Благодаря вниманию к «средовому аспекту» современный
арт-менеджмент включает в предмет исследования аксиологические детерминанты в целях оптимизации «человекоразмерности» социокультурной системы.
Тенденции в парадигмальном развитии
арт-менеджмента.
Предметная область
арт-менеджмента видоизменяется в зависимости от когнитивного, аксиологического и методологического восприятия арт-сферы.
Чтобы точно определить границы, масштабы и наполнение термина
арт-менеджмент, необходимо соотнести его с терминами менеджмент в сфере культуры и искусства, социокультурный менеджмент.
Сущность
арт-менеджмента проявляется в процессе его функционирования.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: консолидационный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Симптомы незавершённости и тем самым слабости теории
арт-менеджмента просматриваются в диспропорции между эмпирическим и теоретическим уровнями.
Базовая парадигма
арт-менеджмента выходит на принципиально новый методологический уровень, поднимая субъект-субъектные взаимодействия до вершины «субъект-субъект-метасубъект», а саму методологию научного анализа – до трансдисциплинарных связей и отношений.
Ключевой целью
арт-менеджмента становится развитие и реализация духовного потенциала, для чего создаются оптимальные условия для доступа к благам и услугам арт-сферы, принимаются меры по повышению качества и доступности услуг в сфере искусства, по сохранению и развитию культурного наследия, организуется интеграция в мировой культурный процесс с формированием положительного имиджа российского искусства, формируются организационно-экономические и правовые механизмы, адаптирующие российскую арт-сферу к новым социально-экономическим условиям.
Парадигмальное осмысление
арт-менеджмента модифицируется в различных типах культуры и на различных этапах, что является синтезом изменений представления об управлении (менеджмент) и искусстве (арт).
При этом многообразие парадигмальных идей объединено стержневой концепцией на двух уровнях: общенаучном (все гуманитарное знание) и конкретно-научном (теоретико-методологическая основа
арт-менеджмента).
Так, в сферу внимания попадают креативные технологии
арт-менеджмента, технологии продвижения культурного продукта на рынке услуг, традиционные и инновационные элементы в отдельных областях социально-культурной деятельности.
Здесь
арт-менеджмент рассматривается как система знаний, в результате которой возникает арт-сфера и институциональное оформление деятельности арт-менеджера.
Конечно, нельзя игнорировать отражённые в публикациях существенные достижения практики
арт-менеджмента, количественный рост публикаций по проблемам её совершенствования, их критический анализ.
Арт-менеджмент представлен как один из функционально-ролевых видов деятельности, в процессе которой осуществляется отбор, хранение, производство и распространение ценностей культуры.
Здесь осмысливается
арт-менеджмент как вид управленческой деятельности в сфере культуры и искусства и самостоятельная сфера профессиональной деятельности, а также его особенности в различных областях культуры.
Причины интереса к феномену
арт-менеджмент.
Виды
арт-менеджмента и его функции на современном этапе.
Анализ сущности содержания, функциональных характеристик и основных направлений
арт-менеджмента позволяет утверждать, что он ориентирован на осуществление оперативного, тактического и стратегического управления в интересах общества, государства и личности, включая постановку социально значимых целей, формирование технологий их достижения, планирование и организацию деятельности для получения максимально возможных результатов в пространстве культуры, искусства и художественной практики.
Современный
арт-менеджмент следует рассматривать, по крайней мере, в двух аспектах: как важнейший компонент социокультурного менеджмента и относительно самостоятельную систему, включающую цели и задачи, законы и принципы, функции, средства, методы и технологии реализации.
Основные компоненты
арт-менеджмента тесно взаимосвязаны между собой и реализуются как составляющие единого процесса на основе комплексного использования преимуществ и особенностей каждого из них.
Используя системный анализ современной управленческой практики в сфере искусства, можно выделить основные разновидности
арт-менеджмента и структурно представить их в табл. 1.
Исходя из методологических социокультурных оснований
арт-менеджмента его функции представляют собой реализацию свойств и качеств управленческого процесса в общей структуре общества, обеспечивающих баланс, согласование и поддержку развития художественной культуры (табл. 2).
Таким образом, можно констатировать, что современный
арт-менеджмент представляет собой систему целей, принципов, функций и технологий в социально-культурной деятельности, обеспечивающую разработку и реализацию комплекса мероприятий тактического и стратегического характера в соответствии с философией и миссией учреждений культуры и искусства.
Возникновение
арт-менеджмента и его превращение в важнейшее научное направление третьего тысячелетия связано с задачами совершенствования социокультурной практики в целом, необходимостью продуманной интеграции имманентно взаимозависимых, но пока целенаправленно не соотносимых областей творческой деятельности (арт-рынка и образования), противоречиями центробежных и центростремительных сил на фоне глобализационных процессов, а также осознанием того факта, что общение человека с миром искусства, которое всегда было насущной потребностью, сегодня приобретает принципиально новые черты.
Как самостоятельная отрасль знания
арт-менеджмент ещё не получил определённого статуса среди социальных и гуманитарных научных дисциплин.
Понимание
арт-менеджмента как деятельности по производству и трансляции духовных и материальных ценностей может быть отнесено к управлению учреждением культуры и искусства в целом, управлению конкретным структурным подразделением или отдельным творческим сотрудником; здесь необходимы, прежде всего, ответственность арт-менеджера за планирование и реализацию деятельности коллектива или работника при решении конкретных задач для достижения целей учреждения.
Множество производных парадигм распадается на ряд ветвей в зависимости от локусов применения
арт-менеджмента, его видов и оснований.
Объектом
арт-менеджмента как науки являются процессы управления в арт-сфере во всём её многообразии.
Внутреннюю дифференциацию
арт-менеджмента можно производить различным образом в соответствии с изменением оснований деления.
Предметные области
арт-менеджмента пересекаются и вступают во взаимодействие с предметными областями ряда дисциплин.
Существенный признак
арт-менеджмента: субъект-субъектное взаимодействие.
Идейно-смысловое ядро
арт-менеджмента образуется в результате определения сущности искусства, статуса искусства в системе культуры.
После вашего ухода… как бы мягче… современность стала технологией: тоталитарный приём
арт-менеджмента.
Поэтому
арт-менеджмент несёт двойную смысловую нагрузку: с одной стороны, выявляется качественная определённость управленческого процесса, с другой – фиксируется направленность на объект – особую сферу, сферу искусства.
Арт-менеджмент является фактором идеалообразования в социокультурной системе.
Арт-менеджмент задействует таким образом всех членов культурного сообщества, благодаря чему сохранится целостность культуры.
Обращение к теории изобразительного искусства предопределило ещё одну сторону парадигмального исследования
арт-менеджмента: в искусствознании культурно-исторической парадигмой искусства определённой эпохи называют художественный стиль.
Для решения конкретной ситуационной целевой задачи, связанной с конкретной натурой,
арт-менеджмент использует всегда возможности конкретных действующих структур.
Термин
арт-менеджмент (от англ. art – искусство и management – управление, заведование, организация) имеет непосредственное отношение к процессам управления в сфере культуры и искусства, развития и изменения художественной практики.
Парадигмальное осмысление
арт-менеджмента не получило ещё своего логического завершения, но уже можно с уверенностью утверждать, что оно имеет синтетический характер.
Возникает интерес к научно-теоретическим основам
арт-менеджмента как виду управленческой деятельности, тем более что многообразие творческих практик сегодня требует глубокого осмысления.
При этом общие эксплицитные правила деятельности учёного и требования их «работоспособности», определяемые этапом развития
арт-менеджмента как науки и вызовами социокультурной практики, здесь взаимосвязаны.