Что касается поэтов, представленных только одной выборкой стихов, то среди них заметнее всего выделяется группа консерваторов, соблюдающих традиционный
альтернирующий ритм с ударностью II стопы выше 90 %.
Отчётливый
альтернирующий ритм ямбическая строфа приобретает лишь к началу XX века – т. е. как раз тогда, когда ямбическая строка вновь начинает его терять.
Что касается 4-стопного хорея, то он в своём развитии упреждает ямб, устанавливает
альтернирующий ритм стоп ещё в XVIII веке и сохраняет его почти без изменения.
Можно думать, что точно так же под влиянием синтаксиса потом, к XX веку, стали ритмически распадаться и четверостишия, результатом чего и оказался новый, двучленный
альтернирующий ритм.
Создаётся картина поучительного изоморфизма стихотворного ритма на уровне строф и на уровне строк: и там, и здесь происходит эволюция от «рамочного» ритма «тяжесть – лёгкость – лёгкость – тяжесть» к альтернирующему ритму «тяжесть – лёгкость – тяжесть – лёгкость», причём на уровне строк эта эволюция происходит быстрее, на уровне строф – медленнее: там
альтернирующий ритм оформляется к XIX веку, здесь – лишь к XX веку.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ория — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Однако нельзя исключить и иного, более простого: ритм 4-стопного ямба мог испытать влияние ритма 4-стопного хорея, а в русском 4-стопном хорее
альтернирующий ритм был заложен уже в естественной языковой модели и твёрдо держался на протяжении всей истории этого размера.
Таким показателем удобнее всего может служить разность между ударностью II и I стопы: чем она больше, тем сильнее в стихе
альтернирующий ритм, чем она меньше, тем он слабее, а если она становится отрицательной величиной (т. е. I стопа сильнее, чем II), то перед нами рамочный ритм.
Так продолжается до начала XX века, когда
альтернирующий ритм ослабевает и 4-стопный ямб возвращается к ритму XVIII – начала XIX века.
Если выделить из общей массы ударений в стихе ударения на длинных (3‐х и более сложных), «пиррихиеобразующих» словах, то они в естественной языковой модели стиха, вне всяких специфических стиховых тенденций, сложатся в неброский, но отчётливый
альтернирующий ритм.
Наконец, не надо забывать и о простейшем объяснении (нимало не исключающем предыдущего): на 4-стопный ямб мог оказывать влияние 4-стопный хорей, в котором
альтернирующий ритм был заложен ещё в языковой модели.