Первоначальный буддизм отрицает существование
атмана, или индивидуальной души.
Пространство
атмана – пространство абсолютной информации, энергии в нём нет совсем.
Информацию из
атмана сознанию нужно взять, пропустить сквозь свои ценности и убеждения, сортируя её на приемлемую и неприемлемую.
Атман является универсальной основой, заключённой во всех индивидах, во всех вещах, охватывающей все творения.
Очевидно, отсюда и тянется ниточка к “вселенскому”
атману упанишад.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пристёгнутый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что же касается вечного и неизменного
атмана, Сиддхартха придерживался позиции, которую мы бы назвали радикальным эмпиризмом.
Мудрец же, погружаясь в глубину своего духа с помощью медитативной техники, постигает подлинную реальность – брахман, тождественный
атману.
Этот уровень сознания называется
атман, или атмическое тело.
В-третьих,
атман понимается иногда как некое животворящее и одухотворяющее начало вообще.
Конец жизни в физическом теле представляет собой либо мгновенный переход к новой форме, либо кратковременное пребывание
атмана в потустороннем мире, после которого совершается инкарнация.
Следует обратить внимание на несовпадение
атмана и психической жизни человека, взятой в широком смысле этого слова.
Очевидно, что древнеиндийский
атман тождественен именно последней.
Брахман, с одной стороны, равен, а с другой – противопоставлен
атману – индивидуальной душе, субъективному духовному началу, «Я».
Многие авторы гимнов наделяли единичного человека двумя основными сущностями: телом, созданным брахманом (всеобщая физическая основа), и душой, созданной
атманом (абсолютная душа).
Последователи индуизма и буддизма (а также джайнизма, сикхизма и так далее) верят в реинкарнацию – в то, что, когда человек умирает, его
атман перевоплощается в новом теле.
Человеческая жизнь воспринимается как бесконечный круговорот реинкарнаций,где
атман воплощается каждый раз в новом теле.
Видимо, мой жизненный опыт таков, что мантас, сформировавшийся за годы существования и забвения, совсем не подходит к изначально заложенному змеиному
атману.
Присутствие
атмана подразумевается в выражениях „я говорю“, „я знаю и ощущаю“, „я прихожу“, „я иду“ или „я останусь здесь“.
Отделившись от первоисточника,
атман продолжает сохранять с ним связь, и остаётся его частью.
После смерти
атман покидает тело, сжигаемое на погребальном костре, но под влиянием закона кармы воплощается в новом теле.
Склоняясь перед собеседником со словами намасте, мы даём ему понять, что считаем наши
атманы родственными и равными друг другу.
Он отрицал современную ему концепцию
атмана, которая деградировала до представления о человечке размерами с большой палец, обитающем внутри сердца; и он отрицал это представление в самых энергичных выражениях.
В этой главе рассматривается воззрение о предсуществовании
атмана или личности (пудгала).
Индивидуальная душа носит название
атман.
Это единственное доступное нам слово, позволяющее запомнить тонкую невидимую структуру, которую
атман существует в прямо противоположном аспекте – не как место, где я родился, но как нечто отличное от него, нечто что может быть перемещено из одного материального состояния в другое.
Это (семя) становится
атманом женщины, словно частью её собственного тела; поэтому оно не приносит вреда.
На первом месте – противоборство
атмана и мантаса.
Атман пробуждали к жизни ото сна.
Сюда входят
атман («я»), шарира(тело; тело в данной системе – это средоточие всей органической деятельности, средство приобретения опыта страдания и наслаждения), индрия (пять чувств – обоняние, вкус, зрение, осязание и слух, которые ответственны за передачу ощущений в ум), артха(объекты чувств), буддхи (понимание), манас(«ум»); а также всё то, что по ньяепривязывает познание к определённому времени и пространству: деятельность (праврити), умственные недостатки (доша), перерождение (претйабхава), результаты (пхала), страдание (дукха), свобода от страданий (апаварга).
Атман напрямую связан со свободой воли.
Выражение лица
атмана слегка изменилось – как у зрителя, раздражённого скучным спектаклем.
Мудрецы называли эту конечную основу личности
атман, Высшее «Я».
Именно по характерному сочетанию всепроникающего
атмана и нормализующегося стула можно безошибочно отличить чумакование от космологических построений чистой спекулятивной философии.
И по мере усвоения предыдущих модификаций речевого и музыкального звукоряда. – проявлялись новые модуляционно/фоновые звуки звукоряда речи, которые значительно расширяли возможности человеческого мышления, то есть внутреннего диалога или монолога с собственной совестью, как внутренне/индивидуальным богом или думным
атманом (думным атумом или атуном, абдумыванием…).
Атман задержался в нескольких шагах, усмехаясь и поигрывая арапником.
Атман небрежно оглянулся: «Сегодня утром на краю леса мы нашли женщину со склонов. За неё дадут хорошие деньги».
Атман кивнул с едва заметной усмешкой: «Может быть, мы ещё встретимся».
Силуэт
атмана вырос на прогалине, за ним виднелась стайка зипанготов.
Фигура
атмана возвышалась в послесвечении разряда – героическая, казавшаяся гигантской в линзе воображения…
О признающих
атман санкхьяиках и не признающих его буддистах, а также о разногласиях среди самих буддистов по поводу природы пудгалы – двойника человека.
Сюда не могут попасть
атманы иноплеменников, даже если они вкусят сомы.
Тело твоё спит, но
атман бодрствует.
И отличие это состояло в том, что отрицался
атман собственного «я».