Мастера
дзэн рассказывают ученикам о смерти и добровольном отказе от мирских удовольствий, так как постижение этих простых истин сокращает путь к просветлению.
Тем не менее учение
дзэн представляет не только исторический интерес, ибо оно актуально и в наши дни.
Саби, ваби и сибуй – это понятия, свойственные философии
дзэн, юген же напрямую связано с синтоизмом.
Быть всегда ни в чём не уверенным до конца – это тоже одно из основополагающих правил
дзэн…
И поныне его обеты играют определяющую роль в жизни ученика
дзэн.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: американофилия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Благодаря их участию я заинтересовался историей
дзэн, и этот интерес не покидает меня и поныне.
Поэтому искусство
дзэн следует изучать для того, чтобы очищать сознание от накопленных привычек.
Идеи
дзэн также вдохновляли искусство, в том числе и монохромную живопись тушью на бумаге.
Мистический характер интуитивного видения также присущ озарению, которого достигают адепты
дзэн, вставшие на путь бодхисаттвы.
Дзэн является одной из школ японского буддизма, которая возникла одновременно с упадком придворной аристократии и созданием структуры централизованной власти военной элитой.
Среди буддистов южной секты
дзэн, которая впитала в себя так много даосских доктрин, возник подробно расписанный ритуал.
Было бы наивным рассчитывать на то, что все тайны истории раскроются в одночасье, ибо многие аспекты китайского
дзэн и поныне являются благодатной почвой для будущих исследований.
Но всё это окажется ему по силам при одном условии – если он не будет бороться с природой, а примет её всю с философским спокойствием и осознанием её дуализма – незыблемости и изменяемости – что, собственно говоря, и является основополагающим принципом
дзэн.
Вот почему
дзэн стал неотъемлемо связываться с военным сословием и даже получил название «религии самураев».
Влияние
дзэн на японскую культуру было огромным.
Вместо этого они, проникаясь атмосферой простоты, свойственной мышлению
дзэн, на время церемонии отрешаются от всего мирского, забывают о различиях в положении и просто общаются как равные, то есть как дети одной матери-природы.
В таком определении
дзэн перестаёт быть догматом одной секты, и тот, кто достигает восприятия абсолюта, поднимается над повседневным миром и пробуждается к «новому небу и новой земле».
Традиции светской поэзии «Пяти гор» и учёности продолжали знатоки неоконфуцианства, которые в конце концов отошли от дзэнской церкви, а традиция дзэнской поэзии, призванной иметь скорее практическое, чем изящное значение, возобновилась впоследствии в движении за возрождение
дзэн.
В японском языке сэссин означает интенсивный медитационный ретрит в традиции
дзэн, длиной в неделю.
Человек
дзэн странствует – без цели, без намерений, без будущего.
Не отвлекайся на чужие ценности и не поддавайся пустым тревогам. Живи простой жизнью, свободной от всего лишнего. Это и есть стиль
дзэн.
Схожим образом действовали и монахи
дзэн, осуществлявшие свою практику в контексте буддизма.
Вот почему мастера
дзэн говорят, что просветление приходит, когда разум успокаивается.
Суть
дзэн – в незамедлительности, безотлагательности, поэтому он может соединить прошлое и будущее.
Таким образом, даже если данное исследование
дзэн всего лишь выражает взгляд, который не является ни дзэнским, ни западным, оно, по крайней мере, предоставляет третью точку зрения.
Дзэн учит простой жизни именно потому, что мир устроен сложно.
Я надеюсь, что ты не будешь пытаться понять
дзэн одним только умом, а станешь практиковать советы из этой книги.
Я не могу назвать себя объективным с научной точки зрения академиком, потому что – в отношении
дзэн – это напоминало бы изучение пения птиц на коллекции чучел соловьёв.
Я не могу назвать себя ни последователем
дзэн, ни даже буддистом, потому что это напоминало бы попытку продать небо в красивой упаковке.
Даосизм и
дзэн представляют, на первый взгляд, такую головоломку для западного ума потому, что мы смотрим на человеческое знание с ограниченной точки зрения.
Он встретился с японскими формами искусства, выражавшими понимание
дзэн через светские формы и ритуалы наподобие цветочной композиции, чайной церемонии, каллиграфии, рисунка и стрельбы из лука.
Например, священник
дзэн может быть женат и трудиться в офисе полный рабочий день, но при этом посвящать свободное время созерцательным практикам.
В ней упущена важная информация о связи
дзэн с китайским даосизмом и индийским буддизмом, и это в некотором отношении слишком всё усложняет.
Однако нет сомнений в том, что основополагающая позиция
дзэн не поддаётся организации и не может стать исключительной собственностью какого-либо института.
Практика
дзэн медитации становится всё более популярной, и многие ищут её как способ справиться со стрессом и напряжением, характерными для нашей повседневной жизни.
Лишь около 10 % японцев принадлежат, хотя бы номинально, к буддийской школе
дзэн,но и развивавшееся прежде всего в дзэнских монастырях искусство чайных церемоний, и составление и созерцание цветочных композиций, и этика самурайской самодисциплины, и представление о просветлении сатории путях его достижения – всё это так или иначе не чуждо душе каждого японца, и он, будучи даже вовсе безрелигиозным, знает о связи всего этого с культурой дзэнского буддизма.
Нужно успокоиться и познать
дзэн.
Медитация
дзэн ставит нас перед лицом нашего внутреннего мира, помогает увидеть собственное отражение в других людях и, как любой хороший учитель, взращивает в нас ответственность и умение достойно справляться с обстоятельствами, без необходимости демонстрировать всем и вся образцово-показательное поведение.
Однако, историческая достоверность его существования и роль в распространении
дзэн подвергаются сомнению некоторыми исследователями.
Это было похоже на нечто в духе
дзэн.
Он искустно обьединил три школы дзэн-буддизма, распространившиеся в то время в стране, и основал собственно вьетнамский
дзэн.
Те же, кто принадлежит к ней, считают
дзэн самой квинтэссенцией буддизма.
Таким образом, последний этап практики дхармы составляет именно
дзэн.
Это расходится с моим собственным опытом
дзэн, в котором гораздо меньше отмечаются возможности переживаний, особенно на физическом уровне.
В центре духовного пути
дзэн, как вершина всех чаяний путника, стоит сатори – мгновенное, спонтанное просветление.
Нелепо отвергать
дзэн просто в силу своего непонимания.
Это приводит к выводу, что
дзэн можно рассматривать как «движение за практическую махаяну», где акцент делается на практике и личном опыте.
Чтобы остановиться на ночь в храме
дзэн, странствующий монах должен был выиграть диспут о буддизме у живущих в храме.
Если осмотреться, единственной возможностью кажется
дзэн.