С его уходом из жизни закончилась эпоха бессменного старшего
иподиакона, школу которого прошли многие поколения нашего духовенства.
Диакон, который всегда служил первым
иподиаконом ростовских святителей, был неотъемлемой частью богослужения.
У меня есть брат в сане
иподиакона.
Когда архиерей поворачивается и выходит на солею, второй
иподиакон возжигает трикирий и становится слева от горнего места.
Один из диаконов или
иподиакон становится прямо перед владыкой.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вазомоторы — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Папа христосуется с ним, как с одним из кардиналов, в конце богослужения государь подносит папе чашу для причащения и воду, как это обычно делают
иподиаконы.
Описание служения в подробностях для каждой должности
иподиаконов приведено во втором разделе.
На пении «И ныне…» первый
иподиакон возжигает дикирий (!), у горнего места крестится, кланяется и становится справа от престола.
Владыка берёт из рук
иподиакона золотой напрестольный крест, выходит на край сцены и широко благословляет стоящее внизу невидимое воинство.
Впоследствии с особого архиерейского или иерейского благословения в алтарь было дозволено входить
иподиаконам, чтецам, а также алтарникам из благоговейных мужей или инокинь, в обязанности которых входит уборка алтаря, возжигание светильников, приготовление кадила и т. п.
Автор являлся
иподиаконом у нескольких архиереев, тем самым материалы обогащены описанием различных практик, как патриаршего богослужения, так и других московских епископов.
Обе пары
иподиаконов и диакон заходят в алтарь.
Также можно встретить другую практику: после малого входа дикирий и трикирий не меняют местами, второй
иподиакон зажигает дикирий с левой стороны от престола, переходит на правую сторону и сам его подаёт.
Свободный
иподиакон в это время собирает орлецы перед солеёй и аналоями, а пономари убирают аналои на прежние места.
Старший
иподиакон кладёт орлец перед престолом и становится с правой стороны от него.
В это же время остальные
иподиаконы идут в алтарь.
Каждый, кто начинает служить
иподиаконом, сталкивается с недостаточным и неполным количеством информации о данном служении.
Старшему
иподиакону важно знать всю приведённую в книге информацию.
После омовения архиерей благословляет
иподиаконов, они целуют ему руки, идут к солее, там снова крестятся, кланяются и заходят в алтарь.
Вслед за пустым подносом практически сразу подходит
иподиакон с подносом, на котором лежат облачения.
Правило помещает диакониссу в одном ряду со священниками и диаконами, после диаконов, в то время как
иподиаконы отнесены уже к следующему правилу.
Тут следовали примеры: архиерейского
иподиакона сын кончил по третьему разряду, а получил место в городе в кладбищенской церкви.
Помещение
иподиакона не между монашествующими.
Нам пошили новые стихари, так как приезжали митрополичьи
иподиаконы, у них были белые стихари, а нам пошили золотистые.
Иподиакон молитву для нас всех читает.
Слышали, как весело, шутя, говорили певчие про нового у них в храме
иподиакона.
Отличительной особенностью формата данного материала является наличие схем, которые помогают разобраться в действиях
иподиаконов.
Каждому
иподиакону нужно понимать службу в целом, для этого рекомендуется изучить первый раздел.
Существует два типа
иподиаконов: по хиротесии и по должности.
Чин хиротесии во
иподиакона совершается в наше время в основном только перед рукоположением во диакона.
Особенностью облачения
иподиакона является наличие ораря, опоясанного крестообразно.
Хотя бывают и исключения, когда правящий архиерей может благословить начинающего
иподиакона на ношение ораря сразу по вступлении его на должность.
По благочестивой традиции, во время службы перед тем, как совершить какое-либо действие,
иподиаконы крестятся и кланяются на восток – Господу – и кланяется архиерею в знак испрошения благословения, а также друг другу (если стоят в паре).
Иподиаконы облачаются, благословясь у старшего священника. Архиерея всегда встречают облачённые
иподиаконы.
Утром, ещё не было восьми часов, а уж
иподиаконы суетились в храме, расстилая ковры и раскладывая облачения.
Маленький
иподиакон поддерживал иерарха, как будто бы он мог справиться с тяжестью огромного архиерейского тела.
Иподиакон высыпал в море горячие угольки из кадила.
Два бородатых
иподиакона взяли моего брата под руки и повели к царским вратам, нараспев произнося нехитрые слова, которые я никогда не старался расслышать.
Возможно, мы все были излишне щепетильны при выборе нового понтифика и предпочли закрыть глаза на интронизацию
иподиакона, лишь бы никто со стороны не обвинил нас в нарушении прочих церковных канонов.
Первый и второй
иподиакон одели на архиерея мантию, после чего духовенство целовало крест из рук нового епископа.
Рассказ будет, а сейчас мне хотелось бы поделиться тем радостным удивлением, благодаря которому я убедился: оказывается, не всякий приезд епископа на приход / в монастырь – повод для панического букетно-колокольного передвижения по территории, отталкивания неуместно близко стоящих у орлецов и спецковров прихожан, суеты и деловитой беготни
иподиаконов, шугающих приходский «актив», и госпитализации перенервничавшего и перерадовавшегося настоятеля в психлечебницу.
Тебе бы жениться да жить как все люди, глядишь,
иподиаконом скоро бы стал.
Как только начинается шествие входа, первый
иподиакон подаёт владыке клобук, второй кладёт орлец перед престолом головой в храм.
По закрытии врат старшая пара разоблачает архиерея (либо к седалищу в алтаре подходит третий
иподиакон с пустым подносом, либо архиерей сам подходит к облачальному месту для разоблачения).
Владыка заходит в храм, встаёт на орлец. Отдаёт посох посошнику. В холодный период года старший
иподиакон помогает снять зимнюю рясу.
Первый
иподиакон поднимает воскрилия клобука, второй под воскрилием продевает ворот мантии и даёт его владыке.
Ряса и посох передаётся
иподиакону, нёсшему мантию, он уходит в алтарь.
Первый
иподиакон облачает справа.
Подол подсаккосника и саккоса
иподиаконы перекидывают владыке через голову.
Во время завязывания пояса один из
иподиаконов держит его спереди у вышитого креста.