Политология. Практикум

Я. С. Яскевич, 2015

Содержит материалы по интегрированному курсу «Политология», подготовленные с учетом учебной программы. Рассматривается проблематика власти, политической системы; институциональное и процессуальное измерения политики; вопросы международных отношений и внешней политики государства; феномен идеологии; современные идеологические концепции; конституционно-правовые, культурно-исторические, политические, экономические и социокультурные составляющие идеологии белорусского государства. Приводятся материалы, которые могут использоваться при проведении лекций, практических занятий, организации самостоятельной работы студентов. Предназначено для студентов учреждений высшего образования. Может быть полезно преподавателям, аспирантам, специалистам.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политология. Практикум предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел I. Теоретические основы изучения курса

Тема 1. Теория и методология политической науки

Политология как отрасль научного знания и учебная дисциплина

Политическая наука — органическая часть гуманитарного знания, неотъемлемый элемент организации всей духовной жизни общества. Объект политической науки — вся политическая сфера жизнедеятельности общества. Политическая сфера — это область отношений между людьми по поводу управления государственными и общественными делами. Она является единством общего, присущего ряду стран, и особенного, специфичного для той или иной страны. Предмет политической науки — закономерности функционирования и развития политики, политических систем и процессов.

Выделяют три этапа эволюции политической науки. Первый этап — протонаучное осмысление мира политики в религиозно-мифологической форме и первые попытки рационализации политических представлений. Новое время (XVI–XIX вв.) положило начало второму этапу развития политической науки. Главной проблематикой стало исследование государства, демократии, систем политического представительства интересов, элит, партий, психологических процессов в политике и др. Теоретический подъем на рубеже веков привел к институциализации политической науки в качестве самостоятельной дисциплины в учебных заведениях США (1857), а в последствии — в Германии и Франции. В 1903 г. была создана первая Американская ассоциация политических наук. Все это позволяло говорить о становлении политической науки в качестве особой отрасли знания, занявшей свое место в структуре гуманитарных наук. С первой четверти XX в. и до настоящего времени длится третий — современный — этап развития политической науки.

В 1948 г. на международном коллоквиуме политологов, организованном ЮНЕСКО в Париже, был рекомендован курс политической науки в системе высшего образования. В 1962 г. образована Советская ассоциация политических наук (САПН) при Институте государства и права АН СССР, со второй половины 1970-х гг. она является координатором политологических исследований. Под эгидой САПН начинают выходить ежегодники Ассоциации, проводятся семинары, симпозиумы, конференции. В 1989 г. в ведущих учреждениях высшего образования СССР, в том числе и Белорусской ССР, начинает преподаваться новый учебный курс — политология. В 1992 г. в Белорусском государственном университете (БГУ) было открыто отделение политологии, где ведется подготовка специалистов в этой области знаний. В 1993 г. создана Белорусская ассоциация политических наук. С 2009 г. в Белорусском государственном экономическом университете (БГЭУ) также осуществляется обучение студентов по специальности «Политология». В БГУ, БГЭУ, Академии управления при Президенте Республики Беларусь открыты магистратуры и аспирантуры по данной отрасли наук.

В соответствии с изучаемой проблематикой в структуре политологии выделяются следующие разделы:

♦ теория и методология политики — раскрывает философско-методологические основы политики и политических отношений, сущность и содержание политики и власти, их основополагающие признаки, функции и закономерности развития;

♦ теория политических систем и их элементов — исследует сущность, структуру и функции политических систем, дает их сравнительный анализ, а также характеристику основных политических институтов — государств, партий, общественных организаций и движений и отношений между ними;

♦ теория управления социально-политическими процессами — изучает цели, задачи и формы политического руководства и управления обществом; механизмы принятия и реализации политических решений;

♦ история политических учений и политическая идеология — раскрывает генезис политической науки, содержание основных идейно-политических доктрин современности, роль и функции политической идеологии и политического сознания в политическом процессе;

♦ теория международных отношений — рассматривает проблемы внешней и мировой политики, различные аспекты международных отношений, глобальные проблемы современности.

Политическая наука развивается как целостная система теоретического и прикладного (практического) знания о политике. Теоретическая политология решает научные проблемы, связанные с формированием фундаментального знания о политической деятельности, объяснением процессов политического развития, разработкой концептуального аппарата политологии, методологии и методов политических исследований. Прикладная политология изучает проблемы, связанные с преобразованием политической действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на политические процессы. В сфере ее внимания — исследование конкретной деятельности различных политических институтов, избирательных кампаний, технологии и техники организации власти; изучение общественного мнения, особенностей политической ориентации и политического поведения различных социальных групп.

Политическая наука взаимосвязана с другими социальными науками, изучающими отдельные сферы общественной жизни, в частности экономикой, правоведением, социологией, культурологией, социальной психологией, историей др. Социальная роль и значимость политической науки определяются теми функциями, которые она выполняет относительно потребностей общества. Как правило, к числу важнейших функций политической науки относят:

♦ методологическую — заключается в разработке теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке законов и категорий данной науки. Политология выступает в качестве теоретико-методологической базы конкретных исследований политики в рамках некоторых других общественных наук;

♦ познавательную — предполагает накопление, описание, изучение фактов политической действительности, анализ конкретных политических явлений и процессов, выявление важнейших политических проблем и противоречий политического развития. Политология призвана дать рациональное объяснение политической действительности, отвечая на вопросы, как, почему, в силу каких причин возникли данные политические явления и процессы, почему им присущи именно эти особенности;

♦ инструментальную, или регулятивную, — связана прежде всего с вопросами практической политики. Основным содержанием данной функции является выработка практических рекомендаций для властных структур, предварительная научная экспертиза политико-управленческих решений, определение способов, методов и средств рационального воздействия на политическую действительность;

♦ прогностическую — предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив политического развития общества, выработку прогнозов, моделирование будущих политических процессов и отношений;

♦ идейно-воспитательную (мировоззренческую) — связана с выработкой, обоснованием определенных политических идеалов и ценностей, способствующих устойчивости той или иной политической системы, соответствующих политических взглядов, убеждений и политических ориентаций граждан. Политология обусловливает формирование гражданственности, политического сознания и политической культуры населения, осуществляет политическую социализацию граждан.

Политическая наука использует следующие группы методов:

♦ общелогические методы — анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение;

♦ методы других наук:

• исторический — изучает политические явления в процессе их становления и в связи с прошлым, в ходе их развития: чтобы разобраться в существующей политической ситуации, необходимо исследовать ее корни;

• сравнительный — сопоставляет политические процессы и институты разных стран;

• ситуативный — заключается в учете всех условий и обстоятельств, создающих конкретный процесс, положение, ситуацию;

• институциональный — состоит в наблюдении, описании и анализе политических структур, свойств и их взаимосвязей, предполагает оценку на основе национального и мирового опыта. В целом институционализм остается доминирующим в политико-правовых науках при изучении политической системы и ее подсистем, т. е. государственных органов и структур, политических партий, норм и учреждений, обеспечивающих реализацию прав человека;

• деятельностный — показывает политику в динамике и развитии. С его использованием связано рассмотрение политики как специфической формы управления обществом;

• социологические — основаны на изучении поведения социальных групп;

• экономические — используются в политологии, потому что существует тесная взаимосвязь между политикой и экономикой. Суть их состоит в перенесении всех закономерностей функционирования рыночной экономики на политическую жизнь;

• психологические — применяются для изучения субъективных мотивов человеческого поведения. Политико-психологические исследования широко используются при изучении электорального поведения, политического лидерства, политических конфликтов, политической социализации;

• географический, антропологический, праксиологический.

Наиболее общие, фундаментальные политологические методы часто называют исследовательскими подходами, или методологиями. В политологии существуют разнообразные методологические подходы: бихевиоральный, системный, структурно-функциональный, марксистский, критико-диалектический, психологический. Исследовательские подходы задают направленность изучения политики, в русле которой ученый отбирает реальные факты, производит обобщения, делает прогнозы на будущее. Исследовательские подходы связаны с тенденциями в развитии политологии, теми проблемами, которые решает политическая наука на том или ином историческом этапе.

В настоящее время в политической науке наметились тенденции синтеза исследовательских методик и расширения конвенциональности понятийного аппарата.

Основными парадигмами политической науки являются: теологическая, натуралистическая, географическая, социоцентрическая, парадигма конфликта и консенсуса.

Политика как сфера общественного и государственного управления

Термин «политика» произошел от греческого слова politike — общественные, государственные дела, в Европе он появился в 1265 г., возможно, в результате перевода В. Мербекским книги Аристотеля «Политика».

В современном английском языке существует три термина для обозначения понятия «политика»:

policy — политика, линия поведения, политический курс, характер функционирования институтов, тип изменений, динамика политического процесса;

polity — политические институты, государственное устройство, государство;

politics — политика, политические убеждения, политическая наука, политическое поведение различных акторов, их мотиваций, установки, субъективный контекст политики, механизмы его формирования.

Политика возникла в связи с необходимостью реализации интересов социальных групп, которые затрагивали их общественное положение и не поддавались удовлетворению без вмешательства институтов публичной власти, предполагая использование методов принуждения. Таким образом, политика стала регулировать не все групповые интересы, а лишь те из них, которые затрагивали их властно значимые потребности и предполагали вовлечение в конфликт «третьей» силы в лице государства. Из-за стихийного характера такой конкуренции К. Мангейм называл политику «самостийной» величиной, т. е. явлением, не способным возникнуть в результате искусственной реконструкции. Понятно, что интересы, заставляющие человека переступать грань политической жизни, в основном имеют не индивидуальный, а надперсональный, групповой характер. Они приобретают определенное значение для человека как представителя конкретного класса, нации, той или иной части населения, поэтому импульсы политической жизни исходят оттуда, где различные общности, стремясь к реализации собственных целей, влияют на положение (цели, статусы, интересы) других слоев, вовлекая государство как посредника в урегулирование этих споров.

Таким образом, политику можно определить как совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации своих общественно значимых интересов. В этом смысле политика понимается как результат столкновения разнонаправленных действий групп, соперничающих и друг с другом, и с правительством, которое тоже являет собой особую группу и потому защищает не только общесоциальные, но и собственные интересы.

В современной политической науке существуют различные подходы к определению содержания политики. Наиболее распространенными подходами к пониманию сущности политики и ее определению являются следующие:

♦ коммуникационные — в самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей (классами, нациями, социальными группами и слоями);

♦ конфликтно-консенсусные — акцентируют внимание на противоречиях интересов, которые лежат в основе политики, определяя ее динамику. Формами взаимодействия субъектов политики могут быть борьба, столкновение, соперничество, конкуренция, компромисс, сотрудничество, консенсус и др.;

♦ директивные, силовые — политика есть сфера властных отношений. Власть — первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее качество политики. Только на этой основе можно выделить политику, политические отношения из всей совокупности общественных отношений;

♦ институциональные — рассматривают политику как сферу взаимодействия государства, партий, других общественно-политических институтов и структур, в которых воплощается и материализуется власть и политика;

♦ функциональные — основным назначением политики является управление социальными процессами как систематическое и целенаправленное воздействие на общество для сохранения и оптимального функционирования данного социально-экономического строя.

Политика выступает как организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, что обусловлено такими ее свойствами, как универсальность, всеохватывающий характер, инклюзивность (включенность во все сферы), способность воздействовать практически на любые стороны жизни. Функциональность политики не только позволяет ей глубоко воздействовать на другие сферы общественной жизни, но и связывает ее с ними. Политика в значительной мере опосредована экономической сферой общества, экономическими отношениями и интересами, концентрированным выражением которых она является. Вместе с тем она обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное воздействие на экономику и другие сферы общественной жизни. Тесная связь существует между политикой и моралью, политикой и культурой, политикой и идеологией, политикой и правом.

Субъектами политики являются индивид, малая социальная или профессиональная группа, нация, класс, элита, общественные движения, объединения и другие социальные общности.

Политическая власть: понятие, структура, функции

Феномен власти приоткрывает тайну самой политики, политических институтов и движений, стремления к ее завоеванию и осуществлению. Доминирование властной воли, волевое отношение между людьми является специфическим признаком власти. Во властных отношениях предполагается наличие следующих аспектов: субъекта власти, которым могут выступать как отдельные лица, так и коллективно действующие лица (партия, организация, учреждение, комитет и т. п.); выражение воли осуществляющего власть; подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ее осуществляет. В этой связи природа власти такова, что она отчасти опирается на одобрение наиболее авторитетной части людей, и власть кончается там, где начинается насилие (хотя она и предполагает угрозу применения силы или насилия). Неспособность же субъекта власти обеспечить согласие людей без использования физического насилия означает, что власти не существует, а есть попытка оказать давление. Хотя власть и требует подчинения, но люди, подчиняясь ей, не жертвуют своей свободой, поскольку, как писал В. Соловьев, «требование личной свободы, чтобы оно могло осуществиться, уже предполагает стеснение этой свободы в той мере, в какой она в данном состоянии человечества несовместима с существованием общества или общим благом».

Таким образом, политическая власть — это способность и возможность социальной группы, страты осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей посредством авторитета, права, насилия. Политическая власть — это реальная способность социальной группы, индивида проводить свою волю в политике и в сфере правовых норм. Проявления политической власти в обществе многообразны (власть государственная, общественная, экономическая и др.). Формы и методы ее осуществления в различных социальных и экономических системах неодинаковы: от консенсуса до насилия, от демократии до тоталитаризма, от адекватного учета потребностей и интересов масс до прямого психологического давления и физического террора, от апелляции к божественным и светским авторитетам до манипулирования сознанием и поведением индивидов.

Выделяют власть в бесклассовом и классовом обществе. Классификация власти:

♦ по функциям органов власти различают законодательную, исполнительную и судебную власть;

♦ способам организации власти — монархическую, республиканскую;

♦ степени институализации — правительственную, федеральную, городскую, сельскую, муниципальную;

♦ количественному признаку — единоличную, олигархическую, полиархическую;

♦ правовому признаку — законную и незаконную, легальную и нелегальную;

♦ признанию власти обществом — легитимную и нелигитимную;

♦ сферам общественной жизни — экономическую, политическую, социальную, духовно-информационную.

Власть и политику иногда отождествляют, считая их нераздельными и взаимообусловленными. Действительно, власть является центральным началом политики, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, овладение ею и ее удержание — проблема политическая, независимо от того, решается она путем выборов, назначений, захвата. Как правило, власть — не самоцель для социальных сил, стремящихся реализовать свои цели. Однако, придя к власти, эти силы начинают формировать конкретные структуры власти самых разных масштабов: от правительства, президента, парламента до региональных и местных структур. Новые правители, осуществляя свои интересы и цели, сами вырабатывают и проводят в жизнь собственную политику, которая становится средством власти. Иными словами, политика оказывается причиной власти, а власть — причиной политики. Можно сказать, что политика и власть связаны круговой причинно-следственной зависимостью.

Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта (или второго, пассивного, субъекта), отношений господства и подчинения, побуждения к действию и его совершения по желанию первого субъекта. Власть возникает в отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, т. е. субъектами, наделенными сознанием, волей, способностью действовать.

Субъектами власти могут быть отдельные личности, организации, общности людей, союзы государств, мировое сообщество.

К наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие:

♦ поддержание общественного порядка и стабильности;

♦ выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

♦ достижение общественного согласия (консенсуса);

♦ принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;

♦ управление обществом.

В современной литературе существуют различные концепции власти: правовые, поведенческие, бихевиоральные, реляционистские.

Принцип разделения властей закреплен в ст. 6 Конституции Республики Беларусь. В ней отмечается, что государство основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Под ресурсами власти принято понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом). Субъекты политической власти обладают уникальной системой ресурсов. В их руках находится государство с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, тюрьмами, правоохранительными органами, денежной и налоговой системами и т. д. Государственная власть имеет монопольное право издавать законы, обязательные для всего населения. Ресурсами власти являются интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции (страх, ненависть, зависть, восторг, энтузиазм, недовольство и др.). Также к ним относятся экономический, военный, культурный потенциал страны, государственная территория, стабильность и порядок, единство общества, природные богатства, численность населения, его качество (культура, образованность, трудовые навыки и т. д.), знания, профессионализм, пропаганда во всех ее формах, средства массовой информации. Важное значение имеют традиции, идеология, вера, доверие, общественное настроение, участие населения в политике, время, которым располагает власть для решения своих задач. Эффективными средствами власти могут стать национальные и религиозные чувства.

Источниками и основаниями власти могут выступать происхождение, социальный статус, деньги, богатство, знания и др.

В современных обществах для характеристики власти часто используется термин «легитимность» — признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок — наилучшим для страны. В политологии используется также термин «легальность» власти — юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам.

Типология легитимности введена в научный оборот М. Вебером, выделявшим три типа легитимности:

♦ традиционный — основанный на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые. Обычаи выступают основой управления и послушания в обществе;

♦ харизматический — развивается в революционных условиях;

♦ легальный — основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений, для чего имеются установленные законом процедуры. Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Она предполагает строгое соблюдение законов всеми структурами общества, в том числе и государственными органами, доступ к политическим институтам всем слоям населения, доверие граждан к устройству государства, а не к отдельным лидерам, подчинение законам, а не личности руководителя.

В период радикальных социально-экономических изменений наблюдается, как правило, кризис законности власти. Старый режим уже утратил легитимность, а новый — еще не приобрел. Положение нового режима во многом зависит от того, каким способом он попытается утвердить свою легитимность. К стабильной легитимности ведет лишь рационально-правовой способ, при котором доверие и уважение к власти основывается на признании законными ведущих к ней путей.

Понятие и структура политической системы общества

Любое человеческое сообщество может быть определено как сложная система, т. е. оно может рассматриваться как совокупность разных систем, среди которых выделяют социальную, экономическую, духовную, политическую и др. Специфика политической системы по сравнению с другими заключается в следующем:

♦ она является универсальной, поскольку охватывает своим воздействием все общество;

♦ она осуществляет полный контроль над применением физического и иного принуждения;

♦ ее право выносить обязывающие решения считается легитимным;

♦ ее решения являются авторитетно-властными.

Современная трактовка понятия политической системы отличается большим разнообразием концепций — выделяется около 20 формулировок. В политической науке сформировались определенные подходы к изучению политической системы:

♦ институциональный — рассматривает политическую систему как совокупность государственных и негосударственных институтов социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения;

♦ системный — главным предметом анализа является не институт, а социальное взаимодействие между индивидами и группами, которые осуществляют определенные политические роли.

Политические взаимодействия ориентированы на авторитетное распределение ценностей в обществе. В целом же политическую систему можно определить как совокупность институциональных структур государства и общества, форм взаимодействия между ними, направленных на осуществление политической власти, управление, руководство, регулирование общественно-политическими процессами.

Политическая система представляет собой сложноорганизованное образование, имеющее разветвленную структуру, многообразные связи. Наиболее распространенной точкой зрения ученых на структуру политической системы является выделение в ее составе следующих подсистем (их структурными элементами выступают те институты, нормы, функции, идеи и отношения, которые находятся в тесном взаимодействии с политическим управлением):

♦ институциональной — состоит из политических институтов, каждый из которых также является относительно самостоятельной системой (государство, партии, общественно-политические организации и движения, лоббистские группы и др., а также отношения между ними). Центральное место принадлежит государству — властная опора как политической, так и общественной системы в целом. Особую роль играют церковь и средства массовой информации, способные существенно влиять на формирование общественного мнения и, следовательно, оказывать давление на правительство и политических лидеров, т. е. стимулировать или тормозить импульсы, поступающие в систему. В целом же институциональная подсистема занимает ведущее положение среди других подсистем;

♦ нормативной — складывается из политико-правовых норм, принципов, воззрений и традиций, направленных на регламентацию деятельности политической системы в целом и ее структурных элементов. Центральное место в данной подсистеме занимают нормы права, которые служат главным регулятором общественных взаимосвязей, обеспечивают функционирование по заведенному порядку не только государственных органов, но и общественных объединений, а также устанавливают правила участия граждан в политической деятельности. Указывая на легитимность власти или на нелегитимность каких-либо действий, сопряженных с этой властью, имеется в виду соотношение нормативной подсистемы с реальной жизнью, оценивается степень соответствия слова (закона) и дела в политике;

♦ функциональной — определяется нормами политической деятельности, способами осуществления власти, преобладанием среди них насильственных или ненасильственных методов управления; характеризуется совокупностью реальных функций, выполняемых различными политическими институтами или гражданскими объединениями. Данная подсистема — основа политического режима, который обеспечивает сохранение существующей власти. При этом режим обладает известной самостоятельностью по отношению к конституционной структуре государственного управления, отраженной в институциональной подсистеме. Правящая элита может выходить за рамки формально установленного правопорядка, видоизменять механизмы властвования, а активность оппозиционных сил способна ограничить влияние конституционных институтов либо создавать альтернативные квазиинституциональные структуры;

♦ коммуникативной — включает разнообразные формы и принципы взаимодействия как внутри политической системы (между ее подсистемами), так и с другими странами. На внутреннем уровне она определяется отношениями между законодательной и исполнительной ветвями власти, институтами государства и другими субъектами политических взаимодействий (партиями, социальными, этническими или конфессиональными общностями, людьми как индивидуальными акторами), складывающимися в связи с их участием в осуществлении власти. Данная подсистема отражает связи гражданского общества и правового государства, которые могут различаться по своей социальной направленности. Среди них выделяют связи, нацеленные на упрочение существующего политического строя и выражающие интересы оппозиционно-умеренных или радикальных сил. Коммуникативная подсистема отражает также внешнюю безопасность общества, т. е. восприятие и адекватную оценку внешних информационных потоков, исходящих со стороны международной или экологической среды;

♦ культурно-идеологическую — формируется из различных по содержанию идей, взглядов, чувств участников социальной жизни. Она во многом определяется степенью дифференциации идейно-политического спектра общества, преобладанием в нем гуманистических или негуманистических по своей ориентации течений. Кроме того, подобная подсистема тесно связана с особенностями массовой политической культуры, ролью в ней традиционных стереотипов и рациональных установок в сфере поведения. Функционально она решает задачи сохранения и воспроизводства существующей модели общества. Однако подсистема культуры и идеологии является именно той областью, где происходит не только подтверждение, но и видоизменение модели устройства общества.

Благодаря своему структурному разнообразию политическая система способна обеспечивать исполнение определенных функций в обществе:

♦ определение целей, задач и путей развития общества;

♦ организацию деятельности общества по выполнению целей и программ;

♦ распределение материальных и духовных ценностей;

♦ согласование разнообразных интересов социальных общностей и государства;

♦ разработку правил и законов поведения людей и групп в обществе;

♦ обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;

♦ формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;

♦ контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.

Указанные функции характерны для стабильных сформировавшихся политических систем. Если политическая система еще не сформировалась и находится в переходном состоянии, то для нее будут характерны и другие функции, в частности функция преодоления политических и прочих кризисов.

Политические системы современного мира очень разнообразны. На их формирование и функционирование оказывает влияние множество факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества, географическое положение и т. д. В зависимости от типа критериев предлагаются разные классификации:

♦ в соответствии с цивилизационным подходом политические системы подразделяют на традиционные, модернизированные, демократии и тоталитарные;

♦ по характеру взаимодействия с внешней средой — открытые (активно обмениваются ресурсами с внешним миром, способны воспринимать ценности других стран) и закрытые (характеризуются ограниченными контактами с внешней средой, не воспринимают иные системы ценностей) политические системы;

♦ по типам легитимного господства — традиционные, харизматические и рационально-легальные;

♦ по критерию «стабильность — изменчивость» — консервативные и трансформирующиеся;

♦ по типам политических режимов — тоталитарные, авторитарные и демократические.

Свои особенности присущи и политической системе Республики Беларусь. С 1990-х гг. в ней происходят существенные изменения: реорганизуются механизмы власти и политические институты; формируется новая модель политической организации белорусского общества, которая строится на основе принципов народовластия, политического плюрализма, разделения властей. Следует также подчеркнуть, что институционально политическая система Республики Беларусь в значительной степени сходна с политическими системами других стран. Ее особенности проявляются при анализе функциональной, коммуникативной и культурно-идеологической подсистем.

Специфика разделения властей и коммуникации между тремя ее ветвями в Республике Беларусь заключается в существовании еще одной силы — президентской власти, которая призвана заботиться о бесконфликтном и согласованном взаимодействии других ветвей власти и выступать третейским судьей между различными политическими силами. Данная роль президентской власти выведена за сферу публичной власти и распространяется на отношения органов государственной власти, государства и народа. Такой статус Главы государства необходим для реализации функций, возложенных на него Конституцией, и обусловлен в значительной степени переходным характером белорусского общества, в условиях которого необходимо сохранение политической и экономической стабильности в стране.

Функциональная подсистема также имеет особенности проявления. В Республике Беларусь существует специфика выполнения ролей различными политическими институтами и гражданскими объединениями. К сожалению, пока не сложилась развитая партийная система. Политические партии скорее находятся на начальной стадии своего формирования и похожи на политические клубы, не обладающие социальной базой и не пользующиеся значительной поддержкой среди населения. Идеологически многие партии до конца не оформились, более того, их названия зачастую не отражают идеологических основ их деятельности, доминирующих в обществе ценностей и ориентаций и возникших в рамках определенных культурно-исторических и политических традиций.

Ряд партий оппозиционны существующей в Республике Беларусь власти. В целом же наличие оппозиции органически связано как с разнородностью общества, так и со свойствами самого человека, в том числе реализует принцип политического плюрализма, который является основой политической системы Республики Беларусь. Однако следует отметить, что некоторые виды и формы оппозиции, в частности непримиримая оппозиция, представляют угрозу для общества в целом, поскольку ведут к идейно-политической поляризации, фрагментации и даже распаду общества. Таким образом, для политической системы большое значение приобретает процесс формирования общезначимых ценностей и ориентиров, поддерживаемых основной частью населения и составляющих мировоззренческую основу идеологии белорусского государства.

К функциональным и коммуникативным особенностям политической системы Республики Беларусь можно также отнести слабо развитую систему местного самоуправления. Существующие местные Советы пока еще не позволяют гражданам эффективно участвовать в управлении общественными делами, решении экономических и социальных проблем на местах, поскольку большинство полномочий сконцентрировано в исполнительных комитетах.

Специфика функционирования гражданских объединений в Беларуси и коммуникации их с государством проявляется также в том, что государство зачастую выступает одним из главных инициаторов их создания и преобразования. Например, благодаря усилиям государственных институтов была возобновлена деятельность таких молодежных и профсоюзных структур, как Белорусского республиканского союза молодежи (БРСМ) и Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ). Они занимают особое место в структуре гражданского общества. Например, профсоюзы являются самой массовой общественной организацией в Беларуси. Их официальная численность составляет около 54 % всего населения Республики Беларусь в возрасте старше 14 лет. Безусловно, создание гражданского общества и возникновение его партнерских взаимоотношений с государством связано в определенной степени с инициативой самих граждан, а не только государства. Объективно путь для формирования гражданского общества открыт в первую очередь благодаря процессам демократизации и нормам правового государства, заложенным в Конституции Республики Беларусь.

Политический режим как функциональный аспект политической системы

Политический режим представляет собой функциональную характеристику политической жизни, ценностную особенность той или иной государственности, содержащую позитивное или негативное представление о данном обществе. Он показывает, как взаимодействуют между собой различные элементы политической системы: законодательные и исполнительные, правящая партия и оппозиция, государство и общественные объединения. Иными словами, политический режим — это способы и методы осуществления политической власти в обществе.

В научной и учебной литературе выделяют ряд критериев, которые характеризуют понятие политического режима, в частности:

♦ характер и мера осуществления власти;

♦ механизм формирования власти;

♦ взаимоотношения общества и власти;

♦ роль и значение негосударственных и неполитических организаций и структур;

♦ характер существующих в обществе запретов;

♦ роль идеологии в жизни общества;

♦ характер политического лидерства;

♦ соотношение прав и свобод граждан;

♦ положение средств массовой информации;

♦ роль политических партий;

♦ соотношение между законодательной и исполнительной властью;

♦ роль и значение органов подавления;

♦ тип политического поведения.

Согласно наиболее распространенной классификации политических режимов выделяют тоталитарные, авторитарные и демократические режимы.

Тоталитаризм представляет собой специфическое явление первой половины XX в., характерное для стран, где демократические структуры либо только зарождались, либо были неустойчивыми (Россия, Германия, Италия, Испания, Португалия).

Понятие тоталитаризма используется для обозначения такого политического режима, в котором государственная власть сосредоточивается узкой группой лиц на основе свертывания демократии, базируясь на однопартийной системе, всеобъемлющем проникновении государственной власти в экономику, ликвидации конституционных гарантий и прав посредством насилия, духовного порабощения людей, поглощения всех форм и сфер самоуправления личности.

Системообразующие признаки тоталитаризма — единоличная власть вождя (харизматического лидера), демонстрирующего собой и своими поступками неизбежность и правильность избранной цели и способов ее достижения; строгая иерархическая вертикальная система управления; однопартийность; широкая пропаганда; открыто террористический политический строй с репрессивным аппаратом, устраняющим любое проявление инакомыслия и инакодействия; жесткая структурированность и одновременная консолидация общества на основе укрепления в сознании масс убежденности в возможности реализации социальной справедливости, братства, национального согласия и блага грядущих поколений.

Имея глубокие корни, тоталитаризм обладает способностью не только сохраняться в структурах властвования, но и способствовать формированию особого типа поведения человека и его отношения к другим людям.

Для тоталитарных режимов характерна особая роль идеологии в обществе, которая обосновывает право этих режимов на существование. Она постулирует необходимость тотального переустройства общества, отмену всех или большинства прежних ценностей и замену их новыми ценностями. В политической сфере этому соответствует монополизация власти.

Авторитарный режим является переходной ступенью к демократическому. Основные признаки авторитаризма — элитарность, неподконтрольность власти, сильное централизованное начало, персонализм, т. е. персонифицированный характер принятия решений. Пути преодоления бесконтрольной авторитарной власти:

♦ развитие полной и подлинной гласности, подразумевающей конструктивность решений в сочетании с гарантией как от преследования за критику, так и от использования имитации критики в своекорыстных целях;

♦ подотчетность лидера своему коллективу или избирателям, которые обладают правом выражения вотума недоверия; наличие механизма выхода в отставку;

♦ обязательная ротация руководящих кадров;

♦ регламентация отношений между руководящими и руководимыми, исключение администрирования и авторитаризма;

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политология. Практикум предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я