Вышеприведённая критика теории провалов рынка с позиций классического
либерализма имела своим результатом переоценку интервенционистских выводов, доминировавших в послевоенный период.
В основе идеи экономического
либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют подобно законам природы.
Политические и теоретические различия шести философов права отражают различные стадии развития русского
либерализма.
Представители классического российского
либерализма отождествляли всеобщее избирательное право с охлократией.
Другое дело, что приверженность тех и других идеям
либерализма могла быть более и менее последовательной.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: леонбергер — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Много раз говорилось, что русский политический
либерализм – это даже не концепция или мировоззрение, а геополитическая ориентация.
Кроме того, рассматривается вопрос, почему, несмотря на столько противоречий с современным
либерализмом, занятая нами позиция имеет право называться либеральной политической теорией.
Поспособствовали религиозно-консервативному повороту и общие тенденции мирового и отечественного политического климата с его кризисом идеологии
либерализма и глобальной рыночной экономики.
Порочная методология буржуазного
либерализма сказывается не только в литературоведении, но и в других науках, в частности, в науке о русском языке.
Русский социализм был направлен против российского самодержавия и западного
либерализма.
Тех, кто исповедует принципы
либерализма и считает единственно возможной формой экономической организации общества частную собственность на средства производства, очень немного.
Можно доказательно проследить лишь направления возможных влияний конкретных идей европейского
либерализма на систему взглядов отдельных представителей декабризма.
Отличительной чертой
либерализма является агрессивное стремление навязать его всему человечеству.
Новый французский
либерализм развивался параллельно новой наполеоновской идее.
Лозунгом
либерализма стала не свобода, а благосостояние и равенство.
Новый
либерализм конца XIX века, таким образом, предлагал такое представление о собственности, которое было совместимо с идеей общего блага.
Сложилась особая система взглядов, которая, будучи основанной на традиционных ценностях
либерализма начала XIX в., в то же время сделала попытку адаптировать их к новым социально-политическим условиям.
И поскольку считается, что самое неоспоримое описание свободного общества в каком-то смысле является либеральнымописанием, нашу книгу также можно рассматривать как очерк об основах
либерализма.
Это совершенно иная теория
либерализма, хотя она лежит в русле либеральной традиции.
Порядок, основанный на правилах, предусматривает, что все государства разделяют ценности
либерализма, демократии, прав и свобод человека, причём не в их классической форме, а в современном прочтении.
Ты не сможешь выполнить свой долг перед партией, если не отбросишь этот гнилой
либерализм.
Германский умеренный
либерализм, с его стремлением примирить общество и государство, вызывал намного большую симпатию у многих российских либеральных интеллектуалов.
Этот эпизод британской политической истории имеет огромную ценность для американских читателей, так как позволяет понять, насколько близко американский
либерализм следует этому курсу.
В предлагаемой нами концепции
либерализма социальному единству отводится в лучшем случае лишь второстепенное значение.
Как указывают многие критики
либерализма, в либеральном идеале неявно содержится определённая концепция человеческого блага – представление о том, какого рода жизнь стоит прожить.
Таким образом, измены духу
либерализма с его стороны нет, и остальных он не приглашает сделаться большевиками в договорные отношения.
Несмотря на обоюдную вражду, порой выливавшуюся в чудовищное насилие, левое и правое крылья промышленной контрреволюции совместными усилиями похитили мантию прогресса у сторонников
либерализма.
Что же касается становления правового государства, то концепции демократического
либерализма по отношению к коррупции по существу декларативны, не находя прежде всего должного закрепления необходимых санкций в законах.
Второй подход развит социальной философией
либерализма в великую систему, в сооружении которой сотрудничали лучшие умы всех времён.
Ряд важных расхождений и различий между ранними формами
либерализма и неолиберальной мыслью будет подробно рассмотрен в главе 3.
Князь осуждал царицу и её предшественников на троне за… излишний
либерализм и мяготелость, хотя заниматься ему следовало бы в первую очередь своей семьёй.
Философия
либерализма уже полностью извращается в ценностный нигилизм – нетерпимый и тоталитарный.
Английский
либерализм, например, привёл не к снижению доли государственной бюрократии, а ровно к противоположному результату, то есть к бесконечному разбуханию армии конторских служащих, регистраторов, инспекторов, нотариусов и полицейских чиновников, которые сделали возможным осуществление либеральной мечты о мире свободных сделок между самостоятельными индивидами.
К двадцати годам он сформировался в весьма необычного молодого человека: был скорее европейцем, чем англичанином, а от католиков, в те годы выступавших против религиозной терпимости и державшихся правых политических взглядов, отличался
либерализмом и страстной приверженностью идее терпимости.
В эпоху
либерализма, вплоть до наших дней, женатые мужчины из приличного общества, которым их оберегаемая благовоспитанная и правильная супруга слишком мало могла предложить, возмещали недостачу за счёт женщин творческих профессий, богемных дам, кокоток и «милых девочек».
Идеал
либерализма заключается в построении общества, где индивидуальная свобода является высшей ценностью и где чётко определены «пределы власти, которую общество вправе осуществлять над личностью».
Расширяя потребительскую способность промышленного пролетариата стран центра, мироэкономика избавлялась от двух проблем одновременно: от узости спроса и от неурегулированного «классового конфликта» в сердцевине системы – и вот, социальный
либерализм или идеология государства всеобщего благосостояния появились именно в тот момент времени.
Иногда утверждается, что одна из главных притягательных сторон
либерализма состоит в том, что он нейтрально относится к различным концепциям хорошей жизни и поэтому является учением, которое может устроить всех и под которым каждый может подписаться.
Вместе с тем глубоко заблуждаются те, кто верит, что победу
либерализма каким-то образом облегчила его позиция по отношению к «политическому вмешательству».
Во внутренней политике
либерализм требует полнейшей свободы выражения политического мнения, устройства государства в соответствии с волей большинства; он требует, чтобы законы составляли представители народа и чтобы правительство, которое представляет собой комитет народных представителей, было подчинено закону.
Оно следует традициям
либерализма и демократии.
Чтобы доказать это, я должен сначала представить, чем были обе эти политические партии вначале, а затем я попрошу читателя извинить меня, если напомню ему уже знакомые факты, так как я иначе не могу хорошо объяснить, в чём состоит самая суть истинного торизма и истинного
либерализма.
Вместо того чтобы поверхностно рассмотреть всё относящееся к моей теме, я выбрал шесть наиболее выдающихся и представительных мыслителей и детально проанализировал их идеи, представляя их как различные школы философии права и в то же время как различные стадии эволюции
либерализма.
Ослаблению антиабсолютистских настроений в русском обществе способствовали вера в то, что только самодержавие способно положить конец крепостному праву, разочарование в западноевропейском
либерализме и общее предпочтение социальных реформ политическим.
Но его пример показывает: от
либерализма можно вылечиться.
Старый
либерализм, стоявший на почве классической политэкономии, утверждал, что материальное положение всех наёмных работников может постоянно улучшаться только в меру возрастания капитала и что только капиталистическое общество, основанное на частной собственности на средства производства, может обеспечить это.
Всё перечисленное предоставляет возможность изучить то, как
либерализм смог адаптироваться к новой реальности, в какой степени он сохранил свои традиционные ценности и каким образом в нём нашли отражение события и новые идеи середины XIX в.
Ретроспективно представляется небезынтересным заглянуть в прошлое, чтобы сравнить ожидания четвертьвековой давности с реальным ходом событий: какие из выдвигавшихся тогда аргументов «за» или «против» возможного расширения ареала влияния
либерализма сработали, а какие нет.
Суть представленной в этой книге ригоризованной версии методологического
либерализма состоит в сохранении базовых «либеральных» методологических принципов, состоящих в невозможности какой-либо одной, «единственно правильной» психологической теории, в принципиальной возможности различных интерпретаций психологических феноменов, в необходимости их комплексных, многосоставных объяснений, в отказе от позитивистского культа эмпирических методов и др., с дополняющим эти принципы акцентом на преодоление «анархических крайностей», таких как правомерность любыхтеорий и интерпретаций, признание полной релятивности эмпирических фактов, возможности эмпирически подтвердить всё что угодно и т. п.
В начале XIX века
либерализм представлял собой интеллектуальное движение, устанавливающее свободу как главную цель, а индивида как конечную единицу общества.