Возможно, в отношении некоторых опасений учёный и прав, тем более что определённый опыт у
малороссов уже был.
Они гордились своей принадлежностью к великой империи и считали
малороссов ветвью русского народа.
Всё, что носило русское имя, – за исключением незначительного числа австрийских
малороссов, – находилось под скипетром её преемника, который мог теперь с полным правом называть себя самодержцем всероссийским.
Сам дед мой был
малоросс родом.
Фигура запорожца не тождественна типу коренного
малоросса.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: припомадить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Малоросс заменяет ими чуждый ему выговор фи говорит хвабрика– хвартунавместо фабрика– фортуна;этим объяснить можно явление буквы вв русском хворать– хворый,который корень сохранился у поляков в своей чистоте – хорий.
Попадавший сюда человек переваривался и перетапливался, как в котле, из
малоросса становился казаком, менял этнографию, менял душу.
Бывшие
малороссы и великороссы так и не стали единой нацией.
Она предстаёт как идеология для внутреннего пользования самих украинцев, как обоснование необходимости украинизации
малороссов.
Между последователями обеих концепций велась активная полемика, на страницах периодических изданий шли ожесточённые споры о языке, литературе, национальном характере, этническом происхождении
малороссов/украинцев.
Со временем от частого общения с иностранцами их язык «онемечился», но они продолжали себя называть
малороссами.
Следует помнить, что в то время
малороссы вместе с великороссами и белорусами составляли одну русскую нацию подобно тому, как великополяне, малополяне и мазуры составляли нацию польскую, пруссаки, баварцы, саксонцы – нацию немецкую и т. п.
Если бы, какъ утверждает г. Маковей, в 1848 году «галицкие
малороссы выступили на арену политической деятельности, как самостоятельный русский народ», то на упомянутом «соборе», на котором присутствовала вся тогдашняя галицко-русская интеллигенция, был бы наверно вопрос о самостоятельности поставлен и решён, между тем мы видим из записок участников «собора», что «собор» решил галицко-русское наречие очищать от полонизмов и сближать к литературному языку, значит, «собор» признал литературное и национальное единство русского народа.
Самая большая частота встречаемости темноволосых была отмечена в суммарной группе поляков – 71,0 % (светловолосых – 29,0 %); в суммарной группе
малороссов (63,0 и 37,0 %) и у великорусов (56,0 и 44,0 % соответственно).
Хозяйственный быт
малороссов имеет ту особенность, что общинного землевладения у них не существует; каждый молодой человек, женившись, становится самостоятельным хозяином и, хотя в административном отношении община и сохраняет своё значение, но несколько отличается от великороссийской: именно, малороссийская «громада» есть сходка отдельных собственников.
Но от чьего имени говорит г. Маковей, что «этот год
малороссы считают началом своего национального возрождения»?
Большинство
малороссов покорились новым обстоятельствам, но всех к сохе не привяжешь.
Это было первое место, где у нас была возможность изучить особенности внешности и одежды
малороссов, послушать их язык, существенно отличавшийся от русского.
Стоило девкам-царевнам остаться без пригляду, как новики пошли в открытое употребление, а с ними – и молоденькие певчие из черкесов,
малороссов либо поляков.
Полтавские
малороссы являлись наиболее смешанной группой, и это смешение привело к преобладанию среднеголовости.
Что касается киевских
малороссов, то они представляли собой очень однородную, цельную группу, где был слабо представлен длинноголовый элемент при резко выраженном присутствии высоких брахикефалов.
Действительно, в царские времена центральное правительство чутко следило за любыми проявлениями национального самосознания украинцев – с тем, чтобы подавить в самом зародыше любые попытки освобождения из-под гнёта российского самодержавия, тем более попытки
малороссов оформить собственную государственность.
Сюда пришли
малороссы, поляки, молдаване, евреи, болгары.
– Здоровы були, войско православное! – радушно заговорило несколько
малороссов, выделяясь из толпы.
Это были петербургские
малороссы, кто-то из них оказался здесь не по своей воле, был сослан за причастность к тайной организации и за крамольный род мыслей, включающий национальное освобождение их родины, кто-то сам переселился из своего уездного городишки или дремучего села в северную столицу в поисках карьеры и новых впечатлений.
Образованные
малороссы всей душой любили народные обычаи, песни, говоры, но при этом, несмотря на усилия украинофилов, оставались русскими.
Положение осложнялось эмиграцией, вызванной польско-турецкими притеснениями, сотен тысяч единоверных правобережных
малороссов.
От опрошенных комиссией
малороссов брались «сказки» – устные подтверждения их происхождения и обзаведения хозяйством.
Язык
малороссов в XIII–XVIII веках мало отличался от русского, хотя содержал массу полонизмов.
Опять несуразица – такого языка не знали
малороссы.
Но когда современный
малоросс оказывается в неофициальной обстановке, когда общается с друзьями, близкими, любимыми, он переходит на свой родной русский язык или малорусское наречие.
А чем, собственно, отличается от русского
малоросс?
– Знаете, господа, у нас в батальоне служило много
малороссов.
Но – запорожские казаки никогда не были украинцами в нынешнем понимании, это были преимущественно
малороссы и великороссы, говорящие по-русски или на южных диалектах русского языка.
Этих
малороссов всегда было сложно понять.
Действительно,
малороссы составляли в них меньшинство.
В этих и других отношениях
малороссы, южные русские, русины илихохлы, как их по-разному называют, отличаются от великороссов севера, которые составляют доминирующий фактор в империи и которые дали этой замечательной структуре её существенные характеристики.
Это был типичный
малоросс, потомок удалых запорожцев.
По обычаю
малороссов, весь пепел из печей бросают в болото.
Во второй половине XIX века возникает новый тип – культурно-политического характера, который на базе идей об особых культурно-политических интересах
малороссов выступает за объединение всех «украинских», то есть западнорусских, земель в единое автономное образование.
Однако неожиданно упавшая на голову
малороссов возможность возродиться в облике «украинца» ни у кого, кроме небольшой кучки «свидомой» сельской интеллигенции, восторга и эйфории не вызывала.
Но через сто лет его записали
малороссом, а сейчас пишут украинцем.
Незначительное число увлечённых их идеями русинов и
малороссов представляли собой подобие новой украинской народности.
Хотя де-факто так и происходит, война идёт на нашей земле, ведь украинцы – это обманутые русские, исторические
малороссы.
У них тут прямо в центре города
малороссов натравливают на русских, а они и ухом не ведут.
Нужно всё дело взять в свои руки и… керувать, как
малороссы говорят.
Наконец, выросло новое поколение
малороссов, готовых мстить за своих убитых отцов и старших братьев.
Читая их, понимаем, что поэт полюбил историю и культуру
малороссов.
Однако сам автор, «предоставляя будущим, более искусным и умелым, исследователям заняться изучением народного самосознания», ставил перед собой достаточно скромную цель и ограничивался лишь «сведением и группировкой сословных нужд и желаний
малороссов».