Во-вторых, сама так называемая традиция при ближайшем рассмотрении предстаёт неоднородным сплавом, важную роль в котором играют чисто философские идеи
неоплатонизма.
Выработанное под прямым влиянием
неоплатонизма учение об образах без сомнения относится к числу существеннейших черт православного учения о таинствах .
Ближайшим источником образности персидской поэзии является
неоплатонизм, пришедший от греков, которые тогда были не просто соседями, а ближайшими соседями.
Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.
Такое неоплатоническое понимание отношения между первообразом и его отображением указывает на восприятие
неоплатонизмом элементов мистериального культа и гносиса .
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: крутобокий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Особенно это относится к философии
неоплатонизма – последней великой системе античной философии, развивавшейся и определявшей горизонт философского поиска между 250 и 600 гг. и оказавшей влияние прежде всего на патристическую философию и христианскую мистику .
Его произведения, написанные на латыни и проникнутые духом
неоплатонизма, читали на протяжении всех средних веков (известны 200 сохранившихся рукописей).
Феномен имяславия и его философские реверберации, что рассматриваются в работе «Московская школа христианского
неоплатонизма», – существенный и симптоматичный момент в развитии отношений духовной и культурной традиций.
Многие идеи
неоплатонизма оказались созвучны христианству, переживавшему в первые века нашей эры становление и распространение и определившему пути развития философской мысли в последующие века.
На его вопрос: «В чём ваша созидательная идея как философа?» последовал ответ: «Это православно понимаемый
неоплатонизм».
Правда, до появления
неоплатонизма в III в.
Каббала начала XIII века была продуктом слияния старой и в основном гностической традиции, представленной «Сефер га-багир», и сравнительно нового элемента – еврейского
неоплатонизма.
Его преобладающее влияние испытало всё направление афинского
неоплатонизма.
Таким образом была поставлена точка на распространении и развитии
неоплатонизма, оплотом которого была указанная академия.
В ней он находился под сильным влиянием древней философии, особенно
неоплатонизма.
У основателей школы
неоплатонизма было много последователей.
Во время поздней империи пифагорейская проблематика продолжала вызывать интерес, в пифагорейском учении представители
неоплатонизма находили параллели неоплатонической философии – этому синтезу античной философской мысли.
В стоицизме и позднем
неоплатонизме дух опять приобретает гилозоистический характер.
Основой
неоплатонизма является, несомненно, феноменология человеческой субъективности.
Например, учения
неоплатонизма и неопифагореизма.
Это определённая форма
неоплатонизма, которая предлагает медитацию на «Единое».
Для дальнейших целей будем называть
неоплатонизм «метакультурной философией».
Схематический аппарат школьных категорий
неоплатонизма, и христианская мистика и аскетика, и учения, выступают как субъекты повседневной официальной жизни, эпифеномены реальности, о которых ведут споры (полемика и означает «битва») и дипломатический торг, который должен закончиться победой.
Каббала, на которую повлияли
неоплатонизм и теургия, хорошо вписалась в контекст «Трёх книг…».
Созданная им грандиозная система получила название
неоплатонизма.
Идеи ренессансного
неоплатонизма вели к обожествлению короля, призванного осуществить идеал всеобщей любви и гармонии.
Это была античная параллель христианскому неприятию мира, и в последней борьбе античности с христианством идейным оплотом был именно
неоплатонизм.
Популярный в первой половине средневековья мистический христианский
неоплатонизм получил мощную теоретическую поддержку и ринулся в контратаку.
Измаилизм вобрал в себя и греческий
неоплатонизм, и индийским мистицизм, и много чего ещё, причём этот смысловой ряд разомкнут.
Другой же, наоборот, подчеркнёт именно синкретический аспект
неоплатонизма и его важность для христианской мысли.
При этом, без всякого сомнения, правильным будет заметить, что влияние
неоплатонизма уменьшается.
Поэтому расцвет злобы против
неоплатонизма относится к XVIII веку.
Середина XIX века, вся его вторая половина, а в значительной мере и первые десятилетия XX века, что было расцветом европейского позитивизма, тоже в достаточной степени ненавидели
неоплатонизм“91.
Однако взаимодействие с философскими школами этого периода, сложные взаимоотношения с христианством придают
неоплатонизму особую философскую значимость.
Этим объясняется тот факт, что в
неоплатонизме ощутимо и христианское влияние.
Поэтому нас не должно удивлять сложившееся под влиянием
неоплатонизма определение крещения и евхаристии как μυστήρια.
Неоплатонизм убедил его в двух вещах.
Не вдаваясь глубоко в подробности платоновского учения, можем сказать, что платонизм, а затем
неоплатонизм оказал огромное влияние на развитие христианского учения.
Позже появляются
неоплатонизм и гностицизм.
Народный, а не очищенный язык; здравый смысл и естест венные чувства, а не возвышенный
неоплатонизм.
Основу схоластики составили византийская естественная теология и патристика, античная философия в её предложенной
неоплатонизмом христианской переработке и герменевтика как типовая познавательная процедура – поиски ответов на все вопросы в соответствующих базовых текстах.
Для
неоплатонизма земное не просто намекает на небесное; нужно определённым способом измерять это земное, работать с ним, прослеживать его динамику и степень дальности расстояния от небесного, чтобы мы вообще могли что-то сказать о небесном, а не застывали бы перед небом в благоговейном молчании.
Напротив, именно идея выражения может показать, как эволюционировал
неоплатонизм, пока не изменилась его природа, и, в частности, как эманативная причина всё более и более стремилась стать имманентной причиной.
Упор на делах земных, несмотря на вмешательство
неоплатонизма, доминирует с тех пор, достигнув максимума в материализме и коммерциализме XX века.
Неоплатонизм касался исключительно проблем высокой метафизики.
Уму человека, незнакомого с основаниями
неоплатонизма, он может показаться массой спекуляций, смешанных с экстравагантными полётами фантазии.
Последний, в глазах современников, пропитывался
неоплатонизмом и в какой-то степени им поглощался, срастался с ним.
С точки зрения заново открывшегося
неоплатонизма и его интерпретации герметизма, эти произведения заиграли новыми, невиданными смыслами, которые стали более доступны.
По сути, началось перерождение
неоплатонизма из философии в богословие.
И из религии
неоплатонизм превратился опять в философию, причём его влияние на протяжении многих веков было незначительным.