминалось выше, то последствия будут пагубны.

7. Как уже упоминалось в главе о договорённостях «Наставления военачальнику» («Сёти, часть II»), очень важно при использовании искусства тикаири-но дзюцу безошибочно запоминать пароли и сигналы. Примерами ночных сигналов являются сигнальные огни хикякуби, регулируемые лампы ирэко-хи и иттё-икка («один огонь для расстояния одного тё»). В дневное время используются сигнальный дым, флаги, раковины и т. д. Вы должны [заранее] договориться с генералом об использовании этих сигналов — например, использование очень громких звуков, таких как барабанный бой, крики, ружейные выстрелы и т. д. Сигнал может быть подан для того, чтобы сообщить вам о начале атаки войск ваших союзников. Это особенно важно во время поджогов — не имеет значения используете ли вы методы ё-нин или ин-нин, без этого навыка трудно успешно разжигать огонь [синхронизировав поджог с атакой ваших союзников].

Четыре пункта об искусстве применения паролей

1. Как получить информацию о противнике от его воинов низшего ранга

Дополнительный заголовок: О трёх различных способах проникновения в боевой лагерь и замок противника во время ночного рейда

Каждый самурай обычно благоразумен, в то время как простолюдины и воины низшего звания обычно глупы и неблагоразумны, поэтому нет ничего лучше, чем поговорить с людьми, занимающими низшее положение, чтобы заставить их выдать свои секреты. В частности, лучше всего для этого подходят молодые, подвыпившие или опрометчивые. Люди низшего звания не так тесно связаны с высшими чинами армии, поэтому их чаще всего не замечают, к ним не прислушиваются и их редко расспрашивают. Поэтому вам следует общаться с людьми низшего звания и спрашивать то, что вы хотите знать.

При осаде замка пароли строго не используются, потому что никто не проходит ни из замка, ни в замок. Однако, когда вы строите военный лагерь или идёте в ночную атаку, вы должны строго использовать пароли. Перед тем как враг построит лагерь, вы должны обойти позиции врага с тыла, или зайти в любой лес позади него и спросить о паролях у солдат низшего звания или чернорабочих. Способ как это сделать, передаётся устно.

Кроме того, когда враг идет с ночным отрядом и вы проникаете в его ряды, используя метод суйгэцу-но дзюцу, или когда вы сами собираетесь совершить ночную атаку на лагерь врага, в этих двух случаях вы сможете находиться рядом [с противником] и иметь возможность допросить вышеупомянутых людей.

Когда вы собираетесь проникнуть в лагерь с помощью методов ин-нин, вы должны узнать пароли противника накануне вечером. Вы должны узнать пароли, пока вы изучаете текущее состояние дел у врага, или проследить и смешаться с людьми врага низшего звания, и узнать пароли во время разговора о различных вещах. Существует секретный способ сделать это. Имейте в виду, что способ выполнения этого отличается в зависимости от того, идёт ли речь о проникновении в лагерь или о ночном нападении.

2. Если вы не можете узнать пароли таким способом, есть определенные слова, которые вы можете сказать в ответ [в качестве] отзыва на пароль противника, которые могут сработать, например: «лес» — «горы», «деревня» — «лес», «вода» — «долина», «волны» — «вода», «соль» — «море», «фрукты» — «цветы», «дым» — «огонь», «зелень» — «сосна», «край» — «татами».

Вы всегда должны помнить, что существует множество вариантов использования кодовых слов, и вы всегда должны быть готовы [к применению различных вариантов отзывов] и должны хорошо их знать. Когда противник называет слово, отвечайте так, чтобы это выглядело немного небрежно и непринуждённо. Если слово, которым вы ответили, неправильное, то необходимо дать другой возможный ответ — например, иногда используется аналогия, такая как: «Асама» (название вулкана) — «дым», «гора Фудзи» — «снег», «Ёсино» (название области в провинции Ямато) — «цветок» (цветение сакуры), «Миягино» (название области) — «хаги» (японский кустарниковый клевер), «Сарасина» (название области) — «луна», «Такасаго» (название города) — «сосна», «Намба» (название области) — «цветы сливы», «Идэ» (название посёлка) — «кустарниковая камышовка» (птица) или «лягушка», «Микуса» (название посёлка) — «перепёлка» и т. д.

Таким образом, когда вы отвечаете на один из перечисленных здесь вопросов, лучше отвечать так, чтобы выглядеть рассеянным, потому что всегда есть вероятность, что это может быть другой пароль. Если вы дадите свой ответ без робости, учитывая два вышеупомянутых пункта, то вы сможете выйти из ситуации. Однако противник может использовать дополнительные знаки, например, один человек ковыряется в ухе, а другой сморкается в ответ, и в таких случаях иногда не стоит спешить произносить пароль в ответ. Чтобы справиться с такой ситуацией, вам полезно изменить свою внешность и притвориться невежественным солдатом низшего звена, [который забыл о таких вещах]. На Пути воина (будо), существует только опасность. Поэтому, вы должны иметь «непоколебимый дух» (бакудосин), когда вы сталкиваетесь с чрезвычайной ситуацией.

3. Когда вы пытаетесь проникнуть в замок с помощью метода суйгэцу-но дзюцу, иногда может оказаться так, что вражеский генерал отдал приказ своим людям прошептать пароль у ворот замка, прежде чем их впустят; поэтому вы должны попытаться подслушать его, находясь спереди или позади. Если вы не сможете услышать пароль, то отступайте без промедления. Когда враг отступает после ночной атаки, вы можете последовать за ним и внедриться в ряды его армии.

Если вражеский замок находится на значительном расстоянии от вашей армии, то каждому солдату будет велено шептать пароль у ворот. Если вы собираетесь внедриться во вражеское войско, и таким образом проникнуть в замок и лагерь, которые находятся в непосредственной близости друг от друга, имейте в виду, что у них вряд ли будет соблюдено это правило.

4. Старайтесь копировать все действия противника

В военном искусстве существуют методы использования паролей (айкотоба), опознавательных знаков (айдзируси) и способов идентификации (айкэй). Все эти три метода предназначены для того, чтобы обнаружить врагов, которые внедрились в ряды вашей армии.

Пароли и опознавательные знаки-айдзируси были уже упомянуты ранее.

Способы идентификации-айкэй включают в себя технику татисугуриисугури (тассё-иссё — «побеждает севший — побеждает вставший»), когда во время произнесения определённых паролей необходимо сесть или встать. Этот метод был изобретён Кусуноки Масасигэ.

Следует помнить, что существует множество способов использования данного метода [не только стоя и сидя]. Например, независимо от того, какие пароли или знаки используются, самое главное — делать то, что делает противник, и говорить то, что говорит противник. Это основной момент в ниндзюцу, который позволяет избежать опасности обнаружения.

Когда Вада и Кусуноки были осаждены в замке Акасака в Кавати, Монобэ-но Дзиро, вассал клана Юки со стороны осаждающих, успешно проник в замок, смешавшись с солдатами гарнизона. Однако он не знал паролей айкэй и татисугури-исугури, поэтому был обнаружен и убит. Об этом подробно говорится в «Тэйкайрон» — дальнейшие подробности должны быть переданы устно.

Пароли следует менять три раза на протяжении пяти дней или один раз в три дня, а при необходимости — каждый день. Если противник идёт в ночную атаку, он сменит пароли, даже если они новые, и были приняты ещё утром; поэтому нет смысла знать старые пароли. Главные элементы успеха для ниндзя, [во всех сложных ситуациях] — это остроумие в разговоре, быстрый ум и красноречие.

Кроме того, если вы не опытны в применении различных методов [ниндзюцу] и не обладаете непоколебимым умом (фудосин), вы попадете в серьёзные неприятности.

Четыре пункта о тайных знаках и метках

1. Возьмите с собой жилет докатагину. Ниндзя должен заранее приготовить несколько докатагину и покрасить их в разные цвета. Передаётся устно.

2. Скопируйте знаки отличия-айдзируси, как только их увидите

Когда враг защищает замок, а ваша армия его осаждает, и расстояние между вражеским замком и вашим лагерем составляет двадцать или тридцать тё, или даже сорок или пятьдесят тё, враг пошлет в дозор своих тогики, подслушиваю-щих разведчиков к дальней линии соприкосновения-тобари или к ближней линии — кэдаси за пределами замка.

Когда враг располагается лагерем, он выставляет охрану у главных сторожевых костров и разводит поблизости одиночные костры. Кроме того, он может послать разведчиков каги и моногики [в район между замком и лагерем]. Ниндзя должен незаметно подкрасться к стражникам, дозорным, ночным патрулям, часовым, разведчикам-тогики и так далее, то есть ко всем тем, кто защищает линию тобари или кэдаси за пределами замка. Это нужно для того, чтобы выяснить, какие знаки отличия — айдзируси [использует враг], и когда у вас будет эта информация, вернуться, создать один [такой же знак] и использовать его для проникновения к врагу. В таком деле трудно добиться успеха, если вы не очень смелы, не талантливы в красноречии и не изобретательны в составлении планов.

У синоби должно быть три главных принципа: красноречие, бесстрашие и стратегия.

В дождливую ночь, если сторожевой огонь потух, вы сможете подкрасться к стражнику и убить его, или если вы наткнётесь на вражеского тогики, вы сможете убить или захватить его.

Таких случаев было много с древних времён.

Хотя в иных ситуациях вы должны это делать, убийств определенно следует избегать, особенно если это делается в горячке. Делайте это только в случае необходимости, и если это необходимо для успешного проникновения, или если вы думаете, что не сможете проникнуть в какое-либо место, не избавившись от охраны, в таком случае вы можете убить этого человека. Эти два пункта справедливы для случая, когда враг не покидает свой замок.

3. Вам следует снять опознавательный знак-дзируси у мертвого вражеского солдата, или тайком украсть его у врага.

4. Мудрый приём для определения опознавательного знака-айдзируси, [когда вы затесались во вражеское войско], необходимо спросить у вражеского солдата стоящего позади вас, есть ли у него опознавательный знак.

Во время осады замка Осака одному из сторонников Тодо Идзуми-но ками удалось спастись [от разоблачения] с помощью этого приёма. Эти два пункта приведённые выше, справедливы для случаев, когда противник устремляется в атаку или сражается, или когда битва заканчивается и противник отступает. Передаётся устно.

Три пункта о мукаэирэ-но дзюцу или об «искусстве встречного входа» — приближения к противнику для проникновения в его ряды

1. Когда противник наступает на вас, вы должны выйти на встречу на двадцать или тридцать ри, чтобы наблюдать за ним, изучить его состояние, а затем проникнуть к нему [в тот момент] когда он располагается лагерем. Сделайте это как с помощью навыков ё-дзюцу, так и с помощью ин-дзюцу, чтобы вы могли устроить поджог или вызвать замешательство, распространяя среди врагов ложную информацию. Если вы выйдете на расстояние до тридцати ри, то враг не будет ожидать вашего присутствия [в этом месте], и вы сможете воспользоваться этим преимуществом. Или же вам следует отправиться [в предполагаемое место, где расположится противник], или в соседнюю деревню, и оставаться там до прибытия вражеских солдат. И пока, враги устраиваются после прибытия, покинуть своё укрытие и тайком поджечь их продовольствие, арсеналы с оружием, испортить их конскую упряжь и сёдла и так далее, с целью измотать врага и затем, распространять ложные обвинения, вызвать сомнения и раздор среди них. Существует множество тайных способов поджечь дома, склады и т.д., а также вы должны практиковаться в искусстве сеять клевету (дзанкан-но дзюцу).

2. Представьтесь госи или местным самураем, живущим в пяти или шести ри от места, где расположился враг, затем спросите, можете ли вы сопровождать его армию в качестве тылового служащего и таким образом, проникнуть к врагу.

3. Вы должны представиться как посыльный от родственников или знакомых кого-то из врагов. В этом случае, вам следует использовать метод ложных печатей. Передаётся устно.

Два пункта о бакэмоно-дзюцу или об «искусстве оборотня»

1. Вы должны изменить свой внешний вид, и принять облик горного отшельника-ямабуси, служащего, монаха, хранителя святыни, торговца, дрессировщика обезьян, кукольника, пилигрима, поклоняющегося святыне, отшельника, нищего или ещё кого-нибудь, что соответствует вашим возможностям.

Если поступая так вы только измените свою внешность, это будет подобно рукоделию без узелков [которое само может распутаться]. Поэтому, если вы хотите замаскироваться под ямабуси, вам следует иметь при себе пропуск от сэндацу, который является «наставником ямабуси»; или, если вы маскируетесь под монаха, вам требуется пропуск от главного храма или другие подобные вещи. В этом случае, подобный метод сработает эффективно. И конечно, вы должны быть готовы иметь необходимые инструменты и знать манеры или искусство людей за которых вы себя выдаёте.

В старину, когда Ёсицунэ и его люди бежали в Осю, двенадцать из них выдали себя за горных отшельников-ямабуси, а человек по имени Мусасибо на заставе Атака-но Сэки, сделал вид, что читает свиток кандзинтё, то есть свиток с прошением о пожертвованиях на храм, выдав за таковой случайный, [первый попавшийся] свиток. Эта уловка была придумана прямо на месте, и хотя они собирались притвориться, что идут по приказу храма в Нара, это вызвало бы серьезные неприятности, если бы у них не было свитка кандзинтё. Им следовало быть более подготовленными к этому, и уделить больше внимания [мелочам]. В те времена часто использовали эту технику для проникновения, но сегодня она не подходит. Тем не менее, этот способ передаётся с древних времен, и поэтому я написал о нём здесь. Он может быть применим в случаях, когда враг и ваши союзники удалены друг от друга на десятки ри, или если вы преследуете беглеца, или если вы пытаетесь убить преступника.

Однако случаи Татэока-но Додзюна, который проник в замок Саваяма, и Онти Сакона, который по приказу Кусуноки Масасигэ проник в замок Акасака, [являются удачными примерами применения вышеупомянутых навыков и] всё ещё кажутся достойными даже сегодня.

Но использовать этот навык бакэмоно-дзюцу бывает непросто, о чём свидетельствуют случаи с Исэ-но Сабуро Ёсимори и Тосабо9, который принял вид паломника ведущего лошадей [в дар для храма], или когда Синдо-но Котаро отправился в замок Арата, притворившись глухонемым. В этих ситуациях применить подобную уловку было сложно, и вы должны использовать эти навыки только тогда, когда враг собирается напасть на вас. Также, когда Этидзэн-но ками, вассал клана Кикути, проник в лагерь Мацура-то, он сделал это с помощью подобной техники, поскольку в этом случае обе [враждующие] стороны находились на близком расстоянии друг от друга. Однако сегодня этот способ не сработает. Фукурогаэси-но дзюцу или «умение переворачивать мешок» кажется более подходящим для сегодняшнего дня».

2. Когда вы хотите внедриться во вражеский лагерь, вам следует незаметно проникнуть туда накануне ночью, чтобы зарисовать гербы на их фонарях. Затем вы должны вернуться и сделать такой же фонарь самостоятельно. Когда вы незаметно проникните в лагерь, быстро зажгите фонарь и выдайте себя за охранника, ночного патрульного, пожарного и так далее, в зависимости от ситуации и тактики проникания. В одном из стихотворений ниндзя говорится:

Хотя существует множество принципов,

которым должен обучиться синоби,

первый из них — это подобраться ближе к врагу.

Однако очень это трудно сделать, если вы не обладаете абсолютно бесстрашным умом, который подобен железу. Если вы легко испугаетесь врага, то ваши планы навсегда будут раскрыты, и вы будете причиной бедствия.

Синоби-ута гласит:

Если уловки противника вас повергли в смятение,

то ваши тайные замыслы раскроются.

Три пункта о кататагэ-но дзюцу или проникновении к врагу во время ночной атаки

1. Если вы узнали с помощью методов наблюдения — мономи-но дзюцу, что враг собирается идти в ночную атаку, или если вы обнаружили, во время несения вашего дежурства в качестве подслушивающего разведчика тогики, что враг собирается напасть на ваших союзников, тогда вы должны послать кого-нибудь назад, к своим, чтобы доложить об этом своему военачальнику, а другие должны проникнуть во вражеский замок сразу после того, как вражеский отряд выйдет в ночной рейд.

Обычно, когда враг идет в ночную атаку, вы можете увидеть, что огни в замке не такие, как в обычное время, или услышать лай собак или ржание лошадей. Или вы можете узнать, что враг готовится к атаке, когда не слышно колотушек часовых или переклички ночного патруля, или когда вы видите небольшую разведгруппу, высланную из лагеря, или даже когда флаги или штандарты движутся в беспорядке. В этих случаях вам следует спрятаться в лесу или густом кустарнике недалеко от замка, и ожидать когда выйдет вражеский отряд. И когда он выйдет, вы должны проникнуть внутрь замка, воспользовавшись представившейся возможностью.

В этом есть три преимущества:

— поскольку враг совершает ночную атаку, пытаясь застать вас врасплох, он все усилия направляет на то, чтобы вас перехитрить, и не думает о том, что его самого могут перехитрить. Поэтому он, как правило, не ожидает, что ниндзя проникнут, воспользовавшись создавшейся брешью.

— во время ночного нападения все заняты и растеряны, все спешат настолько, что не могут тонко и обстоятельно допросить кого-нибудь на месте.

— поскольку очень много людей входят и выходят из ворот замка, в такое время легко проникнуть внутрь, затесавшись среди них.

Даже если вы не знаете заранее, откуда выйдет враг, вы можете увидеть, как вражеский отряд выходит из замка, когда вы ночью следите за ним как тогики; поэтому вы должны воспользоваться случаем и проникнуть сразу после того, как враги уйдут в рейд. Передаётся устно.

Поскольку метод суйгэцу-но дзюцу хорошо известен людям в нашей стране с древних времен, и если вражеская армия должным образом дисциплинирована, то существуют различные техники противодействия этому методу, поэтому применение суйгэцу-но дзюцу — это опасная задача.

Метод кататагаэ-но дзюцу представляет собой полную неожиданность для противника, и если вы выполните его правильно, то вы сможете избежать необходимости отвечать на вражеские пароли или избежать проверок айкэй, с необходимостью вставать и садиться, следовательно, вы сможете проникнуть легко и по своему желанию.

Кроме того, поскольку в замке осталось лишь небольшое число врагов [потому что другие ушли], то у вас появляются следующие преимущества:

Во-первых, легко устроить поджог; во-вторых, врагу нелегко потушить огонь; и в-третьих, если ваши союзники придут атаковать замок в то же самое время, враг потеряет преимущество, так как у него будет мало людей [для защиты замка].

Поэтому, как видно из вышесказанного, у кататагаэ-но дзюцу очень много преимуществ, и этот метод эффективней, чем суйгэцу-но дзюцу и является лучшим секретным искусством среди методов проникновения тикаири.

2. Существует преимущество в искусстве изменения своей внешности на внешность солдата низшего ранга и проникновения агентов поодиночке. Преимущество этой техники изменения внешности под солдата низшего ранга заключается в том, что если вы замаскируетесь под самурая в полном доспехе, то вы будете настолько заметны, что вас почти сразу начнут допрашивать. Кроме того, может случиться так, что в какой-то момент с вами заговорит даже незнакомый человек, поэтому вероятность быть заподозренным довольно высока. Если при этом вы будете казаться взволнованным, у противника возникнут еще большие подозрения. Поэтому, чтобы иметь преимущество в фун-нин (искусстве маскировки), вы должны принять вид солдата низшего ранга. Это объясняется тем, что, во-первых, люди низшего сословия ничем не примечательны; во-вторых, они не привлекают внимания людей; в-третьих, если вы допустите оплошность, люди, как правило, этого не заметят, потому что все имеют невысокое мнение о простолюдинах. Однако, когда нет экстренной ситуации и в замке или в лагере врага всё спокойно, люди могут заинтересоваться [поведением] простолюдинов. Поэтому нужно хорошо понимать, в какой ситуации вы находитесь, и в соответствии с этим менять свои методы.

В древние времена, в провинции Оми в битве при Анэгава10 человек по имени Эндо Киэмон11, который был вассалом Асакуры Ёсикагэ, проник в ряды армии князя Нобунаги в броских доспехах и с отрубленной головой в руке. Он сделал это с намерением убить князя Нобунагу ценой собственной жизни. Он искал, где находится князь, но в конце концов человек по имени Такэнака Кюсаку12 догадался о его намерении, вступил с ним в поединок и обезглавил его. Всё это произошло потому, что Эндо не был знаком с искусством фун-нин, и не знал, что ему следовало принять вид рядового солдата [асигару]. В этом случае он должен был попасть к врагу как человек низшего ранга.

Ещё вам необходимо иметь в виду, что вы должны заранее хорошо знать знамёна и знаки отличия вражеских генералов и всегда стараться смешаться с толпой. Передаётся устно.

Наряду с этим, необходимо помнить, что при проникновении порознь, если вы присоединяетесь к группе [врагов], то вас скорее всего будут допрашивать и поэтому вы не сможете добиться успеха, в то время как при проникновении в группе, хотя некоторых и могут допросить, но другие, скорее всего, преуспеют в проникновении. Такое уже неоднократно случалось в нашей стране.

3. Когда ваши союзники собираются совершить ночное нападение на противника, ниндзя должен пойти первым и тайком подобраться как можно ближе к внешним зонам [обороны] тобари и кэдаси, наблюдательным постам или сторожевым кострам и так далее. Затем следует проникнуть в лагерь, воспользовавшись беспорядком.

Три пункта о суйгэцу-но дзюцу или об «искусстве луны в воде»

1. Когда враг отходит в свой замок во время ночной атаки или дневного боя, вам следует проникнуть [вместе с его людьми].

Днём или ночью, когда враг вступает в бой с вашими союзниками, обе стороны будут смешиваться в битве. Поэтому, крайне важно, чтобы ниндзя, во время отступления противника, не участвовали в сражении на мечах или копьях, но они должны сосредоточиться на передвижении [вокруг], чтобы услышать вражеские пароли или увидеть вражеские знаки отличия (айдзируси)13.

2. После того, как вы согласуете с вашим господином [детали применения данного метода], следует заманить врага приманкой, и с помощью кататагаэ или суйгэцу-но дзюцу проникнуть [в его ряды].

Используя этот метод, следует заманить врага соблазнительной приманкой, как при ловле рыбы в море или реке, чтобы заставить врага выйти и ослабить оборону.

Когда вы нападаете на замок, вам следует атаковать с трёх сторон и оставить одну сторону открытой. С этого открытого направления вы должны послать ложного гонца от генерала союзников [противника] — того, кто, как ожидается, должен послать врагу подкрепление и возглавить атаку на осаждающие войска с тыла. Вы должны подделать письмо с фальшивой печатью, в котором должно быть написано, что генерал пошлёт свою армию для атаки с тыла, пришлёт продовольствие и другие подобные вещи, но важно, чтобы в письме была указана конкретная дата их прибытия. Затем, ночью в эту конкретную дату, вы должны замаскироваться под грузчиков, сопровождающих обоз, и погрузить фальшивый груз на группы вьючного скота или в обозы, запряжённые лошадьми, а затем выйти на позицию в большом количестве. Чтобы всё прошло успешно, договоритесь с вашим господином, что он начнёт атаку как только вы войдете к противнику. Здесь есть много того, что должно быть передано устно.

Когда Масасигэ заставил Юаса сдать замок Акасака, был использован этот метод14.

Второй способ заключается в следующем: когда ваши союзники окружат замок в начале осады, вам следует ночью и после наступления сумерек [пока враг ничего не знает] построить дополнительный небольшой лагерь и расположить его рядом с замком.

Третий [способ]: ваши союзники должны отправиться в ночную атаку, но в небольшом количестве людей [что будет при манкой для противника].

Четвёртый [способ]: ваши союзники должны отправиться вперёд в небольшом количестве, чтобы построить лагерь в месте, которое имеет ограниченные оборонительные качества.

Пятый [способ]: используйте фальшивые флаги, фальшивые ширмы, фальшивые обозы с провиантом и т. д. [чтобы выманить врага и заставить его двигаться так, чтобы образовалась брешь].

В зависимости от времени и места, вы должны использовать эти вышеупомянутые способы в соответствии с ситуацией во вражеском войске, чтобы вы могли выманить врагов из замка, и используя кататагаэ или суйгэцу-но дзюцу, проникнуть в него. Дальнейшие секреты передаются устно.

Когда вы проникаете, используя кататагаэ или суйгэцу-но дзюцу, как указано выше, следует помнить о трёх пунктах:

— Находясь в замке или лагере противника, чтобы не сбиться с пути, и не перепутать север, восток, юг или запад, следует закрепиться за кем-то, запомнить его и следовать за ним. Это делается для того, чтобы вы сохраняли спокойствие, а также для того, если враг будет вас допрашивать [о чём-либо]. Именно по этой причине об этом упоминается в этом разделе.

— Следите за тем, чтобы не забыть пароль противника или не упустить из вида знаки отличия айдзируси, и всегда старайтесь подражать противнику как в действиях, так и в речи. Способы определения паролей или знаков айдзируси [описанные ранее] предназначены именно для таких случаев.

— Очень важно как можно скорее зажечь сигнальный огонь в стороне от людей, чтобы ваши союзники могли узнать, что вы успешно проникли. Если вы сделаете это слишком поздно, то это вызовет серьезные проблемы, поэтому чем раньше, тем лучше. Подробности должны быть переданы устно15.

Пять пунктов о таниири-но дзюцу или об «искусстве входа в долину»

1. Для захвата кого-либо путем связывания

2. Для убийства

3. Для поджога

4. Для общения с другими синоби16

5. При использовании этого искусства таниири-но дзюцу, враг, вероятно, будет сомневаться в вас, поэтому вы должны использовать метод ложной жены или ложного ребёнка. Если вы сочтёте это недостаточным, то существуют такие способы, как пойти к своим союзникам и сжечь хижины, построенные для новобранцев и так далее [чтобы доказать врагу свою надёжность], или убить кого-нибудь и вернуться [с его головой]. Для всех этих способов подробности должны быть переданы устно. Не следует относиться к ним легкомысленно.

В старину Хосокава Акиудзи, намереваясь победить Кусуноки Масацура, повёл свою армию в 13 тысяч человек в Кавати и занял [крепость] Фудзиидэра. Масацура собрал более трёхсот бойцов из Такаясу и Хондзава, разделил их на группы по пять и десять человек и отправил их во вражеское войско, чтобы они реализовали метод таниири. Они пришли к противнику под благовидным предлогом, сказав, что хотят изменить Масацура [который оставался] в замке Тихая, и бесчестили его [перед Акиудзи]. После этого Масацура послал к противнику гонца, сказать, что он желает сдаться. Тогда [усыпив бдительность противника], он поднял флаги — сигнал к атаке, и 300 человек атаковали врагов внутри крепости.

Это искусство хорошо работало само по себе в старину, и вы [также] не потерпите неудачу в проникновении, если используете этот метод с помощью ложной жены или ребенка и других подобных стратагем.

Два пункта о рёхан-но дзюцу или об «искусстве обращённого пленника»

1. Существуют различные способы сделать из врага ниндзя [работающего для вашей стороны], используя пленника в качестве своего ниндзя или сделав из пленника ложного гонца. Если вы захватили поенного, вы должны привлечь его на свою сторону, пообещав, что дадите ему большую награду. Также вы должны взять в заложники его жену, детей или кого-то из его семьи и заставить его написать клятву — кисёмон, чтобы вы могли использовать его как своего ниндзя и послать его обратно в замок или лагерь противника. Существует и другой способ.

Если у пленника есть родители, дети, друзья или близкие ему люди на стороне врага, вам следует послать кого-нибудь в качестве гонца от пленника, чтобы сделать из этого человека [находящегося на вражеской стороне] своего ниндзя.

При падении вражеского замка или лагеря, независимо от того, погиб ли вражеский генерал или бежал, если у него есть родители или сыновья в другом замке, следует послать ложного гонца от [этого] генерала, чтобы сказать им сдаться или придумать другую хитрость в соответствии с ситуацией. Этот метод использовал Исэ-но Сабуро Ёсимори в середине первого месяца 1184 года, когда он заставил сдаться Таути Саэмона Нориёси, который был сыном Абэ Минбу Сигэёси.

2. Когда вы держите пленника в заточении, вы намеренно позволяете ему бежать обратно к врагу, не дав ему понять ваши истинные планы, чтобы он [сам того не зная], стал вашим ниндзя.

Когда вы держите пленника в заточении, ваша армия должна делать всё противоположное тому, что на самом деле планирует сделать ваш господин. Позвольте ему услышать что-нибудь, не сообщая ему о своих истинных намерениях. Затем вы должны сделать вид, что ослабили бдительность, чтобы пленник мог сбежать и вернуться обратно, и сообщить своему господину эту ложную информацию. В то же время вы должны послать к врагу наблюдателя-мэцукэ, чтобы проверить, попался ли вражеский военачальник на вашу уловку или нет. Если он попался на вашу уловку, то у вас будет большое преимущество перед ним, так как он будет думать о ваших планах вещи противоположные истинному положению дел.

В древнем Китае, когда Линь Пэн напал на Цинь Фэна, Цинь Фэн разместил часть своей армии в Сиане, а сам остался в неприступном замке Дэн для защиты от Линь Пэна. После этого Линь Пэн несколько дней простоял на месте, не нападая, но однажды ночью в его армии начался большой шум и суета, потому что он отдал приказ готовиться к нападению на Сиань рано утром следующего дня. В это же время он позволил пленнику бежать, притворившись, что ослабил охрану, что бы пленник мог донести врагам в Дэн всё, что он слышал [и видел, находясь в плену]. Пленник рассказал Цинь Фэну, что враг собирается напасть на Сиань на следующее утро и что они должны быть готовы. В ту же ночь Цинь Фэн вернул большую часть своей армии в Сиань, но Линь Пэн послал разведчика посмотреть, что происходит [у противника]. Убедившись, что ложная информация дошла до них, в час Тигра той же ночи, он переправил свою армию через реку и напал на Дэн. Хотя замок был очень сильно укреплён, у них осталось слишком мало людей для его обороны, нападение было неожиданным, и в итоге замок был захвачен. После этого, получив преимущество, они напали на Сиань, и Цинь Фэн потерпел поражение.

Два пункта о фукурогаэси дзэн дзюцу или о полном искусстве выворачивания мешка

1. В этом методе вы должны написать поддельное письмо к вражескому военачальнику, или кому-нибудь из его окружения: старшему советнику, командиру отряда, простому самураю, или кому-нибудь от его стороны, кто живёт в другом месте или в другой провинции. Вы должны отправить поддельное письмо указанному родственнику, и получить ответ на него. Тем временем, вы должны увидеть и услышать как можно больше информации, насколько это возможно, и вам не стоит отдавать оригинал и настоящий ответ, но надо составить фальшивое письмо и передать его врагу.

2. Когда враг защищает замок, а вы его осаждаете, и у жителей этого владения берут заложников, в этой ситуации заставьте родственников того, кто взят в заложники: жён, детей, братьев и так далее, [написать письмо], чтобы вы могли полностью использовать метод фукурогаэси-но дзюцу.

Всё вышесказанное является лишь кратким описанием, и в реальной ситуации, когда вы сталкиваетесь лицом к лицу с врагом, вы должны помнить об этих вещах. Сущность этих ментальных методов [т.е. методов управления сознанием врагов] должна быть изучена как можно глубже, а затем, должна быть использована надлежащим образом. Убедитесь, что вы не используете их легкомысленно. В то же время, если вы будете думать о них слишком много, вы потеряете из виду [образовавшиеся] бреши [в обороне у противника], и не добьётесь успеха. Вы должны полностью это осознавать.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Бансэнсюкай (Десять тысяч рек собираются в море). Том 2» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

9

В «Сказании о Ёсицунэ» так написано ою этом: «Тосабо был от природы хитроумен, и он понимал, что не годится отряду идти в столицу обыкновенным порядком. Раздобыл он сто тан белой материи и велел сшить на всех чистые одежды паломников; мирянам он нацепил сидэ на шапки эбоси, монахам он нацепил сидэ на черные колпаки токины, и даже коням он нацепил сидэ на гривы и хвосты и велел вести их в поводу как подношение богам; доспехи и панцири уложили в лари, а лари завернули в чистые соломенные маты, обвязали соломенными жгутами и прицепили к ним ярлыки с надписью: „Первые в году дары для Кумано“. Затем был выбран день, счастливый для Камакурского Правителя и несчастливый для Судьи Ёсицунэ, и Тосабо выступил из Камакуры со своим отрядом в девяносто три человека». (Цит. по Сказание о Есицунэ: [Роман] / В пер. Аркадия Стругацкого. ‒СПб.: Евразия, 2000. — С.49—50)

10

Битва при Анэгава — битва, произошедшая 9 августа 1570 г., близ озера Бива, в провинции О: ми между союзными войсками Ода Нобунага и Токугава Иэясу и войсками антинобунагской коалиции кланов Адзаи и Асакура. В 1568 г. Ода Нобунага захватил Киото, и назначил сёгуном Асикага Ёсиаки. Пытаясь быть политически независимым и желая возродить сёгунат Муромати, Асикага Ёсиаки в 1570 г. собрал своих сторонников в антинобунагскую коалицию, в которую вошли кланы Такэда, Адзаи и Асакура и главы буддийских монастырей Энряку-дзи и Хонган-дзи. Нобунага решил разбить врагов поодиночке, и 2 августа 1570 г. взял в приступом владения Адзаи Нагамасы — замок Одани и соседний замок Ёкояма. 7 августа 1570 г. на выручку осаждённым подоспела армия Асакура Кагэтакэ, а к Нобунаге подошло подкрепление из войск Токугава. Противников разделяла река, и 9 августа войско Токугава форсировав реку, перешло в наступление, смяв авангард армии клана Асакура. В это время Адзаи Нагамаса атаковал армию Нобунага, но в результате, сам был атакован резервом Нобунага, стоявшем осадой у замка Ёкояма. Войска Адзаи отступили к замку Одани. В это время Асакура Кагэтакэ видя отступление клана Адзаи, приказал своим войскам также отступать. Однако, с фланга клан Асакура атаковала конница Токугавы, под командованием Хонда Тадакацу и Сакакибара Ясумаса, посеяв панику среди отступающих и превратив отступление в беспорядочное бегство. Затем войска Токугавы атаковали правый фланг войск клана Адзаи. В это время левый фланг клана Адзаи атаковали войска Инаба Иттэцу, оказавшись таким образом в окружении, войска Адзаи и Асакура были разгромлены. Битва при Анэгава была первой победой Оды Нобунаги над антинобунагской коалицией. Результат боя способствовал укреплению авторитета Нобунаги как «непобедимого воина». Бой при Анэгаве является одним из самых кровавых боёв в истории Японии. В период Эдо (1603—1867) его засчитывали в число «четырёх больших битв» сёгуна Токугавы Иэясу. Во времена существования Японской империи (1868—1945) битва при Анэгава рассматривалась как типичный образец успешной контратаки, которая базировалась на тактическом отступлении и мощной фланговой и тыловой атаках.

11

Эндо Киэмон Наоцугу (Наоцунэ) (1531 г. 9 августа 1570 г.) — вассал клана Адзаи. Эндо Киэмон Наоцугу был против политического брака между своим господином Адзаи Нагамасой и сестрой Оды Нобунаги Оити. В Нобунаге он видел угрозу клану Адзаи, и неоднократно пытался его убить. Первая попытка была в 1569 г. когда Ода Нобунага предпринял визит к Адзаи Нагамасе, надеясь заключить с ним соглашение. На празничной трапезе, устроенной в честь гостя, Эндо Киэмон Наоцугу пытался отравить Нобунагу, но его плану помешал Тоётоми Хидэёси, который в то время был вассалом Нобунаги. Во время битвы при Анэгава, Эндо Киэмон Наоцугу, вместе с небольшим отрядом пробился к лагерю Ода Нобунаги, сорвав знаки отличия и вымазав лицо кровью, пытался выдать себя за одного из самураев Оды. он схватил чью-то первую попавшуюся отрубленную голову хотел её предъявить для опознания Нобунаге. Однако Такэнака Кюсаку Сигэхару, знаменитый стратег и советник Тоётоми Хидэёси, разгадал намерения Эндо, видимо узнал его самого, либо понял, что отрубленная голова в руках Эндо принадлежала кому-либо из воинов Нобунаги, и тем самым увидел несоответствие всей ситуации, решил преградить ему путь. Эндо бросил в него голову и схватился за меч, начался долгий поединок, противники стоили друг друга, но Эндо ослабел, так как участвовал в битве с самого утра, и был обезглавлен Такэнакой Сигэхару.

12

Такэнака Кюсаку Сигэхару (известен также под именем Хамбэй) (27 сентября 1544 — 6 июля 1579) — военный стратег, советник Тоётоми Хидэёси во время службы у Оды Нобунаги. Такэнака Кюсаку Сигэхару родился в 1544 году в семье Такэнака Сигэмото, вассала клана Мино-Сайто, и владельца замка Омидо в районе Оно, провинции Мино. В 1556 году Сигэхару участвовал в своём сражении — битве при Нагарагава. Он вступил в союз с Сайто Досаном и заменил своего отца на посту «главнокомандующего». Однако, в 1567 году Такэнака Сигэхару перешёл на службу к Ода Нобунаге, и помог ему захватить замок Инабаяма, принадлежавший его прежнему сюзерену.. Впоследствии он перешел на службу к Тоётоми Хидэёси и участвовал в военных кампаниях на стороне войск Оды Нобунаги, таких как походы против кланов Адзаи и Асакура в 1570 году. Такэнака Сигэхару был слаб здоровьем, и в 1579 г. во время осады войсками Оды Нобунаги под предводительством Хидэёси Тоётоми, замка мики, принадлежащего клану Мори, умер от туберкулёза в возрасте 35 лет.

13

Этот метод также описан в «Гумпо дзиёсю»: «Когда вы преследуете противника и проникаете в его войско, во время его ночной атаки, вы не добьётесь успеха, если вы не полностью подготовлены или только наполовину усвоили эту тактику. Вам необходимо определить среди вражеских воинов тех, кто имеет высокий ранг. Если вражеский командир не опытен и его ночная атака ведётся не эффективно, то вы сможете преследовать и проникнуть в его войско. Вдобавок, если вы имеете среди ваших людей хорошо подготовленного синоби, который добыл информацию о паролях и опознавательных знаках, используемых противником, ваш план проникновения к противнику будет значительно облегчён. Это важное условие. Вообще, если вы хотите проскользнуть с сотней бойцов, вам следует иметь 70 из них в авангарде. Они должны смешаться с вражескими воинами. И 30 из них должны быть в арьергарде, под видом погони за 70-тью. Они действительно будут намерены защищать войско от вражеских синоби, атакующих и окружающих вражеское войско. Детали этого метода передаются изустно».

14

Вот как описан этот эпизод в «Повести о великом мире» («Тайхэйки»): «…В третий день четвёртой луны того же года Кусуноки во главе с пятьюстами всадниками внезапно подступил к замку Юаса и, не переводя дыхания, стал атаковать его. Может быть, в замке были трудности с припасами, но Кусуноки и его сподвижники слышали, будто из Асэгава, что в провинции Кии, где находятся владения Юаса, ночью собираются проникнуть в замок человек пятьсот-шестьсот с припасами. Тогда он послал в укромное место на дороге своих воинов, и те всё у них отняли, а в короба погрузили доспехи и заставили погонщиков лошадей нести их на себе. Сами же воины, человек двести-триста, под видом стражей поместья поехали в замок. Кусуноки притворился, будто он преследует это войско, погнался за своими товарищами, словно желая рассеять их. Монах в миру Юаса увидел это и подумал, что его воины доставляют припасы и сражаются с силами Кусуноки. Он вышел из замка и, сам того не желая, впустил в него воинов противника. Войска Кусуноки, как и было задумано, ворвались в замок, достали из коробов доспехи, как следует вооружились и издали громкий боевой клич. Войско снаружи замка в это время ломало его деревянные ворота, перебиралось через стены и проникало внутрь. Монах в миру Юаса оказался в трудном положении, встретившись с противником внутри и снаружи. Сражаться было невозможно, и он сейчас же склонил голову и сдался в плен. Вместе с его силами у Кусуноки стало насчитываться больше семисот всадников. С этим войском он подчинил себе две провинции, Идзуми и Кавати, а потом — в семнадцатый день пятой луны — вышел для начала в окрестности святилища Сумиёси и монастыря Тэннодзи и разбил лагерь к югу от моста Ватанабэ». (Цит. по Кадзима Хоси, Повесть о великом мире / Пер. с яп. Горегляд В. Н. // Японские самурайские сказания. — СПб.: Северо-Запад Пресс, 2002. — С. 204—205)

15

Третий пункт данной главы никак не обозначен в оригинальном тексте. Поэтому можно предположить, что он или пропущен переписчиком, по ошибке, или просто не выделен в тексте, и над ним не поставлена цифра «3», обозначаемая иероглифом «сан». В последнем случае, этим третьим пунктом является заключительная часть главы, выделенная в английском переводе в отдельный абзац.

16

Вероятно, эти четыре пункта передавались устно

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я