Так, серьёзная помеха нашему пониманию
модернистского искусства состоит в нежелании принять как удовлетворительные и верные его парадоксальные, самопротиворечащие интерпретации.
Таким образом, разговор идёт не об отрицании
модернистских проектов вообще, а об их избирательной эффективности.
Первое
модернистское течение, воспринятое русской культурой, символизм помог создать литературу нового качества, значительно расширил сферу художественных форм.
Описание этого процесса через призму сдвига, произошедшего в оценке
модернистской литературы, предполагает несколько важных ответвлений.
В конечном счёте, эти выражения намекают на некие сейсмографические сдвиги, которые являются следствием постепенного разрушения
модернистской концепции искусства.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: заматываться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Институты русского модернизма выступают следствием новой
модернистской эстетики – и вместе с тем ключом к ней.
Я изучала
модернистскую поэзию и делала первые шаги в качестве критика в отделе культуры Dagens Nyheter.
Однако вместе с тем он стремился воспитать себе аудиторию, открытую ключевой
модернистской идее переоценки эстетических ценностей.
Одним из первых
модернистских направлений в искусстве стал фовизм.
Его сознательная провокационность задела ту часть русской публики, которая была настроена высмеивать и принижать нарождавшиеся
модернистские тенденции, теперь проникшие и на русскую почву.
Вместе с тем диалог с литературой прошлого также является неотъемлемой частью
модернистской эпохи.
Модернистский роман становится энциклопедией современной культуры, комментируя тем самым собственные возможности.
В результате в начале XX столетия мир взрывает новая
модернистская живопись.
Тёрнера уже в 1840‐х гг., намного раньше
модернистской живописи, которая, как принято считать, утвердила субъективное видение как исток нового искусства.
Не свободен он и от наследия
модернистского дискурса, где эта дихотомия выступает как мощная идеологическая метафора.
В следующем столетии храм, раньше открытый всегда и для всех, отгородила от мира глинобитная ограда, украшенная в
модернистском духе мелкой галькой.
Первым
модернистским направлением, которое резко перестроило картину русской литературы и фактически открыло литературный XX век, стал символизм.
Появились и романы, и осознанная
модернистская поэтика, и блестящие театральные постановки.
Философия становится тем пространством, где конструируется и конституируется новая
модернистская культура, внутри которой искусство аутсайдеров (и творчество душевнобольных включительно) явится релевантным феноменом.
Главная особенность
модернистской теории заключается в том, что она отводит представителям интеллектуальной элиты исключительную роль в процессе формирования наций.
Профаны не должны лезть в искусство, поэтому произведение должно быть очень скучным, очень некрасивым и очень неинтересным; всё это – признаки (необходимые, но, конечно, не достаточные) гениального
модернистского произведения.
Миниатюрные знаки в большинстве
модернистских зданий несли лишь самые необходимые сообщения, такие как «Дамская комната»: незначительные и скупо расставленные акценты.
При этом мы рассматриваем и альтернативные подходы, оспаривающие целесообразность использования дихотомии «империя – нация», оставаясь в рамках
модернистского подхода к осмыслению нации.
Первым последовательно
модернистским художественным направлением был кубизм, заменивший принцип познания действительности средствами искусства формальным экспериментаторством.
Другими словами, представители
модернистского направления считают нации продуктом современной эпохи, и отвергают тезис об их древности или извечности.
Судя по тому, что и после 1991 года интерпретационная тенденция, основанная на подтекстах, осталась в силе, нетрудно прийти к выводу, что бои за репрезентацию и «правильное» прочтение
модернистского канона не окончились.
В
модернистском понимании литература предстаёт метафизической страной, населённой перемещёнными писателями, которые становятся её гражданами, и сам факт их перемещения становится идеологической предпосылкой творчества, а творчество проливает свет на их изгнание.
Одним словом, советская фактография возвращается к позитивной науке и записывающей технике XIX века уже с опытом
модернистской революции медиума и, следовательно, осведомленной о том, что помимо и, возможно, до всяких передаваемых фактов есть ещё и фактура медиума и материальность означающего, которые в существенной степени определяют всё, что может быть сказано и сообщено.
Это вроде бы незначительное уточнение стало первым симптомом тех процессов в советском архитектурном дискурсе, которые привели к глобальным и незамедлительным последствиям:
модернистскую парадигму сменила идея об освоении архитектурного наследия – поворот к классике был утверждён на законодательном уровне.
Также он организовал в своей квартире самый знаменитый из символистских салонов («Башню») и пропагандировал
модернистскую установку на тотальную эстетизацию повседневности.
Но невозможно (или крайне трудно), создав реалистические образы персонажей, совершить резкое стилевое «переключение» и продолжить работу, например, в барочном или
модернистском ключе.
Многие учёные вновь обратились к прежним
модернистским представлениям о тесной взаимосвязи между кино и историей урбанизма, архитектуры, путешествий, которые объединяет общий способ восприятия, связанный с мобильностью и быстротечностью современной жизни.
Вдоль перил лестницы и стен веранды были прикреплены никелированные трубы-поручни, придающие
модернистский стиль архитектуре дома.
Чтобы понять
модернистскую картину мира, вернёмся к нашей метафоре – образу разбитой вазы.
Те же, кто постоянно оставался в русской
модернистской культуре, перемещались из её центра на периферию или наоборот, в зависимости от своих взглядов на эволюцию её ценностей и доминантной художественной практики.
Другим была критика
модернистского прогресса, появившаяся из осознания экологических проблем, которые были интенсифицированы нефтяным кризисом 1970‐х – начала 1980‐х годов.
Не случайно манифесты футуристов напоминают
модернистские стихи.
Впрочем, отход от политической левизны ещё не означал выхода из транснациональной
модернистской культуры.
Сначала я коснусь истории формирования в 1909–1913 годах итальянского футуризма, с которым нередко связывают зарождение
модернистского мифа о скорости.
Этот типично
модернистский дискурс в русле нашей темы охотно развивался дадаизмом и сюрреализмом.
И эти памятники не могут быть
модернистскими, а должны быть сделаны в стиле реализма.
Дальше – традиционный плоский телевизор был привинчен к странной треугольной тумбе, которая была украшена яркой
модернистской росписью, располагалась примерно в центре комнаты и тянулась от пола до потолка.
Или, кто знает,
модернистский шедевр, который прямо так – в ржавчине, со слоем грязи – можно выставить в столичной галерее и в итоге втюхать доверчивому олигарху за сумму с шестью нулями?
Под этим вполне адекватным термином рассматривались чисто
модернистские явления.
В эти пятьдесят лет в литературе доминировала эстетика социалистического реализма и наблюдалось усиление
модернистских явлений.