Эти карты изготавливались из прессованного картона, на который наносился тонкий слой
левкаса, а он, в свою очередь, покрывался сусальным золотом или серебром и расписывался темперой.
Сперва он кладёт
левкас, затем постепенно накладывает цвета, тени, румяна.
На кипарисовую доску или холст наносили слой грунта из смеси гипса и мела (его называли
левкас).
На
левкасе намечались контуры рисунка.
Техника выполнения фресок такова: на стену с нанесённым слоем известкового грунта острым инструментом наносились очертания будущих композиций, затем краской выполняли рисунок и приступали к живописным работам, которые необходимо завершить, пока не высохнет штукатурный
левкас, – т. е. художественные работы непременно ведутся на влажной основе, что требует от художника большого мастерства.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: относка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
От него, как от любого богомаза всегда соблазнительно пахло
левкасом и масляным лаком.
Высушенные до звона липовые плахи с дубовыми клиньями проклеивает в несколько слоёв рыбьим клеем, покрывает
левкасом – грунтом на алебастровой основе.
Вот несколько рецептов приготовления
левкаса.
Там, где
левкас сейчас выкрошился, обнажились киноварные пятна.
Сохранились так называемые иконописные подлинники XVI–XVIII веков и мастеровики – сборники рецептов, как сделать
левкас, как приготовить краски, как и чем правильно покрыть икону для защиты.
Старые мастера, как пишет составитель, выводили ямчугу так: в течение лета в замоченную известь периодически наливали и сливали воду, а к зиме
левкас сгребали и покрывали рогожами.
Методы работ, с красками и обработкой дерева, нанесение
левкаса и изображение святого лика.
Слой
левкаса следующего участка присоединялся к верхнему заподлицо, закрывая и скос и киноварную полоску, поэтому в сколах швов видно, что слой киновари уходит вглубь, сверху вниз по скосу.
Левкас меловой, достаточно рыхлый по структуре.
Видите, тут было сначала закрытое вздутие, затем
левкас растрескался, фрагменты оторвались и осыпались.
Реставраторы провели все необходимые профилактические работы по укреплению
левкаса и красочного слоя.
Левкас сквозит кое-где под мазками и между ними.
Резкий перепад температуры вызывал растрескивание ещё не стабилизировавшегося
левкаса.
На
левкасе выполнялась сначала первоначальная «роскрышь» локальных, различных по цвету, участков композиции, как это обычно происходило при традиционном исполнении образа.
Для других фальшивок может использоваться старая паволока с сохранившимся слоем древнего
левкаса.
Эти закрашенные киноварью углубления закрыты
левкасом.
Подготовленный щит доски дальше попадает в руки левкасчика, который покрывает доску
левкасом – грунтом, приготовленным из мела и клея.
Далее, слой за слоем, наносится
левкас.
Древнерусские мастера готовили
левкас по византийской рецептуре – на основе алебастра.
Со временем алебастровый
левкас заменился меловым, в состав которого входит очищенный от каких-либо примесей, измельчённый до состояния порошка мел и клей – рыбий, мездринный, столярный или другие.
Наносят до 12 слоёв, первые накладывают прямо рукой, вмазывая
левкас в паволоку.
При более жаркой или холодной температуре или при её перепадах
левкас может потрескаться.
Недопустимо, чтобы какой-то из компонентов к моменту изготовления
левкаса был несвежим (протух).
Чеканка по золоту – трудоёмкий процесс, который заключается в формовании
левкаса через позолоченную поверхность.
На
левкас несколькими слоями на клей или полимент накладывается позолота.
За зиму
левкас вымерзал, и остатки ямчуги с поверхности соскребали и удаляли.
Наклеивают паволоку – иногда даже в два слоя, с диагональным пересечением нитей, – чтобы и следа не осталось от той красивой натуральной текстуры, которая сохраняет гигроскопичность и способна в любой момент преподнести неприятный сюрприз – вздутие, растрескивание, осыпь
левкаса.
Левкас сильно пострадал, смотрите, вот здесь и здесь, зато видны слои краски.
– Ветхую икону реставрируют взбитым яичным желтком, смазывая им шелушки
левкаса, прижимая их затем чайной ложкой к доске
Он выполнял предшествующие рисованию трудоёмкие работы: нанесение шилом сетки на доски, шлифовка
левкаса и доводка его до зеркального блеска на местах, где накладывается золото.
По шесть часов без перерыва мог мять золото с гуммиарабикомКогда подрос, ему стали доверять подготовку досок для икон: строгать, сушить, наносить рыбий клей, варить
левкас, шкурить.
Острым ножом или шилом чиркал крест на крест на старом
левкасе* решётку…
Вдоль стены стояла скамья – ларь, обрамлённый пилястрами, затемнённого орехового дерева с высоким ступенчатым цоколем, рельефными украшениями из позолоченного
левкаса, отделанный живописью – видами итальянских городов.
Доска, покрытая
левкасом, и стена, приготовленная под фреску, требуют смирения.
– Ну понимаешь, существует определённая техника как грунтовки, то есть нанесения так называемого
левкаса, ну как тебе объяснить… это такое меловое покрытие, а затем само изображение, которое для закрепления и долговечности покрывалось олифой.
Они и писали без
левкаса прямо по дереву.
Меньше остальных и в дальнем углу храма, вдали от всех источников света, она была исполнена
левкасом на том же плотном дереве, но в процессе, очевидно, что-то пошло не так, поскольку пигментация лака почернела.
Так он работал, молча и рьяно, час, и наконец стали показываться иконы – иные расколотые пополам, иные с попорченной, порванною паволокою и сбитым
левкасом.
И случилось так, что упала икона и о плиты пола ударилась, а от неё большой кусок
левкаса откололся.
Целое дело, я вам скажу, пробовал, но получилось так себе,
левкас высох, потрескался.
Рецепт
левкаса (грунта) у каждой настоящей артели был свой: сколько-то мела, сколько-то рыбьего клея и льняного масла.
Подготовительные работы и сам процесс стенописания он разделяет на следующие этапы: приготовление
левкаса; левкашение стены и письмо красками; затирание красок на связующих, приготовление связующих и кистей; поновление старой живописи и живопись по старой штукатурке; золочение.
Там же, где работали с поталью и писали золотом, где только клали
левкас на выглаженную доску, или крыли готовый образ олифой, пахло иначе: чесночным клейким соком, рыбьим острым клеем, мокрой меловой известью, горячим маслом, воском, чистым белёным льняным полотном…
В данную книгу, войдут методы работ с красками и обработкой дерева, нанесение
левкаса и изображение святого лика.