Всё тот же
мидраш говорит, что, в основном, это была заслуга еврейских женщин: в небольшие перерывы на обед они являлись к своим мужьям, стараясь выглядеть как можно более привлекательными.
Стояла не по-весеннему студёная ночь, сосульки на крыше бейс
мидраша, весь день истекавшие слезами разлуки с зимой, снова подмёрзли.
Примерно в III веке нашей эры был записан первый сборник
мидрашей – Мишна.
Размышления о литературе как о роде
мидраша обретают особую актуальность по отношению к текстам, которые делают этот жанр – как и еврейскую герменевтику – непосредственным предметом своего воображения.
Как же мне одному нести заботы о вас, проблемы ваши и распри ваши:
Мидраш добавляет, что быть лидером евреев особенно тяжело, поскольку «два еврея – это три мнения», они никогда не согласны друг с другом, у них постоянно возникают проблемы и споры.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сковыривать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Имеются
мидраши, что евреи в это время провели разведку расположения драгоценностей в домах египтян.
Напротив, по мнению учёного,
мидраш следует рассматривать прежде всего как герменевтическое произведение, «прочтение… возникающее через взаимодействие читателей-раввинов с гетерогенным и трудным текстом, который для них одновременно и нормативен, и божественен по своему происхождению» [Boyarin 1990: 5].
Боярин утверждает: «Свою герменевтическую работу
мидраш производит через цитирование» [Boyarin 1990: 26].
И уже в этих новых условиях человечеству дана была новая заповедь кашрута: так как, если верить
мидрашам, растительная пища тогда удовлетворяла все физические запросы человека, людям было запрещено употреблять в пищу мясо.
Метод же
мидраша позволял объяснить – «каким образом на основании библейских стихов или слов могут быть выведены те или иные законы, и как эти законы должны применяться на практике».
Мидраш определяет «мудрость» как «умение решить имеющуюся проблему», а «проницательность» как «умение избежать возникновения проблемы».
Примечательно, что автор нередко связывает с этой темой библейские пророчества, первоначально не имевшие мессианского смысла, равно как и приводит легендарные повествования, близкие по своему характеру к агадическим
мидрашам.
В
мидрашах название города обычно ассоциируется со словом шалим (’мир’).
Поэтому убийство египтянина за насилие над евреем выглядит достаточно странно: для столь радикального националистического поступка явно не хватает описанного в
мидраше полученного воспитания и образования, а слово «вырос» (стих 2:11, иврит: ваигда́ль), скорее, указывает на физическое вырастание, так как он только начал «приглядываться» (иврит: вайа́р) к страданиям евреев.
После этого поэт продолжает оставаться читателем, но его прочтения больше не порождают
мидрашей – он прекращает писать стихи и за последние девять лет жизни не создаёт ни строчки.
Борхесовская сказка приобретает черты
мидраша и средневековой схоластики.
Повествование в этом
мидраше демонстрирует логику построения подобных текстов.
Они напрямую исходят из традиции
мидрашей – кратких поучительных историй, содержащих вопрос, над которым стоит задуматься.
Будучи любителем постмодернизма, я нередко собираю еврейский фольклор из разных
мидрашей различных эпох и пытаюсь выстроить последовательный нарратив, ничуть, разумеется, не претендуя на его серьёзность и какую-либо научность, – наоборот, твёрдо осознавая его ненаучность.
При этом
мидраши являются важнейшим источником знания о смысле текста и неотделимым от других базовых источников базисом комментария.
Мидраш занят совсем другим – он пытается передать нам сложные мысли, которые невозможно передать иначе, как в облачении некоторого сюжетного, чаще всего фантастического рассказа.
Увеличивая предполагаемую прочность кирпича и ширину стены в основании, а также добавляя разрешённую нагрузку на скалу в основании башни (и пренебрегая ветровой нагрузкой, что является явно проблематичным допущением для верхней, относительно тонкостенной конструкции при большой высоте башни), можно ещё увеличить высоту башни, довести её даже до 500 метров (что явно невозможно для кирпичной относительно тонкостенной, не принимающей изгиба конструкции), но, с одной стороны, даже 500 метров – это ещё не «главой до неба», а с другой стороны, даже такие цифры высоты явно не указывают на необходимость упомянутого в
мидраше недельного или ещё более долгого (годового) подъёма на вершину башни.
Мидраш наделяет их крыльями как у ангелов и возможностью добраться до небес и узнать будущее, но в отличии от божьих помощников, шедим питаются, размножаются и умирают.
Однако иносказательная изощрённость
мидрашей, полёт фантазии в конструируемых там рассказах о библейских событиях привели к тому, что стал теряться буквальный смысл древних источников.
Большинство современных раввинов смотрят на аггадические тексты,
мидраши совершенно иначе.
Отсутствовал он совсем недолго, однако, вернувшись, обнаружил пустой бейс
мидраш.
Ночи он проводил в бейс
мидраше.
Так радостно и спокойно он провёл целую неделю, что даже стал задумываться, не бросить ли ему в самом деле свои торговые дела и остаток жизни провести в бейс
мидраше.