Но модернизация и
европеизация российских элит в течение последней четверти XVIII и первой трети XIX столетия породили последующую негативную реакцию – враждебность как к самой модернизации, так и к западной культуре.
Смута ускорила процесс
европеизации (среди поляков были не только авантюристы, но и образованные интеллигенты).
Я бы предложил рассматривать их как два этапа
европеизации страны, её движения к правовому типу государства.
Петровская насильственная
европеизация господствующего класса со временем привела к тому, что русский народ раскололся на французско-говорящий высший свет и простой народ.
Наша же страна, как бы мы к этому ни относились, уже пятый век идёт по пути
европеизации, в том числе и в культурном смысле.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ковариация — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Замечу лишь, что в этом сознании и в самом деле очень мало осталось такого, что свидетельствовало бы о неприятии россиянами политической
европеизации и возможном противодействии ей, если она начнётся.
Если в начале 2000 года литовское общество было расколото в данном отношении примерно пополам, то вскоре поддержка
европеизации достигла 70%.
А то, чего удалось достигнуть в ходе
европеизации, уже не исчезнет.
И только при утвердительном ответе на все эти вопросы всеобщая
европеизация может быть признана необходимой и желательной.
Надо признать, что английские и вообще иностранные магазины внесли немаловажный вклад в
европеизацию русской торговли, в постепенное освобождение её от таких допотопных приёмов, как назойливое зазывание покупателей, обмер, обсчёт, запрашивание вчетверо и впятеро против настоящей цены, – словом, от всего того, что веками процветало в торговых рядах.
Первый метод применялся в основном сторонниками
европеизации, или вестернизации, мусульманской общины, второй – теми, кто с возрождением первоначальной «чистоты религии» связывал противопоставление «западной цивилизации» националистически истолкованной «исламской самобытности».
Для того чтобы ликвидировать эту угрозу и преодолеть хозяйственную, военную и культурную отсталость страны, нужно было срочно осуществить ряд экономических и политических реформ: укрепить государственную власть, провести
европеизацию государственного управления, создать регулярную армию и военно-морской флот, построить торговый флот, добиться выхода к морю, быстрыми темпами двинуть вперёд мануфактурное производство, вовлечь страну в систему мирового рынка, подчинить этим задачам всю налоговую и кредитно-денежную систему.
Внешняя
европеизация выразилась в частности в том, что о.
Отсутствие центральной власти привело к татарскому игу, петровская
европеизация привела к крепостному праву, ленинское «догнать и перегнать» – к советскому [75].
С точки зрения отдельно взятого государства происходит
европеизация отдельных сфер политики.
Результатом явилось обновление и
европеизация общества, сочетающаяся с укреплением сущностных основ российской цивилизации – самодержавия и крепостничества.
Поэтому
европеизация стала отличительной чертой правительственных реформ и символом общественного прогресса.
Прошло почти два столетия и около века
европеизации.
Даже активная
европеизация страны, начавшаяся полтора века назад, а затем и модернизация оказались не в силах поколебать устои национального мировоззрения.
Ускоренная
европеизация страны сопровождалась громкими скандалами, связанными с крупными взятками и аферами.
Ускоренная
европеизация экономической и культурной жизни в этой стране, осуществляемая шахской властью, встретила широкое общественное сопротивление, опиравшееся на исламские религиозные принципы, которые в короткий срок привели к власти духовно-религиозных лидеров иранского общества.
Это ещё не тип европеизованного русского, а скорее русская гримаса
европеизации, первая и кислая.
Причём не внешней
европеизации дворянства, при сохранении рабства всех остальных, а последовательной модернизации всего народа.
Все культурные слои русского общества жаждали коренной
европеизации страны.
Реальная
европеизация дворян велась не через надевание портков немецкого покроя и не через питье кофе, а путем получения привилегий.
Автор этих строк, Г. Василич, не видит ничего плохого в интенсивной
европеизации города в 1860–1910 годы.
Причём одинаково вредны как теория, так и практика
европеизации.
Не все могли согласиться с ними, что руссы идут и должны идти своей собственной, едва ли не изолированной дорогой, что
европеизация вредна.
Знание иностранного языка было к тому же признаком
европеизации.
Часть из них способствовала упорядочению
европеизации правления, реформам и иным изменениям.
Это связано с
европеизацией дворянского быта.
Милитаристские и колониальные порывы белых людей сменяются быстрым прогрессом, почти
европеизацией цветного населения, и особенно важно, что прогресс предоставляет «мощные средства сообщения […], в том числе и по воздуху […], создаются столь мощные двигатели: одного луча достаточно, чтобы осветить весь город, уголь станет ненужным даже для отопления, рабочие руки будут заменены целой серией механических устройств».
Дело в том, что при такой скорости
европеизации последняя не могла не быть в значительной степени формальной.
И тем не менее быстрота
европеизации, повторю, во многом предопределила её формальный характер, что имело некоторые негативные последствия, которые дают о себе знать и сегодня и о которых я ещё скажу.
Поэтому прежде, чем российские коллеги начнут задавать свои вопросы, хотелось бы получить более конкретную информацию о результатах литовской
европеизации.
Преодоления не на основе российской авторитарной традиции, а на основе культурно-цивилизационной
европеизации.
Европеизация элитарных и массовых представлений при их ценностной нейтральности – это и есть, на мой взгляд, проявление кризиса культуры.
Любопытно, что рассуждение о
европеизации грузинского письма написано на смеси датского и немецкого языков.
По мере
европеизации российские элиты для понимания своих соотечественников-мусульман обращались к иностранному опыту.
В действительности увеличение числа смешанных браков будет зависеть от облагораживания и
европеизации еврейского типа, а что касается крещения, то не стоит недооценивать его практической важности.
Если национальные интересы не будут учитываться в системе
европеизации и интернационализации, то в конечном итоге сотрудничество прекратится, а именно в нём сегодня так остро нуждается мир.
Для некоторых деятелей японской культуры
европеизация казалось неотделимой от овладения западными языками, в первую очередь английским.
Так
европеизация обретала легитимность.
Законный плод западноевропейской жизни, весь пропитанный её соками, он созрел на русском дереве как естественный итог нашей культурно-художественной
европеизации, как «последнее слово» в этой области петербургского периода.
Секуляризация и
европеизация раскололи духовную целостность русской культуры.
Они отстаивают своей просветительской деятельностью демократическую концепцию
европеизации, в ходе которой, по их мнению, условия для свободного развития обретут национальные культуры горских народов.
Европейский прагматизм – это практическое креативное отношение освоения и
европеизации субъектом окружающей реальности, превращение её в комфортную для себя среду.
Лотман исследовал природу тех оценочных моментов, которые русский человек давал социокультурным и бытовым явлениям русской жизни в условиях набиравшей силу
европеизации.
Переживаемая русским дворянством
европеизация вносила в его сознание серьёзные изменения.