Спартанские цари представляли собой fons et origo нового государства
лакедемонян, которое объединяло спартиатов, периэков, лаконийских илотов, а позже и мессенийцев.
Ведь невероятно же, чтобы
лакедемоняне могли воспитывать своих детей лучше, чем это можешь ты?
И когда
лакедемоняне высадились, против них бросили фессалийских наёмников.
А законодатель
лакедемонян посвятил всю свою жизнь тому, чтобы добиться от сограждан твёрдого обещания не отменять ни одного из его предписаний.
Афиняне решительно отвергли их предложение, спартанцы же не выдвинули никаких формальных претензий, «впрочем, втайне
лакедемоняне очень досадовали» (I.92.1).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сандхи — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Между тем
лакедемоняне желали его возвращения; часто посылали звать его.
Сносить равнодушно насмешки почиталось свойством, достойным
лакедемонянина; когда же осмеиваемый не мог снести насмешек, то просил перестать, и насмехавшийся тотчас переставал.
А города, бывшие в подчинении у спартанцев, освободившись из-под их власти, приняли название свободных
лакедемонян (Павсаний, «Лаконика»).
Если вы уступите
лакедемонянам в этом пункте, то они тотчас же потребуют новых, ещё бóльших уступок, полагая, что вы и на этот раз также уступите из страха (I.140.5–6).
Тогда
лакедемоняне созвали союзников, чтобы голосованием решить, следует ли объявлять войну1.
Покорил же он ионян, эолийцев и азиатских дорийцев, а с
лакедемонянами вступил в союз.
Они были возмущены и решили не терпеть более подобного обращения со стороны
лакедемонян.
Правда,
лакедемоняне открыто не высказывали своих подозрений, но просто заявили, что помощь афинян им больше не нужна.
Они не видят, что
лакедемоняне стремятся к войне из страха перед вами2 и что коринфяне – ваши враги, столь влиятельные у них, – только и думают сначала справиться с нами, чтобы потом напасть на вас.
Впрочем, втайне
лакедемоняне очень досадовали, что им не удалось достичь своей цели.
Заставив фокидян пойти на соглашение и отдать город,
лакедемоняне собрались в обратный путь.
Выслушав мнение всех союзников,
лакедемоняне провели голосование среди всех присутствующих по порядку, не делая различия между большими и малыми городами.
Причина самая действительная, хотя на словах наиболее сокрытая, состоит по моему мнению, в том, что афиняне своим усилением внушали страх
лакедемонянам и тем привели их к войне.
Тесные суровые рамки непреложных постановлений заставили
лакедемонян видеть в государстве все, приносить все ему в жертву.
Стоит вспомнить и о том, что суровые
лакедемоняне безжалостно изгоняли за пределы общины поваров, готовящих… вкусно и разнообразно.
В битве, однако,
лакедемоняне потерпели поражение, и на тех, кто попал в плен к врагам, были наложены [те самые] оковы, которые они принесли с собой: пленники, как рабы, должны были, отмерив участок поля тегейцев мерной верёвкой, обрабатывать его.
Крантор, молодой
лакедемонянин, тотчас обогнал прочих сподвижников.
Поэтому лучше разъяснить сразу: никакой исторической связи между великороссами и
лакедемонянами нет.
Полное отсутствие полового неприятия, ослабление расового сознания в сообществах, где дети растут вместе, возникновение одинаково сильного чувства враждебности как между конфессиональными группами, так и между социальными слоями, как это наблюдается у римских патрициев и плебеев, спартанских
лакедемонян и илотов, в египетских и некоторых индийских кастах, – всё это свидетельствует о том, что враждебность суть явление общественное.
Элейцы, аркадяне и коринфяне – давние союзники
лакедемонян.
Объединившись с коринфянами,
лакедемоняне послали к острову флотилию.
Этот совет
лакедемоняне дали не столько из расположения к платейцам, сколько желая вовлечь афинян, в тягостные распри с фиванцами.
Затем он направил свой удар в другое место и таким образом постепенно разбил и рассеял весь строй
лакедемонян.
Тем временем
лакедемоняне стремительно ударили на врага и атаковали его со всех сторон.
Они образовывали в войске
лакедемонян отдельный отряд лёгкой пехоты, служивший в лагере, главным образом на передовых постах, а во время похода исполнявший авангардную и арьергардную службу; в сражениях скирийцы всегда занимали определённую позицию на левом фланге.
Важную роль в заграничных походах
лакедемонян играли отряды союзников.
Убедившись, что осада обещает быть долгой и трудной,
лакедемоняне стали собираться домой.
Не смотря на все невзгоды,
лакедемоняне продолжали сражаться с врагом, и вскоре их положение стало поправляться.
Полибий пишет о другом, весьма распространённом среди
лакедемонян обычае, в силу которого трое-четверо мужчин (а то и больше, если они братья) имели одну жену, и дети их были общие.
Произошёл короткий бой, завершившийся победой
лакедемонян.
Поэтому они стали действовать следующим образом: когда спартанский глашатай что-нибудь объявлял
лакедемонянам, то и глашатай аргосцев повторял его слова.
Я ж знаю, что ты не спишь, –
лакедемонянин усмехнулся и дёрнул сотоварища за хитон.
Какой смысл в институтах
лакедемонян, которые представляются нам столь противоестественными?
Плутарх утверждал, что
лакедемоняне одевали своих солдат в красное, чтобы посеять страх в сердцах врагов и вызвать у воюющих жажду крови.
Не без причины говорят некоторые, что можно более подражать
лакедемонянам любомудрием, нежели телесными упражнениями.
Наконец обе стороны согласились избрать судьями и посредниками
лакедемонян.
Часть кавалерии и отряд пехоты он разместил слева от своей пехоты на возвышенности, против афинской конницы, стоявшей на правом фланге
лакедемонян.
У
лакедемонян царская власть переходила к наследникам даже после учреждения эфоров.
Меня огорчает, что, при всей безупречности принятого у
лакедемонян образа жизни, мы находим у них нижеследующий весьма лицемерный обряд: после смерти царя все союзники и соседи, все илоты, мужчины и женщины, собравшись беспорядочной толпой, раздирали себе в знак скорби лицо и громко стенали и плакали, возглашая, что покойный – каков бы он ни был на деле – был лучшим из их царей; таким образом, они воздавали сану умершего ту похвалу, которая принадлежит по праву только заслугам и должна воздаваться лишь тому, кто имеет совершенно исключительные заслуги, хотя бы он и принадлежал к самому низшему званию.
Воспитание
лакедемонян продолжалось до взрослых лет.
Спартанцы отправляли других послов с различными требованиями, но в конце концов остановились на одном: «Прежде всего и совершенно определённо
лакедемоняне заявляли, что войны не будет, если афиняне отменят постановление о мегарцах» (I.139.1).
Сами спартиаты происходили из племени лакедомонян-дорийцев, в этом смысле племенная система сохранила своё значение, но среди илотов были не только порабощённые ахейцы, пережившие дорийское нашествие, но и порабощённые мессенцы, которые были теми же дорийцами, родичами
лакедемонян, а среди периэков были те же самые ахейцы, так что тут племенной критерий смазан и не играет системообразующей роли в делении общества на своих и чужих.
Надпись же на ней вырезал какой-то дельфиец, желая угодить
лакедемонянам.
Так вот, в прежних войнах с тегейцами
лакедемоняне постоянно терпели неудачи.