Реальность – антидот от иллюзий

Alex Space

В свете науки о человеке, будут рассмотрены доводы, опровергающие популярные иллюзии, берущие начало в глубинах человеческого сознания. Книга расскажет о вреде религиозного мышления. Будет показана нелепость концепции разумного замысла. Только адекватное мировоззрение открывает путь к полноценной жизни, без религиозных идей и институтов. Именно реальная научная картина мира и понимание эволюционной психологии может сделать нас счастливее и стать основой лучших естественных ценностей.

Оглавление

Магия веры

Почему несмотря на изобилие фактов верующие упорно игнорируют объективные научные данные? Это выглядит очень странным, потому что в других вопросах наука воспринимается без возражений. Как уже говорилось в начале этой книги виной такого парадокса является религиозное мышление, которое в свою очередь является генератором иллюзий. В нашем мозгу присутствуют механизмы и алгоритмы мышления прошитые прямо в нашем сознании. И если в определённых ситуациях они помогают нам, то в других становятся причиной неверных суждений.

Помните пример с оптическими иллюзиями, приведённый в самом начале этой книги? Достаточно, в изображение добавить некоторые детали и наш мозг убеждает нас, что линии изображены криво. Так же дело обстоит и со свойствами нашей психики. Приведу может грубый, но понятный пример. Стоит человеку хорошенько выпить и что начинает твориться с его восприятием? Какие гениальные мысли и идеи рождает мозг под воздействием химических веществ! Однако утром тот же самый персонаж приходит в ужас от вчерашней гениальности. А те, кто знаком с тяжёлой депрессией знают какие ужасные мысли и идеи приходят в это время, но вот человек получает специальные таблетки, меняется работа мозга на химическом уровне. Соответственно меняется восприятие жизни. Страдалец снова ощущает радость от простых вещей.

Не секрет, что химия внутренняя или внешняя, когда проникает в мозг, меняет наше настроение и ход мышления. Все эти механизмы реагирования и регуляции наших реакций были сформированы в ходе длительной эволюции. Подобным образом были сформированы задатки для проявления социальности. Наша способность к языкам, к пониманию тончайших нюансов настроения и поведения наших сородичей эмпатия и всё, что нам нравится в людях — это результат сотрудничества с себе подобными. Человеческие существа крайне зависимые люди и зависят они друг от друга уже миллионы лет. Вместе с этими способностями развилась та часть нашего мозга которая отвечает за эти способности.

Именно Префронтальная кора — отдел коры больших полушарий головного мозга, представляющий собой переднюю часть лобных долей. Эта область мозга вовлечена в планирование сложного когнитивного поведения, проявления личности, принятия решений и регулирование социальным поведением. Основным назначением этой области мозга считается согласование мыслей и действий в соответствии с внутренними целями. Высшие психические центры находятся в передней части лобной доли. Они отвечают за наше мышление, а также волю, инициативу и принятие решений.

Префронтальная кора содержит предустановленные программы, которые, в частности, отвечают за взаимодействие с другими существами. В первую очередь с людьми, но также используются для взаимодействия с животными. Стоит нам остаться в состоянии покоя наши мысли по дефолту начинают вращаться вокруг представителей нашего вида. Мы на автомате обрабатываем сказанное и сделанное нашими ближними и спокойно можем вести внутренний диалог в отсутствии этих людей. Вольно или невольно, мы приписываем людям различные характеристики.

Те же самые способности делают естественным общение со сверхъестественными существами, которым люди тоже приписывают различные характеристики и свойства. Достаточно, чтобы человек увидел, как молится другой невидимому существу он легко и естественным образом может поступить также. Это объясняется как раз таки запуском уже встроенной программы общения.

Интересно, что эта же программа запускается при общении с котиками и собаками, даже со стиральной машинкой и компьютером. В последних случаях это обычно оскорбления в адрес неодушевлённых предметов, но это тоже общение. Без общения наш мозг не будет выделять тех веществ, которые придают окраску нашим эмоциям, нам будет скучно и одиноко.

Чувство всеобщности и принадлежности к группе настолько сильны, что побуждают отдельных её членов переносить страдания и боль ради единения. Если «народ» потребует, то причин себя сдерживать уже нет никаких. Проявляется эта психологическая потребность в религиозных ритуалах с элементами истязаний во многих религиях — это психологический феномен — все сближаются несмотря на боль. В Испании, в городишке Сан Педро Манрика существует особый ритуал, в ходе которого местные жители ходят босыми ногами по раскалённым углям.

Некоторые исламские шиитские секты практикуют самобичевание во время священного для мусульман месяца Мухаррам. Это ритуал в память о Хусейне, внуке пророка Мухаммада. С криками само бичующиеся ходят по улицам; говорят, что они не чувствуют боли, поскольку находятся в экстатическом трансе.

Источник: https://fishki.net/1639643-20-shokirujuwih-religioznyh-ritualov-so-vsego-mira.html © Fishki.net

Самоистязание — акт иссечения себя ударами кнута — существовало в качестве религиозного ритуала столько, сколько существуют религии. Чаще всего самоистязание проводилось как добровольная епитимья, чтобы умилостивить богов. Сейчас можно не только прочесть об этом действе в книгах по истории религии, но и увидеть его воочию.

На Филиппинах и в Мексике в Страстную пятницу истинно верующие избивают себя хлыстами для того, чтобы избавиться от грехов и по смерти занять место в раю рядом с богом. Многие мусульмане — шииты в Индии, Пакистане, Ираке, Иране и Ливане также истязают себя во время священного месяца Мухаррам. Люди избивают себя хлыстами, чтобы очистится.

Таким образом принадлежность к сообществу из реальных и вымышленных персонажей коим является та или иная религия эволюционно обусловлена и востребована. Даже если элемент религии отсутствует потребность задействовать наши внутренние программы, и тяга к «великим идеям» остаётся. Никто, будучи в нормальном психическом состоянии не хочет жить в полной изоляции и в полном одиночестве, когда все цели будут сведены только к — покушать и поспать.

Самобичевание — очень древний ритуал.

Развитая психическая и умственная составляющая нашего развитого мозга в этом случае останется голодной. Именно по этой причине одиночное заключение является жестоким наказанием. Словом, нам нужен коллектив из людей богов и духов, состав строго не принципиален, равно как требования этой всесторонне развитой группировки.

Интересно, что как правило боги разных религий наделялись качествами хорошими и плохими свойственным людям. Очевидно, что изначально эти мифические существа рождались в головах своих почитателей. Кроме наличия коллектива нужны ещё какие-нибудь насущные цели и задачи. В противном случае мы очень сильно загрустим.

Тайпусам — индуистский праздник.

Тайпусам — индуистский праздник, отмечаемый в разных странах по всему миру, включая Шри-Ланку, Индию, ЮАР и Малайзию. Они прокалывают себе щеки и кожу на теле спицами и крюками, к которым прикрепляют украшения, они могут весить более 30 килограммов.

Чего не сделаешь ради богини.

Участники церемонии утверждают, что впадают в подобие транса и не чувствуют неудобства или боли. Смысл праздника — в почитании индуистской богини Парвати, подарившей богу войны и охоты Муругану чудесное копье для борьбы с демонами. Пронзая свою плоть, индуисты защищают своё тело от проникновения любого зла.

Фестиваль прыжков через детей — «Эль Колачо».

Христиане по всему миру веруют в догмат первородного греха. Согласно ему, каждый человек рождается во грехе из-за неповиновения Адама и Евы. Считается, что христианин может искупить эту вину, ведя праведную жизнь. Однако жители городка Кастильо-де-Мурсия в северной Испании выполняют обряд очищения новорождённых от этого греха — «Эль Колачо», известен как фестиваль прыжков через детей. Всех рождённых за последний год детей укладывают на матрацы вдоль улицы, а мужчины, наряженные чертями, совершают прыжки через матрацы назад и вперёд, чтобы очистить малышей от первородного греха.

Некоторые индуистские сообщества практикуют схожий обряд очищения детей, когда младенцев (более ста в год) бросают с крыши храма с высоты 15 метров, на растянутые внизу одеяла. Считается, это приносит удачу в жизни и плодовитость. К сожалению для некоторых детишек эта удача обернулась в психологические травмы включая смертельные случаи.

Позволю себе немного поразмышлять над этим явлением. Что это за желание — очистится? Видимо это, что-то глубинное, то, что базируется на внутренних механизмах психики. Весьма интересно, что в своих крайних проявлениях желание очистится на физическом уровне иногда приобретает гипертрофированные проявления. В обострённой форме сегодня это называют — Обсессивно-компульсивное расстройство}. Вот как свои чувства описывает страдающий этим заболеванием:

Страдаю я ОКР сколько себя помню. В детстве, когда я ещё только научился сам мыться, отец сильно удивлялся почему я в бане моюсь два раза, он мне говорил, что одного раза достаточно. Он не понимал, что у меня было непреодолимое желание быть идеально чистым. Где-то в 7—8 классе идиотские навязчивые идеи вернулись. Мне было противно от слюней, которая во рту, я постоянно плевался и таскал с собой кучу платочков, чтобы не плеваться там, где это нельзя. До сих пор помню, как тогда был раздражён рот, к тому же появилась кровоточивость дёсен.

Обряд очищения.

Можно предположить, что этот механизм в его нормальном проявлении спасал от хищников, так как чистое тело труднее вычислить по запаху. Возможно, это содействовало нахождению полового партнёра. Суть в том, что миллионы лет выживания нашего вида не могли пройти бесследно и наложили на нашу психику целый ряд особенностей и программ. Это делает нас странными и суеверными.

По своей глубинной сути мы имеем одинаковые наклонности — опасения и страхи. Вероятно это играет свою роль в живучести и популярности религиозных практик описанных выше. Возможно именно это отчасти объясняет популярность идеи о врождённом первородном грехе, который якобы передаётся по наследству. Похоже эта догма находит отклик и внутреннею убеждённость в человеческом сознании, так как многим из нас знакомо чувство стыда и неполноценности в силу наших естественных переживаний. А некоторые чувствуют предполагаемую ущербность, которая ассоциируется с нечистотой, практический как часть своей личности.

Обычаи и верования отличаются и разнятся от места к месту, но те же причины толкают людей на рискованные ритуалы по всему миру. Например: верующая мать, на глазах у своего ребёнка залезла в ледяную воду в виде креста для ритуального омовения и ушла под лёд по течению, вероятно она, была образована. Спасти её не удалось, к сожалению. Очевидно, она была ревностной христианкой, коль решилась на соблюдение этого ритуала.

Зачем люди занимаются всем этим? Что за сила манит и заставляет их добровольно страдать, идти на жертвы и забывать о своих близких? В корне ответа кроются наши внутренние психологические потребности, которые мы унаследовали от наших предков в непрекращающейся борьбе за место под солнцем. Это, пожалуй, самая главная потребность человека быть частью чего-то большего и с кем-то взаимодействовать, эта потребность может в принципе реализоваться и без религиозных идей.

Наличие способности к чему-либо не означает, что её надо проявлять как попало и как придётся. Нам просто необходимо понимать нашу природу и что мы из себя представляем — наши внутренние программы. Что ещё можно сказать об этих программах или наклонностях?

Анализ причин религиозного мышления неразрывно связан с психологическими потребностями. На практике то, что лежит в основе суеверия и магического мышления характерно для религиозного мышления и, по сути, может быть его неотъемлемой частью. То и другое имеет одни психологические корни. Суеверия выполняют психотерапевтические функции: избавлять от страха смерти, придавать уверенность в своём существовании, успокаивать, особенно в сложных, рискованных ситуациях. Чувство бессилия перед таинственным и непознаваемым заставляет человека игнорировать противоречия непосредственного опыта и связывать между собой явления, в действительности никак несвязанные, т. е. Мыслить «протологично» то есть способом, который потенциально мог бы развиться в логику, но этого не произошло из-за неполной картины мира.

Например, человек постучал по дереву, чтоб не «сглазить». Если попросить его объяснить, как работает такой механизм подстраховки, то навряд ли получим внятный и разумный ответ. Однако на лицо попытка предотвратить, что-то нехорошее. «Вернулся за чем-то домой — посмотрись в зеркало», «Чёрная кошка перешла дорогу, надо пойти другой дорогой» и т.п. — все это и многое другое попытка предотвратить нечто плохое. В таких случаях у человека возникает чувство, что, если он проделал тот или иной ритуал, его жизнь под контролем. Суеверия являются механизмом психологической защиты, самопомощи для людей, с трудом переносящих состояние неопределённости и нуждающихся в психологическом контроле.

Не секрет, что в качестве психологических факторов суеверий или религиозных убеждений называют страх смерти, одиночества, чувство бессилия, горя, усиливающихся в экстремальных условиях. В состоянии дезорганизации психической деятельности, тревоги, аффекта растёт внушаемость, лежащая в основе мистицизма.

Магический склад ума даёт иллюзию защиты от страха старения и смерти, от страха перед реальностью. Иллюзорные верования ослабляют чувствительность к боли существования: утратам, горю, одиночеству, неразделённой любви, депрессии, отсутствию смысла жизни, неизбежности смерти. Ободряя человека, они не позволяют ему познать свои чувства, мысли и желания.

Религиозное мышление предлагает упрощённый подход к жизни и в этом смысле напоминает алкоголь, который помогает моментально отгородиться от проблем реальной жизни. Все эти игры разума, замешанные на религиозном мышлении со склонностью к суевериям и магией никакого отношения к реальности не имеют в целом и в долгосрочной перспективе вредны для обладателя такого мировоззрения.

В действительности ясное осознание смерти в противоположность мифическим способам ее отрицания делает индивида мудрым и обогащает его жизнь. С иррациональным взглядом на мир, тесно связан страх перед свободой и ответственностью. Свобода неразрывно соединена с тревогой, т. к. Требует, чтобы человек сам отвечал за свои решения, поступки, трудности, а также, чтобы он прикладывал волевые усилия для изменения своей жизни. Ответственность означает авторство своего жизненного замысла. Люди же обычно сопротивляются принятию ответственности и осознанию себя как создателя своих проблем и жизненных затруднений. Всё вышесказанное постарайтесь держать в уме при знакомстве с содержанием следующих глав.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я