Утверждалось, что психоанализ построен на фундаменте материалистического
монизма, рассматривающего психические явления как разновидность органических явлений.
Воззрение, к которому на мой взгляд, стремится развитие философского мышления, то направление, в котором лежит истина, я обозначаю именем идеалистического
монизма.
Позиция, которой я придерживаюсь в этой книге, называется биологическим материализмом, но в основе моих убеждений – более широкий подход, который иногда называют
монизмом.
Этот вывод с позиции диалектико-материалистического
монизма отличается от идеалистического толкования единства мира.
Ещё один способ быть монистом – считать, что и «физическое», и «психическое» – проявления одной и той же лежащей в их основе реальности; такой подход называется нейтральным
монизмом.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: клизменный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Когда современный
монизм говорит, что он «примиряет дух и материю в высшем единстве, как два проявления одной и той же сокровенной сущности, познаваемой субъективно (во внутреннем опыте) как дух, объективно же (во внешнем опыте) как материю», то, очевидно, такое примирение, такое единство совершенно мнимое и действительного значения не имеет.
И представляет собой один из важных коннотатов «нового
монизма стоимости живого труда».
Соответственно отказ от гносеологического
монизма и выход в пространство широкого и свободного научного дискурса, возникновение различающихся по своим методолого-теоретическим основам подходов и течений рассматриваются как предпосылки преодоления кризиса науки, условие её эффективного развития.
Монизм утверждает фундаментальное единство в природе.
Материализм же лишь одна из разновидностей
монизма, поскольку он ставит во главу угла мысль о том, что все психические феномены, включая субъективный опыт, суть проявление фундаментальных процессов, описанных в биологии, химии и физике.
То же можно сказать и о теории
монизма, о борьбе за существование, о праве наказания и даже, если хотите, о всеобщем избирательном праве и референдуме.
Идея диалектического
монизма ныне получает поддержку со стороны представителей самых различных областей знания, занятых изучением человека, – философов, психологов, исследователей деятельности мозга.
Это были именно те токи, которые с древнейших времён стремились подмыть основные устои семитического духа, незапятнанный гиперборейский
монизм, который пронесён им через столько веков, через столько гор и пустынь.
Если эти возражения, вытекающие из свободы, столь же несостоятельны, как и сама якобинская концепция свободы, которая неотличима от произвола, то его возражения против абстрактного
монизма имеют непреходящую ценность.
Но если мы спросим, какая из этих трёх гипотез меньше всего предполагает и больше всего достигает того, что предполагает, то мне кажется несомненным, что с обеих точек зрения гипотеза психического
монизма заслуживает решительного предпочтения перед двумя другими.
Поэтому непреходящей эпистемологической ценностью остаётся принцип
монизма, вместе с тем, открытый другим стратегиям поиска истины.
Основными в их ряду, наряду с материалистической диалектикой, положенной в основу историко-материалистического метода, оказывались философский
монизм и эволюционно-генетический подход к общественным явлениям.
За последние двадцать лет пантеистический
монизм проник и в англосаксонский мир, консервативная культурная стабильность которого в последнее время также претерпела значительные изменения.
Церковный опыт отцов сыграл решающую роль в том, что онтологический
монизм и гностическая «бездна» были преодолены.
Высшей формой
монизма является диалектический материализм, исходящий из того, что все явления в мире есть не что иное, как различные виды проявления движущейся материи.
Надо установить принцип единства духовного и материального начал, принцип психофизического
монизма.
Его можно охарактеризовать как спиритуалистический
монизм.
Нельзя читать это, не прочитав мою книжку «
Монизм вселенной».
Юридический
монизм утверждает несовместимость международного права и суверенного государственного правопорядка.
Вера в спасительный методологический
монизм падает и уступает место принципиальному признанию методологического плюрализма.
Сомнение в возможности теоретического
монизма в социальных науках в свою очередь открывает нам глаза на то, что идеи, абсолютно утратившие актуальность в рамках одной «парадигмы», могут оставаться актуальными в рамках других, в связи с чем их нельзя исключать из общей картины данной науки.
Основным постулатом
монизма является убеждение в единстве мира.
Экономический
монизм «Капитала» достаточно полно объясняет лишь «экономический момент» буржуазного общества через его «экономическую клеточку», но не «материалистическое понимание истории» общества и само буржуазное общество как единый целостный социум.
Этот радикальный
монизм строится на аналогии между понятиями информации и энергии.
Но эта система духовного
монизма, выстроенная «сверху», была быстро «снята» прогрессом, с одной стороны, исторической науки, а с другой стороны – естествознания, которые двигались в обоих случаях «снизу», от эмпирии.
Этим трём методам соответствуют три способа описания реальности: с точки зрения абсолютного
монизма, моно-дуализма7 и дуализма.
Важно, однако, что даже для мыслителей, желавших, чтобы эти «человеческие условности» были в согласии с природой, не было возврата к наивному
монизму.
Более того, это безразличие метафизического и натуралистического
монизма, поскольку метафизический принцип его реальной диалектики предстаёт, с одной стороны, натуралистически как первородный огонь, то есть как неограниченная материальная жидкость тончайшего рода, а с другой – спиритуалистически как всезнающее и направляющее божество.
Развивал идеи
монизма, т.е. единства всего сущего.
С позиции
монизма (таухид) утверждать, что такого рода «завесы» существуют, – многобожие, но в этом мире каждая вещь прикрыта «завесой» своего бытия от таухида, и дух находится в плену связей и смешения с феноменальным бытием.
Мы проповедуем
монизм во вселенной – не более.
Диалектический системный
монизм (одна истина), целевая система, центризм, редукционизм, детерминизм законов развития одарённости.
С одной стороны, поиск более широкого видения и осмысления вселенной привёл к тому, что во многих умах неприметно, но прочно, хотя подчас и в причудливых обличьях, укоренился индийский
монизм.
Примером доминанты гражданского общества может служить демократическая система либерализма, где государство является всего лишь средством, а не самоценностью, где на первом месте стоят социально-экономические отношения, где идеологический
монизм уступает место мировоззренческому плюрализму.
Такая философская позиция обозначается как «двухаспектный
монизм» (dual-aspect monism).
Ввиду этих затруднений некоторые из представителей параллелизма для объяснения постоянного согласия между физическими и психическими процессами высказываются в смысле
монизма, принимая тождество физического и психического.
Прежде всего она утрачивает при такой формулировке свой первоначальный
монизм.
Такой радикальный, революционный, непримиримый дуализм ведёт к последнему
монизму божественной жизни, к божественности человека.
Принцип материалистического
монизма требует рассматривать общество как материальную систему.
Из двух определений, заложенных в этом выражении, одно, одностороннее, породило
монизм.
По определению, мы хотим единственно последнего
монизма.
Представлено в относительной полноте, одновременно как саморазвивающаяся система с русским
монизмом теории.
Мы проповедуем национальный
монизм как движение к одной абсолютной русской монистичной истине.
Это весьма вероятно, особенно если учесть, что часть предков могла стоять на концепциях
монизма и субъект-идеализма.
Энергетический
монизм производит решительное переоформление энергетики из естественной и технической науки в науку о культуре.