Колебания погодных условий в степи имели как вековую и ежегодную, так и сезонную цикличность, влиявшей на образ жизни
номадов.
Деревня, община скотоводов или племя
номадов, кочующее в течение года по своим родовым владениям, не являются цивилизациями, поскольку цивилизации строят города.
Современные
номады монгольских степей называют себя халха-монголами.
То же безлюдье, то же безводье, то же бездорожье, то же грубое овечье и табунье хозяйство
номадов…
Изобретателями номадизма и первыми
номадами были, весьма возможно, знаменитые арии.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: продушить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Поэтому подвижность
номадов всегда антонировало неподвижности осёдлых этносов.
Между тем земледельческие общества, отличаясь от кочевых большей автаркичностью, самодостаточностью, не испытывали особого стремления вступать в экономические и иные контакты с миром
номадов (во всяком случае, равноценные, взаимовыгодные).
Теперь силы
номадов были объединены.
Эти
номады умеют и переносить голод и зачастую питаться травой вместо хлеба; а пьют они вообще только воду.
В сочетании с мобильностью – монголы могли проскакать 600 миль за девять дней, конечно, меняя коней, – армия вооружённых
номадов была практически несокрушима.
Осознавая всю важность, ответственность и сложность поставленной задачи, мы попытались представить в этой работе разностороннюю характеристику культуры, обрядности и жизни степного
номада на различных этапах его исторического прошлого.
На самом деле такой образ жизни – продукт современной дифференциации труда, когда всё необходимое
номад может купить на деньги, вырученные от продажи скота.
Огромная, «от моря до моря» полиэтническая империя
номадов, просуществовавшая пять столетий.
Внутри миниатюризированного мира аэропорта метафора
номада становится эмблематичной для определений пространства постмодерна (Augé 1995 / Оже 2017, Looser 2012).
Но даже узбеки дехкане отличаются от казахов – бывших
номадов кочевников.
Но только лишь буйствами и грабежом мирных соседей занимались
номады скифского времени?
Существование общества
номадов определялось возможностями природной среды обеспечивать их хозяйство необходимыми ресурсами.
Осталось понять, что же такого нового, передового привнесли в культуру
номадов куны-карасукцы?
Прежние пришельцы с востока были покорены новыми
номадами с той же стороны света.
Так что, прежде чем перейти собственно к истории
номадов я предлагаю вначале разобраться с происхождением домашней лошади: кто, где, когда и как её приручил.
Своего апогея практическое применение овечей шерсти достигло не в жарких странах, где
номады жили в палатках, а в евразийских степях с резкоконтинентальным климатом с холодными зимами.
Только порой при непредвзятом цитировании высказываний вождей
номадов в подобных документах возможно уловить истинный характер менталитета кочевников и их отношения к своим «цивилизованным» соседям.
Мы же в этом вопросе можем только допустить, что формирующиеся заново государства
номадов брали в качестве идеологического двигателя и подтверждения права на престол в новом общественном объединении имя своего известного и великого в генеологии предка.
Такие народы нередко называют
номадами, т.е. кочевниками.
Именно благодаря своему симбиозу с лошадью
номады евразийского голоцена смогли создать кочевую империю, уникальную по структуре, протяжённости и продолжительности существования.
Учесть их все – крайне амбициозная задача, но оставим ее в стороне, ибо в нашем конкретном случае мы можем ограничиться учетом только двух технологических линий, сыгравших определяющую роль в становлении цивилизации
номадов: развитие колесного транспорта и металлообработка.
Все данные указывают на то, что аланы – пришлые племена, вторгшиеся в размеренную жизнь европейских
номадов с востока.
Образовалась новая смешанная по происхождению элита
номадов, которая попала в европейские летописи под именем аланов.
Тут мнения историков несколько расходятся, но в принципе, если отбросить разночтения в названиях одного и того же народа в азиатских и европейских хрониках, а так же не зацикливаться на внутреннем делении крупных племенных объединений
номадов, то речь идёт об усунях, сако-массагетах и хуннах.
Большая сирийская пустыня или, лучше сказать, немногочисленные её оазисы, дававшие
номадам возможность существовать, находились в руках бедуинов.
Не кочевники просвещали земледельцев и обогащали их культуру, а наоборот, хлеборобы несли
номадам плоды прогресса.
Казахская пословица, в которой сконцентрирован тысячелетний опыт
номадов гласит: «Занимаешься животноводством – прежде всего разводи овец».
На рубеже тысячелетий искусство начинает напоминать
номада, который свободно перемещается в пространстве мировой культуры, включает в свой творческий арсенал художественные ценности всех времён и народов.
Но, конечно, если
номад попадёт в беду, понятно, что клуб его не бросит, и все парни за него впишутся.
Именно эта встреча изменила жизнь короля
номадов и всех его подданных.
Единственное, он может быть прикомандирован к любому чаптору для его усиления, но при этом он остаётся
номадом.
Более того, ведь по согласию между твоими предшественниками, каганами кочевников и нашими императорами, мы нанимали отряды
номадов в имперскую армию.
Северный мост тоже ведёт в земли
номадов, но в другую их часть – более приспособленную к жизни.
Я происхожу из старинной чиновничьей семьи и принадлежу, таким образом, к бездомной орде
номадов, расползающихся, как паразиты, по великому телу народа, перекочёвывающих с места на место, с одной службы на другую, как финны, живущие на горах, переходят с одного пастбища на другое.
Разбросанные по стране или живущие заграницей, путешествующие, цифровые
номады, они всегда оставались на связи.
Видно, что тот всерьёз хочет обогатить свой лингвистический багаж языком
номадов.
Бывало, что и с северными
номадами торговцев сводили напрямую.
– Согласен. Чрезмерно обыденно, – улыбнулся тот. – Быть может, желаешь отведать кактусового сбитня? Я отправлю воронов в поселение
номадов…
Цыганское безразличие к холоду и голоду – это, наверно, культурный код
номадов, всадников, голые ступни которых погружены в тёплую шерсть верблюдов.
Байкер, стремящийся к свободе и независимости, в неизменном движении по пути
номада, даже в эти мирные времена не может воспринимать дом как нечто постоянное.
– Нас гранатами закидали! Кафры в дальней части окопа сейчас,
Номад там был! А мы здесь, у навеса!
У
номадов нет обязанностей, и они ездят, где хотят, и занимаются, чем хотят.
Опасение за участь этого города, столь важного в глазах
номадов, заставило китайцев привести сюда 2000 собственных солдат и собрать 1000 монголов.
Другой способ охоты
номадов за дзеренами состоит в том, что монгол едет в степь на смирном и приученном к делу верблюде.
Часть этого последнего он неминуемо должен отдать в кумирни, так что
номад возвращается домой почти с пустыми руками.