Однако в философии
йогачары пустота начинает принимать положительную коннотацию.
Если взглянуть на труды адептов
йогачары, то можно обнаружить, что они упоминают многие тантрические концепции как явным, так и неявным образом.
Практики
йогачары утверждают, что и субъект, и объект являются порождениями ума, но это необязательно должно означать, что кресло и стол находятся в вашей голове.
Наша следующая тема – это три уровня сознания в системе
йогачары.
Ведь буддизм, как мы уже видели, – одна из немногих религий, которые изначально были окрашены эволюционным и склоняющимся к интегральности мышлением, вплоть до синтеза
йогачары и тантры.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: атетоз — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Все школы
йогачары объединяет продолжающееся и усиливающееся стремление к видению и полному постижению единства пустоты и формы, их интеграции здесь и сейчас.
На самом деле невозможно стать философом, исповедующим воззрение
йогачары, не практикуя медитацию.
С точки зрения
йогачары и тантры пустота есть нечто наполненное, – если позволите, это нечто положительное.
Высказывать утверждения о том, что бодхичитта такая, или такая, или вот такая, как это делают последователи
йогачары в отношении природы будды, было бы совершенно неприемлемо для приверженцев мадхьямаки.
То, как они соотносятся, никогда не обсуждается открытым образом, даже несмотря на то, что мысль
йогачары довольно явно прослеживается в трудах по буддийской тантре.
На самом деле мы можем проследить истоки этих идей в оригинальных трудах философов
йогачары.
Философия
йогачары уделяла индивидуальному опыту особое внимание, так что она много времени посвятила исследованию человеческого сознания.
Да и многие школы
йогачары попытались осуществить интеграцию и синтез всех трёх поворотов.
Существует мнение, что дискурс
йогачары представляет собой обзор и синтез всех трёх великих поворотов.
Важно понимать, что с точки зрения
йогачары иллюзию и страдание вызывают не явления (или явленные события, или элементы сансары), а видение таковых в качестве объектов, рассматривание сквозь призму субъект-объектного дуализма.
Все школы
йогачары либо напрямую отмечают равенство между пустотой и несконструированным чистым сознаванием (алайя-джняной), либо по меньшей мере отмечают это как сравнительно полезную ориентацию и метафорический указатель направления для практикующих.
Постепенно синкретическая философия йогачары-гарбхи все больше дистанцируется от классической
йогачары, противопоставляя себя ей даже на уровне самоназвания.
Мастера
йогачары полагали, что для того чтобы йонгдруб существовал истинно, должен иметь истинное существование его базис – шенванги доказывали, что шенванг является истинно существующим.
Более того, по-видимому, теория гарбхи старше
йогачары.
Из учения
йогачары совершенно неясно, каково основание того самого «поворота в основании», благодаря которому алая-виджняна перестаёт проецировать свои содержания вовне, постепенно преображаясь в недвойственную мудрость.
В классической йогачаре слова читта(ум, психика) и виджняна(сознание) употреблялись как синонимы и, соответственно, синонимичными считались и такие самоназвания
йогачары, как читтаматра(только лишь ум) и виджнянаматра(только лишь сознание).
Другие трактаты, в которых идеи гарбхи являются определяющими, уже содержат в себе значительный элемент философии
йогачары.
Достаточно сказать, что ум, о котором говорят практики
йогачары и тантры, – это не тот ум, который мы обычно переживаем.
Адепты
йогачары и тантры в некотором смысле почти овеществляют идею пустоты.
Как соотносится философия
йогачары с буддийской тантрой?
В других школах буддизма, как и во всех духовных традициях и дисциплинах, негативное есть нечто, что надо подавить или же, ещё лучше, от чего нужно избавиться, тогда как практики
йогачары и тантры утверждают, что через принятие негативного происходит его преображение.
Студент: Йогачару часто называют школой «только сознания» («только ума»), указывая на убеждённость адептов
йогачары в том, что за пределами ума ничего не существует.
Вместе они наметили, а во многих случаях и подробно развили большинство основных положений школы, которая стала известна как буддийская школа
йогачары (практики йоги) или читтаматры (одной лишь природы сознания).