– Кроме того, – заметил шамхал, – нам выгоднее жить, соблюдая
адаты, узаконенные предками, в своих и наших интересах, чем внедрять шариат, который одинаково распространяется на нас и наших рабов.
Нашлись и такие, которые готовы были стать поперёк начавшегося движения во имя сохранения
адатов, утверждённых предками.
Одна из таких мер заключалась в кодификации
адата, который российские чиновники надеялись использовать для разбора исковых дел казахов.
Антропологический подход проливает свет и на соотношение
адата и шариата.
Не получив по ним ответа, невозможно, с одной стороны, определить, в чём именно заключаются оригинальные и чисто народные нормы кавказского права, а с другой – выяснить то положение, какое русское законодательство и суды должны занять по отношению к горскому
адату.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: просифонить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Это был имперский проект, который предусматривал колониальную трансформацию
адата и контроль над деятельностью местных правовых институтов, которые необходимо было реформировать в соответствии с требованиями политики русификации, а со временем полностью устранить.
Без определения тех элементов, из которых сложилась кавказская гражданственность, всякие попытки достигнуть правильного её понимания неизбежно останутся бесплодными, точно так же, как без выяснения туземных и чужеродных элементов кавказского права русское правительство навсегда останется в неизвестности насчёт того, что оно должно сохранить, а что отвергнуть в действующем
адате.
Так, предпочтение русского суда обосновывается хорошей осведомлённостью относительно имперского права, а игнорирование народного суда (суда биев) сводится к утрате авторитета бия как знатока
адата и шариата.
Безусловно, архаическая плата семье невесты, закреплённая в нормах
адата, являлась нередко существенным препятствием на пути к браку.
По дагестанским
адатам прикосновение постороннего мужчины к женщине означало для неё бесчестие и могло стать причиной кровомщения.
Собрание всех народных постановлений, передаваемых от одного поколения другому изустно, по неимению письменности на черкесском языке, называется
адатом.
Так, например, по
адатам южнодагестанских обществ похититель девушки должен был заплатить ближайшим родственникам девицы сумму в 150 рублей.
Власть охранительная и власть правосудия заменяется у них страхом оружия, возмездием и мирным соглашением, а
адат ближе подходит к разряду международных прав, чем гражданских законов.
Рассматривая дела по похищению девушек,
адаты предполагали два возможных выхода из ситуации – кровомщение или брак с похитителем.
Последние ведали областными правлениями, начальниками уездов (назначавшимися из числа русских офицеров и чиновников) и «туземной» администрацией, формируемой из представителей коренного населения, продолжавшего жить по законам
адата и шариата.
Он требовал непременного принятия всех норм шариата и отмены чеченских
адатов, не согласующихся с шариатом.
Стоит отметить, что
адат является неписаным сводом законов вайнахов (чеченцев и ингушей), который, несмотря на его отсутствие в письменном виде, прошёл через века от поколения к поколению и продолжает существовать и в наши дни.
Положение 1827 г. властью российского императора узаконивало действие на присоединённых к империи территориях
адатов горцев наравне с российским правом.
Однако она не могла нарушить
адаты и приблизиться к незнакомому мужчине; с тяжёлым сердцем обернулась и продолжила свой путь.
Судопроизводство велось на основе
адата следующим образом.
Из уважения к тебе и к твоему благородному отцу я не сделаю ничего, что противоречило бы нашим древним
адатам.
Вместе с тем устанавливалось разграничение применения
адата, шариата и российского закона.
Если говорить о правовой культуре чеченцев, то стоит заметить, что она формировалась главным образом под влиянием
адатов (обычаев чеченцев) и, несколько позже, под влиянием шариата.
Есть правила
адата и правила ислама, которые воспитывают в человеке ответственность, а нарушителя этих правил ждёт кара от рук решительных и ответственных людей.
Если на решение посредников представится вопрос новый, решение которого невозможно подвести под тот или другой обычай, то посредники предлагают своё собственное решение, которое и называется маслагатом; применённое же несколько раз в одном или двух обществах, оно тоже становилось со временем
адатом.
Перешагнув порог дома мужа правой ногой, согласно обычному народному праву
адат,она вылила жертвенное масло в огонь, что подали ей в ковше, со словами: «От ана, Май ана, жарылқа» (Богиня плодородия, благослови), что являлось обращением к богине плодородия с просьбой о покровительстве.
Главным советом, данным историками, правоведами и этнографами правительству было сохранить сельскую общину-джамагат, поддержать
адат, или «народное право» и создать в регионе условия, благоприятные для его постепенного перерождения в государственное право и возникновения у горцев гражданского сознания.
Основания этой системы состояли в том, чтобы: вверить неограниченную власть над народом духовному лицу; ввести в народ правильную администрацию разделением края на округа и учреждением в каждом округе управления из кади и мулл; опереть все власти на верную, избранную стражу из таких людей, которые, не имея ни достатка, ни правил, находили бы для себя полезным быть соучастниками тайных замыслов преобразователей; установить шариат единственным законом, стараться всеми мерами искоренить
адат и все его учреждения, на которых основано общество; уравнять права всех народных сословий; уничтожить значение каждого частного лица, заимствованное от настоящего порядка вещей; разъединить таким образом народ и, составив из него толпу без связи, руководителей, силы и общественного духа, довести его до того, чтоб у него осталась только одна возможная и необходимая власть – духовная.
Царское законодательство открыто требовало от населения соблюдения
адатов и шариата.
Народный разум учитывал это,
адаты пытались компенсировать возможное неравенство родов различными процедурными правилами.
Правда, горские
адаты предписывают носить бороду, запрещая осквернять бритвой лицо до свершения акта мести.
Я так боялась, что старые
адаты вернутся и мне отрубят руку.
Все они считаются членами одного семейства и перед судом
адата пользуются одними правами наравне с отцом.
Эта запретная возвышенно-желанная нагота, лишь для избранного, я же, случайно забрёдший на женскую половину мироздания, не избранник, но преступник по местным
адатам.
Он всячески подчёркивал, что уважает стариков и чтит
адат – кодекс жизни предков.
Подобное право предоставлено
адатом слабому при тяжбе с сильным, так как обидчиком очень часто бывает лицо, пользующееся в обществе весом и старики не в состоянии принудить его к исполнению приговора; в этом случае обиженный, собрав своё имущество, удаляется в другую деревню, в которой есть больше его родственников, и с помощию их старается украсть у своего обидчика лошадь, оружие или какую-либо вещь, чтобы заставить этим врага невольно исполнить приговор.
Или установления по всей стране
адата, в кавказском стиле?
Пока местные, запутавшись в перипетиях наступившего времени, держались за многовековые
адаты, земляки на чужбине бороздили просторы молочных рек и кисельных берегов.
От него требовалось максимум субординации – правил этики
адата, перед взорами собравшихся.
Вообще обряд суда по
адату весьма прост.
В чём смысл снова плыть против течения, может оно и лучше- делать так, как делали до нас, слушаться старших, следовать
адатам…
По старому обычаю родового
адата, которого тогда ещё придерживались в аиле, нельзя выпускать на сторону вдову с сыновьями, и наши одноплеменники женили на ней моего отца.
Однако чиновники часто путали
адат и шариат или пытались искусственно разделить их.
Их понимание
адата и шариата было несколько иным – отличным от того, как эти вещи представляли себе российские власти.
Так как казахская правовая культура не имела письменной традиции, наши знания об
адате основываются в основном на сборниках, подготовленных российскими чиновниками.
Первая сводится к тому, что в колониальный период
адат был воспринят как некая общепринятая традиция.
Это обращение было следствием гибкости правового сознания, когда кочевники использовали колониальную интерпретацию
адата или шариата в прагматических целях.
Он непременно свято исполнит
адат и во всяком встретившемся ему на пути ауле неукоснительно остановится хотя бы на такое время, сколько потребуется для посещения старшины, муллы и двух-трёх самых почётных жителей.
Тот класс людей, которых русские собиратели народных обычаев и
адатов обозначают термином «обрядовые холопы и холопки», имел право брака и не мог быть отчуждаем в чужие руки без собственного их согласия.
Однако, несмотря на стремление акцентировать наше внимание на правовом плюрализме в колониальный период, сведя взаимодействие
адата и шариата к механическому смешению и неспособности самих участников правового разбирательства ориентироваться в особенностях той или иной правовой системы, исследователи не обеспечили целостной картины.