Эти основоположения нельзя получить из опыта, так как опыт не дал бы ни строгой всеобщности, ни
аподиктической достоверности.
Если мы обыкновенно думаем, будто предикат таких
аподиктических суждений уже содержится в нашем понятии и, стало быть, суждение аналитическое, то это объясняется исключительно двусмысленностью выражения.
На этой априорной необходимости основывается также возможность
аподиктических основоположений об отношениях времени или аксиом о времени вообще.
Этот фактор требуется учесть в процессе суждения – не ради
аподиктической точности, но ради консенсуса, который достигается, когда противоположные мнения приходят к согласию.
Так первое мировоззрение отстаивает субстанциальные свойства и имманентные характеристики гилетической действительности, считая их незыблимыми, неотъемлемыми и
аподиктическими всеобщими законами и принципами.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ихтиофаг — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Таким образом, совершенно очевидно, что именно доктринальные установки последнего продуцируют всевозможные
аподиктические предпосылки для возникновения базовых смысловых аспектов, генерирующих интерсубъективное эпистемологическое развёртывание.
Если же они придерживаются второго взгляда (как некоторые естествоиспытатели-метафизики) и смотрят на пространство и время как на отвлечённые от опыта, хотя и смутно представляемые в этом отвлечении, отношения (сосуществования или последовательности) между явлениями, то они вынуждены отрицать значимость или по крайней мере
аподиктическую достоверность априорных математических учений в отношении действительных вещей (например, в пространстве), так как эта достоверность не может быть достигнута a posteriori и так как, согласно этому учению, априорные понятия о пространстве и времени суть продукт воображения, источник которого действительно следует искать в опыте, а путём их отвлечения из отношений опыта воображение создало нечто содержащее, правда, то, что общо этим отношениям, но не могущее существовать без ограничений, налагаемых на них природой.
Мы сказали, таким образом, из чего составляются способы убеждения, кажущиеся
аподиктическими.
Тот факт, что о мире в целом или о чём-либо в нём нельзя ничего сказать с абсолютной
аподиктической достоверностью, должен был бы полностью парализовать общественную практику, если бы эта практика не была изначально и неразрывно переплетена с производством знаний.
На этой необходимости априори основывается возможность
аподиктических положений об отношениях времени или аксиомы о времени вообще.
– Я же говорю, существует фундаментальная
аподиктическая очевидность пространства.
– Фундаментальная
аподиктическая очевидность пространства! – выпалил он, после чего последовала пауза и ожидающий взгляд, как бы передающий мне эстафету.
Прежде всего, очевиден факт, что о том и о другом существуют
аподиктические и синтетические суждения априори, и особенно о пространстве, на которое преимущественно обратим здесь наше внимание.
Если расположить области знания, имеющие характер
аподиктической определённости и интеллектуальной необходимости, в порядке, соответствующем их большей или меньшей общности, и продолжить начатую здесь линию рассуждений до области наук о действительной необходимости, получим вот что.
Аподиктический метод доказательства в медицине – это результаты анатомических вскрытий, рациональное учение об общей патологии и клиническая систематика.
Подобно тому, как при поочерёдном рассматривании каких-либо предметов через лезвие и через красное стекло можно заранее с
аподиктической уверенностью определить, с каким цветовым восприятием одного вида должно быть связано определённое цветовое восприятие другого вида, так и при применении определённых суждений к любому содержанию опыта можно заранее знать, что другие суждения, которые могут быть логически выведены из них, должны быть также применимы к нему.
Научное знание есть
аподиктическое знание.
Так попытка сделать философию
аподиктической наукой, мудростью, неизбежно приводит его к строгой концептуализации её предмета.
Во-вторых, потому что, учитывая
аподиктический характер нашей обычной геометрии, фикция, представленная выше в качестве контрпримера, не может быть построена иначе, чем в рамках данной нам пространственной формы и геометрических законов.
Все такие предложения имеют
аподиктическую и точную определённость; но если полагать, особенно в отношении пространства, что евклидова геометрия должна быть поставлена в один ряд с другими (сферической, псевдосферической и т. д.) как равно мыслимыми, то это предполагает повсюду отсутствие свободы в порождении ощущений движения, ограничение или руководство ими со стороны внешних объектов (как, например, когда человек может только двигать рукой вперёд-назад по кривой поверхности).
Метод, который должен придать философии
аподиктическую определённость и возвести её в абсолютную науку, называется здесь конструированием.
Этот галеновский способ достижения истины на современном языке мы можем с уверенностью назвать
аподиктическим, и его можно освоить посредством ежедневных упражнений в логике.
Ибо, я вижу свою задачу, свою настоящую цель, не в поиске, и определении
аподиктических истин мироздания…, не в утверждении достоверности, как единственной ценности для разума, осваивающего наделы, в рамках собственных границ…, но в самом полёте умопостижения…, в способности моей фантазии, к глубочайшим проникновениям, и к тончайшим прозрениям…, дающим, гораздо больше моей жаждущей душе, чем самые монолитные, достоверно доказанные истины.
Из эмпирического же рода знания вообще нельзя вывести никакого априорного знания, ибо из простой ассерторической [утверждающей – wp] определённости никогда не следует
аподиктической [неопровержимой – wp] (потому что последняя идёт именно только к утверждению истины, которая для разума случайна и единична, но принадлежит разуму par excellence); но всякое априорное знание должно быть аподиктически определённым.
Объективно – потому, что, будучи носителем высших условий истинности всякого суждения и определителем
аподиктических законов всякого мышления, она господствует в самой широкой сфере, а именно в сфере, охватывающей все мыслимые возможности.
В первую очередь, как я уже говорил, это не высказывания, а предпосылки, составляющие в самой вещи основание
аподиктической необходимости.
Лингвистически говоря, значение всех высказываний находится в сфере дейиксисы, в том числе
аподиктических высказываний, которое обусловливает то, что «Niemals noch hängte sich die Wahrheit an den Arm eines Unbedingten» (пер. с нем.: «Никогда ещё истина не прилеплялась к руке безусловного»).
– И я жду
аподиктических доводов, иначе придушу тебя прямо сейчас.
Таким образом, в действительности мы не берёмся здесь доказывать принципы и предписания нашего необходимого и общего знания, ибо это можно было бы сделать только путём выведения их из ещё более высоких и более общих законов, которые вообще не имели бы применения в случае принципов, за исключением того, что никто не надеется сделать
аподиктический вывод из эмпирических сверхмножеств.
Понятие, вернее, не-понятие, однажды зафиксировано словом, и теперь, из любви к догматической неряшливости, деревянное железо берётся всё более и более в милость, пока, наконец, не стало необходимым, не обрело
аподиктическую обоснованность.
Поскольку если последняя (объективность) будет поставленна под сомнение, то данное положение вещей спродуцирует все
аподиктические предпосылки для всеохватывающей и полновесной элиминации самой возможности объективности как таковой.
Иногда она выражается в общих, ничем не обоснованных, но
аподиктических заявлениях, вроде следующего, извлекаемого мною из одной статьи известного современного философа-богослова.
Космологии удаётся это лишь частично, ибо, математизируя вселенную и придавая ей статус
аподиктических закономерностей, она практически отчуждает от этой вселенной человека, который является центром раскрытия и манифестации вселенной.
Одновременно эпитетом
аподиктический называют один из модусов суждения.
Только таким образом возможно
аподиктическое постижение.
Нашедши, что все математические положения развиваются на основании закона противоречия (что требуется самой сущностью
аподиктической достоверности), эти аналитики легко убедились, что именно закон противоречия и сообщает этим положениям очевидность.
Геометрические положения суть всецело
аподиктические, т. е. сопровождаются сознанием их необходимости, например пространство имеет три измерения; подобные суждения не могут происходить из опыта, ни быть выведены из какого-либо опытного положения.
Ego не есть некий остаток мира, но абсолютно
аподиктическое полагание, которое становится возможным только благодаря эпохэ, только благодаря «заключению в скобки» совокупной мировой значимости и только как единственное полагание.
Ведь это означало бы собственную определённость действительности, а значит и её отчерченность, – ассерторическую предметность, и значит,
аподиктическую конечность.
Различают следующие виды споров:
аподиктический спор стремится к истине, софистический спор – победить, эристический спор – убедить.
– Аэромонах! Полевая геометрия!
Аподиктический силлогизм!
То есть, в чём её не подвластная нашему рефлексивному строгому
аподиктическому созерцанию «телесность», создающая впечатление волшебной произвольности, не присущей более ничему в нашем мире?
Наша убеждённость в
аподиктической истинности, и правильности созидания, как единственной цели, для сохранения сферы нашего обитания, – обманывает нас.
Окончательное решение о предмете принимают не органы чувств, а разум или размышление, обусловленное органами чувств, и поэтому здесь недостижима истина в смысле
аподиктической уверенности, но, самое большее, только вероятность.
Однако трагической судьбой западной философии стало то, что под фальсифицирующим влиянием христианского догматизма, с одной стороны, и абсурдного по своей сути стремления к
аподиктическому познанию истинно реального, с другой, она была подтолкнута к этому ошибочному взгляду; в результате она и по сей день заблуждается в том, что обладает реальным, действительно реальным par excellence, сознанием.
Наука насчитывает в своём катехизисе мало
аподиктических положений, в ней больше утверждений, имеющих определённую степень вероятности.
К своему
аподиктическому утверждению, что электрификацию изобрели русские рабочие и крестьяне, он добавил сноску, чтобы обосновать этот акт изобретения.
Но этот произвол и эта свобода, являются таковыми, и несут в себе истинность только с точки зрения нашего же проблематического, ассерторического и
аподиктического разума.
И вот что интересно, так-как, сама иерархия, в своей
аподиктической юрисдикции, есть плод его, неминуемо предвзятого осмысления, то эта иерархия, – в сути своей, односторонняя, и по большому счёту, надуманная.
А баланс, его
аподиктическая особенность, и заключается в том, что он всегда стремиться к собственному сохранению.