Издание содержит практически полезную информацию в отношении среднего школьного и высшего образования в США: какие школы лучше – частные или муниципальные, как подготовить и подавать портфолио в ВУЗ, как устроена система грантов и стипендий и т.д. Читатель убедится, что образование в США необязательно должно быть дорогостоящим – оно бывает и финансово доступным. В сборнике собрано много аналитики и мнений экспертов образовательной сферы. Некоторые статьи публиковались в профильных изданиях, в том числе в научно-методическом журнале «Народное образование» учрежденным одноименным издательским домом и Министерством образования РФ. Данные статьи адаптированы по объему и динамике для массового читателя: родителей, учителей, а главное – детей и молодежи. Читайте, и вы узнаете, как поступить в Гарвард, где лучше учиться в Америке, как получить грант на обучение, чем ЕГЭ отличается от SAT и что делать, если у вас или вашего чада семь пядей во лбу, а со средствами не очень.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Образование в США: от детсада до университета. Что, как, почем и зачем? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Средняя школа: Private vs Public
«Jedes Kind ist gewissermaßen ein Genie, und jedes Genie gewissermaßen ein Kind».
“Каждый ребенок — до некоторой степени гений,
Какая школа лучше, и кому что подходит: частная, муниципальная, конфессиональная или онлайн? Все аспекты — в деталях, с комментариями детского психолога и бихевиориста.
Предисловие
Популярность и доступность информационных технологий за последние два десятилетия значительно повлияла на традиционные системы обучения. Ранее в арсенале педагогов, методистов и психологов был классический инструментарий, который использовался в зависимости от возраста и степени интенсивности подготовки. На сегодняшний день система «школа-бакалавриат-магистратура-докторат» кажется не столь аксиоматичной и не поспевает за мгновенно меняющимся постиндустриальным миром. За короткий промежуток времени мы стали свидетелями того, как одни профессии ушли в прошлое, а пришедшие на смену им стали перспективными, престижными и доходными. Они требуют новых навыков или значительного дополнения уже имеющихся.
Человек — не механическое или электронное устройство, ему нельзя техническими средствами сделать апгрейд или поменять прошивку, как смартфону. И вернуть человека в детство и перепрограммировать там его личность — тоже невозможно. Но ребята, которые еще не вышли из раннего периода жизни, уже примеряют на себя новые технологии и методики, так как это не просто новшества, а вопрос выживания в быстро меняющемся мире. Учитывая, что постоянные изменения становятся — или уже стали — modus vivendi современного общества, всем нам неизбежно придется следовать крылатому афоризму Луция Аннея Сенеки: «Век живи — век учись тому, как следует жить».
Из этой статьи вы узнаете о том, как в Соединенных Штатах построена система обязательного школьного образования и какой арсенал средств используют педагоги и методисты в Бостоне и штате Массачусетс. Массачусетский опыт имеет особую ценность, поскольку в этом штате находится уникальное сосредоточение высших и средних учебных заведений самой высшей академической пробы, которые известны во всем мире.
Население Нового Света состоит из различных рас и национальностей, и система школьного образования здесь так же эклектична и многопланова. Как и во всем в Америке, в этой сфере всегда есть масса предложений — на любой вкус и кошелек.
Основу американского среднего образования бесспорно составляют муниципальные (иначе говоря, государственные школы).
Частные школы предлагают альтернативные программы — они не подчиняются муниципальным школьным округам, не зависят от них финансово и не обязаны следовать официально утвержденным методикам. Они лишь должны соблюдать некоторые, самые общие, правила, установленные на федеральном уровне, и требования, предъявляемые к учебным заведениям для предоставления им грантов.
О том, что особенного в школах штата Массачусетс и чем они отличаются от, скажем, финских или корейских — лучших, согласно международным рейтингам, — мы писали в статье «Один против двух». А в этом материале мы сравним школы в регионе Новой Англии и в США в целом.
И еще — расскажем, как попасть в высокорейтинговую муниципальную школу на бесплатное обучение, и почему частная школа не всегда лучше, чем государственная. Также поясним, почему обучение в бесплатной муниципальной школе может в итоге обойтись семейному бюджету намного больше, чем учеба ребенка в платной частной школе.
Если у вас в семье, у ваших родственников или друзей есть дети школьного возраста, обязательно прочтите — будет интересно. Не думайте, что в Америке все дорого и недоступно, это не так. Мы надеемся, что после прочтения статьи вы получите много полезной информации, которая поможет ориентироваться в новых системах образования нашего быстро развивающегося и глобализованного мира.
1. Муниципальные школы
Прежде всего, необходимо учитывать, что, согласно законам большинства штатов, ребенок, находящийся в США, должен учиться — независимо от его гражданства, иммиграционного статуса и легальности пребывания. Должен учиться — и точка. Бесплатно. Как обстоит дело с легальным статусом родителей или опекунов и прочими бюрократическими вопросами — не имеет значения.
Вам нужно просто обратиться в школу по месту постоянного или временного проживания в США, принести список прививок, зарегистрироваться на «желтый автобус», и — вперед, на занятия. Ребенок не знает английского — не проблема. Его тут же определят в класс ESL (как правило, через два-три месяца дети уже понимают преподавателя и в той или иной степени говорят по-английски).
Далее, если родители оказались без работы или средств к существованию, на ребенка распространяются все льготы, как и на всякого жителя Массачусетса, — гарантированное медицинское обслуживание и материальное пособие, подтягивающее до прожиточного минимума, установленного законом.
Но это — случай довольно редкий. Чаще всего бывает так, что мать или отец получили предложение работы или учебы в США, но еще не получили документов из иммиграционной службы, что иногда занимает месяцы или даже годы. На детей это не влияет — они могут учиться, заниматься английским как вторым языком, спортом, посещать кружки по интересам. Опять же — бесплатно, за исключением специального инвентаря, например, коньков для хоккея.
В Массачусетсе, как и повсюду в Америке, школьные годы начинаются с пяти-шести лет, с подготовительного года, pre-K. Именно в этом возрасте, по мнению американских педагогов, начинается первый этап формирования личности, и ребенку стоит окончательно оставить своей личный персонализированный рай, начав путь становления в обществе — как его пока маленькая, но все же частичка. Всего же обучение в школе длится 12 лет, а общая система образования называется K-12 — по количеству классов.
Тем не менее, если у ребенка есть особенности развития или отставание в нем (и не обязательно патологии), его могут определить в pre-K при муниципальном учебном заведении в более раннем возрасте, с трех-четырех лет. Например, к «особенностям развития» относится би — или даже трилингвизм (многоязычие), или то обстоятельство, что английский не используется в семье как язык общения. К «особенностям» также причисляют особое персонифицированное состояние дошкольника или социально-адаптационный фактор при переходе из ясельного в предшкольный возраст: пятилетние люди не очень-то любят перемены. В этом случае школьная система тоже идет навстречу, принимая в школу с более раннего возраста.
Таким образом, ребенок может находиться в муниципальной школьной системе с 3 до 18 лет, то есть не 13 положенных, а все 15 лет.
Муниципальные округа, города и поселения обычно делят школы на четыре уровня — от младших классов до выпускных. Это: 1 — pre-K, 2 — elementary school, 3 — middle school, 4 — high school (предварительная, начальная, средняя школы и старшие классы — по европейской терминологии «гимназия»). Здания начальной, средней и старшей школ часто могут находиться в разных концах населенного пункта или района. Но это — не проблема: школьные автобусы возят детей от порога до порога.
Федеральное правительство страны де-факто не имеет отношения ни к процессу обучения, ни к методикам, правда, определяя ряд самых общих правил. Все, что есть, — это флаг и гимн. Остальное определяет и регулирует каждый штат самостоятельно. Регламентирующим органом в вопросах образования является департамент образования штата (в Массачусетсе — Департамент начального и среднего образования, помимо которого в штате есть также Департамент высшего образования). Но каждое муниципальное образование, где есть свой школьный округ, само решает не только логистические вопросы, но отчасти и методические.
Обучение в муниципальных школах как уже говорилось, бесплатное. Исключение составляют особые кружки или спортивные секции, в которых надо обзаводиться специальным инвентарем.
В основном школы содержатся за счет муниципалитетов. Иногда они получают целевые ассигнования из бюджета штата, и крайне редко — от федералов. Основной источник средств на содержание школ — налог на недвижимость: из него выделяется особый школьный налог, который платят владельцы жилых объектов и бизнесов, зарегистрированных в данном муниципалитете. Те, кто арендует дом или квартиру, налога не платят.
Показателем качества обучения в муниципальной школе является ее рейтинг: он дифференцируется или по шкале от 1 до 10, или, как оценки в школе, от А до Е. Иногда с плюсом или минусом.
На рейтинг школ влияют несколько факторов:
• преподаватели, задействованные в системе;
• размер выделяемого финансирования;
• текущая успеваемость учеников;
• количество учеников на одного учителя;
• успешность сдачи ежегодных общенациональных тестов (SAT, ACT и др.)
Рейтинги школ составляют независимые неправительственные организации; они публикуют их на профильных онлайн-порталах. Вот пара наиболее популярных:
• www.Greatschools.org с нумерационной системой оценок от 1 до 10
• www.Niche.com с алфавитной системой от A до Е
Здесь есть несколько причин — они те же, что указаны в рейтингах. Как уже упоминалось, школы финансируются из местных бюджетов, а не из централизованных, за исключением дотируемых. Деньги, поступающие от налога на недвижимость (1–2 % от реальной стоимости в большинстве штатов Новой Англии), направляются на финансирование школ, а сколько именно — решает муниципалитет. Как правило, здесь действует принцип: если город респектабельный, в нем спокойная жизнь, есть дорогая недвижимость, нет больших расходов на полицию и пожары, средства тратят на детей и парки. Но это не обязательно так. В городе может быть значительный сбор средств от недвижимости и бизнесов, но при этом у муниципалитета другие задачи — ремонт дорог, обеспечение пожилого населения, превентивные мероприятия (снег, криминал и т. д).
К примеру, в первое полукольцо — шоссе 95 — 128 метрополии Бостона входит более 100 населенных пунктов, а значит, и муниципалитетов (в пределах второго полукольца I-495 — еще 90) с общим населением 4,6 млн человек. В такой удаленности от города — 15–40 минут от центра Бостона — дом будет стоить от $500 тыс. до $2 млн, а квартира — от $300 тыс. до $1 млн и более.
Это не означает, что расположение школы поблизости от центра Бостона предопределяет ее высокий рейтинг. В некоторых случаях — совсем наоборот. В целом для Америки типичной является ситуация, что лучшие муниципальные школы находятся не в крупных городах, а в пригородах. В окрестностях Бостона лидируют по качеству школ муниципалитеты расположенные в западном направлении — например, городки Newton, Wellesley, Lexington, расположенные в 20–30 минутах езды от центра Бостона.
В некоторых муниципалитетах, находящихся в пределах 40–50 минут езды от центра Бостона, со стоимостью домов от $400 тыс. до $1,2 млн, рейтинг школ может быть еще выше. Так, например, рейтинг школ, находящихся в школьном округе Southborough School District, достигает максимальной «десятки». Это объясняется небольшим числом учащихся — их всего 241, большим количеством учителей — 1 на 11 человек, высоким уровнем финансирования школ (за счет того, что городок находится в лесопарковой зоне: это значит, что средств на содержание полиции и коммунальных служб расходуется минимально).
Или возьмем город Lynnfield, расположенный на севере метрополии (20 минут от центра). Дома здесь стоят в среднем от $500 тыс. до $800 тыс. (квартиры — в районе $400 тыс.). Тем не менее, местная Lynnfield High School, которая находится неподалеку от не самого благополучного портового района, оказалась лучшей в штате по всем рейтингам.
Хотя обучение в муниципальной школе бесплатное, будьте готовы к тому, что вам все равно придется платить. Как говорилось ранее, в бюджете каждого муниципалитета заложен так называемый налог на школу, из средств которого они и финансируются. (Здесь существует закономерность: в тех муниципалитетах, где выше стоимость недвижимости, больше денег выделяется на школьное образование). Это позволяет хорошо оборудовать школы и нанимать лучших преподавателей, что, естественно, повышает качество и рейтинги школ. Деньги, несомненно, важны, но все же они — лишь один из факторов, влияющих на школьный рейтинг. Имеют значение также инфраструктура, социальный состав населения и другие факторы).
Налог (в данном случае — выделенный школьный налог) платят все владельцы объектов недвижимости, независимо от того, есть ли в семье дети или нет. Далее на примере объяснятся система налогообложения и их влияния на рейтинг школ:
а) В пригородах Бостона Wellesley и Weston, где у школ высокий рейтинг, и они входят в число лучших не только в штате, но и на национальном уровне, средняя стоимость объекта недвижимости составляет $1,4 млн — $1,9 млн, а процент налогообложения — от 1,157 % до 1,273 %.
Соответственно, налог на недвижимость составит $16 200 — $21 000 в год, а школьный налог — это львиная его доля, иногда доходящая до половины и более.
Краткая справка: школа Wellesley Senior High — муниципальная школа для учащихся с 9-го по 12-й класс. Школа занимает 17-е место из 354 подобных школ с соотношением 1 учитель на 13 учащихся, при общем количестве учащихся 1569.
Этнический состав учащихся: европейского происхождения — 73,3 %, азиатского происхождения — 12,2 %, афроамериканцы — 5,1 %.
б) В находящемся неподалеку городе Framingham рейтинги школ поскромнее, и одна из причин этого в том, что муниципалитет получает меньше налогов: средняя стоимость объекта недвижимости здесь — $439 000, процент налогообложения — 1,536 %. Соответственно, налог составит $6700 в год, что втрое меньше, чем в высокорейтинговом Wellesley.
Краткая справка: школа Framingham High — муниципальная школа для учащихся с 9-го по 12-й класс. Школа занимает 140-е место среди 354 подобных школ с соотношением 1 учитель на 16,3 учеников, при общем количестве учащихся 1569.
Этнический состав учащихся: европейского происхождения — 61,4 %, латиноамериканского и азиатского происхождения — 22,2 %, афроамериканцы — 7,3 %.
Таким образом, образование в муниципальной школе не такое уж бесплатное. Если вы рассчитываете, что ваш ребенок пойдет в высокорейтинговую школу по месту жительства, то семейному бюджету это может обойтись в $1000 ежемесячно, выплачиваемых в виде налога в казну муниципалитета. В большинстве случаев это соразмерно по стоимости с обучением в частной школе — как с субсидиями, грантами, так и без них (см. «Частные школы»).
Если вы арендуете жилье, на вас это не отразится, поскольку налог платит его владелец. Но цены на аренду квартир, например, в том же Wellesley довольно высокие: за трехкомнатную квартиру придется выложить $2500 в месяц и более (во Framingham — от $1500).
К слову, практика аренды жилья в муниципалитете в высокорейтинговыми школами довольно популярна у иностранцев и экспатов, которые работают дистанционно или по контракту. И таких немало: академический кластер Harvard — MIT, самая инновационная миля планеты в Кембридже, высокая концентрация биотехнологических компаний и бизнес-инкубаторов привлекают высоквалифицированные кадры со всего мира. Предпринимателей влекут в Массачусетс логически прозрачные схемы ведения бизнеса и налоговые льготы для новых компаний.
2. Отдельно о стрельбе
В Массачусетсе в образовательных школах не стреляют, хотя считанные несчастные случаи имели место школах четыре раза начиная с 1884 года. Оружие в местных магазинах купить, конечно, можно, но существует расхожая шутка, что в штате проще получить права на управление легкомоторным самолетом, чем лицензию на приобретение оружия. В других штатах, особенно на Юге и Западе страны, оружие купить легко, и там гораздо чаще бывают трагические инциденты со стрельбой в школах.
Огнестрельное оружие в руках носителя Y-хромосомы в постпубертатном возрасте на фоне гормональной экспрессии — это проблема не только школы, семьи, но и, в первую очередь, общества. Хотя не менее важен и контроль властей над людьми с расстройствами психики и, главное, над их доступом к оружию.
Всему обществу, наверное, надо серьезно задуматься над тем, как помогать подросткам, да и взрослым людям тоже, искать пути решения их проблем или выход из трудной ситуации без применения оружия.
Соседний с Массачусетсом новоанглийский штат Нью-Гэмпшир живет под девизом «Live Free or Die» (в силу географической близости около полумиллиона его жителей работают в Массачусетсе, а город Nashua входит в метрополию Бостона). Этот штат славится отсутствием многих ограничений и особым подходом к определению гражданских прав и свобод, в том числе в отношении оружия (в частности, закон разрешает публичное ношение оружия). В Нью-Гэмпшире нельзя свободно купить разве что гранатомет.
Другой пример — Швейцария, которая после наполеоновских войн уже более 200 лет придерживается нейтралитета, но при этом имеет тотально милитаризированное мужское население, т. к. служба в армии обязательна; и вообще оружие в доме — зачастую обычный атрибут (что поделаешь — дети гор, хотя и без кавказского темперамента).
Так вот: ни в Швейцарии, ни в Нью-Гэмпшире в школах не стреляют и несчастных случаев с оружием в быту крайне мало.
Антон Павлович Чехов писал: «Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него» (эту цитату часто перефразируют: «Если в начале пьесы на стене висит ружье, то к концу пьесы оно должно выстрелить»).
Однако практика показывает, что главная проблема — не столько доступность оружия, сколько эффективный общественный контроль над ним, менталитет людей и, конечно, наличие отлаженной системы психиатрического лечения.
3. Частные школы
Частные школы представляют собой равноценную альтернативу муниципальным. Они имеют ту же систему К-12, т. е. 12-летнее обучение.
Кстати, два слова об американской системе обучения в дошкольном возрасте — Kindergarten and Pre-K. Это то, с чем сталкиваются все родители, поэтому все дошкольные заведения в США — частные. Детские сады — по-немецки kindergarten — впервые появились в 19-м веке в Баварии и Эльзасе. Изобретение Фридриха Фребеля для занятых родителей быстро стало популярным вначале в Германии, а позже — во всем мире.
Как говорится, дети — цветы в саду нашей жизни, и за ними нужен надлежащий уход. В Америке государство считает воспитание и дошкольную подготовку детей обязанностью родителей и не содержит в своей системе детских садов. Ведь зачем-то детей заводят! Вот и ухаживайте.
Поэтому, если нет возможности ухаживать за «цветами» самим, то содержание детей до шести лет возможно только в частных садах и яслях. Ежемесячные расходы на детский сад или ясли в среднем составляют $1421, хотя есть некоторые сады, где стоимость посещения сравнима со стоимостью обучения в колледже.
Бесплатное обучение с пяти лет в муниципальных школах также возможно, но это зависит от городского бюджета, и, соответственно, в более дорогих районах ребенок может посещать К-класс три-пять раз в неделю бесплатно.
Тем не менее, есть исключения: семьям с невысоким доходом Департамент образования штата оплачивает счета частных детсадов. Такая дотация распространяется на семьи, доход которых составляет около $3500 в месяц для семьи с одним ребенком, $4250 — для семьи с двумя детьми и т. д.
Ранжирование частных школ в США, как и муниципальных, происходит согласно возрасту:
1. Pre-K — дошкольное обучение; оно, как мы уже сказали, всегда частное;
2. Elementary School — начальнаяшкола;
3. Middle School — средняя школа;
4. High School — школа для старшеклассников.
Частные школы делятся на несколько типов:
— Дневные школы: обычно занятия в них длятся дольше, чем в муниципальных, — с 7–8 утра до 4–6 вечера. При этом дети делают уроки в школе после обеда и занятий спортом, а профильные учителя, которые остаются в школе после уроков, могут помочь с домашним заданием.
— Школы с пансионом — это школы с пятидневной системой обучения, когда дети живут на кампусе школы в течение недели.
— Школы-интернаты, где дети живут постоянно, кроме каникул.
— Конфессиональные школы: обычно это школы, основанные при христианских епархиях или других религиозных организациях. Самая крупная из них — католическая епархия, у которой даже есть своей департамент образования, полноценная структура, предлагающая обучение детям любого возраста и вероисповедания. Именно так — только часть детей в этих школах из католических семей, и не важно, к какой конфессии принадлежит семья или сам ребенок, — пусть они исповедуют любое верование или вообще являются атеистами.
Как правило, частные школы имеют лучшую репутацию, дополнительное финансирование, более современное оборудование, более качественный педагогический состав, чем государственные школы. Но бывает и наоборот — все зависит от конкретной школы.
Бостон и Новая Англия имеют особую историю такого типа школ, и в чем-то она парадоксальна. Самая первая школа Нового Света, Boston Latin School, была основана в 1635 году и оставалась «мальчуковой» до 1972 года, когда в школе появился первый совместный класс для мальчиков и девочек. «Девичья» школа появилась гораздо позже, в 1878 году. До 1977 года она называлась Girls' Latin School, а потом, перейдя на совместное обучение девочек и мальчиков, стала именоваться Boston Latin Academy.
Обе эти школы — государственные, но они имеют эксклюзивный статус и входят в число самых лучших в стране. У них есть своя специфика и особые правила приема учащихся.
Новая Англия пришла к совместному обучению (CoEd) раньше, чем южные штаты США, которые считали раздельное образование одним из незыблемых устоев общества. Но к настоящему времени все государственные школы в США — это школы CoEd, а школы раздельного обучения сохранились только в частной образовательной сфере.
Но споры насчет преимуществ и недостатков каждой из этих двух систем обучения продолжаются по сей день. Некоторые педагоги считают, что раздельное обучение в большей мере дает возможность ребенку сосредоточиться на учебе и спорте, не отвлекаясь на взаимоотношения с другим полом, а программы этих школ лучше учитывают особенности в развитии мальчиков и девочек. Для детей определенного психотипа, говорят сторонники раздельного обучения, такая система оптимальна с учетом сложностей пубертатного и постпубертатного периода.
По мнению других педагогов, раздельные школы являются архаичными, ортодоксальными и неконкурентоспособными в современном социуме, который акцентирует равноправие и интеграцию полов в любой профессиональной сфере — вплоть до службы в армии.
Структурно раздельные учебные заведения могут быть интернатами, пансионами или обычными дневными школами. Возможен и комбинированный вариант, где предлагают разные варианты. Мы находим это, например, в школе Dana Hall School для девочек с 5-го по 12-й класс, которая была открыта в 1881 году неподалеку от такого же «девичьего» Wellesley College. Оба эти учебные заведения — и школа, и вуз — по сей день являются популярными и престижными.
«Мальчуковых» школ в метрополии Бостона более дюжины, их программа состоит из трех и более компонентов — академического, спортивного, исследовательского, а также ряда дополнительных занятий. Последнему уделяется все больше внимания, т. к., опираясь только на результаты стандартизированных школьных тестов, не всегда удается распознать индивидуальность и уникальность ребенка. Именно на это чаще всего обращают внимание приемные комиссии университетов при дальнейшем поступлении в колледж или университет. Среди таких школ можно отметить независимую Belmont Hill School и иезуитскую Boston College High.
Значительное количество существующих в Массачусетсе школ для девочек и школ для мальчиков свидетельствует о том, что и в наше время раздельное образование по-прежнему пользуется большим спросом.
Причем не только в Америке. Например, хотя обязательное раздельное обучение в бывшем Советском Союзе было отменено в 1954 году, в России и сегодня существуют 500 школ, где дети учатся по гендерному признаку.
Такие школы есть также в Украине и Казахстане. Как правило, это не какие-то закрытые учебные заведения, а школы, где есть классы для «барышень» и «кадетов», как, например, в школе номер 30 города Каменское в Украине. В этой стране государственных школ с раздельным обучением мальчиков и девочек нет, но десяток частных наберется.
В Казахстане, по словам тамошнего министра образования, просто решили подвести законодательную базу под фактическое существование «девичьих» и «мальчиковых» школ. Несколько десятков таких школ де-факто уже работают в Казахстане, но государство следит за стандартами обучения и запрещает преподавание религиозных дисциплин или выполнение каких-то религиозных обрядов.
Главный аргумент сторонников раздельного обучение — высокая успеваемость, сосредоточенность на учебе без отвлечения на противоположный пол, структура материала соответствует мужскому логическому или женскому эмоциональному восприятию.
Однако, по мнению большинства психологов, раздельное обучение — это в значительной мере попытка избежать проблем общения, которые все равно появятся в более позднем возрасте, причем дети будут переживать их более сложно.
Задача школы — не только учить ребенка, но и помочь ему адаптироваться в большом мире. В том числе — научить его общению с представителями противоположного пола. А во взрослой жизни мужчины и женщины живут и работают бок о бок — вне зависимости от того, у кого что происходит с гормонами, полушариями и абстрактным мышлением.
Старшее поколение помнит, как учителя, призывая детей быть внимательными на уроках, повторяли: в школу приходят учиться, а не болтать (читай: общаться). На самом деле это было грубой педагогической ошибкой. Согласно психологии взросления, главный вид деятельности подростка 13–15 лет, как ни странно, — именно общение. Учеба же стоит на первом плане у детей 7–11 лет. Этот возрастной период называют «золотым» — именно тогда дети стремятся быть хорошими для учителей и родителей.
Но, начиная с 12 лет, подростки хотят нравиться уже не взрослым, а своим сверстникам. Самоутверждаясь, конфликтуя, обижаясь и флиртуя, они «отрабатывают» будущие модели взрослого поведения в «полевых условиях» классной комнаты. Иначе как, например, девочке научиться реагировать на знаки внимания, справляться с ревностью и обидой, улавливать нюансы общения с противоположным полом, если у нее до 17 лет не будет такой возможности? Значит, выпускникам раздельных школ придется наверстывать эти пробелы в более позднем возрастном периоде, который уже предполагает наличие определенных знаний в сфере межличностных отношений, не менее важной, чем отличные оценки.
Ограждая как можно дольше наших детей от общения с противоположным полом, мы тем самым откладываем развитие этой важной составляющей их личности «на потом», что может привести к инфантилизации личности, неадекватности самовосприятия, замкнутости, неврозам, трудностям во взрослой жизни.
В частные школы старшей ступени дети поступают как же, как и в университет: восьмиклассники-абитуриенты сдают один из общепринятых экзаменов типа SSAT. Для поступления в муниципальную гимназию сдавать экзамен не надо, даже если она высокорейтинговая, — достаточно проживать по месту ее расположения. Исключением является, пожалуй, только Boston Latin — как уже упоминалось, у нее свои критерии приема.
Решение о зачислении принимается в зависимости от результатов экзаменов и портфолио ученика, а для отличников и талантливых, но нуждающихся определяют размер гранта. В большинстве школ учитывают прежде всего успеваемость и неординарность ребенка, а уже во вторую очередь — финансовые возможности его семьи или попечителей. Конкурс здесь бывает до 20 человек на место, и это прививает подростку понятие о меритократии в обществе.
Ну и, конечно, учеников любой частной школы отличает специальная форма — этот, по-своему аскетичный, атрибут считается признаком дисциплины и порядка. Одинаковые пиджаки дают возможность всем детям чувствовать себя равными и не демонстрировать, выделяясь дорогой одеждой, свое превосходство. Здесь принято доказывать преимущество с помощью знаний и способностей.
Среди родителей, отправляющих детей в частные школы из-за рубежа, довольно часто наблюдается тенденция выбирать школы с посредственным или про-маркетированным рейтингом и с довольно высокой оплатой за обучение и проживание. Это объясняется двумя факторами:
1. Родители плохо осведомлены о том, что деньги важны, но они — не определяющий фактор. Если заявление на прием подает ребенок из семьи со скромным достатком, но он отлично успевает, талантлив или харизматичен, его примут учиться бесплатно в большинство частных школ и школ-пансионов. Тут важно правильно представить досье ребенка, для чего рекомендуется обратиться к консультантам, помогающим при размещении детей в школы. Ведь от портфолио и его презентации напрямую зависит решение о приеме! Частные школы обычно освобождают от оплаты за обучение частично или полностью до четверти учащихся, о чем не знают многие семьи за рубежом.
2. Люди клюют на активные маркетинговые кампании во всевозможных коммерческих каталогах или те, которые проводят школы со средним рейтингом и с высокой оплатой за обучение через аффилированных агентов в стране их проживания. Бывает и так, что «заинтересованный» представитель частной школы-пансиона может «порекомендовать» ту или иную школу, которая совсем не подходит ребенку по его способностям. Но этот аспект, как правило, остается за кадром.
Поэтому рекомендуется связаться со специалистом, имеющим педагогический опыт, знающим ассортимент школ США, понимающим культурные различия и ряд других персонифицированных параметров. Статистика показывает, что зачастую персональная консультация у компетентных специалистов может помочь родителям разобраться с психотипом и склонностями ребенка и, возможно, подкорректировать или даже изменить варианты, навязанные им ранее посредством слухов или с помощью рекламы, а также их собственные планы относительно будущего их ребенка.
Есть два главных отличия частных школ от муниципальных:
1. Процесс и методика обучения в них могут кардинально отличаться от образования в муниципальных школах и в стране в целом. Администрация школы и ее педсовет самостоятельно определяют расписание и насыщенность занятий в рамках учебной программы, так же, как и дополнительные или спортивные занятия.
2. Частные школы — платные: оплата может колебаться от $2,5 тыс. до $50 тыс. в год и более — в Америке почти всегда есть предложение на любой карман.
Самым доступным вариантом за пределами муниципальных школ остаются конфессиональные школы. Стоимость обучения в них не настолько высока, как в частных школах, за счет того, что часть средств на их содержание берет на себя епархия — в Массачусетсе преимущественно католическая — или иная религиозная организация. При этом, как говорилось ранее, ребенок не обязательно должен быть адептом соответствующей веры. Соблюдение в школе в обязательном порядке религиозных ритуалов не предусмотрено.
В рейтинге частных школ отмечено несколько конфессиональных школ:
— Immaculate Heart of Mary School: стоимость обучения — от $2,500 за академический год для учеников всех классов;
— St. Bernadette School: стоимость обучения — от $7,000 за академический год для учеников младших и средних классов;
— Saint Joseph Preparatory High School: стоимость обучения — от $16,900 за академический год для старшеклассников. За счет грантов, выделяемых епархией, и пожертвований компании эта школа располагает лабораториями с самым совершенным оборудованием STEAM и робототехникой.
Среди известных школ с пансионом:
— Philips Academy: стоимость $44,000 в год без проживания и $57,800 за академический год с проживанием. Но, как мы уже говорили, школа предлагает более 40 % способных учеников тот или иной вид финансовой помощи, которая приравнивается к гранту в размере до $ 40 000. Таким образом, для детей из семей со скромным достатком стоимость обучения здесь составит от $4,000 до $17,000 в год, Талантливых детей с отличной успеваемостью могут и вовсе освободить от оплаты.
Любопытно, что в Philips Academy учатся дети из более 40 стран, а среди выпускников — парочка президентов, много известных предпринимателей и ряд ученых.
— Groton School: стоимость — $44,000 в год без проживания и $57,400 с проживанием. Здесь тоже предлагается помощь 42 % одаренных детей с усредненным размером гранта до $ 46 000 для тех, кто на полном пансионе, и $26,000 — на дневной форме обучения. С учетом этого стоимость обучения в престижной Groton School может составить от $10,000 до $21,000 ежегодно, что тоже не так уж заоблачно для США. Эти правила распространяются на семьи с доходом менее $80,000 в год, независимо от их гражданства или страны проживания.
Относительно middle и high school нужно отметить следующее: даже если они частные, это не обязательно означает, что вы должны будете платить за обучение. Опять же, многое зависит от самого ребенка, иногда от семейных обстоятельств и состояния школьного эндаумента.
Если ваш ребенок хорошо учится, харизматичен, спортивен, его отмечают в школе дети и учителя, можно обратиться к администрации или учредителям и получить соответствующий грант. При небольшом доходе семьи и тем более при сложных финансовых жизненных обстоятельствах школа пойдет навстречу и поможет в получении гранта для одаренного ребенка или снизит оплату обучения до уровня, посильного для семьи.
При этом, опять же, иммиграционный статус значения не имеет — правила получения грантов для детей в частных школах одинаковы как для граждан США, так и для иностранцев, временно находящихся в стране по неиммиграционной визе.
Исходя из ряда обзоров, Tuition after Aid, периодически публикуемых учебными заведениями, можно сделать вывод, что большинство семей со средним достатком платит за частные школы, где учатся их дети, около $1,000 в месяц или $9,000 — $10,000 за академический год.
Одна из задач этой статьи — развеять миф о том, что обучение в Америке недоступно, дорого, сложно и далеко. Учитывая растущую глобализацию, понятие «далеко» становится все более относительным, а в Америку можно добраться сегодня значительно быстрее, проще и дешевле, чем во времена пилигримов, приплывших в нынешний Массачусетс на «Мэйфлауэр». Английский — лингва-франка современного мира, выучить его не так уж сложно, а фактическая цена обучения с проживанием в США не слишком отличается от стоимости обучения в другом городе вашей страны, учитывая расходы на питание и аренду жилья.
…А вы знали, что в частных школах Америки alumni — выпускники — играют важную роль в оплате учебы тех, кто пришел учиться после них? Клубы выпускников принимают решения об освобождении от оплаты за учебу одаренных детей. Ведь их успехи в дальнейшей учебе и карьере могут повысить репутацию, престиж школы.
Школьные годы чудесные: сколько платят за среднее образование в России, ]Украине и Казахстане?
• Россия
Глобализация шагает по планете, появляются новые типы организации и финансирования школ, в том числе для одаренных детей. Уникальным в своем роде благотворительным проектом является подмосковная школа Летово, учрежденная Вадимом Мошковичом — предпринимателем из списка Forbes и известным меценатом на инициированный им эндаумент (фонд целевого использования капитала). Стоимость обучения в школе составляет в эквиваленте около $20,000 в год за полный пансион. Принцип функционирования детища российского мецената напоминает американский — сделать качественное частное образование доступным для талантливых и мотивированных детей из семей со скромным достатком.
В Ломоносовских школах Подмосковья стоимость обучения от 1-го до 4-го класса — около $22,000 в год
«Дубравушка» — первая частная школа-пансион в России — около $13,000 в год
• Украина
Не так давно был опубликован список самых престижных украинских частных школ с указанием стоимости обучения. Все они находятся в Киеве. В первой тройке идут международные школы — Печерская ($24 000 в год), Британская ($21 000 в год) и Киевская ($ 21 000 в год). Далее идут Лицей Гранд ($13 000 в год), Александрийская гимназия ($10 000 в год), Святошинская гимназия ($9000 в год), Международная французская школа ($7000 в год). А самой доступной среди представленных 12 школ оказался Европейский коллегиум, стоимость годового обучения в котором составляет $5000.
В отличие от российских элитных школ, которые делают акцент на способностях учеников и охотятся за умными головами, в Украине пока по видимому охотятся за родительскими кошельками. Так называемые элитные школы здесь вовсе не похожи на технопарки. А их элитарность проявляется разве что в большей безопасности, комфорте и улучшенном питании, а также в том, что в одном классе с вашим чадом может учиться сын или внук президента или дочь депутата. А международная составляющая — то есть усиленное изучение английского языка — непрозрачно намекает на то, что подавляющее большинство выпускников таких школ, как правило, становятся студентами зарубежных вузов.
• Казахстан.
Здесь ситуация в чем-то похожа на украинскую. По данным управлений образования, в двух казахских мегаполисах Нур-Султане и Алматы действует 71 негосударственная школа (в 2018 учебном году их было 60). Стоимость обучения в заведениях, вошедших в топ-20, колеблется от $2,200 до $22,000 в год на одного ученика. Примечательно, что топовые школы рейтинга — Haileybury Астана и Haileybury-Алматы оказались не самыми дорогими ($2200 в год). Они работают в партнерстве с Haileybury and Imperial College (Великобритания). В этих школах преподают около 60 иностранных учителей. После окончания 11-го класса ученики сдают внешние экзамены и получают международный сертификат о среднем образовании IGCSE (International General Certificate of Secondary Education). После окончания 13-го класса ученики получают международный сертификат A-Level (Advanced Level General Certificate of Education).
Как видим, стереотип, предполагающий, что обучение за рубежом обязательно является элитарным и недоступным, постепенно изживает себя. Стоимость хорошего школьного образования в России, Украине или Казахстане уже догоняет, а иногда и опережает американскую. По данным Tuition after Aid, она составляет в США в среднем $1,000 в месяц. Принципы функционирования стипендиальных фондов и грантов аналогичны.
За последние 20 лет институт частных школ и пансионов стал восстанавливаться и в Восточной Европе. Однако надо помнить, что часто употребляемое в их описаниях прилагательное «элитная» может относиться не к высоким стандартам обучения, а к тому, что школа финансируется из президентского или губернаторского фонда, и вашим детям «посчастливится» сидеть за одной партой с отпрыском высокого руководителя.
Но не лучше ли ориентироваться не на будущие связи, которые приобретет в такой школе ваш ребенок, а на качество образования, полученного в ее стенах? Выбирая школу, постарайтесь узнать, что именно создает ее престиж, — например, сколько ее выпускников поступили в известные вузы, в том числе зарубежные, и сколько из них стали знаменитыми благодаря изобретениям или стартапам.
А пока в Новом Свете школы все же лучше, и возможностей для дальнейшего образования и карьеры больше.
4. Чартерные школы. Онлайн-школы
Чартерные школы — это что-то среднее между муниципальной и частной школой, но они бесплатные, так как финансируются из бюджета штата. Эти школы также могут получать и добровольные пожертвования. Как правило, система преподавания в них отличается от стандартной — школы независимы в выборе программ, это может быть Вальдорфская система обучения или Монтессори. В 2017 году в целом по США насчитывалось 6900 чартерных школ с общим количеством учащихся примерно 3,1 млн. За последние 15 лет число учащихся чартерных школ увеличилось в шесть раз.
Иногда в крупных городах и небольших густонаселенных районах не хватает мест в высокорейтинговых школах для всех живущих в округе детей, и тогда эти места разыгрываются в лотерее. В случае проигрыша ребенок идет в муниципальную школу по месту жительства, но через год может попытаться еще раз.
Онлайн-школы — новый тип образования, дистанционный, получивший развитие в последние годы. В штате Массачусетс их две: TEC Connections Academy Commonwealth Virtual School и Greenfield Commonwealth Virtual School. Онлайн-школа (CMVS is a public school) доступна всем резидентам штата бесплатно.
Этот тип школ рассчитан на детей с особенностями развития или тех, кто по той или иной причине не может посещать занятия. Оценки, полученные в онлайн-школе, и результаты ее тестов принимаются любым учебным заведением США, так же, как и оценки любых других школ. При этом учащийся всегда может легко поменять форму обучения с дистанционной на очную по месту жительства.
В последнее время стали появляться частные онлайн-школы с персонализированными методиками и особым подходом. Три из них аккредитованы в Массачусетсе. Например, Keystone School, где стоимость обучения составляет от $1,800 до $2,800 в год — в зависимости от возраста ребенка и насыщенности выбранных занятий в личном учебном плане. Несмотря на то, что такой тренд, как дистанционное обучение, существует относительно недолго, результаты экзаменов SAT у выпускников таких школ зачастую выше, чем у очников.
В отдельном обзоре мы расскажем об этих школах более подробно, так же, как и о том, как ребенку из-за рубежа поступить в американскую частную онлайн-школу. Вполне вероятно, что за ними будущее: они дают уникальную возможность учиться в Америке дистанционно — в школе или колледже.
5. Мнение детского психолога
К выбору школы многие современные родители подходят очень серьезно, что вполне объяснимо. В школьных стенах наши дети проводят больше времени, чем дома (если не считать сон), там они не только получают знания, но и учатся общаться, преодолевать конфликты, словом, проживают самый важный этап своей жизни — превращение из ребенка во взрослого. От компетентности учителей и школьной атмосферы зависит очень многое — желание и умение учиться, уверенность в своих силах, осознание собственной значимости.
Кроме того, многим родителям свойственно переносить собственные нереализованные желания на детей. Многие так и говорят сыну или дочери: мы не смогли в свое время учиться за границей, но ты будешь там учиться, чего бы нам это ни стоило. Как показывает практика, таких самоотверженных не останавливают ни просьбы ребенка забрать его домой, ни высокая стоимость обучения.
И ладно бы дело было только в трудностях адаптации в чужой среде, которые со временем проходят. Но бывает, что ребенку не интересна специализация школы, в которую «посчастливилось» попасть, или он, мягко говоря, звезд с неба не хватает. Но стремление увидеть престижный диплом с фамилией любимого чада становится для некоторых родителей прямо-таки идефикс.
Если вы в этом описании узнали свой подход и свою мотивацию того, чтобы ваше чадо училось за рубежом, хорошо подумайте, что именно вами движет. Желание дать лучший шанс ребенку, способности которого не в полной мере раскроются в вашей стране (в силу отсталости технической базы или политической нестабильности), собственное тщеславие, мифы, которыми окружено зарубежное образование или, возможно, комплекс вины, который вы ощущаете, например, потому что вы много работали, и ваши сын или дочь выросли без вас.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Образование в США: от детсада до университета. Что, как, почем и зачем? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других