1. примеры предложений
  2. картезианский

Предложения со словом «картезианский»

Очевидно, что подобная форма рассуждений выходит далеко за пределы простой критики картезианского дуализма как такового.
Это был шаг назад – к картезианскому представлению о животных как об автоматах.
Однако и здесь мы сталкиваемся с различными и нередко противоречивыми рекомендациями и методами – от картезианского сомнения до трансцендентальной медитации.
Необходимо отметить вместе с тем относительность картезианства и абсолютность картезианской позиции.
Орбита – это всего лишь постоянное падение, и никакие картезианские вихри здесь не требуются.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: марьянник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Нейтральное
Положительное
Отрицательное
Не знаю
Естественно, тем, кто мыслит и чувствует, непросто уцелеть под копытами, но тут ничего не остаётся – лишь вспомнить картезианскую формулу…
Специфика российского научного мышления проявляется также в терпимости к неопределённости и противоречиям, абсолютно неприемлемым для картезианского мышления.
В главе 6 мы показываем, как романтической и эволюционной критике картезианского рационализма в области правового мышления не удалось преодолеть механистическое представление, оказавшееся в силу этого гораздо более стойким в праве, чем в науке.
Со всех сторон по примерно одинаковому сценарию стали возникать различные «множества» (иногда практические или исторические) и сопутствующие им «логики»; причём эти множества и «логики» не имеют больше ничего общего с картезианской теорией.
Некоторые исследователи (например, Мёрфи, 1982) считают, что это явление проявилось именно в том месте и именно в тот историко-социальный момент благодаря совпадению по крайней мере четырёх факторов: протестантизма, существенных изменений в способах воспитания детей, сокращения социальных связей из-за роста географической мобильности и распространения картезианских идей, касающихся дуализма разума и тела.
Правда, они не сродни тому фурору, который вызвала картезианская формула «я мыслю» (cogito).
Войдя глубже в картезианское отношение к «протяжённому», к телу и миру, представив идейный контекст этого отношения, мы видим, что всё это не заставляет изменять начальные общие оценки: конституируя телесность человека, с одной стороны, и его мышление, с другой стороны, как полюсы резкой бинарной оппозиции, декартова речь о человеке неоспоримо принадлежит руслу дуалистической антропологии.
Тогда среди аспектов философского уморасположения, примеченных до сих пор, – любовь-дружба, удивление-изумление, восхищение, исповедальное предстояние – открывается ещё один: паскалевский ужас, расположение, в котором человек находит себя заброшенным в картезианский мир, всячески несоизмеримый с человеком.
Вересаев здесь видит уязвимость доминировавшего в науке, в том числе и медицинской, картезианского подхода.
Этим в самой основе своей преодолевается традиционный картезианский дуализм.
В моём картезианском научном сознании, в маленьком этически подпитанном мозге врача ужас не приводит к медицинским достижениям.
Чтобы не получить привилегий, которые дало ему его благородное происхождение, он хотел инкогнито вступить самый строгий картезианский монастырь.
Бургт попросил у него уроки философии, он продиктовал ему пером основные положения картезианской философии.
Как социально-экономическая доктрина, укоренённая в материальных проявлениях человеческой деятельности, сконструированная в противовес изолированному картезианскому субъекту и предназначенная для укрепления социальных связей, марксизм-ленинизм был близок скорее к отношениям личность – личность.
Второе направление, по которому происходит критика картезианской парадигмы в современной философии – это вопрос о субстанции субъектности (если предположить, что такая субстанция действительно есть).
Типичной в этом отношении является картезианская концепция физического причинного процесса, согласно которой одно и то же движение, данное материи раз и навсегда в неизменном кванте, частично передаётся от тела к телу при контакте давления и удара.
Следует также упомянуть эгоистов, которые основывались на картезианских принципах.
Этот необычный элемент активирует картезианский театр нашего мозга – область, отвечающую за осознанное восприятие.
Радикальная субъективность, а именно – переживание человеком собственной жизни, было для них изначальным и подлинными феноменом, оно являлось некой нерасчлененной целостностью субъекта и объекта, противопоставлявшейся картезианскому разделению духа и тела.
Если в этом разрезе чуть повнимательнее присмотреться теперь к той специальной научной картине мира, которую рисует в своём воображении лингвист-гуманитарий, успешно прошедший школу профессионального «очищения» и научившийся бездумно вторить естественнику в его абсолютно законном стремлении рассматривать нечеловеческую действительность в максимально обесчеловеченной перспективе, несложно будет заметить, что человек как существо разумное, промысливаясь по образу и подобию бесплотного субъекта картезианского толка (res cogitans), изначально вне-положенного протяжённому миру материальных объектов (res extensa), вписывается в неё в крайне усечённом и абсолютно неестественном для себя виде.
Высокая популярность картезианского метода и его успех у культурной публики, импонирующие простота и наглядность изложения концепции, ясность в интерпретации опытов, доступность учебника каждому любознательному человеку – всё это привело к тому, что прежняя традиция обучения алхимии рухнула, перестала восприниматься как нечто значимое и авторитетное.
Следствия картезианского скептицизма мы рассмотрим в следующей главе.
С картезианской точки зрения целью разума является истина сама по себе, в то время как целью животного является удовлетворение биологических потребностей.
Важно отметить, что постмодерн стремится расширить способы освоения действительности за счёт иррационального, трансцендентального, мифологического – «Иного» по отношению к рациональному познанию классической философии картезианского типа, господствовавшей в европейской гуманитаристике с XVII века.
Это означает практическое преодоление картезианского дуализма, разрыва между идеальным как субъективным воображением и материальным как чуждой произвольной субъективности жизни.
Это альтернативное прочтение противостоит картезианскому духу предпосылки интерпретации тем, что учитывает наличие случаев понимания, не являющегося актом интерпретации, где понимание оказывается непосредственным, неинференциальным и не нуждается в каком-либо веском обосновании.
Это представление соответствует картезианской мысли, которая утверждает, что пространство тождественно телу или материи; однако такая точка зрения не совсем согласуется с нашим взглядом, поскольку мы отличаем пространство от материи так же, как отличаем числа от вещей, которые они считают (5. 601, 613 Ontol.).
Рефлексия является ещё одним следствием картезианской мысли, с ней связанным, характеризующим психику современного человека и с худшей, и, как мы увидим, с лучшей стороны.
Так, например, ньютоновская механика во второй половине XVIII века после окончательного отказа от принципов картезианской физики была воспринята как естественная, адекватная самому разуму конструкция.
Именно картезианская философия, с её искусственным жёстким разделением и даже противопоставлением «тела» и «души», в своё время позволила соматической медицине освободиться от влияния религии и мистики, от представления о «божьем наказании» за действительные или мнимые «грехи» как о единственной возможной причине соматических заболеваний раньше, чем это же случилось с психиатрией.
Классическим выражением этой дихотомии, возможно, стало картезианское разграничение (а не только отличение) res cogitans, т. е. мыслящего, и res extensa, т. е. протяжённого.
Интересно, можно ли было назвать мой процесс взаимодействия с миром мыслительной деятельностью в картезианском понятии?
Различие между этим взглядом, согласно которому бóльшая часть порядка, обнаруживаемого нами в людских делах, есть непредвиденный результат индивидуальных действий, и другим, который возводит весь существующий порядок к преднамеренному замыслу, составляет первый глубокий контраст между истинным индивидуализмом британских мыслителей XVIII в. и так называемым индивидуализмом картезианской школы.
Критический рационализм противостоит картезианскому по всем основным направлениям.
Действительно, если под общими истинами понимают определённые соотношения, устанавливаемые путём абстракции на основе частных истин, к которым нас подводят специальные научные дисциплины, так сказать, то, что называют принципами, например, в картезианском смысле слова, то несомненно, что подобные принципы также относятся к мышлению вообще.
Приглашение к тому, чтобы найти новые пути выполнения картезианской программы cogito.
Каждое из альтернативных направлений нарушало или даже сознательно отвергало то или иное положение картезианского идеала научного знания.
В центре внимания «Щекотливого субъекта» находится утверждение картезианской субъективности.
Правило номер один: веди себя как картезианские монахи.
Самый дурной результат картезианской традиции – принудительное превращение «субъекта» и «объекта» в хозяина и слугу.
Ещё более важное изменение связано с тем, что в картезианской модели вселенной представление об устройстве человеческого тела перестало соотноситься с представлениями об устройстве небесных сфер. «Астробиологическая» параллель утратила доминирующие позиции: части тела больше не подразделяются на «возвышенные» и «земные».
– Но откуда он здесь? Что делает в вашем монастыре монах картезианского ордена?
Она видела своей миссией изменить застывшую картину мира, выстроенную по законам картезианской логики.
Как и предсказывал великий картезианский метафизик ничего такого, что говорило бы о закономерностях мышления и вообще духовной деятельности человека эти поиски не обнаружили.

Цитаты из русской классики со словом «картезианский»

Значение слова «картезианский»

  • КАРТЕЗИА'НСКИЙ, ая, ое. Прил. к Картезий [латин. форма фамилии фр. философа Декарта — Cartesius]. Картезианская философия. ◊ Картезианский водолаз (физ.) — наполненная пополам воздухом и водой куколка в закупоренном резиновой перепонкой сосуде с водой, то опускающаяся на дно, то поднимающаяся на поверхность при надавливании на перепонку, — демонстрационный приборчик, изобретенный Декартом для объяснения гидростатического давления, использованный потом как игрушка, известная под названием «американский», или «морской житель». (Толковый словарь Ушакова)

    Все значения слова КАРТЕЗИАНСКИЙ

Цитаты со словом «картезианский»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «картезианский»

КАРТЕЗИА'НСКИЙ, ая, ое. Прил. к Картезий [латин. форма фамилии фр. философа Декарта — Cartesius]. Картезианская философия. ◊ Картезианский водолаз (физ.) — наполненная пополам воздухом и водой куколка в закупоренном резиновой перепонкой сосуде с водой, то опускающаяся на дно, то поднимающаяся на поверхность при надавливании на перепонку, — демонстрационный приборчик, изобретенный Декартом для объяснения гидростатического давления, использованный потом как игрушка, известная под названием «американский», или «морской житель».

Все значения слова «картезианский»

Синонимы к слову «картезианский»

Что (кто) бывает «картезианским»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я