Почти все участники
декабристского движения, оставившие свои мемуары, так или иначе затрагивали эту тему.
Можно ли считать
декабристские общества действительно тайными или же тайность являлась лишь данью моде рассматриваемого времени?
Его страхи ещё более усилились, когда он позволил дезинформировать себя осведомителям, наблюдавшим за становлением
декабристских организаций.
Итак, прежние участники
декабристских тайных обществ были причастны к делу петрашевцев фактически на всех этапах его развития.
Оно было формально распущено после
декабристского восстания, но в действительности продолжало существовать до начала 1830-х годов, сознательно противопоставляя свои идейные искания образу мыслей декабристов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: цзаофань — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Эта схема прослеживается на протяжении всего существования
декабристской конспирации.
Но его дневник содержит в себе те сведения, без которых невозможно понять процесс формирование
декабристских идей.
Однако в целом в дореволюционной историографии преобладал взгляд, что не 1812 год, а заграничные походы оказали главное влияние на формирование
декабристских идей.
Для историка декабризма он просто уникален, так как в нём содержится не ретроспективный, а современный взгляд на начало кристаллизации тех идей, которые в дальнейшем составят
декабристскую идеологию.
От следователей не укрылось бы, что и название общества, считавшегося первым
декабристским тайным союзом, ведёт своё происхождение от замыслов, возникших в той же среде.
Мысль написать историю 1812 года обсуждалась в
декабристских кругах.
Не менее традиционной является актуальная проблема создания биографических исследований жизненного пути, личностного облика деятелей
декабристского движения.
Может быть, поэтому люди
декабристской эпохи привыкли действовать не только шпагой, но и пером.
Как уже отмечалось, изучение
декабристской персоналистики, биографические труды занимали важное место на всех этапах декабристоведческой историографии.
Не составляло тайны и бывшее теперь весьма некстати
декабристское прошлое министра.
Очевидно, один из основателей
декабристской конспирации запомнил точную дату потому, что в этот день произошло что-то очень важное.
Между тем проблема
декабристского национализма имеет не только научное, но и общественное значение.
Переосмысление
декабристского опыта в русле, преимущественно, истории российского либерализма, либерально-конституционной традиции виделось на этом этапе актуальной и проблемной темой.
Ни один исследователь не обратил внимания на то, что оно встречается не раз в более поздних
декабристских документах.
Они в полной мере демонстрируют отсутствие кризиса идей, неправомерность нередко встречающихся штампов об «изученности» темы, возможность применения новых подходов, выдвижения новых концепций и гипотез при рассмотрении как общих, основополагающих, так и конкретных вопросов истории декабристов, расширения в ряде случаев поля научных разработок, представления современного взгляда на фундаментальные вопросы изучения
декабристской истории.
Таким образом, можно констатировать, что в исследовательской литературе не существует единства мнений по поводу программы, тактики, а также структуры ранних
декабристских организаций, не исключая вопроса о степени влияния на них примера дворцовых переворотов XVIII в.
Таким образом, уже первые этапы декабристоведческой историографии, хронологически соответствующие дореволюционной эпохе и первым десятилетиям советского времени, вполне определённо очертили круг актуальных направлений научной работы: помимо естественных задач восстановления «фактической истории» и анализа деятельности и мировоззрения декабристов, это – изучение современного декабристам общественного движения и, вообще, современной им эпохи, исторических предпосылок возникновения
декабристских союзов, включая изучение «среды», выдвинувшей декабристов, установление этапов их идейной эволюции как до, так и после 1825 г., исследование влияния их идей и действий на последующее развитие общественной жизни.
Результаты работы, ранее не проводившейся с таким масштабом и подробностью, позволяют посмотреть свежим взглядом на генезис различных представлений о декабристах, выявить важнейшие факторы, влиявшие на формирование в русском обществе (и в исторической литературе) различных «образов» участников
декабристского движения, охарактеризовать основные этапы их развития, установить тематические предпочтения публикаций исторических журналов.
Важно отметить: для того чтобы эта проблематика изучалась на современном уровне, актуальные методы исторической науки требуют анализа политического языка, смыслового содержания политических понятий и терминов, без чего нелегко понять более общие вопросы, связанные с исследованием
декабристской программы, тактики, организационных правил.
Идейные влияния, способствовавшие формированию мировоззрения
декабристского типа, политические образцы, которые оказывали то или иное воздействие на складывающееся политическое движение – тема, продолжающая оставаться актуальной на современном этапе исследований.
Центральным образом
декабристской поэзии становится образ поэта-гражданина, который представал перед читателем как политический деятель, трибун, враг деспотизма, «певец народных благ».
Интерес историков вызывает не только содержание программных установок декабристов, но и конкретные стороны их конспиративной, политической деятельности, в том числе – в условиях кризиса междуцарствия, положившего предел существованию
декабристских союзов.
Всё отчётливее становилась сложная природа
декабристских идей, совмещение в их политических планах реформаторских и радикальных черт, т. е. происходил возврат на новом уровне понимания и исследовательской методики к наблюдениям ряда исследователей первых этапов историографии (дореволюционного и, отчасти, – первого советского периода, ещё не скованного диктатом схемы «единого революционного движения»), развивались некоторые положения работ представителей «неофициального направления» в советской историографии.
Связь между декабристами и войной может пониматься метонимически (декабристы – участники войны) и метафорически (1812 год как прообраз
декабристского движения в целом).
Морально-этические оценки взглядов
декабристского типа иногда заслоняли необходимость анализа самой политической деятельности – как конспиративной активности, так и открытых политических действий (военных выступлений), которые трактовались как военная демонстрация.
Понятие «конституция» (от фр. constitution) – не менее размытое в
декабристских текстах, хотя частотность его употребления самая высокая.
Именно в годы зарождения и разгрома антирусского
декабристского заговора возникает общественное движение, своего рода русская партия, осознававшая опасность преступной деятельности масонских реформаторов.
Конституционные проекты, созданные в
декабристской среде, удручают своей убогостью, ибо срисованы с западных образцов, причём весьма невнимательно.
Воспитание нравов – ключевая тема, проходящая через большую часть булгаринской беллетристики и журналистики, которая приобрела особую важность после разгрома
декабристского восстания.
Вторая глава «Не считать прикосновенным…»представляет собой первый в историографии опыт критического изучения материалов следствия, с целью выявления членов
декабристских тайных обществ, сумевших оправдаться на следствии.
В сердцах у
декабристских жён.
Это особое явление в поэзии, с одной стороны, связанное с традициями
декабристского романтизма, каким он сложился к 1825 г., с другой – использующее достижения элегического романтизма.
Преодолев идеологические ограничения и порождённые ими критерии принадлежности к декабристам, в значительной мере деформировавшие содержание этого термина, современный исследователь стоит перед необходимостью пересмотра основополагающих фактов и обстоятельств, связанных с идеологией и политической деятельностью конспиративных объединений
декабристского ряда.
Как важна была тема чести для передового дворянства первой четверти девятнадцатого века можно судить даже по тому факту, что руководителями
декабристского движения был разработан особый программный документ «о чести», кодифицирующий это понятие.
Умер только в 1826 г., успев застать и
декабристский мятеж.
Это исследование представляет собой удачный опыт развития концептуально нового взгляда на историю конспиративных объединений
декабристского ряда.
Хотя, несмотря на то, что очень много было разыскано, сказано и написано о декабристах в дореволюционное и, особенно, советское время, когда
декабристская тема находилась в основании официальной идеологии и считалась одной из самых приоритетных, тема эта далеко не исчерпана.
Использование радикальным крылом
декабристского движения насильственного способа государственных преобразований обусловило негативную реакцию на события 14 декабря как в кругах столичного и провинциального дворянства, так и дворянских интеллектуалов.
Для петербургского периода характерно стремление к романтизму и
декабристским настроениям.
Домашние библиотеки женщин оказали большое внимание на духовное формирование людей
декабристской эпохи.
Впрочем, эти
декабристские планы как раз не были оригинальны: редко какие дворцовые перевороты обходились без цареубийства.
Это была традиция
декабристского патриотизма.
Наибольшее число новых признаний в «
декабристском статусе» фиксируется в последнем по времени библиографическом справочнике 1994 г.
Манифест содержал, во-первых, официальную версию
декабристского восстания.
Он представляется нам как общественный тип, далёкий от
декабристских идеалов и от позиции самого автора.