В конце концов сложилось так, что
конфуцианство стало гносеологической абстракцией, абсолютным объёмом, который может быть наполнен практически любым содержанием.
Основа
конфуцианства – правила взаимоотношений правителя и подданных, основанные на моральном законе и добродетели.
Мэн-цзы, ещё один представитель
конфуцианства, посвятил практике цигун множество изречений.
Исходя из этого, можно посчитать нашу сдержанность идеалом
конфуцианства – срединным путём, одинаково удалённым от всех крайностей мира.
Некоторые считают, что это лишь традиция, бытовавшая в одной из школ
конфуцианства.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: разыскаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Поэтому учёные мужи, воспитанные в традициях
конфуцианства, стали связывать представление о чае как об общеупотребимом напитке с конфуцианскими принципами умеренности и скромности.
Проблематичность подобного подхода заключается в том, что он подразумевает знак равенства между классическим
конфуцианством и китайской традиционной мыслью в целом.
Вот здесь на помощь современным людям и может прийти
конфуцианство, не ставящее во главу угла идею замкнутого суверенного субъекта, на которой строится западный гуманизм.
За двухтысячелетний период развития
конфуцианства в нём были выдвинуты и разработаны практически все возможные варианты решения проблемы соотношения человеческой природы, добра и зла.
Главным носителем всех норм поведения в
конфуцианстве считается гуманный и справедливый правитель.
Здесь нужно учитывать важные различия, существовавшие в рамках
конфуцианства на пути его трансформации в неоконфуцианство.
Путь
конфуцианства – тот, который ведёт к мастерству в литературе.
Если кратко формулировать идею социального бытия, существовавшую на момент появления
конфуцианства, то это можно сделать следующим образом.
Основным для
конфуцианства является представление о благородном муже (цзюн-цзы), который должен обладать пятью основными добродетелями: человеколюбием, чувством долга, приверженностью этикету, знанием и верностью.
Незыблемость существующего строя является основным принципом
конфуцианства.
Эти взгляды изложил в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»), ставшей основой этико-поли тического учения
конфуцианства.
Из ключевых положений
конфуцианства, кроме гуманизма, честности, порядка и уважения к традициям, надо отметить «выпрямление имён» и выполнение своего долга.
К основным понятиям
конфуцианства относятся«жэнь» (человеколюбие, гуманность), который предстаёт как фундамент этико-политического учения и его конечная цель, и«ли» (почтительность, нормы общежития, социальный регламент), объединяющий широкий круг правил, регламентирующих все сферы общественной жизни (семья, межгосударственные отношения, отношения между отдельными людьми и различными социальными группами).
Если
конфуцианство представляло собой предельно рационализированную концепцию, не оставляющую места мистике, суевериям, видениям, исключающую действие неосознанных мотивов и побуждений, то даосизм апеллирует именно к этим сторонам духовной жизни и выстраивает концепцию, в основе которой лежит идея мистического слияния человеческого духа с дао.
На моё понимание связей между конфуцианской традицией и китайским дискурсом о правах человека значительно повлияли знания и знакомства, которые я приобрёл благодаря участию в двух конференциях по вопросам
конфуцианства и прав человека.
Конфуцианство определяло своей целью нравственное воспитание человека, усвоение сложного ритуала отношений между людьми, исходя из их социального статуса, с обязательным вертикальным подчинением, как религиозно-административным, так и семейным.
Как видим, на этапе, непосредственно предшествующем возникновению
конфуцианства, мировоззренческая система китайцев обладает высокой степенью дискретности (по сравнению с шаманизмом).
Так, создавая эту книгу, я не обращался к работам древних буддистов или приверженцев
конфуцианства; я не использовал и древние примеры из хроник или традиций военного искусства.
Опережая события, скажем, что явившись во многом реакцией на упадок «традиционной добродетели»,
конфуцианство служило, по существу, одной цели – а именно, «консервации» ритуала в том виде, в котором он в своих лучших образцах дошёл до тех времён.
Причиной стало распространение
конфуцианства, которое неодобрительно относилось к хирургическим методам лечения.
В философии
конфуцианства семья – священная единица, способная защитить саму себя.
И всё же суть
конфуцианства лежит глубже, это даже не национальная идея – это национальная психология.
Именно
конфуцианство весьма остро поставило вопрос о роли и месте китайской цивилизации в мире.
Однако традиционная китайская философия приписывает даосизм и
конфуцианство более раннему источнику, работе, лежащей в самой основе китайской мысли и культуры и датируемой периодом между 3000 и 1200 гг. до н. э.
Вообще говоря,
конфуцианство занимается лингвистическими, этическими, юридическими и ритуальными условностями, которые обеспечивают обществу систему коммуникации.
В тренировочных залах ("додзо") различных школ непременным атрибутом были домашние алтари, у зажжённых лампад которых проповедавались идеи
конфуцианства, буддизма, синтоизма.
Как буддизм не противоречил интересам нового, имперского строя древних обществ, так обстояло дело и с ранним китайским
конфуцианством.
В это время
конфуцианство стало столпом китайской морали и сформировало образ жизни китайского народа.
Конфуцианство оставалось основой государственного устройства.
Похоже, что
конфуцианство назвали религией от растерянности перед тем фактом, что такой великий народ не имеет религии вообще, но это всё же факт, в какую бы растерянность он нас не повергал.
Мессианское самосознание, если и присутствовало в какой-то мере у создателей
конфуцианства и легизма (но не у даосов), то было ориентировано главным образом на упрочение и усовершенствование существующего легитимного монархического правления при помощи правил, норм и установлений.
Параллельно
конфуцианству развивалось даосское учение.
Некоторые исследователи даже считают, что весь смысл
конфуцианства сводится к раскрытию морально-психологических свойств цзюнь-цзы и что оно является, в сущности, учением о «благородном муже», как обычно переводят этот центральный в конфуцианской этике и психологии термин [Быков, с. 99].
Причём с точки зрения
конфуцианства общество – это та же семья и принципы ли, сяо, жэнь должны применяться в государственной политике.
О середине говорили и конфуцианцы, и буддисты, и даосы, «поэтому в
конфуцианстве говорили о достижении середины, в даосизме – о сохранении середины, в буддизме – о пустой середине».
Власть, перестав соблюдать каноны
конфуцианства, потеряла своё дэ в глазах подданных, что и привело к крестьянской войне 874 г.
Именно поэтому даже высшая власть, хотя ею, как правило, обладают люди с преобладанием в сознании имманентного индивидуального, не была чужда этой идее и опиралась на разные формы
конфуцианства.
Под
конфуцианством следует понимать не столько религию, сколько этический свод правил для «литературно образованных светских рационалистических чиновников».
Главной их целью становится личное обогащение, а не заботы о благе подданных, как того требует
конфуцианство.
По существующей в мировой синологии традиции, восходящей к традиционно китайской классификации, раннее
конфуцианство принято считать этико-политическим учением, которое стремилось установить строгую этическую градацию в обществе [Быков, с. 71].
Этот вопрос мы лучше всего решим из рассмотрения происхождения
конфуцианства, или, лучше сказать, всякий может решить по-своему, потому что у всякого может быть своё понятие о религии.