В книге известного старца архимандрита Наума (Байбородина; 1927-2017) рассматриваются схожесть и различие двух Адамов, ветхого и Нового. Сотворенный Богом первый человек Адам стал прародителем всего человечества. Мы все похожи на него, унаследовав и его жажду Бога и святости, и склонность к грехопадениям. Часто он называется ветхим в отличие от Нового Адама – Христа, Который, пострадав за нас и воскреснув, стал Главой нового человечества и спас нас от проклятия греха и смерти.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Адам ветхий и Адам Новый предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Адам ветхий
Ветхий Адам был родоначальником всего человечества. Он жил на земле девятьсот тридцать лет (Быт. 5, 5). Первый человек стал целью и завершением творения Божия. Он сотворен из земли по образу Божию: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2, 7). При сотворении Господь дал ему владычество над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1, 26). Адам жил в раю, на востоке, в Едеме, где была река, разделяющаяся на четыре реки. Он жил в чистоте и невинности и блаженствовал в любви и общении с Богом.
Образ и подобие Божие
Человек — существо личное. Бог говорит: Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему (Быт. 1, 26). И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (Быт. 1, 27). Тогда еще не существовало смерти, и человек весь мир познавал «изнутри». Адам был подобен Архангелам, имел начальство, хотя и младенчествовал. Он нарекал имена животным, изнутри познавая живые существа, их тайну. Язык Адама совпадал с самой сущностью вещей, и этот утраченный «райский язык» обретают «милостивые сердца», как говорит преподобный Исаак Сирин, то есть те, кто пламенеет любовью ко всему тварному миру: к птицам, к зверям, ко всей твари1. И дикие животные мирно живут около святых, как, например, лев с преподобным Герасимом Заиорданским.
Человек, по святителю Григорию Паламе, сотворен больше по образу Божию, нежели Ангелы, потому что его соединенный с телом дух обладает живительной силой, которой он одушевляет свое тело и управляет им. Это та способность, которой нет у Ангелов, бестелесных духов2
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Адам ветхий и Адам Новый предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других