Казалось, этот молот может быть тяжёл в руках обычного человека, но в его руках, казалось, он весил не больше смычка
кобыза или кисти художника.
Номер, который они оглашали, звучал так: «Два кюя для кыл
кобыза».
– Этот инструмент, изготовленный из орехового дерева, называется
кобыз.
Или «отцу
кобыза» Коркыту, рожденному «в рубашке» -окутанным тонкой плёнкой плаценты.
Шорские охотники в случае неудачной охоты делали из кедра
кобыз и играли на нём, за что в награду духи-хозяева тайги давали им много добычи.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вымарываться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Извилистый, как резной узор на грифе
кобыза, кровавый путь творцов.
От особенностей восприятия
кобыза до нюансировки исполнения.
Сказитель замолчал, прижимая к груди свой старенький
кобыз. В юрте повисла тишина, но в соседних юртах слышались смех и музыка.
О, нетленный
кобыз! Ты, мой символ души.
Наконец-то решив продолжить начатую свою важную работу, достав, до этого заготовленные волосы с конского хвоста, он решил их, собрав воедино, закрепить одну часть у основания
кобыза.
Он перебирал и перебирал хаотично наваленную на сайтах информацию о легендах, языке, исламе, тенгрианстве, мистических течениях, культуре, все больше клюя носом; от звука
кобыза уже болели виски, за окном начинали бледнеть зимние фонари, а он в уже почти бессознательном состоянии все открывал сайт за сайтом…
Но через восемь лет, как подсчитали демографы, ещё полмиллиона молодых
кобызов получат паспорта и право участия в выборах.
– Он предлагает ввести по области суд шариата. Или хотя бы в местах компактного расселения
кобызов.
– Все здания здесь напоминают элементы
кобыза.
А хочется и дальше бродить здесь между зданиями, слушая божественную мелодию
кобыза.
– Пять
кобызов на одного русского?
А вот
кобызы, как и практически все малые и сплочённые народы, всегда голосуют за «своего».
Надо ли вам объяснять прописные истины, почему в семьях
кобызов уже во втором поколении будет по одному-два ребёнка?
Понятно, что на десять детей, как у
кобызов сейчас или у русских сто лет назад, внимания не хватит.
Ничего нового и в том, что
кобызы начали обзаводиться потомством не по принципу «айн киндер», а в соответствии со своими традициями, то есть по семь-десять детей на семью.
– Господин президент, сейчас там пугающая нас демография. Соотношение русских к
кобызам составляет пять к одному.
По уверению наших доморощенных умников, что понимают только простую экстраполяцию, через сто или двести лет все материки будут заселены
кобызами, а через тысячу лет ими будет заполнено и все морское дно, а океаны выйдут из берегов!
Конечно,
кобызы привлекают гораздо больше внимания, чем живущие там же украинцы или молдаване.
Постоянно, хоть и очень мягко, подталкивает, настраивает против бедных
кобызов.
– Вы хотите сказать, – заметил он осторожно, – что у
кобызов рождаемость должна падать?
– Я посетил все села, где сейчас расселяются
кобызы.
Русские и не понимают, что они в самом деле приютили, дали
кобызам землю.
Похоже, мы инстинктивно рассматриваем всё как угрозу, особенно этих несчастных
кобызов, что естественно…
У нас демографическая пропасть, уже редкая семья заводит больше одного ребёнка, на этом фоне
кобызы выглядят угрозой…
Если первые требования поступали в виде просьб и робких пожеланий и касались только кружков по изучению быта и культуры
кобызов, то сейчас пошли требования автономии…
Постепенно стихало кочевое становище, и только кое-где ещё тянулись лениво в знойном воздухе однообразные, как степи, бесконечные татарские песни и сонно жужжали, вторя им, маленькие
кобызы, крепко зажатые в зубах степных музыкантов.
Видя и слыша всё это, Коркыт в своих одиноких терзаниях выдолбил из дерева ширгай – первый
кобыз, натянул на него струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства.
Я ещё готов признать, что дикий ребек или
кобыз прибился к человеческому жилью откуда-то из бескрайних степей и пустынь, и природный нрав этих инструментов не всегда был понятен человеку…
– На домбре могу, а на
кобызе хотела бы научиться играть! – ответила она.
Вот это, например, ушки
кобыза.
Ночью ему приснилось видение, в котором он создавал
кобыз.
Затем зарезал свою верблюдицу, на которой странствовал эти года, и натянул её кожу на низ
кобыза.
Всё замирало при звуке, издаваемом
кобызом.
Через двадцать лет в семьях молодых
кобызов будет по одному ребёнку, что будет считать себя русским и говорить на русском!
Ты хоть слышал когда-нибудь, как звучит
кобыз?
Он стал слегка перебирать ими – и услышал, что этот дождь вплетается в мир, созданный
кобызом; там, в волшебном пространстве, создаваемом ими, была сейчас весна, и зеленели джайляу, и первые капли дождя смачивали алые головки маков.
Весь комплекс – это, по сути, форма большого
кобыза.
Ну, чтобы понять, «кюй» – это произведение казахской музыкальной культуры, а «кыл
кобыз» – инструмент, на котором его исполняют.
Но есть ли у вас данные, сколько среди
кобызов уже создано групп и обществ по изучению своей культуры?..
– Ну вот, – сказал я кисло, – английские деятели культуры просят разрешения посетить расселения
кобызов, ознакомиться с особенностями их культуры.
– Это кошкар, здесь он изображает тегі (элемент
кобыза, служащий для держания струн).
Неожиданно в голове мальчика зазвучала мелодия
кобыза, самого старинного в мире смычкового инструмента.
Кобыз пел свою древнюю подвывающую песню, и мальчик вдруг словно услышал крики людей, бег коней, звуки пущенных стрел и вой сотен волков.